Практическая работа с учащимися и использование её результатов

Очень интересной и эффективной является практическая работа учащихся. Проводится эта форма работы как отдельное мероприятие или как составная часть урока, включает в себя сочинения и рисунки в младших и средних классах, эссе и рефераты в старших классах, письменные вопросы, отзывы и пожелания после проведённых занятий, обмен информацией, полученной на уроках Трезвости с родными и близкими.

В четвёртых классах наиболее эффективной формой совместной практической работы является домашняя работа учащихся и их родителей – написание сочинения и изготовление рисунка. Причём помощь родителей при выполнении домашнего задания желательна и одобряется.

Когда в процессе урока Трезвости учащиеся читают свои сочинения и показывают рисунки, ведётся видеосъёмка. Лучшие сочинения, рисунки и отзывы используются в процессе дальнейшего проведения занятий. Очень хорошее впечатление на старшеклассников и студентов производит просмотр фрагментов чтения учащимися 4-х классов сочинений о Трезвости, снятых на видео. Иногда слушатели сопровождают их аплодисментами.

Практические задания, как самостоятельная работа по различным темам, способствует закреплению полученных знаний науки Трезвости, развитию творческих способностей в письменном и изобразительном искусстве.

Отзывы об уроках

Давно известно, что наилучший способ обучения - обучение на примерах. Использование наиболее ярких отзывов учащихся в процессе уроков и бесед помогают быстро опровергнуть и изменить ложное убеждение, высказанное большинством.

Вот один из способов опровержения ложных убеждений с использованием отзыва одной из учениц 5-го класса. Перед Новым годом я спрашиваю учащихся 4-х – 6-х классов: «Поднимите руку, кто пробовал безалкогольное шампанское?». Поднимает руку большая часть класса. Задаю следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, безалкогольное шампанское вредное? «Нет, это газировка», – отвечают школьники. Зачитываю отзыв ученицы 5-го класса: «Ужас, как люблю детское шампанское. А можно мне на Новый год немного настоящего? Я знаю, что это плохо!? Но я только чуть-чуть!!??». «Как вы считаете, - обращаюсь к учащимся, - эта девочка меня послушает, если я ей скажу, что не следует пробовать?». «Нет, дружно отвечают дети, - она вас не послушает, всё равно попробует!». «Почему?», - спрашиваю я. Потому что она уже привыкла к детскому, и из-за этой привычки ей захотелось «настоящего». Задаю следующий вопрос : «Как вы думаете, для чего алкогольные производители придумали детское шампанское и продают его?». Ученики отвечают: «Для того, чтобы дети привыкли к нему, а после перешли на алкогольное шампанское».. Повторяю вопрос: «Скажите, безалкогольное шампанское вредное?». «Да!», - дружно отвечают дети. А некоторые после урока пишут в отзыве: «Детскому шампанскому – нет, газированной воде – да!»

Очень быстро ученики младших и средних классов осваивают язык утверждения и сохранения Трезвости (язык УСТ) при разборе письменных отзывов, пожеланий и вопросов, Наиболее подробно этот процесс описан в учебном пособии «Уроки Трезвости» [1, сс.32 – 34].

Осознание важности Трезвости после проведения первого урока ярко выражено в отзывах учащихся и студентов, из которых два приведены ниже.

1. «Замечательный урок! Я даже не знал, что всё начинается с трезвости. У меня есть друг, хотел курить и курил, но после вашего урока он сказал: «Нет!!!» К счастью, у меня родители не курят, только дедушка и бабушка, больше никто. Приходите, вы очень нужны всем». Ученик 4-го класса, г. Тюмень.

2. Когда после вашей лекции выходишь на улицу, в эту крепко сколоченную псевдокультуру, всё, сказанное вами кажется бредом. Но это же влияние табачно-алкогольной программы! Надо идти в Трезвую Тюмень и освобождаться от её зависимости. Студент 2-го курса ТГНГУ г. Тюмень.

Сочинения

Иногда во время беседы старшеклассники или студенты задают вопрос: «Вы бывший алкоголик?». Отвечаю им: «Я сознательный трезвенник, У сознательных трезвенников слово «алкоголик» практически не употребляется, а используется синоним – «бывший трезвенник». Это отличие хорошо понимают учащиеся младших классов, в которых проводятся уроки Трезвости. Вот одно из сочинений и рисунок ученицы 4-го класса». Показываю рисунок, где изображён трезвенник и бывший трезвенник, зачитываю сочинение:

«Что такое Трезвость? Трезвость – это естественное состояние человека, семьи, общества. Каждый человек рождается трезвым. Жить в Трезвости так же естественно, как быть здоровым. Когда человек травится алкоголем, и не только им, хотя бы один раз в месяц или в год, он не алкоголик, а бывший трезвенник. А тот, кто вообще не травится ядом, то он трезвенник. Этих людей, которые травятся ядом, назвали бывшими трезвенниками потому, что алкоголик – это очень обидное прозвище. Ведь люди не виноваты в том, что травятся ядами. Но люди ответственны за свои поступки, и расплату получаю с первой каплей яда. Живите трезво, ведь Трезвость – воля народа!» Ученица 4-го класса, школа №40,г. Тюмень..

После такой подачи учебного материала слушатели подобных вопросов не задают. С отзывами, пожеланиями и сочинениями учащихся можно ознакомиться на сайте Городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень».

Работа с родителями

Для формирования трезвых убеждений родителей, используются следующие формы работы: беседы на школьных и классных родительских собраниях, анкетирование, совместные практические работы по определённым темам домашнего задания учащихся.

Беседа

Эффективность беседы с родителями зависит от того, насколько они готовы к восприятию и осознанию получаемой информации науки Трезвости. Подготовка родителей проводится опосредовано через беседы в семейной обстановке, когда дети делятся с ними полученными знаниями на уроках Трезвости и домашними заданиями.

Перед проведением беседы с родителями необходимо провести не менее двух уроков Трезвости с их детьми. Желательно снять на видеокамеру эти уроки. На заключительном уроке дать учащимся домашнее задание: написать сочинение о Трезвости и сделать рисунок.

Тема рисунка: «Влияние Трезвости на человека, семью, общество, природу». В рисунке должен быть короткий лозунг на избранную тему, в котором были бы слова «Трезвость» или «трезвый», например, если рисунок на тему «Положительное влияние Трезвости на семью», то лозунг может быть такой: «Трезвые родители – счастливые дети!».

Тема сочинения свободная, содержание должно включать в себя наиболее яркие моменты жизни человека, семьи, общества, связанные с Трезвостью. Сочинение пишется с использованием языка УСТ в виде короткого рассказа собственноручно не менее 70-ти слов рукописного текста (около половины тетрадной страницы в линейку). Разрешается и одобряется помощь родителей при выполнении домашнего задания. За рисунки и сочинения учащиеся получают оценки.

После выполнения домашнего задания и его оценки, классный руководитель передаёт все материалы учителю Трезвости. Учитель Трезвости сканирует сочинения и рисунки, обрабатывает материал и выбирает 10 лучших работ. На основе видеоматериала создаётся ролик на 3 - 5 минут из наиболее ярких фрагментов выступлений учащихся. После выполнения этой работы назначается срок проведения родительского собрания.

В процессе беседы родителям коротко сообщается информация, которую получили дети на уроках Трезвости, зачитываются и показываются с помощью видеопроектора лучшие сочинения и рисунки учащихся. Желательно первую беседу с родителями провести вместе с их детьми, где учащиеся сами зачитывают свои сочинения и показывают рисунки. На следующих беседах родителям зачитываются и показываются оставшиеся сочинения и рисунки учащихся. В конце беседы просмотр видеоролика с выступлениями учащихся в процессе уроков.

Методическое обеспечение, содержание беседы с родителями подробно описано в материалах 13-й научно-практической конференции «Союза УСТ «Трезвый Урал» [2, c. 27-30].

Анкетирование

Опросный лист выдаётся родителям для заполнения в конце беседы. Первые три вопроса желательно сохранить именно в такой форме и в такой последовательности, в какой они представлены в опросном листе. Как показывает практика, отвечая на первые три вопроса, большая часть родителей подчёркивает ответы: «Да», «не возражаю», и соглашаются на проведение следующей беседы.

Опросный лист для родителей

1.Вы уверены в том, что ваш ребёнок в будущем сохранит свою естественную трезвость? Да, не знаю, нет

2. Вы хотите, чтобы уроки Трезвости продолжались с учащимися вашего класса? Да, не возражаю, нет.

3. Вы хотите, чтобы для родителей вашего класса на следующем собрании была проведена короткая беседа на тему: «Как сохранить естественную трезвость у детей»? Да, не возражаю, нет

4. Вы согласны с инициативой вынесения продажи алкоголя и табака за поселения в специализированные магазины? Да, не возражаю, нет.

Если третий вопрос написать, например, в следующем виде: «Вы хотите, чтобы для родителей вашего класса на следующем собрании была проведена короткая беседа о Трезвости?», то, возможно, большая часть родителей ответит: «Нет». Как показала практика, желающие находятся, но они остаются в меньшинстве. Вот результат опроса родителей после проведения одной из очень хорошо подготовленной совместной беседы учеников и родителей, где присутствовало 22 человека из родителей и 24 человека из учащихся.

Результаты опроса родителей

1.Вы уверены в том, что ваш ребёнок в будущем сохранит свою естественную трезвость?

Да- 13, не знаю - 8, нет- 1.

2. Вы хотите, чтобы уроки Трезвости продолжались с учащимися вашего класса?

Да - 14, не возражаю- 6, нет- 2.

3. Вы хотите, чтобы для родителей вашего класса на следующем

собрании была проведена короткая беседа о Трезвости?

Да – 9,нет –12 (один родитель не подчеркнул ответ).

4. Вы согласны с инициативой вынесения продажи алкоголя и табака за поселения в специализированные магазины?

Да -18, нет- 3 (один родитель не подчеркнул ответ).

Игровое обучение

Совместное исполнение песен

Хорошие слова, сложенные в стихотворную форму, увлекают и рождают добрые мысли у слушателей. Музыка соединяет людей в едином чувстве. Мелодия усиливает влияние текста, формируя ценностные установки у человека, минуя контроль разума. Очень важно, какие песни слушает молодёжь. Если песни рождают негативные мысли, то они ведут человека к разрушительным действиям, если песни рождают добрые мысли, то они ведут человека к жизнеутверждающим, созидательным действиям.

На уроках Трезвости в младших и средних классах, если есть видео проектор, я использую аудио и видеозапись песен известного и очень популярного в Трезвом движении поэта и композитора Леонида Молокова.

Название этих песен: «Гимн Трезвой России», «Гимн Трезвой Тюмени». Перед исполнением песни каждый учащийся получает листочек, на котором напечатаны слова припева, фамилия и имя автора. Мелодию ученики схватывают сразу и радостно подпевают.

Гимн Трезвой России

Слова и музыка Леонида Молокова

Dm

Отрава захватила белый свет,

Am

Не видит слёз и горя вражья сила.

Dm

Кто сможет защитить народ от бед?

E7 Am

Сегодня это Трезвая Россия!

Припев:

Dm

Трезвый дом, Трезвый двор, Трезвый мир.

Am

Это будет соратники – знайте!

Dm

Остановим чумы страшный пир!

E7 Am

Поднимайте людей, поднимайте.

Чтоб радоваться шороху дождей

И видеть мир цветущий и весёлый,

Должны мы стать и выше, и сильней,

Должна быть Трезвость всенародной школой.

Припев

Без Трезвости на свете жить нельзя,

Нельзя, чтоб счастье проходило мимо.

Где есть у нас соратники-друзья,

Те города пусть будут побратимы.

Припев

И с каждым годом Трезвость всё сильней,

Мы будем жить в огромном чистом доме,

А там, где Трезвость, там и счастье с ней,

И никакая сила нас не сломит.

Припев

Если в учебном кабинете нет надлежащей аппаратуры, совместное исполнение песен проводится под аккомпанемент гитары. Можно проводить беседы о Трезвости в рамках урока музыки. Учителя музыки всегда дают согласие на их проведение, если эти уроки сопровождаются хоровым исполнением песен.

Из русских и советских поэтов внутреннее и внешнее состояние трезвого человека, преимущества трезвой жизни очень точно изобразил В.В. Маяковский в стихотворении «Я счастлив». Сделав из этого стихотворения песню, я её исполняю для учащихся старших классов и студентов колледжей и вузов, и эта песня вызывает хорошее настроение у слушателей. Много доброжелательных отзывов пишут учащиеся и просят приносить гитару на следующее занятие, Запомнился отзыв одного старшеклассника после исполнения песни «Я счастлив»: «Вокальные данные не впечатлили, но песня замечательная».

Детские песни для совместного исполнения в младших и средних классах, как и песни для старшеклассников должны быть тщательно подобраны, чтобы вселяли уверенность, поднимали настроение и формировали трезвые убеждения.

Использование физкультурной паузы

Когда задаёшь вопрос учащимся: «Виноваты ли люди в том, что травятся алкоголем и табаком?», большинство учащихся отвечают: «Да». Даже после объяснения механизма отнимания Трезвости, значительная часть учащихся остаётся при своём мнении. Некоторые пишут в отзывах: «Я не согласна с вами, что люди не виноваты, ведь они люди и должны контролировать свои поступки. Родители говорят им: «Не пей, не кури!». Учителя говорят им то же самое, а они всё равно это делают. Насильно им в рот никто алкоголь не заливает и сигарету не вставляет. Так кто же виноват? Они сами и виноваты!».

В подобной ситуации в младших и средних классах я спрашиваю учащихся: «Вы иногда делаете физкультурную паузу во время урока?». «Да», - отвечают ученики. Давайте разомнёмся. Встаньте, пожалуйста. Первое упражнение, показываю: поднимите вверх руки, сожмите и разожмите пальцы 10 раз, затем опустите руки, встряхните кисти рук. Начали. Закончили. Второе упражнение, показываю: поднимите руки и опустите их, сжимая в локтях, 10 раз. Начали. Закончили. Третье упражнение: поднимите ладони на уровне глаз. Когда я скажу: «Раз, два, три, а потом слово «хлоп», вы хлопните в ладоши. Задание понятно?». «Да», - дружно отвечают учащиеся. Поднимаю ладони вместе с ними, начинаю счёт: раз, два, и на «три» хлопаю в ладоши. Почти весь класс хлопает со мной вместе. Спрашиваю: «Какое было задание?». Отвечают: «Вы не сказали «хлоп», а мы хлопнули, давайте ещё раз!».

«Хорошо, - соглашаюсь я, - давайте повторим, садитесь, пожалуйста. Поднимите ладони на уровне глаз, следите за мной, и краем глаза за одноклассниками», После того, как ученики подняли ладони, я поднимаю вверх правую руку с отогнутым большим пальцем со словами: «Поднимите указательный палец». Значительная часть учащихся, поднимает большой палец, раздаётся смех, ученики поспешно начинают менять пальцы.

Далее объясняю школьникам, что ребёнок всему подражает, а потому очень важен пример родителей в этом возрасте. К 5-ти годам, путём подражания дети приобретают необходимые знания для жизни. Если родители не живут в Трезвости, травятся алкоголем и табаком, то, сколько бы раз они не говорили им, что нельзя травиться этими ядами, дети будут повторять их действия, если у детей не будет уроков Трезвости в школе.

Чтобы семья была трезвой, родители должны жить в Трезвости, хорошо знать основы науки Трезвости и быть хорошим примером для своих детей. Спросите родителей, бабушек, дедушек, были ли у них уроки Трезвости? Они ответят, что не было. В современных информационных условиях невозможно сохранить Трезвость без знания науки Трезвости. Отнимание трезвости является самым опасным видом социального паразитизма. Люди не виноваты в том, что травятся алкоголем и табаком, у них не было уроков Трезвости, когда они учились в школе. Виноваты те, кто изготавливает, рекламирует и продаёт алкоголь и табак для самоотравления людей. Но люди ответственны за свои поступки и расплату получают сразу после самоотравления: потерю здоровья, близких людей, семьи, жилья, а то и всей своей жизни. Объяснение заканчиваю словами: «Живите в Трезвости, будьте счастливы и несите полученные на уроках Трезвости знания своим близким».

Тестирование

Очень важным является тестирование учащихся для определения табачно-алкогольной запрограммированности и знаний основ науки Трезвости, которое проводится в процессе уроков Трезвости в рамках предмета ОБЖ по теме «Вредные привычки». Соблюдается анонимность, тестовое задание и его результаты остаются у учащихся, что позволяет им в дальнейшем самостоятельно проводить работу по выявлению ложных убеждений и разрушению программы самоотравления. Подробно эта работа описана в учебном пособии «Уроки Трезвости» [1, c.55, 97, 109-113].

Используя эту форму работы, каждый преподаватель уроков Трезвости может иметь возможность проведения разовых уроков в рамках различных учебных предметов. И эту возможность я иногда использую. Особенно легко договориться с классными руководителями, которые преподают различные учебные дисциплины в данной школе. Даже с классным руководителем, который преподаёт математику, можно договориться о проведении семиминутного теста по решению математических задач. После предварительной договорённости с администрацией школы, сообщаю учителю математики цель проведения теста: «Влияние самоотравления табачно-алкогольными ядами на творческие способности учащихся». Как правило, преподаватели соглашаются сразу и просят провести беседу в оставшееся время о вреде «употребления табака и алкоголя».

Цель теста ученикам не сообщается. Тестирование анонимное. После проведения теста провожу короткую беседу о Трезвости. Результаты теста, по договорённости обрабатываются учителем математики или преподавателем уроков Трезвости, анализируются и сообщаются учащимся. Тестовое задание включает в себя три задачи, которые напечатаны на лицевой стороне листа. Ниже оставляется место, где записывается ход решения задач.

На обратной стороне подчёркиваются ответы на заданный вопрос: «Вы пробовали алкоголь, табак, энергетики?» (подчеркнуть что пробовали). Ответы: «Нет. Да:1раз, несколько раз, очень редко, редко, часто» (подчеркнуть выбранный ответ).

Чтобы учащиеся не списывали друг у друга, подготавливается 20 вариантов задания. С 1-го по 10-й вариант выдаётся учащимся первого ряда парт, с 11-го по 20-й вариант выдаётся учащимся второго ряда, учащимся 3-го ряда выдаётся с 1-го по 10-й вариант.

Содержание задач и результаты тестов подробно описаны в сборнике материалов 14-й научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» [3, c. 32-33].

Алкоголь – яд

В процессе урока Трезвости со старшеклассниками или студентами, когда разговор заходит об алкоголе, спрашиваешь их: «Знаете ли вы, что алкоголь вредит здоровью?». «Да», - обычный ответ. Задаёшь дополнительный вопрос: «Согласны ли вы, что алкоголь является ядом, если вредит здоровью?». На этот вопрос у слушателей не бывает единого ответа. Продолжаю: «Конечно, все вы слышали утверждение, и даже некоторые из вас читали на этикетках, что алкоголь вредит здоровью, но вряд ли вы на каких-либо этикетках читали, что алкоголь – яд. О том, что это алкоголь яд, было известно ещё 100 лет назад. Послушаем мнение авторитетных учёных и врачей на эту тему». И зачитываю следующие выдержки:

В учебнике трезвости А.Л. Мендельсона 1913 года издания на странице 53 написано: «Алкоголь нельзя считать пищевым продуктом. Это яд для нервной системы…Он не только парализует мозг, но действует губительно и на внутренние органы. Безвредной дозы пива, вина или водки наука указать не в состоянии» [4, c.53].

В учебнике трезвости С. Успенского 1914 года издания на странице 8 написано: «Все спиртные напитки какого бы цвета, вкуса и названия они ни были, весьма вредны для нашего здоровья, так как в них содержится алкоголь, а алкоголь – яд» [5, c.8]

В работе Н.Ю. Коломарова «Теперь или никогда! Война за трезвое счастье России» 1915 года издания на страницах 59,60 приведены выводы, которые были сделаны Постоянной Комиссией по вопросу об алкоголизме, состоящей при Русском обществе охранения народного здравия,в 1914 году:

«1. Алкоголь, по природе своей вещество ядовитое, как в чистом виде, так и в различных разведениях (водка, пиво, виноградное вино). Проявляет свое ядовитое действие на живой организм, действуя парализующим образом на все его клетки и ткани, в особенности же на наиболее живые и деятельное из них: нервную систему и половые клетки.

2. Как вещество ядовитое, алкоголь ни в каком разведении не может быть причислен к укрепляющим или питательным продуктам и вообще не должен считаться в каком-либо отношении необходимым или полезным для нормального организма.

3. Многочисленными, строго научными опытами и наблюдениями установлено, что питание, рост, размножение, физическая и умственная работа, самозащита от болезней протекают лучше при полной трезвости. Но, даже, так называемое, умеренное потребление спиртных напитков ослабляюще влияет как на отдельные организмы, так и на всё общество, усиливая болезненность, смертность, преступность, наклонность к самоубийствам, бедность, недовольство жизнью и прочие отрицательные явления.

4. Ни теоретически, ни практически невозможно указать предельную дозу алкоголя или степень его разведения, которая была бы для организма безвредною, а потому никакие алкогольные препараты не могут быть рекомендованы ни отдельным людям, ни обществу» [6, c.59,60].

В книге«Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме» 1988 года издания приведены утверждения известных русских учёных.

В.М. Бехтерев, великий русский невролог: «Алкоголь является ядом для всякого живого существа». [7, с. 117]

Н.Е. Введенский, выдающийся русский физиолог, член-корреспондент Петербургской Академии наук: «Алкоголь - яд для всяких живых клеток – это должно считать твердо установленным в науке». [7, c. 141].

Ф.Ф. Эрисман, выдающийся русский врач, профессор Московского университета: «Алкоголь, как пищевое вещество, не имеет никакого практического значения и что он, даже в сильно разведенном виде, составляет для человека опасный яд». [7, c. 280].

После цитирования выдержек выше приведённых документов необходимо учащимся пояснить, что некоторые из этих документов были составлены и изданы более ста лет назад. За истекший период времени теория Трезвости ушла далеко вперёд, заметно изменилась терминология, появился и развивается язык УСТ. Вместо слов «пиво», «вино», «водка», «спиртные напитки» на языке УСТ используется выражение: «алкогольные разведения». Разработка и владение понятиями языка УСТ – необходимое условие утверждения и сохранения Трезвости, а также становления морали Трезвости в обществе.

Подача учебного материала в такой последовательности производит на слушателей заметный положительный эффект. Вот один из отзывов старшеклассников: «Часто слышал о вреде алкоголя, не очень обращал на это внимание. Этот урок просто вывернул наизнанку понятие об алкоголе. Спасибо большое». Ученик 10-го класса.

Работа по подготовке учителей Трезвости из учащихся старших классов

Известный российский пропагандист трезвого образа жизни Э.И. Дейчман написал замечательные слова: « Не подлежит сомнению, что трезвенников надо воспитывать с детства, когда это значительно легче сделать… Для того, чтобы создать трезвое общество, нужно создать трезвую школу, а для создания трезвой школы нужен трезвый учитель». [8, c. 370].

Выполняя третий пункт программы УСТ «Трезвость – воля народа!», преподаватели ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень» в декабре 2016 года начали новое направление работы: подготовку учителей Трезвости из десятиклассников тех школ, где уроки Трезвости проводились систематически в течение 6-ти лет. Были выявлены десятиклассники, у которых уроки Трезвости проводились с 4-го класса, изъявившие желание проводить уроки Трезвости в 4-х классах своей школы.

Этим учащимся были выданы необходимые учебные пособия и видеоматериалы, проведено с ними три семинарских занятия, ими были проведены показательные уроки Трезвости для членов ТГООУСТ «Трезвая Тюмень». Определено время проведения первых уроков Трезвости в 4-х классах. Чтобы заинтересовать добровольцев в общественной работе, согласован вопрос с Департаментом молодёжной политики о выдаче им волонтёрских книжек.

В феврале 2017 года молодыми учителями Трезвости самостоятельно было проведено несколько уроков Трезвости в 4-х классах.

Заключение

1. Некоторые отдельные моменты с использованием сочинений и рисунков, отзывов и пожеланий учащихся в определённой ситуации помогают в зачительной степени рарушить наиболее укоренившиеся ложные убеждения учащихся.

2. Совместная практическая работа учащихся и их родителей по выполнению домашнего задания на трезвую тематику помогает разрушению ложных убеждений у родителей, способствует их положительному отношению к Трезвости, и, таким образом, готовится почва для успешного проведения бесед с ними.

3. Подготовка учителей Трезвости из старшеклассников должна быть приоритетной в деле утверждения и сохранения Трезвости в России.

Список литературы

1. Загумённый. В.А. Уроки Трезвости: учебное пособие для учащихся, родителей и учителей / В. А. Загумённый. - Тюмень: 2015, - 140с.

2. Загумённый В.А. Методика подготовки и проведения уроков Трезвости с учащимися школ и их родителями / Программу УСТ в России «Трезвость – воля народа!» в жизнь!»: материалы 13-й научно-практической конференции (г. Златоуст, 4-5 января, 2015 г.), - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015, - С. 23 – 33.

3. Загумённый В.А., Распопов Р.В. Эффективность уроков Трезвости и их влияние на творческие способности учащихся / Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России: материалы 14-й научно-практической конференции (г. Челябинск, 21 – 22 февраля,2016 г.). - Тюмень: ТИУ, 2016,.- С. 26 – 35.

4. Мендельсон А.Л. Учебник трезвости / А.Л. Мендельсон. – СПб; Изданiе Россiскаго Общества борьбы съ алкоголизмомъ. – С.-Петербургъ, 1913. – 163с.

5. Успенский С.Е. Школа трезвости : популярный учебник трезвости для начальных училищ / С.Е. Успенский. – М.,1914. – 128с.

6. Коломаров Н. Ю. Теперь или никогда! Война за трезвое счастье России / Н.Ю. Коломаров. - Петроград, 1915. - 68с.

7. Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме : Избранные труды / сост. В.С. Воробьёв. - М,: Медицина, 1988. – 304с.

8. Якушев А.Н. Развитие антиалкогольной мысли: социально-педагогический аспект: дис, …д-ра ист. наук: 07.00.01 / А.Н. Якушев. – М., 1993. – 736с.

Сведения об авторе

Загумённый Владимир Афанасьевич, член Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», [email protected], тел. 8-922-043-0589.

About author

Zagumenniy V.A., member of Tyumen city public organization “Trezvaya Tyumen”, [email protected], tel. 8-922-043-0589.

УДК 37.034

Огородникова И.П.

Ogorodnikova I.P.

Огородникова И.П.
Обоснование перехода от профилактики вредных привычек к урокам Трезвости

The reason of coming from harmful habits prevention lessons to Sobriety lessons

В работе сделан анализ отличия уроков Трезвости от уроков профилактики по признаку использования (или неиспользования) в них демотиваторов шокирующего типа («страшилок»). На основании этого анализа сделан вывод о необходимости перехода от уроков профилактики вредных привычек (профилактики употребления психоактивных веществ – ПАВ) к урокам Трезвости.

Ключевые слова:механизм отнимания Трезвости, программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!», уроки Трезвости.

The paper contains the comparative analysis of Sobriety lessons and harmful habits prevention lessons on the basis of using (or not using) shocking demotivators (“horror pictures”). The analysis led to the conclusion that it is necessary to come from harmful habits prevention lessons (prevention of taking psychoactive substances, drugs) to Sobriety lessons.

Keywords: mechanism of Sobriety deprivation, the program of establishing and safeguarding Sobriety in Russia “Sobriety – the will of the people!”, Sobriety lessons.

В начале XX века трезвое движение в России добилось преподавания научно-обоснованной Трезвости в школах [1]. Наметилось понимание народом России Трезвости как великой ценности, основы созидания. Но тогда ещё не сложилась полная картина процесса отнимания Трезвости у людей, и, соответственно, не была выработана стратегия утверждения и сохранения Трезвости.

Современное трезвое движение в лице общественного движения «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал» разработало язык утверждения и сохранения Трезвости (УСТ), дало определение Трезвости как естественного состояния человека, семьи, общества. Механизм отнимания Трезвости сегодня раскрыт полностью. На основе всего этого общественным движением «Трезвый Урал» была создана и предложена обществу Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» [2].

Одним из пунктов Программы являются уроки Трезвости, цель которых – утвердить и сохранить Трезвость детей, перевести её из естественной Трезвости в сознательную, защищённую знанием, моралью[4]. Уроки Трезвости может включить в свои уроки каждый предметник, каждый классный руководитель, они могут составить основу программы дополнительного образования.

Сегодня имеются современные методические пособия для преподавания основ Трезвости [3], к проведению уроков Трезвости подключаются волонтёры старшеклассники. В то же время в образовательных учреждениях всё ещё проводятся уроки профилактики употребления ПАВ. При этом яды, интоксиканты, маскируются словом ПАВ (психоактивные вещества), а также по отношению к ним применяется слово «употребление», которое имеет один корень со словом «потребность». Этим самоотравление ядами (алкоголем, табаком и другими) ставится в ряд потребностей человека.

Глубокую разницу между уроками Трезвости и профилактики мы покажем на анализе их отношения к использованию (или неиспользованию) демотиваторов (картинок самоотравления шокирующего вида). Для краткости назовём их «страшилками». В анализе (табл. 1) мы будем опираться на схему «Механизм отнимания Трезвости» (рис. 1).

Практическая работа с учащимися и использование её результатов - student2.ru

Рис. 1. Механизм отнимания Трезвости

Под воздействием трёх корыстных интересов через доступность ядов для самоотравления и информационный террор (рекламу самоотравления) в головы людей принудительно вкладываются программы самоотравления. Эти разрушительные программы поведения включают в себя:

1. Ситуации, запускающие программу;

2. Эмоции, предшествующие и сопровождающие самоотравление;

3. Блок защиты (абсурдные утверждения, защищающие программу самоотравления);

4. Ритуальные действия самоотравления.

Таблица 1 – Демотиваторы «страшилки» в уроках профилактики и их отсутствие в уроках Трезвости

Различие Уроки профилактики Уроки Трезвости
1. По цели Вызвать страх, отвращение к самому виду отравленного человека на стадии привыкания, моральной смерти, но не вскрывая при этом причин беды, не показывая механизма отнимания Трезвости и пути к восстановлению Трезвости в человеке, семье, обществе. Показать привлекательность Трезвости, что можно сделать только с помощью правдивых изображений естественной счастливой трезвой жизни.
2. По глубине раскрытия механизма отнимания Трезвости Механизм отнимания Трезвости скрывается, корыстные интересы организаторов отнимания Трезвости неприкосновенны. Вина перекладывается на жертву самоотравления, она подаётся как «страшилка». Механизм отнимания Трезвости раскрывается последовательно и полностью. Даётся выход – Программа УСТ в России «Трезвость – воля народа!», иллюстрацией служат позитивные изображения трезвой жизни общества.  
3. По отношению к «культурно-умеренным» отравлениям Придаётся привлекательность, желательность и даже необходимость «культурно-умеренным» самоотравлениям, реклама которых хотя и отсутствует на картинке «страшилке», но присутствует в окружающей среде и принуждает сделать человека ложный выбор в пользу «культурно-умеренных» отравлений. Последние страшные ступени отравлений удаляются от человека лично. Закрепляется заблуждение, что его лично беда не коснётся, что есть «мера» отравлений, ведь на «страшилке» изображён «чрезмерно употребляющий, опустившийся» человек, а надо «знать свою меру». Ступени культурно-умеренных отравлений вскрываются как программирующие других людей на самоотравление. Понятие «меры» в самоотравлении раскрывается как базовое заблуждение в блоке защиты программы самоотравления. Могут быть показаны с анализом примеры рекламы «культурно-умеренных» отравлений.
4. В обращении к человеку как гражданину. Скрываются следствия самоотравления для рода, для народа, так как на «страшилке», как правило, изображён конкретно человек в отравленном состоянии. Человек своей Трезвостью отвечает перед будущими поколениями, перед народом. Используются картинки созидательных дел народа.
5. В оценке силы зла. Злу, самоотравлению интоксикантами приписывается непреодолимая притягательная сила, ведь так страшно оно выглядит на картинке, а люди не могут справиться со «своим» желанием отравиться. То есть «страшилка» программирует на самоотравление. Раскрывается слабость зла перед правдой. Защитой Трезвости детей является правда о том, что Трезвость – естественное состояние человека, семьи, общества. Иллюстрацией этой мысли служат картинки счастливой трезвой жизни.
6. В информировании о свойствах ядов В официальных законах, вопреки данным науки и здравому смыслу, алкоголь называется не ядом, а пищевым веществом. Поэтому на картинке «страшилке» отравление подаётся как состояние «чрезмерно» употребившего «пищу» человека. Алкоголь – техническая жидкость, ядовитая при её употреблении внутрь. Информация о свойствах яда даётся строго научно. Информация о внешнем виде отравленного человека не нужна.
7. В информировании о средствах и способах самоотравления. Нередко «страшилки» расширяют поле зла, содержат информацию о способах и средствах самоотравления, формируют мотив первой пробы. Такая информация не даётся.
8. В уровне мышления Картинка «страшилка» подаётся вне причинно-следственных связей, на конкретно-предметном уровне мышления. Задействуется абстрактно-логический уровень мышления, когда для понимания доступны причинно-следственные связи, механизм отнимания Трезвости и путь УСТ.
9. В полноте картины потерь, следствий, связанных с отниманием Трезвости Картина ограничена. С лишением человека Трезвости с помощью «страшилок» связывается преимущественно два следствия – утрата здоровья, приятной внешности. Картина следствий полная. С Трезвостью связываются не только здоровье, но и РАЗЛИЧЕНИЕ, АЛМ, ИДЕАЛЫ, СОЗИДАНИЕ в обществе. Отнимание Трезвости отнимает эти ценности и является особо опасным видом социального паразитизма.

Выводы. Демотиваторы «страшилки» в уроках профилактики не служат утверждению и сохранению Трезвости детей, наоборот даже служат программирующим на самоотравление материалом. А сама профилактика представляет собой бесконечную, безрезультативную «борьбу» со следствиями отнимания Трезвости.

Цель уроков Трезвости – утвердить и сохранить Трезвость детей, перевести её из естественной Трезвости в сознательную, защищённую знанием, моралью. Уроки Трезвости используют изображения преимуществ Трезвости для человека, семьи, общества. Такие уроки раскрывают полностью механизм отнимания у людей базовой ценности - Трезвости и показывают путь утверждения и сохранения Трезвости.

Для обеспечения образоват

Наши рекомендации