Создание регионального свода книжных памятников РС(Я)
Изменения в российском законодательстве указанные в главе 1 п.п. 1.2. моей ВКР обусловили разработку современных подходов к организации работы с книжными памятниками. Для координации деятельности в общероссийском масштабе началось создание сети региональных центров по работе с книжными памятниками и формирование Общероссийского свода книжных памятников. По данным общероссийского свода книжных памятников, из 85 субъектов РФ в 51 национальной, областной и краевой библиотеке имеются региональные центры, работающие с книжными памятниками[33].
В рамках договора с Российской государственной библиотекой в РС(Я) в 2007 г. организован Региональный центр на базе Научно-исследовательского центра книжных памятников Национальной библиотеки РС(Я) (НИЦКП Национальной библиотеки РС((Я)).В ходе реализации данного проекта выполнены следующие задачи: разработаны регламентирующие и методические документы по организации работы с книжными памятниками в РС(Я); создана самостоятельная страница «Книжные памятники» на сайте Национальной библиотеки РС(Я); ведется постоянный сбор кумулятивной информации об имеющихся книжных памятниках в фондах музеев, архивов, библиотек и др.учреждений РС(Я).
Современная ситуация состояния правовой основы по отношению к книжным памятникам не отражает градацию степени значимости книжных памятников. В публикации начальника Управления научной и методической деятельности Российской государственной библиотеки И.П. Тикуновой этот момент также отмечается следующим образом «Предложенный еще в конце 1990-х г.г. принцип разделения книжных памятников по степени историко-культурной ценности на мировые, национальные (федеральные), региональные и местные памятники не был учтен при подготовке ныне действующих правовых актов[34].
Как я написала в п.п. 1.2. ВКР РСКП РС(Я) будет реализован на платформе «ОРАС– Globаl» и будет содержать машиночитаемые записи в формате RUSMARC. Книговедческая часть библиографической записи будет включать сведения об экземпляре (общая характеристика экземпляра и особенности его бытования). Сведения об экземпляре предварят сиглы библиотек, в которых хранятся издания. Общая характеристика экземпляра включает сведения о варианте издания, представленном в экземпляре, объеме экземпляра, примечания о его полноте/неполноте/, фрагментарности, о связи физических и библиографических единиц, размере, форме, материале листа/ книжного блока, особенностях создания, наличии / отсутствии крепления, обложке, окладе, переплете/картонаже, обрезе, форзаце, нахзаце, дублюре, других элементах переплета, дополнительных элементах оформления. Характеристика особенностей бытования экземпляра включит сведения о владельческих книжных знаках (суперэкслибрисах и экслибрисах), вкладках, наклейках, записях, пометах, прежних шифрах, техническом ярлыке, марках издателя/типографа/книгопродавца, состояния внешнего покрытия и других элементов.
Сегодня специалистами НИЦКП разрабатывается научно-методические принципы работы над ОРСКП: вырабатываются критерии отнесения изданий к книжным памятникам регионального уровня, определяются виды и категории, схемы для описания фондов и коллекций книжных памятников.
Поданным переписи населения 1989 г. на территории РФ проживали представители 128 национальностей. Последние уточненные данные Института этнологии и антропологии РАН называют уже цифру -176[35]. Но, как известно, до конца XVIII - начала XIX вв. большинство коренных народов, населявших территорию России, не имели своей письменности. Старописьменная традиция была у русских, украинцев и белорусов (на кириллице), народов Прибалтики (на латинице), грузин и армян (национальные алфавиты). Мусульманские народы Поволжья, Кавказа и Средней Азии ограниченно пользовались арабским письмом[36]. Народы Сибири в хронологический отрезок с XIX - до начала XX вв. по предложению старшего научного сотрудника отдела книговедения ГПНТБ СО РАН В.Н. Волковой[37] можно объединить в три основные группы:
1. Народы, получившие письменность и первые книги на родном языке в XIX в. и не сумевшие к началу XX в. сделать их значимым фактором своей жизнедеятельности;
2. Младописьменные народы, определенным образом продвинувшиеся во второй половине XIX - начале XX вв. по пути формирования национальной книжной культуры;
3. Народы, книжность которых во второй половине XIX - начале XX вв. Развивалась во взаимодействии разных письменных цивилизаций – мусульманской, буддийской и христианской (буряты, татары).
По типологии В.Н. Волковой в рассматриваемый нами период народы на территории Якутии можно отнести к первым двум группам. К первой группе относятся три этноса – эвенки, чукчи, юкагиры, ко второй относятся якуты, и связан этот прорыв в формировании собственной книжной культуры с компактным проживанием большей части этноса вблизи с русским населением, вовлеченностью его в общероссийские экономические и социокультурные процессы.
Сегодня языки коренных малочисленных народов Севера – эвенский, эвенкийский, долганский, юкагирский, чукотский языки признаны официальными языками в местах их компактного проживания, на которых ведется обучение в школе, выходят телерадиопередачи, издаются книги, газеты и журналы.
В этой связи сохранение документального наследия народов Якутии и обеспечение доступа к нему с использованием современных технологий является одним из важных направлений работы библиотеки. Так, в целях сохранения культурного наследия Национальная библиотека стала региональным архивом культурного наследия[38]. Так, в отличие от устоявшейся практики Национальная библиотека формирует три экземпляра, в том числе архивный экземпляр и экземпляр для формирования мемориальной коллекции «Сандалы-Бичик». Существующий Архив местной печати был передан отделу книгохранения библиотечных фондов.
В настоящее время с точки зрения книжности народов Якутии наиболее четко можно сформулировать хронологические критерии, которые являются наиболее разработанными и исчерпывающе изученными через проекты формирования национальной библиографии и книговедческие исследования НБ РС(Я).
Таблица 2