Особенности проведения мониторинга во 2-4 классах

1 этап. Срок – сентябрь Входной контроль.

Цель: сопоставить результаты конца прошлого года обучения с теми, которые получены в начале следующего учебного года; выявить проблемы в знаниях учащихся и наметить шаги по их устранению.

2 этап. Срок - конец каждой четверти. Промежуточная диагностика.

Цель: оценить надежность сформированности тех способов действий, которым учил учитель; диагностирование качества взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса; сравнить результаты диагностики с результатами за предыдущие четверти; выявить динамику развития учащихся (изменился ли уровень овладения отдельными компонентами учебной деятельности, наметить пути повышения успешности обучения отдельных учащихся).

Промежуточная (текущая) диагностика - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения.

Цель данной диагностики - анализ хода формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого курса, за отдельный промежуток времени.

Текущая диагностика позволяет своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Формы контроля: самостоятельная работа, контрольный срез, устный опрос, графическая работа (диаграммы, схемы, чертежи и др.), тесты.

3 этап. Срок - конец апреля - май. Итоговая диагностика.

Цель: выявить степень сформированности общеучебных умений и навыков на конец учебного года (с учетом специфики предмета), получить объективную информацию о состоянии и проблемах образовательного процесса в каждом классе; определить соответствие поставленных целей и полученных результатов в конце учебного года.

Формы проведения: контрольные работы, тесты.

Сбор информации: сводные таблицы, диаграммы, графики.

Результаты, полученные в ходе мониторинга, позволяют учителю выявить уровень усвоения программного материала за определенный промежуток времени, строить коррекционные программы с учетом подготовки конкретного ученика, а значит - оценить эффективность своих методических находок, определить степень их соответствия особенностям данного класса.

Оценивание.

Результаты фиксируются в «Карте индивидуального развития» и оцениваются на основе уровневой оценки и отметки.

За выполнение обязательных заданий каждый ученик должен получить отметку в соответствии с нормами оценивания письменных контрольных работ.

Выполнение заданий со звездочкой (полное или частичное) оценивается отдельно и не влияет на выставление отметки за задания обязательного уровня.

После выполнения письменной контрольной работы учитель делает количественный и качественный анализ результатов обучения, т.е. поэлементный.

Результаты индивидуальной проверки (литературное чтение) фиксируются сначала в индивидуальной таблице, а потом в сводной (см. таблицу № 1).

Таблица №1

Таблица учета результатов проверки навыков чтения.

Ф. имя обучающегося -
Школа -
Класс - Учитель -

Читает вслух со скоростью

90 и более слов в мин. 80-90 слов в мин. 70-80 слов в мин. Менее 70 слов в мин.
1. Читает осознанно, не делает неоправданных пауз Делает неоправданные паузы (1-2) Допускает неоправданные паузы (3-4) Допускает неоправданные паузы (5 и более)
2. Правильно отвечает на поставленные вопросы Допускает неточности в ответах Затрудняется ответить на некоторые вопросы Не может отвечать на поставленные вопросы
3. Понимает главную мысль текста и умеет ее выразить Понимает главную мысль, но выражает ее неточно Затрудняется в определении главной мысли без наводящих вопросов Не может выделить главную мысль текста
4. Пересказывает прочитанное логично, полно, не допускает речевых ошибок Допускает в пересказе 1-2 ошибки Затрудняется передать содержание связно Не может передать содержание текста
5. Может привести примеры произведений из круга детского чтения, ориентируется в мире книг Допускает неточности в названиях произведений, называет не менее 5 произведений Приводит ограниченное число произведений (3), допускает неточности в названиях Приводит названия 1-2 произведений, затрудняется в названиях
6. Различает, называет элементы книги Допускает неточности в названиях (1-2) Допускает неточности в названиях (2-3) Допускает более 3 ошибок
7. Из 5 предложенных произведений правильно определяет все виды жанров Допускает 1 ошибку Допускает 2-3 ошибки Допускает более 3 ошибок

Пояснение.

1. По вертикали обозначены основные требования к чтению, а по горизонтали уровни их выполнения.

2. Скорость чтения обозначена отдельной строкой и не является доминирующим требованием, т.к. зависит от личностных особенностей ребенка.

3. Результат данной проверки учитель фиксирует знаком (V).

4. Пометки (V) в 1 и 3 графах позволяют сделать вывод: соответствует уровню требований по чтению.

5. Пометка (V) в 4 графе должно быть не более 3.

Путем фиксации ошибок при чтении учитель делает выводы:

- об уровне техники чтения,

- осознанности, выразительности,

- сформированности читательских умений (умений кратко характеризовать главную мысль произведения, высказывать оценочные суждения о прочитанном, пересказывать прочитанное, сравнивать произведения по видо-жанровым разновидностям и т.д.).

Индивидуальную проверку можно провести в декабре. Для чтения предлагается текст (300-350 слов - 4 класс, прозаическое художественное произведение). Время чтения - 2-3 минуты. Результаты индивидуальной проверки дают полное представление об уровне сформированности данного навыка у каждого ученика.

Наши рекомендации