О Педагогике Трезвости и ее составляющих

1. Педагогика Трезвости должна в первую очередь, включать в себя воспитание Информационного различения, выработку методов и приемов сообщения детям критериев различения добра и зла, пользы и вреда.

В моей педагогической практике был период (с 1993 по 2000гг), когда данную методику я опробовала в условиях детского дошкольного учреждения. Форма реализации – Детский физкультурный клуб «Планета здорового детства». Предмет изучения – способность к различению у детей 4-7 лет. Основная задача исследования – выявить скорость формирования у детей понимания относительности понятий «Хорошо» и «плохо» в зависимости от меняющихся ситуаций, условий окружающей среды и в зависимости от протекающих процессов.

Технология формирования способности к различению заключалась в том, что детям предлагалось определить хорошо или плохо что-либо из происходящего, наблюдаемого детьми. Например, кричать это хорошо или плохо? Дети определяют, что если идет занятие – кричать плохо, если мы гуляем в лесу и окликаем друг друга, чтобы не заблудиться, то кричать хорошо, и чем громче, тем лучше. Если протекает процесс болезни горла кричать очень плохо, если мы занимаемся развитием голоса, его силы звучания, то крикнуть не то, что можно, но даже нужно. Это хорошо.

Опыт работы в клубе «Планета здорового детства» лег в основу разработки Программы воспитания созидательной личности, по которой мною была организована работа с детьми в период с 2000 по 2011 годы. В этот период работы с детьми дошкольного возраста, мною было замечено, что многие дети знают, что такое хорошо, а что такое плохо, но не придерживаются данного знания в своем поведении. Я предположила, что это происходит от того, что знание, полученное из словесного научения со стороны взрослого и авторитетного для ребенка человека (Мама, папа, воспитатель и т.п.) и не получившее подкрепление в условиях реального взаимодействия с людьми, природой, техникой, информацией не становится условием для устойчивой поведенческой реакции.

Чтобы ребенок четко и с минимумом ошибок мог различать, что для него полезно, а что вредно, что в его поведении и поведении других людей хорошо, а что плохо, должен полученную информацию проверить в реальной среде общения и взаимодействия.

В 2012 году нами была создана Детская фольклорная студия «Вечёрочка», как способ создания позитивной безопасной созидательной развивающей среды. Программа работы в студии была простроена на фольклорном материале и традициях воспитания детей русского народа и казачества.

Традиции воспитания и обучения детей хранят нам уникальные методы и приемы, с помощью которых мы можем достичь огромных результатов в формировании подрастающего поколения. Тому пример великие достижения прошлого нашего народа, огромное количество ученых, слава великого русского духа, уникальное воспитание дворянства, и на весь мир прославленное мастерство ремесленников.

2. Педагогика Трезвости включает в себя так же знакомство с понятием «Трезвость».

Введение понятия Трезвости начинается с самого раннего возраста через слова и эмоциональные отклики взрослых на данное слово. И без привязки к отравлению интоксикантами. Дети дошкольного возраста должны воспринимать слово Трезвость услышанным и изображенным и исключительно в связи с положительными явлениями жизни.

Слово Трезвость дети должны слышать в одном ряду со словами «доброта», «любовь», «смелость», «трудолюбие», « радость» и т.п.

Окружение ребенка исключительно трезвые взрослые, в отношении которых часто произносится слово «Трезвый», окрашенное в положительные эмоции.

И только после того, как ребенок узнаёт слово «трезвость» в контексте положительного, он постепенно открывает для себя явление отсутствия, а позже и отнимания Трезвости. Говорить на тему отнимания Трезвости с ребенком можно только после того, как он сам извлек эту информацию из окружающей среды и задался вопросом о её сути. Это происходит в возрасте 6-7 лет. С 7 лет, то есть в школьном возрасте, разъяснения по темам «Трезвость – Отнимание трезвости – Сохранение Трезвости» и Трезвость – Отнимание Трезвости – Отравление –Утверждение трезвости» принимают организованный характер, что выражается в Уроках трезвости.

3. Третий компонент Педагогики Трезвости заключается в выработке у детей информационной защиты своей Трезвости. Каждый ребенок, так или иначе, столкнется с программирующим на отравление интоксикантами информационным давлением. Поэтому задача педагогов разработать технологии защиты от программирования на отравление и развивать методику воспитания и обучения детей способам информационной защиты. Такие технологии, как «Скажи наркотикам нет», «Скажи нет первой рюмке» показали совою не состоятельность. И напротив, технология «Утверждение и сохранение Трезвости» свою эффективность.

Таким образом, проблема создания безопасного информационного пространства для наших детей и создания созидательной среды развития подрастающего поколения способствует появлению новых эффективных педагогических технологий утверждения и сохранения Трезвости. Следующая задача мне видится в том, чтобы находить все больше разных форм реализации данного направления. И вовлечь в него все педагогическое сообщество.

Список литературы

1. Программа утверждения и сохранения Трезвости России // Тюменская область сегодня. – 2009.- 10 окт.

2. Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение: Обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е.В.Богословская, Т.С.Дымшакова, А.А.Зверев и др. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 222с.

3. Зверев А.А. Мораль Трезвости. От разрушения к устойчивому развитию /А.А.Зверев // От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости: материалы XI научно-практической конференции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2013.- с.6-23

4. Богословская Е.В. Концепция ДФС: Вырастить позитивного ребенка, несмотря на негативное влияние окружающего мира! // Материалы второй научно-практической конференции общественного движения Союза утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Юг».- Ставрополь, 2014. – с. 42.

5. Стасюк А.А. Роль традиционной культуры в формировании трезвого общества// Материалы второй научно-практической конференции общественного движения Союза утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Юг».- Ставрополь, 2014. – с. 36.

Сведения об авторе

Богословская Елена Васильевна, педагог – психолог, преподаватель курса сознательной Трезвости в г. Ставрополе, председатель СГОО КУСТ «Трезвый Ставрополь», Автор методики «От Трезвости естественной к Трезвости сознательной», tresvstav@list.ru, 8-918-863-78-67

About author

Bogoslovskaya Elena, teacher - psychologist, lecturer of courses of conscious sobriety in Stavropol, chairman SGOO «The club establishing and maintaining sobriety «Sober Stavropol», author of a method «From natural Sobriety to conscious Sobriety», tresvstav@list.ru, 8-918-863-78-67

УДК 37.034

Загумённый В.А.

Zagumenny V.A.

Загумённый В.А.
О важных моментах в работе с учащимися и их родителями по формированию трезвых убеждений. Практические рекомендации

ABOUT IMPORTANT ASPECTS OF WORK WITH PUPILS AND THEIR PARENTS ON FORMING SOBER BELIEFS. PRACTICAL RECOMMENDATIONS

В докладе представлены некоторые важные моменты в работе с учащимися и их родителями в процессе проведения уроков Трезвости и бесед о трезвом образе жизни. Табачно-алкогольная запрограммированность учащихся иногда препятствует пониманию основных положений науки Трезвости, которые, казалось бы, являются очевидными. В докладе подробно описаны некоторые способы и приёмы работы по выявлению ложных убеждений и разрушению программы самоотравления в различных формах обучения: практических работах, игровой форме, лекциях, беседах, анкетировании, тестировании. Кроме того представлены некоторые моменты работы с учащимися волонтёрами – будущими учителями уроков Трезвости.

Ключевые слова: ложные убеждения, табачно-алкогольная запрограммированность, программа самоотравления, Трезвость, наука Трезвости, язык утверждения и сохранения Трезвости (язык УСТ), лекции, беседы, игровая форма, анкетирование, тестирование.

Some important points of interaction with pupils and their parents on Sobriety lessons and talks on sober lifestyle are presented in this paper. Pupils` tobacco-alcohol mental program sometimes prevents them from understanding of Sobriety science basics which seem to be obvious. This paper contains detailed description of some methods and techniques on how to reveal false beliefs and erase the program of self-poisoning in different forms of education: practical work, games, lectures, talks, questionnaire, testing. Some points about training of student volunteers – the future teachers of Sobriety lessons – are also mentioned.

Keywords: false beliefs, tobacco-alcohol mental program, program of self-poisoning, Sobriety, Sobriety science, the language of establishing and safeguarding Sobriety, lectures, talks, games, questionnaire, testing.

Для проведения уроков Трезвости автором используются уроки здоровья в младших классах, и уроки ОБЖ по теме «Вредные привычки» в средних и старших классах. В тех учебных заведениях, где нет возможности проводить уроки Трезвости в рамках указанных выше учебных дисциплин, проводятся беседы на классных часах.

Применяются различные формы проведения занятий и способы обучения. Содержание этого доклада позволяет поделиться с участниками конференции практическими находками, которые могут понадобиться в дальнейшей работе по утверждению и сохранению Трезвости в России.

Наши рекомендации