Классификация книжных выставок

Книжные выставки классифицируются по следующим признакам:

·по содержанию (универсальные и тематические);

·наличию или отсутствию отбора (выставки-просмотры);

·виду документов;

·читательскому назначению (по возрасту, в помощь самообразованию, в помощь учебе и т. д.);

·месту экспонирования (стационарные и выездные),

·продолжительности экспонирования (постоянные и временные). В последние годы появились новые виды книжных выставок: выставка-диалог, выставка-вернисаж, дискуссионные выставки, презентации авторских выставок, виртуальные выставки с использованием компьютерных технологий и многие другие. Перечислить все виды библиотечных выставок невозможно, так как библиотекари при их подготовке проявляют максимум творчества и каждый раз вносят что-то новое.

Технология подготовки и использования книжных выставок

Основными технологическими этапами подготовки выставок являются[27]:

1.Выбор темы и сроков проведения. Тема должна быть значимой и актуальной, интересной для читателей. Основным методом ознакомления

стемой является ее изучение по энциклопедиям, словарям, учебникам.

2.Определение читательского и целевого назначения– одно из главных требований дифференцированного подхода к массовой работе. Признаками, оказывающими наибольшее влияние на содержание и характер восприятия документов, являются возраст, пол, образование. Целевое назначение выставок соответствует мотивам чтения и посещения библиотек. Основные мотивы чтения современных читателей, выявленные и блиотечными социологами, – деловые, самообразовательные и рекреационные.

Следующая стадия – отбор документов, критериями которого являются: соответствие целевому и читательскому назначению, хронологические границы, виды документов, объем (в зависимости от места экспонирования).

3.Определение структуры выставки (какие разделы будут на ней представлены для раскрытия темы, при этом один из разделов должен быть посвящен краеведческому аспекту).

4.Подготовка материалов к экспонированию: библиографическое описание документов. При экспонировании документов на иностранных языках обязателен перевод заглавия, оглавления или наличие аннотации, реферата.

5.Разработка концепции оформления, дизайна выставки. Это творческий процесс, так как выставка должна привлекать непроизвольное внимание посетителей, чего можно достичь оригинальным цветовым оформлением, нестандартным заглавием, предметами материальной культуры и т. д.

6.Экспонирование выставки. Этот этап включает ее пропаганду– проведение обзоров, бесед или компьютерной презентации.

7.Учет эффективности. Основным критерием измерения эффективности выставки считается количество книговыдач. Используются методы опроса, анкетирования и наблюдения. Преимущества последнего в том, что он не требует много времени. В заранее разработанной таблице библиотекарь фиксирует отношение посетителей к выставке. Таблица может состоять из следующих позиций:

· прошел мимо, не обращая внимания;· прошел мимо, но обратил внимание;

· подошел к выставке, посмотрел, отошел;· подошел к выставке, посмотрел отдельные книги;

· посмотрел выставку, взял книгу для записи в свой формуляр.

В конце наблюдения библиотекарь составляет отчет, в котором обобщает отношение посетителей к выставке. Экспонирование выставки завершают, когда основные документы выданы или интерес к ней потерян.

Библиотечный плакат

К традиционным формам информации о книгах относится библиотечный плакат – композиция из текста и иллюстраций[27]. Библиотечные плакаты бывают: информационные, пропагандистские, агитационные и методические. Это еще один способ привлечения пользователей к чтению и самой библиотеке.

Библиографический обзор: типы и виды, технология подготовки

Под библиографическим обзором понимается краткое изложение каких-либо документов, расположенных в логической последователь-

ности [27]. Задачей библиотечных обзоров является информация
о лучших изданиях, их реклама. Библиографические обзоры различа-
ются по видам документов: обзор книг, обзор периодических изданий
(обзор газет, обзор журналов), библиографических пособий и . тд.

В каждом можно выделить обзор одного издания. Отдельным видом являются информационные обзоры и обзоры новых поступлений. Они могут быть универсальными и тематическими. Тематические обзоры аналогичны по своему разнообразию тематическим выставкам. По технологии подготовки наиболее сложными являются обзоры с использованием аудиовизуальных материалов и мультимедийных технологий.

Также существует обзор библиотечной выставки. Специфика данного обзора состоит в его рекламной роли. Этапы его подготовки состоят из следующих элементов: обоснование темы выставки, ее актуальности, определение читательского назначения и раскрытие структуры. Характеристика документов, экспонируемых на выставке, представляется по разделам, применяется метод групповой характеристики документов.

В заключении освещается перспектива изучения данной проблемы.

В последние годы получил распространение новый вид письменного библиографического обзора– дайджест (краткое содержание) – это «тип издания, перепечатывающего в сокращенном и обычно упрощенном виде материалы из других изданий»9. Дайджест возник и сформировался за рубежом как жанр утилитарного характера, а в России он получил распространение в1990-егг.

Проведение библиографического обзора может быть самостоятельным мероприятием и частью более сложных, комплексных массовых мероприятий библиотеки.

Читательские конференции

В 1920–1930-егг. в библиотеках стали проводиться вечера рабочей и крестьянской критики, на которых давали классовую оценку художественным произведениям. Такие «читательские конференции – школы классовой борьбы» больше походили на собрания, где по заранее утвержденным текстам «выступали» читатели. С ослаблением

идеологического прессинга – во времена «хрущевской оттепели» –
у граждан появилась возможность откровенно высказывать свое мне-
ние, в том числе и о художественных произведениях. В 1970–1980-егг.
появляются авторы, произведения которых становятся прекрасной ос-
новой для читательских конференций: Ч. Айтматов, В. Астафьев,
В. Быков, В. Вампилов, В. Распутин и многие др.  
В годы «перестройки» (конец 1980-хгг.) наступает эпоха гласно-
сти и свободы слова, когда у читателей появилась возможность выска-
зывать свою точку зрения, не опасаясь за последствия. В эти годы чи-

тательские конференции проводились библиотеками довольно часто и проходили очень бурно. Затем наступил период спада политической активности, отечественная литература не обогатилась новыми шедеврами, и читательские конференции стали редким явлением в библиотеках. В настоящее время проводятся конференции, посвященные в основном профессиональным проблемам. С методикой организации данного мероприятия можно ознакомиться в работе Т. В. Дергилевой [79].

«День информации», «День специалиста»: общее и особенное. История возникновения

Первые упоминания о Дне информации относятся к концу1950-хгг., когда наука и техника быстро развивались, и увеличивался поток на-учно-техническихпубликаций. В те годы Дни информации использовали информационные службы проектных и исследовательских институтов, а позднее – библиотеки. В целях ознакомления специалистов с публикациями библиотеки в определенный промежуток времени демонстрировали все новые поступления документов, получаемые не только библиотеками, но и другими организациями, службами. Основой Дня информации является открытый просмотр новых поступлений документов, который отличался наличием элементов обязательности.

По согласованию с администрациями учреждений устанавливались определенные дни (один или два раза в месяц) и категории специалистов (референты, переводчики, информаторы), обязанные посещать Дни информации, а также приглашались все сотрудники. С середины 1960-хгг. данные мероприятия получили распространение, так как их проводили библиотеки разных типов. Дни информации имеют свою специфику, которая определяется трудоемкой подготовкой документов (подбор, систематизация, аналитическая роспись, перевод), организацией мероприятий и открытого просмотра, а также контролем посещений. На Дне информации специалистов обслуживали кураторы научных тем, библиографы и переводчики, последние проводили обзоры зарубежных изданий. Специалисты выступали с обзорами документов о передовом опыте и делали сообщения о командировках. Дни информации были признаны наиболее распространенным средством массовой работы научных и технических библиотек. В настоящее время День информации сохранился, но претерпел некоторые изменения в связи с иной социально-экономической ситуацией в стране[27, с.68–70].

В середине 1960-хгг. наряду с Днем информации появилась еще одна форма массового мероприятия– День специалиста; его проведение характерно для деятельности крупных библиотек. Основой Дня специалиста, как и Дня информации, был открытый просмотр литературы, а целью являлось ознакомление специалистов с неопубликованными информационными материалами, малотиражными, ограниченного распространения. Наиболее характерными видами этих изданий были: информационно-технические листки, информационные карты, картотеки (внедренных изобретений, «местный опыт» и др.), отчеты о научно-исследовательских работах и командировках, нормативно-техническая документация.

Просмотр изданий сопровождался лекциями, докладами, обзорами, выступлениями, экскурсиями, показом кинофильмов. На Дни специалиста приглашались сотрудники предприятий, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и т. д. Тематика Дней специалиста определялась потребностями предприятий и организаций обслуживаемой территории, пожеланиями специалистов, а также перспективными направлениями развития науки и техники. Осуществлялся четкий учет посетителей Дня специалиста с помощью талонов абонементов или специальных перфокарт, предусматривающих учет не только посетителей, но и просмотренных и затребованных изданий. Эффективность Дня специалиста определялась количеством участников: организаций, категорий специалистов, видов представленных и затребованных документов. Дни специалиста организовывались как стационарные, так и выездные – обычно в больших областных городах. Эффективность выездных мероприятий всегда выше стационарных[8, с.73–74].

День информации и День специалиста имеют как общие черты, так и свои особенности. Отметим особенности Дня специалиста:

·организуются крупными библиотеками;

·тематика определяется потребностями предприятий и организаций обслуживаемой библиотекой территории, пожеланиями специалистов, а также перспективными направлениями развития науки и техники;

·на выставке-просмотрелитературы демонстрируются неопубликованные, малотиражные материалы и документы ограниченного распространения;

просмотр изданий сопровождается лекциями, докладами, обзорами, выступлениями, экскурсиями, показом кинофильмов;

·ведется четкий учет посетителей, просмотренных и затребованных изданий;

·Дни специалиста могут организовываться как стационарные, так

ивыездные.

Наши рекомендации