Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе

Все предметы учебного плана средней общеобразовательной школы обладают профориентационным потенциалом. В ходе их изучения при условии применения педагогами развивающих личностно ориентированных образовательных технологий развиваются профессионально значимые склонности, способности, интересы учащихся, раскрываются политехнические основы выбора и получения профессии.

Средствами профессиональной ориентации школьников выступают изучение научных основ производства и формирование практических умений и навыков на уроках и факультативах естественно-математического цикла. Например, целенаправленное формирование расчетно-вычислительных, контрольно-измерительных, общетрудовых, конструктивно-экспериментальных и других умений, развитие технического мышления на практических и лабораторных занятиях будет способствовать сознательному и обоснованному выбору профессии финансово-экономического профиля, в сфере машиностроения или транспорта. Умения и навыки в области биологии и других естественнонаучных дисциплин могут использоваться школьниками в сельскохозяйственном труде или труде в сфере общественного питания. Наибольшими возможностями для практической подготовки к выбору профессии располагает трудовое обучение, в ходе которого учащиеся получают информацию и овладевают первоначальными трудовыми операциями по разным профессиям и специальностям.

Логическим продолжением профориентационных возможностей учебного процесса является внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Наиболее распространенными ее формами являются кружки (предметные, межпредметные, тематические, теоретического или прикладного направления, художественного или технического творчества), научно-технические клубы, малые академии, ученические конструкторские бюро и др. Так, в ходе кружковых занятий учащиеся готовят рефераты, конструируют и собирают приборы и оборудование, чертят схемы, изготавливают модели, выполняют заказы промышленных или сельскохозяйственных предприятий. В качестве эффективных форм профессиональной ориентации школьников зарекомендовали себя смотры талантов, конкурсы профессионального мастерства и творчества, олимпиады, турниры смекалистых, выставки технического творчества или результатов трудового обучения. Профессиональному самоопределению учащихся содействует приобщение учащихся к традициям трудовых и творческих коллективов через совместные производственные дела, субботники, экскурсии, спортивные соревнования, туристические подходы и т. п.

Многообразие занятий по интересам и трудовых дел позволит выявить и развить познавательные и профессиональные склонности, воспитать трудолюбие и творческое отношение к труду, развить техническое мышление, сформировать качества и умения будущих рационализаторов, изобретателей, исследователей.

Во многих учреждениях образования оформляются уголки профориентации. В них подобраны разнообразные материалы, плакаты, альбомы, подготовлены монтажи, мультимедийные презентации профориентационного характера. Организуются выставки лучших работ участников конкурса о любимой профессии «Все о профессиях»; оформляются стенды «Куда пойти учиться» или «Куда пойти работать»; вывешиваются рекомендательные списки литературы и т. д.

Практическая подготовка школьников к выбору профессии осуществляется во внеурочной деятельности учащихся (трудовой, игровой, организаторской, природоохранной, конструкторской, художественно-исполнительской и др.). Основными видами собственно трудовой деятельности школьников являются учебный (умственный и физический) труд, труд по самообслуживанию, общественно полезный труд, производительный труд.

В этих видах трудовой деятельности при правильной их педагогической инструментовке (рис. 63) воспитываются положительное отношение к труду, трудолюбие, ответственность, стремление качественно выполнить трудовые действия, целеустремленность, предприимчивость, деловитость, творческий подход к трудовой деятельности, уважение к людям труда, бережливое отношение к результатам труда, взаимопомощь, коллективизм, умение организовать индивидуальную и совместную работу, навыки соблюдения техники безопасности и другие свойства личности.

Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе - student2.ru

Рис. 63. Технология (этапы) организации трудовой деятельности школьников

По мнению исследователей, в современной школе должна быть такая трудовая деятельность, которая развивала бы не только трудовые и физические, но и интеллектуальные, социальные, коммуникативные, эстетические и другие способности детей. Например, на базе школы могут осуществляться различные технические, природоохранные, производственные программы, программы восстановления и сохранения историко-культурных памятников, сохранения народных ремесел и промыслов, программы милосердия и благотворительности и т. п. Необходимы трудовые дела, связанные с заботой о людях, с облагораживанием условий жизни школы, ее ближайших районов.

Важное направление профориентационной работы школы — координация деятельности и взаимодействие с центрами занятости и профориентации, с шефствующими предприятиями, внешкольными учреждениями, общественностью, а также с родителями учащимся.

Нетрудно заметить, что экономическое, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся осуществляются в педагогическом процессе в единстве и взаимосвязи друг с другом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте сущность понятий «экономической воспитание», «экономическая культура личности». Назовите цель и сформулируйте задачи экономического воспитания учащихся.

2. Определите понятие «экономическая позиция». Каковы показатели сформированности экономической позиции учащихся?

3. Охарактеризуйте пути, содержание и методы формирования экономической позиции учащихся с учетом их возрастных особенностей.

4. Установите взаимосвязь понятий «профессиональная ориентация» и «профессиональное самоопределение» учащихся. Назовите внутренние и внешние факторы профессионального самоопределения личности.

5. В чем заключается системный подход к профессиональной ориентации школьников? Охарактеризуйте ее этапы.

6. Каковы профориентационные возможности процесса обучения в школе?

7. Охарактеризуйте формы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, содействующие профессиональному самоопределению школьников.

Рекомендуемая литература

1.Ботько А. В. Экономическое воспитание школьников в условиях развития рыночной экономики : методическое пособие : в 2-х ч. Ч. 1. — Гродно : УО «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2003. — 94 с.

2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматыўных дакументаў МА Рэспублікі Беларусь. — 2007. — № 2. — С. 9—40.

3. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. — М. : Прометей ; Юрайт, 1999. — С. 283—287; 306—320.

4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М. : Изд. центр «Академия», 2002. — С. 315—320.

5.Степаненков Н. К. Педагогика школы : учеб. пособие. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2007. — С. 284—305.

6. Харламов И. Ф. Педагогика. — Минск : Універсітэцкае, 2000. — С. 400—416.

Глоссарий

Экономическое воспитание — целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на овладение экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеждений и качеств личности.

Экономическая позиция личности — система отношений личности к социально-экономическим процессам, экономическим институтам общества, а также к разным видам экономической деятельности и к себе как субъекту экономических отношений (гражданину, потребителю, налогоплательщику и т. д.) и деятельности. Экономическую позицию составляют взгляды, представления, убеждения, установки личности, в которых проявляется ее отношение к экономической стороне действительности.

Профессиональная ориентация — система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

Профессиональное просвещение — получение учащимся информации об отраслях народного хозяйства и о мире профессий, ознакомление с социально-экономическими и психологическими аспектами выбора профессии.

Профессиональное самоопределение — процесс становления личности как субъекта трудовой и профессиональной деятельности, важнейшим этапом которого является выбор профессии.

Тема 21

Формирование экологической культуры и здорового образа жизни

Умеренность — союзник природы и страж здоровья.

Абуль-Фарадж

Требования к компетентности по теме

 знать и уметь раскрывать сущность понятий «экологическая культура личности», знать и уметь охарактеризовать ее структурные компоненты, взаимосвязи между ними;

 знать и уметь обосновать приоритетность экологического воспитания, его цель, задачи, педагогические условия и пути осуществления;

 знать и уметь охарактеризовать технологии формирования экологической культуры школьников, уметь раскрывать возрастные особенности этого направления воспитательной работы;

 знать и уметь раскрывать содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая культура»; уметь обосновать пути и педагогические условия формирования здорового образа жизни;

 знать и уметь характеризовать основные направления и средства формирования здорового образа жизни школьников.

Основные вопросы

1. Экологическая культура личности: сущность, структура.

2.Технологии, возрастные особенности воспитания экологической культуры школьников.

3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности.

4. Основные направления работы школы по формированию у учащихся здорового образа жизни.

Наши рекомендации