Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Современная социокультурная ситуация развития ребёнка
- бóльшая открытость мира и доступность его познания для ребенка, больше источниковинформации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек), агрессивность доступной для ребенка информации;
- культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью, разностность и иногда противоречивость предлагаемых разнымикультурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру;
- сложность окружающей среды с технологической точки зрения, нарушениеустоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям, формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексныхкачеств личности ребенка;
- быстрая изменяемость окружающего мира, новая методология познания мира, овладение ребенком комплексным инструментарием познания мира;
- быстрая изменяемость окружающего мира, понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации, отбор содержания дошкольного образования, усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействияизлишних источников познания;
- агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемостичеловеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленныхвредных для здоровья факторов, негативное влияние на здоровье детей – какфизическое, так и психическое, возрастание роли инклюзивного образования, влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
При разработке программы учитывались следующие значимые характеристики:
- географическое месторасположение;
- социокультурная среда;
- контингент воспитанников;
- характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Большое значение при определении содержания Программы имеют следующие особенности:
1. Климатические условия:
- программа предусматривает режимы дня для холодного и теплого времени года, так как климат умеренно-континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким теплым летом. В связи с этим вносятся коррективы и в физкультурно-оздоровительную работу (ходьба на лыжах, утренняя гимнастика на свежем воздухе, оздоровительный бег витаминизация питания, профилактические мероприятия).
2. Демографические особенности:
- отмечается сокращение численности населения, увеличение числа эмигрантов из Азии. В последнее время выросла рождаемость. Городское население многонациональное: русское, татары, удмурты, марийцы, азербайджанцы, армяне…В ДОУ прививается толерантное отношение среди детей разных национальностей.
3. Совокупные особенности:
- контингент воспитанников проживает в современном городе, где существует своя социокультурная среда: доступность культурно-просветительных учреждений (библиотека №8, театров, музеев, цирка, спортивные школы, Диарамы и т. д..) что обеспечивает взаимодействие.
Взаимодействие ДОУ с социумом
Учреждение | Цели и задачи взаимодействия |
МОУ СОШ №51 | Осуществление преемственности в работе ДОУ и школы |
Дошкольные учреждения методического объединения | Обмен опытом, обогащение новыми педагогическими технологиями. |
МОУ ДПО ЦПКРО | Повышение уровня квалификации сотрудников ДОУ. |
Детская поликлиника №2 | Обеспечение медицинского контроля над здоровьем воспитанников |
Стадион «Прогресс» | Приобщение детей к разным видам спорта. |
Библиотека №8 | Приобщение дошкольников к литературе и осуществление и познавательного развития. |
Кукольный театр | Осуществление культурно- досуговой деятельности. |
Цирк | Осуществление культурно- досуговой деятельности |
Диорама | Приобщение дошкольников к историям Вятского края |
Город. Киров – деловой, активный город с развитой промышленностью, деревообрабатывающей, химия отраслью, поэтому дети знакомятся с профессиями тружеников, с народными промыслами, декоративно - прикладным искусством , творчеством мастеров родного края.
Таким образом при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» планируется знакомство с городом, его названием, знакомство с заслуженными земляками, достопримечательностями, промышленностью исторического прошлого города.
Контингент родителей в основном русскоязычные семьи с одним или двумя детьми, молодого и среднего возраста, со средним финансовым положением, имеющие среднее -специальное и высшее образование.
Социальный портрет семьи
Количество семей с несовершеннолетними детьми | Количество детей в них | Малообеспеченные семьи | Многодетные семьи | |||||||||||||
Семьи: | Неполные семьи | |||||||||||||||
с одним ребенком | с двумя детьми | с 3–мя детьми | с 4-мя детьми | Всего: | Мать одиночка | Без одного родителя | ||||||||||
Семьи с детьми инвалидами | Опекунские семьи | Студенческие семьи | Родители участники-ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС | Семьи следователей, прокуроров | Семьи помощников воспитателей | Военнослужащие срочной службы | Семьи потерявшие кормильца | |||||||||
- | - | - | - | |||||||||||||
По типовому проекту детский сад рассчитан на 280 детей. На 1 сентября 2014 года количество групп -10, списочный состав 237 чел.
Возрастная категория | Направленность групп | Количество групп | Количество детей |
С 3 до 4 лет | Общеразвивающая | ||
С 4 до 5 лет | Общеразвивающая | ||
С 5 до 6 лет | Общеразвивающая | ||
С 6 до 7 лет | Общеразвивающая |
Педагогический состав
По стажу | По образованию | По категории | |||
От 0до 5 лет | Среднее специальное | высшая | |||
От 5 до 10 лет | Высшее | первая | |||
От 10 до 15 лет | вторая | ||||
Свыше 15 лет | На соответствие | ||||
Не аттестованы |