Использование ментального потенциала для развития профессиональных способностей

Профессиональная деятельность определяет очень многое в нашей жизни. Строго говоря, без профессиональной деятельности в нашем мире жить невозможно, Даже нищий не .сможет обеспечить себе пропитание, если не будет обладать хотя бы элементарными профессиональными навыками нищего — умением просить и выпрашивать. При этом любая деятельность, с помощью которой человек более или менее систематически обеспечивает себе существование, может быть названа профессиональной, начинания с самых древних профессий и кончая современными. В конце концов, жизнь — это тоже своего рода профессия.

Первая встреча со своей будущей профессией и появление самых первых представлений о ней может произойти уже в раннем детстве. И эти первые представления могут сразу же начать реализовываться. Они становятся основой для детских игр «в доктора», «в шофера», «в космонавта» и т.д. В этих играх первые представления о профессиях проходят как бы апробацию, являются предметом и инструментом таких детских психологических экспериментов, о сложности и значении которых мы, взрослые, вероятно, даже и не догадываемся. Отложившись в подсознании, эти детские представления о профессиях могут оказывать незаметное, но весьма значительное влияние на всю жизнь человека.

Но, для осознанного профессионального выбора, с необходимостью которого человек сталкивается в юношеском возрасте, детских представлений недостаточно. Необходимо их развитие, соответствующее личности самого молодого человека. Трудно переоценить то значение, которое могли бы иметь при выборе профессии способность и навыки ментального мышления и работы со своими представлениями. Однако ментальное мышление для большей части человечества — дело более или менее отдаленного будущего. А как же обстоят дела сегодня?

Нередко учителя средних школ и преподаватели профтехучилищ, техникумов и вузов считают, что процесс профориентации завершается выбором профессии. Под этим выбором они понимают подачу заявления и поступление бывшего школьника в соответствующее учебное заведение. Такой подход к профориентации, возможно, и способствует формальному выполнению плана набора учащихся в профтехучилища и укомплектование контингента вузов, но совершенно не решает проблему создания профессионального потенциала общества и проблему развития личности. Как отмечает Ф. И. Иващенко: «Выбор профессии — не разовое действие, а длительный процесс. Поэтому его чаще называют процессом профессионального самоопределения» По наблюдениям мастеров профтехучилищ и преподавателей других учебных заведений, профессиональные мотивировки юношей и девушек, вступающих во взрослую жизнь, бывают весьма поверхностны. Нередко выбор профессии вообще их не интересует, что уже само по себе может рассматриваться как педагогическая запущенность. Потенциала и мышления не хватает даже на то, чтобы подумать: «А как же я буду зарабатывать себе на жизнь?». Это следовало бы признать психической неполноценностью, и слишком много окажется таких неполноценных. В нашем обществе такая придурь в порядке вещей.

Порой какое-либо внешнее влияние, в том числе и воздействие профориентационной работы, может побудить их к выбору определенной профессии, однако выбор от этого не перестает быть случайным, так как не обусловлен внутренними исканиями личности и не связан с ее предназначением в этом мире. У этих молодых людей порой не сформировался даже начальный интерес к профессии. Они могут поступить куда-нибудь учиться, как они сами говорят, «за компанию» вместе с друзьями. Дорого ли стоит такая жизнь — пустая копия с чужой жизни? Поэтому такой выбор профессии по сути — не завершение, а только начало работы педагогов по профориентации.

Для того, чтобы выбор профессии не был случайным, в ходе профориентации необходимо донести психологическое содержание профессии, ее глубокий смысл до таких струн юношеской души, в которых они могут найти резонанс. Для этого нужны не случайные сведения о профессии, а глубокие и яркие представления. В проводимых автором в 1986—87 гг. исследованиях была поставлена задача определить, является ли формирование достаточно полных профессиональных представлений у школьников необходимым элементом профориентации или такие представления должны формироваться уже после поступления в учебные заведения.

Профессиональные представления играют роль информационной основы профессионального становления личности. Б. А. Душков отмечает: «Наблюдениями установлено, что путь человека в профессию содержит в себе три этапа. Первый этап — это знакомство с профессий, и, как итог этого знакомства — представление о ней. Второй — осознание своих склонностей и способностей применительно к стереотипному образу избранной профессии. Третий этап состоит в том, что человек принимает решение, будет ли он заниматься тем или другим делом. ..»

Вместе с том, представления о профессии связаны с формированием как профессиональных мотивов и потребностей, так и эмоционального отношения к профессии в целом. В силу этого профессиональные представления можно рассматривать как системообразующий фактор профессиональной ориентации.

Следует отметить, что неполные отрывочные профессиональные представления не обладают значительным психоэнергетическим потенциалом и не могут служить основой генерализированных установок личности. И наоборот, достаточно полные и четкие профессиональные представления, обладающие значительным энергоинформационным потенциалом, способны привлечь к профессии наиболее актуальные интересы личности, охватить значительные области ее ценностных ориентации, иначе говоря, сделать профессию главной мечтой и целью жизни.

Когда речь идет о психических установках, современная психология выделяет в них познавательные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Профессиональные представления как раз и являются основными познавательными компонентами профессиональных установок. Формирование интереса к определенной профессии, эмоционально окрашенного отношения к ней, при котором профессия видится в особом ореоле романтики, в особой ауре, воспринимается как дверь в новую удивительную жизнь,— все это происходит на основе профессиональных представлений и служит исходным пунктом для образования профессиональных диспозиций личности. Таким образом, складывающаяся в результате развития профессиональных представлений система установок различных уровней создаст предпосылки для профессионального самоопределения личности.

Что движет человеком, когда он выбирает профессию? Какие силы толкают его к тому или иному варианту? В психологии эти силы называются потребностями и мотивами. Сознательный и закономерный выбор профессии представляет собой определенную деятельность, и, как всякая деятельность, должен иметь соответствующий мотив. Следует отметить, что профессиональные представления являются не только познавательными компонентами установок, но и энергоинформационной основой формирования мотивов.

Проблема формирования мотивов поведения, в том числе и профессиональных, является очень актуальной в современной психологии. В целом, позиции большинства исследователей совпадают в выводах о наличии предварительных связей между потребностью и ее предметом. Эти связи служат основой формирования мотивов. Для актуализации, пробуждения потребности и возникновения мотива потребность должна «узнавать» свой предмет. Следовательно, наличие более или менее отчетливого и осознанного представления является предпосылкой формирования мотива. По сути, мотив — это и есть образ предмета потребности, представление о нем, побуждающее человека действовать.

Роль профессиональных представлений в формировании начальных профессиональных представлений можно проследить с помощью предложенного нами понятия «мотивационный поток». Сущность данного понятия заключается в следующем. Человек одновременно испытывает множество воздействий окружающей среды, несущих ему самую различную информацию. Не все информационные воздействия воспринимаются человеком в равное мере. Больше шансов быть воспринятыми имеют те воздействия, которые в большей мере связаны с потребностями человека, с направленностью его активности, Само восприятие информационного воздействия становится, таким образом, началом актуализации некоторой потребности, своего рода всплеском активности. Однако судьба этих всплесков активности различна. Некоторые из них тут же гаснут, уступая место другим. Отдельные всплески, взаимодействуя друг с другом, вызывают боле интенсивную актуализацию потребности. Высокий уровень актуализации потребности приводит к формированию направленности индивида на источник информации, к формированию на основе данной потребности установок и мотивов поведения. При достаточной интенсивности процесса актуализации потребности последняя может претерпевать изменения, развиваясь или трансформируясь в другую потребность на основе и в соответствии с характером информационных воздействий.

Происходящие при этом изменения в мотивационной сфере (включая установки, мотивы и потребности) представляют собой единый процесс развития побуждения в определенном направлении. Этот процесс, охватывающий все более глубокие области мотивации, мы и называем мотивационным потоком.

Таким образом, понятие мотивационного потока Позволяет сделать вывод, что профессиональные представления являются энергоинформационной основой всего процесса формирования потребности в определенной профессии, Уровень профессиональных представлений, сложившийся в школьные годы, во многом определяет весь дальнейший процесс профессионального становления личности, в том числе и процесс профессионального обучения. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного в четырех профтехучилищах Беларуси. Опрошено было 206 учащихся. В соответствии с данными исследования, 28,15% учащихся имели полное представление о профессии; 26,21% — в основном представляли себе профессию; 31,55% имели некоторые сведения о профессии; очень мало знали о профессии — 14,07% учащихся. Таким образом, до поступления в училище более или менее полное представление об избранной профессии имели лишь 54,36% учащихся.

Аналогичные результаты дало исследование в Минском институте культуры, которое охватило 177 студентов различных курсов. Нас интересовало, в какой мере основой формирования профессиональных намерений студентов явились знания об избранной профессии. Анализируя ответы на вопрос «Что вы знали об избираемой специальности до поступления в учебное заведение?», мы выявили, что продуманно и осознанно к выбору профессии подошло 58,2% опрошенных. Это прежде всего студенты, имевшие опыт практической работы в сфере культпросветдеятельности (21,5%), что дало им возможность осуществить пробу сил, убедиться в своей профессиональной пригодности, изучить требования профессии. В эту категорию вошли также студенты, имеющие достаточно полное представление о содержании своей будущей профессии па основе полученной информации. 48% юношей и девушек, обучающихся на факультете культпросветработы, имели лишь приблизительное представление о выбираемой профессии.

Информирование о профессии — это первый этап профессиональной ориентации, в ходе которого складываются профессиональные представления. Если этот этап проходит успешно, то психика человека вступает во второй этап — начинает формироваться интерес к профессии и мотивы профессиональной и профессионально-учебной деятельности. И, наконец, на третьем этапе включаются самые глубокие сферы человеческой психики — начинают формироваться профессиональные потребности. Пока не сформированы профессиональные потребности, интерес к профессии носит случайный характер, отношение к профессии неустойчивое и изменчивое. Постоянно требуются специальные усилия воли и затраты духовной энергии, чтобы заставить себя изучать профессию и работать по этой профессии. Но если профессиональные потребности сложились, наша психика автоматически, как стрелка компаса, поворачивается ко всему, что связано с профессией. Вся наша жизнь, и наш досуг, и общение с окружающими, и отношение к окружающему — все оказывается связанным с нашей профессией. Профессиональная учеба и профессиональная деятельность в этом случае не отнимает у нас духовную энергию, а наоборот — дает нам все новые духовные силы, вызывает чувство удовлетворения и душевного подъема. Поэтому потребность в избранной профессии является необходимым условием профессионального Уровень начальных профессиональных представлений совершенствования и развития профессиональных способностей.

Если у вас нет внутренней потребности в вашей профессии, если нет глубокого внутреннего интереса, если вы не ощущаете, что это — ваше призвание, все ваши попытки развивать свои профессиональные способности не дадут серьезных результатов. Они обречены на провал еще до того, как начнутся. И именно развитое представление о своей профессии является первым условием формирования интереса к профессии и потребности в ней, в ее изучении. На приведенном здесь графике показана зависимость интереса к занятиям от первоначальных профессиональных представлений, выявленная в ходе исследования среди учащихся профтехучилищ.

Как видно из графика, существует однозначная зависимость: чем выше уровень профессиональных представлений, тем больше интерес к занятиям.

Итак, мы ответили па вопрос, что надо делать сначала для развития профессиональных способностей — развивать профессиональные представления. Теперь мы рассмотрим вопрос, как это делать. Из глубокой древности до нас дошли два принципа выполнения любой работы, И эти принципы поистине могут быть названы золотыми. Это спокойствие и внимательность. Спокойствие для европейского человека означает прежде всего прекращение спешки, которая возникает у нас постоянно и на разных уровнях психики. Весь наш образ жизни ежеминутно и ежечасно формирует у нас все новые напряжения и все новые поводы для спешки. Кроме того, что спешка является главным врагом интереса и желания что-нибудь делать, спешка совершенно несовместима с внимательностью.

Каждая, даже самая незначительная, работа требует сосредоточенности и полного внимания. Если, например, вы хотите продеть нитку в игольное ушко, вы должны устранить все ворсинки на ее конце, после чего очень аккуратно и с большим вниманием ввести в игольное ушко. Когда вы забираетесь в гору или спускаетесь с крутого обрыва, вы должны быть внимательны, иначе вы поскользнетесь и упадете вниз. Если вы едете на машине и увлечены разговором с другом, которого везете, вы рискуете попасть в аварию. Если вы хотя бы немного рассеяны, то, идя по дороге, можете споткнуться о камень и упасть. Невнимательный парикмахер может отрезать нос своему клиенту, а невнимательная прачка может сжечь одежду при утюжке.

Всегда следует направлять ум на ту работу, которую мы в данный момент делаем. Вкладывать в нее всю душу и сердце, даже если другие думают, что это какая-нибудь мелочь. Мы не имеет права заниматься мелочами. Невнимательность и безразличие к своим собственным действиям — это путь к Духовному самоубийству. Все, что мы делаем, мы Должны делать так, словно выполняем священные таинства, пусть это будет даже незначительная работа, вроде очистки бананов или выжимания сока из лимона. Так мы сможем приблизиться к пониманию того эзотерического смысла и тех глубоких сил, которые скрыты в каждом нашем движении.

Никогда и ничего не следует делать бессистемно. Никогда не следует спешить во время еды. Никогда не следует делать поспешных заключений. Никогда и ничего не следует делать поспешно.

Как писал один из ранних христианских отцов-пустынников Святой Авва Дорофей: «Чтобы вы ни делали, даже если это крайне неотложное и требующее большой внимательности дело, нельзя спорить и возбуждаться. Уверяю, что вес того, что вы делаете, будь оно великим или малым, — это лишь одна восьмая часть проблемы, а вот сохранить спокойным свое состояние, даже если это приведет к неудаче в выполнении задачи, — это остальные семь восьмых. Поэтому, если вы заняты каким-то делом, вопросом, желая выполнить его наилучшим образом, то постарайтесь довести его до конца, что, как я уже сказал, составит одну восьмую проблемы, и в то же время постарайтесь сохранить свое состояние незатронутым, что составит семь восьмых. Но если выполнение вашей задачи будет неизбежно связано с тем, что вы утратите равновесие и навредите себе или другому, вступая с ним в спор, то не следует, конечно, терять семь восьмых ради сохранения одной восьмой».

Никакая работа не может быть выполнена успешно без спокойствия и сосредоточенности. Все, кто достигли успеха и стали великими, обладали этими качествами. Нам всегда будет сопутствовать успех во всем, за что бы мы ни взялись; мы никогда не будем терпеть неудач, если научимся делать свою работу не торопясь и с совершенным вниманием.

Теперь, когда мы знаем, как пробудить у себя интерес к своей профессии и сделать ее своим призванием, у нас есть вес условия для развития своих профессиональных способностей и профессионального мастерства. Собственно говоря, мы уже начали развивать свои профессиональные способности, так как потребность в профессии, профессиональные склонности являются неотъемлемой частью этих способностей. Все профессии можно условно разделить на три группы: профессии, связанные с работой с природой, ее объектами; профессии, предполагающие работу с техникой, материальными объектами; профессии, связанные с работой с людьми, их чувствами, мыслями, идеями и установками. Однако, какую бы профессию мы ни взяли, она предполагает выполнение определенных операций, то ли мысленных, то ли физических действий. В качестве трудовых операций может рассматриваться как серия движений руки, так и определенный процесс целенаправленного движения мыслей. Сущностью трудовой операции является решение определенной задачи в ходе выполнения своей профессиональной деятельности. Следовательно, профессиональные способности и профессиональное мастерство определяются тем, насколько эффективно мы можем выполнять как отдельные операции, так и всю профессиональную деятельность в целом.

Высший уровень развития способностей, при котором человек может выполнять деятельность, недоступную другим людям, делать то, что не может никто другой, называется талантом.

Прежде чем выполнить какую-либо операцию, мы должны представить себе цель этой операции, то есть — что мы должны получить в результате, а также представить наши физические или психические движения, с помощью которых мы будем достигать этой цели. У нас должен сложиться мысленный образ, представление операции. И чем ярче и отчетливей будет это представление, тем более эффективным будут наши действия, тем лучше мы сможем выполнить операцию. Так, например, в некоторых школах восточной гимнастики большая часть времени в ходе тренировок уделяется медитации над осваиваемыми приемами и движениями, а потом оказывается достаточно лишь несколько физических повторений для их освоения. Таким образом, может быть вызван рост мышечной массы без всяких физических упражнений. Единственное, что для этого необходимо — это достаточная сила представлений, их высокий психоэнергетический потенциал. Как пишет Д. Г, Скотт: «...Мысленно работая над совершенствованием мастерства, которым вы хотите овладеть, вы можете представлять, что вы делаете эту работу превосходно, что дает- вам идеальную модель, к которой вы можете стремиться, когда вы заняты реальной деятельностью. Использование этой идеальной модели является решающим для вашего успеха. Вам нужно представить, что вы владеете данным мастерством в совершенстве, чтобы достичь этой цели. И наоборот, если вы совершаете ошибки в мысленной тренировке, вы допустите те же ошибки при реальной деятельности. Таким образом, чтобы лучше печатать на машинке, представляйте, что правильно нажимаете каждую клавишу. Чтобы улучшить ваши способности в области сбыта, представляйте, что вы великолепно выполняете презентацию, задаете правильные вопросы и выполняете все поставки. Если ошибка появится при вызывании зрительных образов, просто представьте себе, что вы быстро се исправляете».

При ментально» практике развития способностей мы не только совершенствуем свои профессиональные качества, но и в определенной мере «программируем» будущие события. Поэтому здесь необходимо учитывать тонкое различие между представлением профессионального действия вообще и представлением этого профессионального действия в конкретной ситуации. Может случиться так, что представить выполнение операции в конкретной ситуации нам будет трудно, так как отрицательный энергоинформационный потенциал этого предстоящего события превышает наши возможности. В то же время, может оказаться достаточно легким представить выполнение данной операции в какой-либо другой ситуации. Поэтому первоначально следует мысленно отрабатывать свои действия и свои способности в нейтральных ситуациях и лишь потом пытаться представлять их в сложных ситуациях.

При ментальной работе следует учитывать также и свои индивидуальные особенности. Одни и те же операции каждый человек может выполнять по-своему, в соответствии с особенностями своего темперамента, черт характера, психофизической конституции. Поэтому в ходе развития профессиональных способностей важно создать свой собственный индивидуальный стиль деятельности. И здесь даже людям одной профессии для развития одинаковых профессиональных способностей могут понадобиться различные ментальные образы и представления. С учетом этого можно использовать следующие рекомендации: «Вначале выберите метод, который вы реально освоили или видели, как кто-либо его использует, и мысленно вызовите этот образ. Например, если вы уже освоили некоторые основные операции при работе с текстовым процессором, мысленно представляйте, как кто-либо произносит выразительную речь, представляйте, что вы говорите, используя тот же прием, что и оратор.

— Представляйте, что вы делаете все, что бы вы ни делали, правильно и эффективно, так как ваш мысленный образ постепенно воплотится в реальность.

— Представляйте как можно ярче, что вы владеете желаемым мастерством. Представляйте окружающую обстановку, представляйте, что вы и другие люди одеты соответствующим для тренировки в этом мастерстве образом, замечайте всех других людей, окружающих вас. Чем более реальный образ вы сможете создать при своей мысленной тренировке, тем сильнее он будет при воплощении в реальную жизнь.

— Повторяйте это вызывание образов вновь и вновь, чтобы придать ему большую силу.

— Убеждайтесь, что вы становитесь более умелым и уверенным, и чувствуете больше уверенности в себе по мере тренировки, так как это чувство будет переноситься в реальную обстановку и поможет вам лучше работать. Когда вы вернетесь в нормальное сознательное состояние, возьмите с собой это ощущение успеха и уверенности».

Индивидуальные особенности человека, благоприятные для развития тех или иных профессиональных способностей, имеют в своей основе определенные энергоинформационные структуры человеческого «Я», так называемые- «рефлексогенные зоны» или «энергетические центры». В целом энергетические центры могут быть разделены на физические или телесные, эмоциональные и ментальные. Соответственно развитие тех или иных центров обусловливает физические, эмоциональные и ментальные качества человека. Некоторые способности требуют сочетания определенных центров. Так, в китайских системах психофизической тренировки особое значение придается развитию группы центров, обеспечивающих способности человека, так называемому тандену. В танден входит в числе других и третий энергетический центр — центр энергетичности и предприимчивости. Люди, у которых он наиболее развит, очень энергичны, настойчивы и становятся неутомимыми тружениками. Они имеют удивительные способности к руководящей деятельности, Среди таких людей мы находим известных политических лидеров, военных и руководителей, генералов и командиров, которым нравится борьба, преодоление препятствий, Способности к интеллектуальной деятельности больше связаны с шестым центром — центром интеллектуальной энергии.

Развивать те или иные центры и соответствующие им профессиональные качества можно с помощью специальных психоэнергетических упражнений. Прежде всего необходимо научиться представлять себе соотношение различных частей нашего тела со структурой энергетических центров. Это соотношение представлено на рисунке. Первый, нижний центр, муладхара — центр энергии тканей организма. Он обеспечивает крепость костей, эластичность мышечных волокон, оптимальный состав крови, лимфы и т.д. Второй центр — свадхистана, обеспечивает жизненной силой функциональные системы организма: пищеварительную, сердечно-сосудистую, опорно-двигательный аппарат и т.д. Третий центр — манипура, как уже было сказано, обуславливает энергичность движений, действий и поступков. Третий центр также дает энергию различных форм простых эмоций, различным проявлениям покоя или беспокойства. Четвертый центр — ана-хата — это центр наиболее сильных эмоций, многообразных проявлений любви, гнева и страха. Пятый центр — вишудха — центр тонких эмоций, различных форм радости и огорчения. Шестой центр — аджна, называемый в эзотерических учениях «третьим глазом», — это центр мышления и интуиции. И, наконец, седьмой центр, сахасрара — это центр наиболее высоких состояний сознания или, как иногда называют, центр космического сознания.

Развивая те или иные центры, можно формировать такие индивидуальные особенности, которые необходимы для совершенствования профессиональных способностей и профессионального мастерства. Развитие центров — процесс чрезвычайно сложный и обусловленный очень многими внутренними и внешними факторами. Поэтому здесь мы дадим лишь одно из наиболее простых и доступных упражнений, однако выполнять его следует весьма точно и внимательно, строго следуя приведенному описанию. Называется упражнение — «Представление центров». Выполняется оно следующим образом.

Садимся в одну из медитативных поз, устанавливая позвоночник, шею и голову на одной линии, строго перпендикулярно поверхности земли. В течение 5 минут сосредоточиваемся на своем теле, успокаивая дыхание и сбрасывая все лишние напряжения. Чтобы лучше расслабить лицо, слегка улыбаемся уголками рта.

Затем начинаем сосредоточиваться на основании позвоночника, на области копчика и чуть-чуть ниже. Представим себе, что эта область светится глубоким красным светом, а во всем теле, в каждой. клеточке тела возникает ощущение уверенности, покоя, внутренней силы. Это представление, так же, как и представления других центров, должно делиться в течение 3—5 минут. Представление нижнего центра и связанных с ним ощущений развивает сопротивляемость организма, его устойчивость по отношению к внешним воздействиям (ожогам, обморожениям, травмам, отравлениям и т.д.).

Затем внимание переносится на нижнюю часть поясницы на уровне лобковой кости. Представляем, что эта область светиться оранжевым светом, все части ела, все органы наполняются жизненной силой, от которой они словно пробуждаются и расцветают. Ощущаем гармонию и блаженство во всем теле. Это представление развивает интерес к жизни, обостряет восприятие, создает несокрушимое здоровье нашего организма, развивает способности к экстрасенсорному взаимодействию с силами природы.

Дальше сосредоточиваемся на области между солнечным сплетением и пупком, Представляем, что эта область светиться ярким желтым светом, в мышцах и во всем теле возникает глубокий покой, словно океан, в котором скапливаются дремлющие силы бурь и тайфунов, словно спящий вулкан, хранящий в своих недрах океаны огня. И чем глубже покой, тем более мощные и необычные силы сосредоточиваются в нем. Это представление развивает уверенность в себе, уравновешенность, волевые качества, силу и быстроту движений,

После этого сосредоточиваем внимание в центре грудной клетки. Представляем, что эта область светится нежным зеленым светом, и наше внутреннее «Я» наполняется добротой и любовью, всеобъемлющей любовью ко всему мирозданию и к самому себе, как части этого мироздания. Улыбаемся самому себе и всей Вселенной и представляем, что улыбка охватывает не только мышцы рта, но каждую клеточку нашего тела. Улыбаемся всей своей сущностью, словно внутри нас наступает рассвет, входит солнце и озаряет все пространство ослепительным светом. Это представление очищает подсознание человека от скрытых комплексов и напряжений, улучшает сон и работу сердечно-сосудистой системы. Это представление может способствовать развитию артистических, дипломатических и педагогических способностей.

Обращаясь к пятому центру, сосредоточиваемся у основания шеи. Представляем, что эта область светится спокойным голубым светом, а наше внутреннее «Я» охватывается чувством всеобъемлющей радости. Эта радость наполняет каждую клеточку нашего тела, каждое наше дыхание, каждую мысль. Благодаря радости мы появляемся в этом мире и словно впервые дышим, впервые ощущаем этот мир и радуемся каждому ощущению, каждому предмету, каждому событию, мы появляемся из небытия. Это представление способствует развитию чувства красоты и гармонии, улучшает деятельность желез, тимуса, эндокринной системы, повышает возможности экстрасенсорного взаимодействия с окружающим миром, способствует развитию способностей к различным видам художественной деятельности, к образному мышлению.

Затем внимание сосредоточивается в центре головы на уровне междубровья. Мысли и цели становятся четкими и кристально ясными. Представляем себе уходящую в бесконечность перспективу развития нашего «Я». Ощущаем веру в себя и в свое будущее, такую же крепкую, как наша вера в восход солнца. Это представление укрепляет нервную систему, увеличивает ментальный потенциал личности, развивает удачливость, способность контролировать события и направлять линию своей жизни, развивает способности к абстрактному мышлению и к научно-исследовательской деятельности, способности к телепатии и ясновидению.

Начиная работу с седьмым центром, сосредоточиваемся на верхней части головы в области макушки. Представляем, что эта область светится всеобъемлющим глубоким фиолетовым светом. Пытаемся представить, насколько можем, бесконечность пространства и времени, грандиозность мироздания. Ощущаем себя частицей этого мироздания. Данное представление создает предпосылки для достижения измененных состояний сознания, к возникновению новых форм сознания и мировосприятия. Способствует развитию дара предвидения, выхода сознания за рамки пространства и времени, достижению сверхнормальных сил и способностей.

Как уже было отмечено, каждому центру следует уделять 3—5 минут, однако если есть необходимость особенно интенсивного развития какого-либо центра, это время может быть увеличено до 10—15 минут для данного центра. После выполнения этого упражнения в обязательном порядке в течение 15—20 минут выполняется глубокое расслабление в положении лежа на спине. Как указывают эзотерические источники, развитие центров — процесс сравнительно длительный. Для получения хотя бы минимальных результатов требуется по меньшей мере три-четыре месяца ежедневных занятий. Однако грандиозность результатов, которые могут быть получены, поистине оправдывают любые усилия.

Глава пятнадцатая

Наши рекомендации