Формы проведения исследования для последующего мониторинга.
Для написания программы по формированию ЭКЗиБОЖ каждого отдельно взятого ОУ, необходимо изучить всю нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность ОУ, включая стратегию, концепции и действующие СанПиН, провести дополнительное исследование здоровьесберегающей деятельности (ЗДОУ) по схеме (смотри приложение №1), исследование жизнедеятельности обучающихся начальной школы – (приложение №2) и провести SWOT-анализ (см. ниже). Мы не можем игнорировать и школьные факторы риска – провести анализ школьных факторов риска (см. ниже по тексту). Использовать данные исследований по готовности ОУ к переходу на ФГОС, критериями и показателями ценностной ориентации на здоровый образ жизни,дополнительной информацией, существующей в ОУ, которые вами используются для построения основной образовательной программы). Эта совокупность данных, будет служить основанием для написания программы, конкретно взятого образовательного учреждения и позволит оценить системность и последовательность здоровьесберегающей деятельности и дать оценку эффективности его деятельности.
Но, необходимо помнить, что это не единственные источники для написания программы. Если у Вас в основе анализа используются и другие исходные данные – это лишь расширит круг проблем, над которыми надо будет работать. Мы не останавливаемся на описании сути мониторинга – она заложена в нем и Вы ее поймете, когда будете с ним работать.
Полученные данные из данных исследования приложения №1 позволят отнести ОУ к одной из групп: образовательное учреждение в своей практической деятельности мало ориентируется на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
образовательное учреждение организует здоровьесберегающую деятельность, в которой отсутствуют системность и последовательность;
минимально достаточный уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения;
высокий уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения; образовательное учреждение достигло уровня «школы – территории здоровья».
Интерпретация результатов:
максимальная сумма баллов, которую может набрать образовательное учреждение – 214.
до 107 баллов - образовательное учреждение в своей практической деятельности мало ориентируется на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
от 107 до 139 баллов - образовательное учреждение организует здоровьесберегающую деятельность, в которое отсутствуют системность и последовательность.
от 139 до 161 балла - минимально достаточный уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
от 161 до 182 баллов - высокий уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
более 182 баллов - образовательное учреждение достигло уровня «школы - территории здоровья».
В основу ЗДОУ входят основные блоки:
· Материально- технические условия школы
· Кадровое обеспечение
· Медицинское обслуживание в школе
· Двигательная активность и физическое развитие детей
· Организация питания в школе
· Политика содействия здоровью в школе
· Обучение здоровью в школе
· Превентивные меры в школе
· Сотрудники школы
· Взаимоотношения школы и родителей
· Внешние связи школы
Данные сведения можно получить исходя из проведенного мониторинга (смотри приложение№1). Кроме ЗДОУ, для снижения заболеваемости необходимо владеть показателями деятельности образовательных учреждений:
Степень невротизации, распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений;
Физическое развитие учащихся;
Заболеваемость учащихся;
Физическая подготовленность учащихся;
Комплексная оценка состояния здоровья;
Здоровый образ жизни.
Оценка показателей сформированности здорового образа жизни обучающихся проводится по показателям:
распространенности основных факторов риска нарушения здоровья школьников;
информированности школьников в отношении факторов риска;
сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни (приложение №2)
Гигиеническую оценку условий реализации общеобразовательных учреждений;
Скрининг-оценка (с использованием специальных анкет по основным блокам деятельности ОУ), в том числе инструмент самоаудита школы, в котором управление играет существенную роль в преобразовании всех сфер жизни нашего общества, включая и сферу образования. Для выхода на «дерево проблем», необходимо использовать и управляющую составляющую.
SWOT-анализ позволяет оценить состав и взаимосвязи шести главных подсистем ОУ: учебной, научной, хозяйственной, экономической, управленческой и маркетинговой (таблица 1).
Эти макроподсистемы позволяют комплексно оценить возможности развития организации, хотя число функций (подсистем) управления гораздо больше. Анализ внутренней среды позволяет также вовремя увидеть «слабые звенья» и нарастающие внутренние проблемы организации, о которых неизвестно внешней среде, и принять своевременные меры по их разрешению с минимальными затратами ресурсов.
Таблица 1
Примерный SWOT-анализ образовательного учреждения
Внутренние сильные стороны | Внутренние слабые стороны |
- Устойчивая репутация и имидж школы. - Позиция признанного лидера рынка образовательных услуг. - Возможность экономии на масштабе. - Превосходство над конкурентами по объему интеллектуального капитала. - Инновационный опыт. - Использование современных технологий обучения. - Возможности для высокого уровня обслуживания потребителей. - Более высокое качество образовательных услуг по сравнению с конкурентами. - Партнерские отношения (совместная деятельность) другими ОУ, обеспечивающие доступ к прогрессивным технологиям обучения | - Отсутствие четко сформулированного направления стратегического развития. - Высокие издержки по сравнению с конкурентами. - Недостаток ключевых навыков и компетенции (слабый менеджмент). - Внутренние производственные проблемы. - Нерациональное распределение финансовых средств. - Высокая стоимость обучения по сравнению с конкурентами. - Средний возраст преподавательского состава - более 40 лет и низкий процент молодых преподавателей (менее 20%). - Слабый приток новых потребителей из-за падения конкурентоспособности предлагаемых услуг |
Внешние возможности организации - Обслуживание новых групп потребителей или освоение новых географических рынков или товарных сегментов. - Открытие новых профилей и направлений обучения. - Использование интернет - технологий для радикального сокращения затрат и дальнейшего увеличения объемов оказываемых услуг. - Вертикальная интеграция. - Новые возможности завоевания доли рынка конкурентов. - Возможность быстрого роста из-за резкого роста спроса в одном или нескольких сегментах рынка. - Возможность эксплуатации новых технологии. - Развитие открытого (дистанционного) обучения | Внешние угрозы организации - Угроза выхода на рынок новых конкурентов. - Ужесточение конкуренции между действующими на рынке ОУ. - Технологические изменения или инновации, приводящие к падению спроса на прежние образовательные услуги. - Замедление роста рынка. - Введение новых регулятивных требований, повышающих издержки организации. - Снижение спроса на образовательные услуги из-за изменения потребностей и вкусов покупателей. - Неблагоприятные демографические изменения, вызывающие сокращению спроса на образовательные услуги. - Негативное воздействие движущих факторов отрасли роста рынка. - Введение новых регулятивных требований, повышающих издержки организации. |
Для каждого конкретного учреждения могут применяться и другие исходные данные. О чем мы писали выше.
Создаваемая в ОУ программа выполняет две основные функции:
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебных предметов и интегрированных в них проблем сохранения и укрепления здоровья.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Начальное образование является переходным этапом к основному общему образованию – это вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно, ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.
9. Основные принципы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.Принципы для людей – это как корни для деревьев, основываются на: системности (взаимосвязанность требований, нормативов и регламентов, образующих целостную систему), дифференцированности (учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей обучающихся начальной, основной и старшей школы), комплексности, преемственности, вариативности и гуманизме; диалектическом единстве обученности и здоровья; рациональном сочетание умственной и физической нагрузки.
При анализе показателей здоровья современных школьников необходимо делать акцент на профилактику школьно – обусловленной патологии и учитывать происходящие перемены в содержании школьного образования. Отказ от избыточности требований и регламентов. Интеграция ценностей культуры здоровья в содержание образования и использование здоровьесберегающих технологий, развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся, вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Обеспечивая охрану здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей), формируя у них культуру здоровья - школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.
Не определившись с целью, не можем определиться с маршрутом.
Цель программы для отдельно взятого ОУ может быть разной, исходя из перечисленных нами и не только нами. Поиск оптимальных средств и условий для сохранения и укрепления здоровья, обучающихся начальной школы; создание наиболее благоприятные условия для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
- совершенствовать учебно-воспитательный процесс на основе комплексной оценки здоровья обучающихся;
- снизить острую и хроническую заболеваемости обучающихся;
- организовать целенаправленную педагогическую деятельность по формированию у младших школьников культуры здорового и безопасного образа жизни, сформировать ответственное отношение к своему здоровью как базовой ценности, предопределяющей успешность жизненного пути;
- создать условия для развития и формирования навыков социально-психологической умелости;
- обеспечить условия для реализации процесса обучения и воспитания младших школьников по формированию универсальных учебных действий;
- реализовать все возможности школы по формированию психически здорового, социально адаптированного, физически развитого человека;
- побудить педагогов, обучающихся, родителей к осознанию необходимости формирования навыков безопасного поведения;
- сформировать у обучающихся научное представление о принципах и путях снижения факторов риска в деятельности человека и общества, потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного анализа и адекватного поведения, т. е. грамотные действия в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на его жизненном пути;
- образ здоровой, прочной семьи и сознательного подхода к рождению и воспитанию детей;
- устойчивую мотивацию поведения, обеспечивающего личную безопасность;
- ответственность за свое благополучие;
- необходимые навыки, позволяющие эту ответственность реализовать;
- воспитать здоровый образ жизни и культуры безопасности;
- укрепить материально-техническую базу образовательного учреждения;
- организовать рациональное полноценное питание;
Задачи программы (для ОУ они могут быть разными, как и цели):
- создать модели экологически комфортной образовательной среды, влияние которой на состояние здоровья субъектов педагогического процесс не провоцирует (сдерживает) развитие патологических изменений;
- разработать и внедрить технологии реабилитации умственной и физической работоспособности в педагогическом процессе;
- сформировать: культуру здоровья и здорового образа жизни субъектов педагогического процесса на основе компетентностного подхода и компетенций младших школьников в области познания уникальности человека, его возможностей и многообразия способов саморазвития и самосовершенствования личности; эмоционально-рефлексивного стиля поведения;
- представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- о навыках позитивного коммуникативного общения и представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- о мотивации к «(здоровому образу жизни)»;
- организации спортивно-оздоровительной работы;
- повысить квалификацию педагогов по вопросу сохранения здоровья детей;
- внедрению здоровьесберегающих технологий;
- мотивацию к активной деятельности обучающихся по сохранению и укреплению здоровья;
- эффективные стратегии поведения в экстремальных ситуациях.
- внедрить: мониторинговую систему результативности педагогического процесса, где здоровье рассматривается как один из показателей и критериев его эффективности; в практику педагогической деятельности технологии мониторинга психофизического развития, физической подготовленности и образа жизни учащихся;
- разработать: технологии здоровьесберегающего сопровождения обучающихся в образовательном процессе; индивидуальные траектории развития: программ оздоровления, совершенствования физических качеств, повышения уровня соматического, психического и духовного здоровья.
- сконструировать учебно-воспитательный процесс в соответствии с положениями системно-деятельностного, аксиологического и индивидуального подходов;
- создать в школе систему социального партнерства (совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, администрации) в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников;
- обеспечить адекватность принятия управленческих решений по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе результатов мониторинга физического развития, физической подготовленности и образа жизни обучающихся и выявления внутришкольных факторов риска;
- дать представление: с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (снижение двигательной активности, инфекционных заболеваниях, переутомлении и т.д.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье; о влиянии негативных и позитивных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить навыкам личной безопасности и элементарным навыкам эмоциональной разгрузки;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- добиться снижения заболеваемости за счет своевременной диагностики состояния здоровья детей всех возрастных групп за счет уменьшения воздействия неблагоприятных факторов обучения:
- выявить, устранить или минимизировать имеющиеся школьные факторы риска;
- выявить школьные трудности обучения, провести их анализ и найти пути преодоления;
- организовать мероприятия по профилактике правонарушений и употреблению психоактивных веществ.
- совершенствовать общую культуру педагогов, учащихся в соответствии с уровнем социально-нравственных ценностей: формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности
- повысить компетентность педагогов, родителей, и учащихся в области специальных научных знаний, психологии.
- обеспечить обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющей формированию знаний, норм и правил поведения безопасного образа жизни, сохранять и укреплять здоровье и личную безопасность.
- создать: условия для реализации подпрограммы (развитие материально-технической базы, обеспечение наглядности и т.д.); для обеспечения двигательной активности обучающихся; благоприятные условия для самораскрытия возможностей детей и подростков, укрепления его веры в собственные силы, развитие самоуважения и уверенности в себе;
- повысить уровень психологической культуры детей и подростков, под которой понимается степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний и психической деятельностью;
- определить пути и условия для самореализации, через поиск и развитие внутренних личностных ресурсов.
Предполагаемый результат: здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
10. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанниковс учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья обучающихся, воспитанников: социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности; факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся, воспитанников; фактор значительного временного разрыва между воздействием и негативным популяционным сдвигом в здоровье обучающихся, воспитанников и всего населения страны в целом; система знаний, установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся, воспитанников в процессе обучения; особенности отношения обучающихся, воспитанников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, связанные с отсутствием у них опыта "нездоровья" (за исключением детей с хроническими заболеваниями), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, невосприятием деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Основные разделы программы формируются исходя из результатов проведенного самоанализа образовательным учреждением. Для отдельно взятого ОУ они могут быть разными. Главное не переписывать программы друг у друга.
Логика построения программ ОУ будет исходить из реально сложившейся ситуации в нем. Одни и те же рецепты здесь не пройдут!
Определяя приоритеты форм работы по «формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» на уровне содержания, мы исходим из того, что в детском возрасте важна социально-психологическая умелость, которая дает возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, соответствующего поведения, «не ущемляющего свободы и достоинства другого» и самостоятельного решения проблем (Баева, 2006).
Нельзя не учитывать и того, что отношение к своему здоровью у индивида складывается из «индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния».
Отсюда, учитывая как общие закономерности развития в детском возрасте, тенденции социально-экономического развития, происходящие в России и в мире, так и специфику процессов, характерных для территорий со специфическими условиями проживания, к которым относится Ленинградская область, по-нашему мнению, программа для школьников «Экологическая культура, здорового и безопасного образа жизни» должна включать области наиболее значимых переживаний обучающихся.
В настоящее время у современных школьников таковыми являются будущее; проблемы, связанные с родительским домом; взаимоотношения со сверстниками; природно-климатическую и социально-экономическую специфику нашего региона, где ряд факторов обуславливают особые условия проживания людей (близость мегаполиса, отдаленность ряда населенных пунктов от центра и т.д.), программа должна включать сведения о личностном адаптационном потенциале, о психологических характеристиках, которые наиболее адекватны и эффективны «в экстремальных условиях деятельности или в условиях повышенных психоэмоциональных и физических нагрузок» (Маклаков, 2001).
Актуальность введения этих сведений продиктована также и теми социально-экономическими условиями, которые в настоящее время имеют место быть в России, и где успешность, востребованность и «реализация новых программ поведения в изменяющихся условиях жизнедеятельности» в большей степени будет зависеть от личностных ресурсов индивида. Поэтому в работе с подростками актуальным становится создание условий для раскрытия личностных ресурсов в формировании навыков здорового образа жизни.
Необходимо также, чтобы программа включала сведения, которые характеризуют «семейную атмосферу и традиции (в т.ч. общественные традиции и этнокультурный опыт). Тем более, что национальная культура Ленинградской области годами формировалась в условиях специфического биологического режима и по своей сбалансированности, уравновешенности с природным окружением продемонстрировали способность существования и развития в не простых жизненных условиях. И знание об этом опыте будет способствовать формированию умений и навыков не только здорового образа жизни, не только адаптации подрастающего поколения к жизни в условиях в специфической зоне для проживания, но и развивать способности к успешной социальной адаптации.
Этапы реализации программы
Первый этап (подготовительный) определение дерева проблем для написания программы по формированию «Экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Анализ уровня ценностной ориентации младших школьников на здоровый образ жизни на основе мониторинга психофизического развития, физической подготовленности и образа жизни обучающихся (диагностика основных параметров, характеризующих соматическое, психическое и духовное здоровье обучающихся младших классов). Конструирование учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование ЭКЗиБОЖ младших школьников. На первом этапе решаются следующие задачи: определение стратегических целей на конкретный период времени (2-4 года). Предварительная диагностика потребностей конкретного образовательного учреждения в соответствии с создавшейся ситуацией. Выбор приоритетов, актуальностью, требованиями выходящих нормативно-правовых документов. Определение конкретных задач, связанных с решением приоритетных проблем. Корректировка задач по мере поступления новых документов.
Второй этап (этап «роста» или основной – практико-преобразующий или разворачивания или реализации) программы по формирование «Экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Реализация модели по формированию ЭКЗиБОЖ. Повышение компетенции всех участников образовательного процесса в области самооценки, саморазвития и самосовершенствования. Принятие управленческих решений по дальнейшему формированию ЭКЗиБОЖ на основе анализа результатов мониторинга и выявления несоответствий. Здесь необходимо предусмотреть реализацию всех 9 направлений описанных выше по формированию культуры здоровья и отработать экологическое направление. Определить организационные возможности, условия и ресурсы для этих направлений. Данный этап должен соответствовать следующим принципам: комплексность, системность, целостность, динамичность (повторяемость).
Третий этап (этап «зрелости») реализации программы «Экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Реализация модели по формированию ЭКЗиБОЖ. Повышение компетенции всех участников образовательного процесса в области самооценки, саморазвития и самосовершенствования.
Актуализация и корректировка цели и задач на основе оценки уровня сформированности компетенций у всех участников образовательного процесса и выявленных несоответствий.
В программу могут входить:
- мероприятия по реализации программы;
- циклограмма работы классного руководителя с классом;
- организация внеурочной деятельности;
- комплексный план работы школы по предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании среди обучающихся;
- общую программу оздоровительной работы с детьми;
- программу работы с группой практически здоровых детей;
- тематику родительских собраний по сбережению здоровья детей;
- тематику семинаров по здоровьесберегающим технологиям для педагогов школы.
На основании программы необходимо составить комплексный план мероприятий реализации основных направлений, для изучения, закрепления и совершенствования умений и навыков, практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психической устойчивости в условиях повышенной опасности. Разработать систему проверки вышеназванных знаний, умений и навыков учащихся, результатом которых будет сформированность у юного гражданина потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного анализа и адекватного поведения, т. е. грамотные действия в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на его жизненном пути.
Принятие управленческих решений по дальнейшему формированию ЭКЗиБОЖ на основе анализа результатов мониторинга и выявления несоответствий.
Четвертый этап (обобщающий) реализации программы «Экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Провести оценку результативности и эффективности программы. Результативность реализации программы оценивается как процент выполненных задач программы (где за 100% приняты все запланированные мероприятия). Эффективность программы может оцениваться по мере решения основных стратегических задач. Предварительный анализ в рамках конкретного ОУ всех направлений, выбор приоритетов, разработка комплексной программы и ее реализация позволят эффективно объединять усилия разных специалистов в решении проблем сохранения здоровья и сформированности экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и провести полноценный содержательный и системный анализ результатов такой работы. На этом этапе необходимо подвести итоги – удалось ли сформировать модель выпускника начальной школы. Удалось ли выйти на ожидаемые нами результаты и сделать определенные выводы для корректировки программы.
Примечание. При планировании этапов - от написания программы до ее реализации – на каждом этапе должны быть цель, задачи и ожидаемые результаты.
При планировании мероприятий, желательно, чтобы второй и третий этапы содержали все основные направления перечисленных выше.
Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности.
Образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов и таких материалов, как бумага, ткань, нити для вязания и ткачества, пластик, различные краски, глина, дерево, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;
создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях), и таких материалов, как дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина;
формирования личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, развитие экологического мышления и экологической культуры;
проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;
наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;
занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;
размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения, обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением;
выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения, организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся.
Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами. Это идеальные условия, к которым должны стремиться образовательные учреждения!!!
В стандарте обозначены требования к программе формирования ценности здоровья и здорового образа жизни младшего школьника.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни младшего школьника – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни предполагает комплексное развитие познавательной, эмоциональной и личностной сферы ребенка.
Программа ориентируется на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов и реализуется в пределах часов как инвариантной, так и вариативной части базисного учебного (образовательного) плана начальной школы.
Результатом реализации программы является сформированная установка на здоровый образ жизни, соблюдение норм поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья и знания об этих нормах.
Чтобы «выйти» на результат, необходимо в программу включить два основные направления: формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся и создание здоровьесберегающей среды в ОУ. Этим мы добьемся создание комплексного подхода и создания базовой модели здоровьесберегающей деятельности. Эта работа проводится не только в период организации урочной деятельности, но и внеурочной. План мероприятий по созданию здоровьесберегающей деятельности строится на результатах самоанализа.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
12. Стратегия укрепления здоровья через систему образования.
Из анализа многочисленных статистических данных, обсуждений рассматриваемой проблемы на конференциях и семинарах различного уровня, материалов научных публикаций и при том обстоятельстве, что абсолютное большинство детей организованы в дошкольно - школьные коллективы, следует, что наиболее эффективный способ сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения - это формирование здоровьесберегающей системы образования. На новом этапе образовательной реформы необходимо не просто переломить тенденцию к ухудшению показателей здоровья обучающихся, но и существенно продвинуться в решении следующих проблем:
превращения охраны здоровья обучающихся в одно из приоритетных направлений деятельности органов власти и управления всех уровней;
улучшения организации учебного процесса исходя из задач укрепления здоровья обучающихся;
создания экономических условий для развития материальной базы спортивных, спортивно-оздоровительных и медицинских подразделений учреждений системы образования, других ведомств и негосударственных организаций;
разработка основ мониторинга состояния здоровья обучающихся, информационного и медицинского обеспечения профилактической работы на всех уровнях образования.
Стратегические подходы достижения поставленной цели:
- Совершенствование механизмов управления безопасностью бразовательного пространства;
- Совершенствование планирования мероприятий по основным направлениям обеспечения безопасности образов<