Правовые основы интеллектуальной собственности.

1. Право на защиту репутации автора

Авторское право исторически начиналось с появления понятия личных неимущественных прав. Содержание этой категории постоянно изменялось, и ее устоявшееся содержание отражено в п. 1 Бернской конвенции, в соответствии с которой “независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора”. Бернская конвенция признает два личных неимущественных права авторов: право защита репутация

а) право авторства, т.е. право требовать признания своего авторства на свое произведение;

б) право на защиту репутации, т.е. право противодействовать любому извращению, искажению, изменению и любому иному посягательству на свое произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Данная норма и соответствующие права впервые введены в Бернскую конвенцию в 1928 году. Эти права возникают потому, что произведение является отражением личности его автора, тогда как имущественные права отражают материальные интересы и потребности автора.

Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), которое является обязательным для выполнения всеми членами Всемирной торговой организации (ВТО), обязывает страны соблюдать положения ст.ст. 1-21 Бернской конвенции, однако страны не обязаны выполнять положения в отношении прав, предоставляемых или вытекающих из Бернской конвенции.

В Законе Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах” выбран путь расширения личных неимущественных прав авторов, хотя в некоторых отношениях такое расширение не является безупречным.

Автору в отношении произведения принадлежит совокупность личных неимущественных прав. Право авторства - важнейшее личное неимущественное право. Он имеет право требовать признания авторства на свое произведение, т.е. подтверждения того, что именно он является автором произведения. Свое личное неимущественное право авторства автор обычно реализует, размещая свое имя на экземплярах произведения. Автор может обнародовать свое произведение не только под своим подлинным именем, но и под псевдонимом или даже анонимно, однако он всегда может отказаться от псевдонима и открыть свое подлинное имя.

Право авторства возникает у автора с момента создания произведения. Для возникновения этого права необходимо наличие признака творческого характера произведения и признака объективной формы произведения. Для возникновения личного неимущественного права не имеет значения ни содержание произведения, ни факт его обнародования.

Гражданский кодекс Республики Беларусь упоминает только право авторства как личное неимущественное право и особо подчеркивает, что право авторства “может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности”, в том числе и произведения науки, литературы и искусства. Однако Гражданский кодекс косвенно признает, что существуют и иные личные неимущественные права, поскольку передача имущественных прав “не влечет передачи или ограничения права авторства и других личных неимущественных прав”.

Очень важно, что Гражданский кодекс признал, что “право авторства неотчуждаемо и непередаваемо”. Следовательно, право авторства не может быть отчуждено у автора, но и автор не может передать это право иным лицам, в том числе и своим родственникам.

Если же какое-то лицо использовало произведения, на которые действует авторское право, даже для личных целей, то ни о каком праве авторства не может идти речи, поскольку для использования любого охраняемого произведения необходимо получить разрешение от правообладателя.

Право на имя по своему содержанию близко к праву авторства, поскольку признание права авторства означает, что автору принадлежит право называть себя и свое произведение так, как он того пожелает.

По закону “взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними” (п. 2 ст. 10), поэтому заказчик предлагает автору разовую (паушальную) сумму за его труд при условии, что последний выразит желание опубликовать произведение анонимно, а заказчик - под своим собственным именем и что он откажется от притязаний на имущественные права при опубликовании такого произведения. Так появляется произведение только с одним автором - заказчиком, который становится полноправным хозяином произведения со всеми личными неимущественными и имущественными правами.

Право на защиту репутации представляет собой важное личное неимущественное право автора, наделяя его правом на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства на произведение, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Право на защиту репутации признается Бернской конвенцией, причем слова иного посягательства были введены в Бернскую конвенцию в 1948 году для того, чтобы подчеркнуть, что ущерб репутации автора может нанести не только искажение его произведения. Такая же формулировка использована и в Законе.

Таким образом, ущерб чести и достоинству автора, т.е. его репутации, могут нанести не только такие изменения его произведения, которые искажают, извращают содержание произведения. Ущерб репутации автора может нанести и иное посягательство на произведение.

Естественно, во всех случаях речь идет о разрешенных автором изменениях произведения, в противном случае никакое лицо не имеет права вообще вносить какие-либо изменения в произведение. Поэтому даже если автор передал одно из своих имущественных прав - право на переработку - другому лицу, у него остается личное неимущественное право контролировать такую переработку с тем, чтобы не было извращено или искажено содержание его произведения.

Право на защиту репутации в явном виде не нашло отражения в новом Гражданском кодексе Республики Беларусь. Однако в силу международных обязательств Республики Беларусь как члена Бернского Союза об охране литературных и художественных произведений право на защиту репутации должно признаваться, что и отражено в Законе Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах”.

Право на обнародование - это право автора обнародовать или разрешать обнародовать свое произведение в любой форме. Бернская конвенция не признает такое право как международную норму. Право было включено и в Закон Республики Беларусь 1996 года и по существу сохранено и в новой редакции Закона в основном только для гармонизации с законодательством стран СНГ.

В Законе Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах” используется иная формулировка: “имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей”, однако оговорка “кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей” сделана совершенно для иных целей, чем в российском законе.

Поэтому есть основания считать право на обнародование имущественным правом. Гражданский кодекс Республики Беларусь в прямо устанавливает, что “личные неимущественные права в отношении объектов интеллектуальной собственности действуют бессрочно”. Поскольку право на обнародование в соответствии с Законом Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах” не действует бессрочно, то приведенная норма Гражданского кодекса позволяет считать, что право на обнародование не может являться личным неимущественным правом и должно признаваться одним из имущественных прав.

Для произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания, положения настоящего пункта не могут применяться, поскольку для служебных произведений право на обнародование, в том числе и на отзыв, не признается.

2. Защита авторских и смежных прав программного обеспечения

Для понимания того, что именно из компьютерных разработок и в каком объеме охраняется авторско-правовым законодательством, необходимо проанализировать понятие "программа для ЭВМ". Напомним, программа для ЭВМ - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.

Традиционно авторским правом применительно к программам защищается:

1. то, что непосредственно создано разработчиком и существует в символьном (литеральном) представлении до исполнения программы;

2. то, что порождается в ходе функционирования программы, это так называемые нелитеральные (non-literal) элементы.

Из законодательного определения, следует, что в белорусском законодательстве термином охватывается три группы объектов:

1. объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств;

2. подготовительные материалы;

3. порождаемые программой аудиовизуальные отображения.

Общее требование к этим трем группам объектов - объективная форма представления (отображения), то есть возможность фиксации на каком-либо материальном носителе.

По внешнему выражению литеральные элементы программы (первая и вторая группы объектов) могут существовать:

- в машиночитаемой форме, это исполняемый код, некоторые промежуточные формы существования набора команд и данных (псевдо-код, объектный код и т.п.);

- в форме, доступной для понимания человеком, в виде исходного текста или подготовительных материалов (блок-схем и т.п.), при этом для признания их охраноспособными не важно, на каком носителе закреплен текст (на диске, на бумаге).

К нелитеральным элементам, порождаемым программой аудиовизуальным отображениям относятся, в частности, отдельные изображения, звуковое сопровождение, видеоряды - все то, что проявляется в процессе исполнения программы. Общее требование к таким элементам для признания их охраноспособными - оригинальность, то есть такой объект должен быть результатом творческой деятельности разработчика.

По большому счету можно было бы признать программой любое произведение, выраженное в цифровой форме, ведь это наборы кодов или сигналов, которые заставляют некое техническое устройство функционировать определенным образом, например воспроизводить звук или изображение. Однако отличия имеются.

Программа - это всегда набор данных и команд, предназначенных для функционирования компьютерных устройств. Вне памяти компьютеров программы как таковые ни к какому результату приводить не могут.

Иные произведения, выраженные в цифровой форме, наоборот, могут "жить" своей самостоятельной, не зависимой от компьютерного устройства жизнью: литературное произведение может быть распечатано, надиктовано в виде фонограммы; музыкальная фонограмма может быть изготовлена в цифровой форме (например, в формате mp3) или иными способами механической записи (например, на виниловой пластинке), сущность фонограммы от этого не изменяется, поскольку на носителе записана лишь звуковая информация, а не команды, реализующие в соответствии с замыслом разработчика определенный алгоритм.

Авторским правом также может охраняться оригинальное название программного продукта. Забегая вперед, следует отметить, что название программы может охраняться и законодательством о товарных знаках, если соответствующее обозначение прошло процедуру регистрации.

В силу прямого указания Патентного закона "алгоритмы и программы для вычислительных машин" не признаются патентоспособными изобретениями. Вместе с тем не исключена возможность патентования устройств или способов, технический результат применения которых определяется в том числе программным обеспечением.

Классификация программ :

Сегодня, с точки зрения человека, взаимодействующего с различными компьютерными устройствами, можно выделить как минимум три функциональные составляющие, приписываемые программному обеспечению:

- программа как инструментальное средство обработки информации и решения других прикладных задач пользователя;

- программа как источник нового знания (познавательной и справочной информации);

- программа как произведение, способное оказывать эмоциональное воздействие и обладающее эстетическими качествами.

Выделение функциональных составляющих носит весьма условный характер.

Деление программ по основному типу пользователей (домашние и деловые программы) в значительной степени предопределяет, как будет показано ниже, формы их распространения.

Важно разделять программное обеспечение на заказные и тиражные программы.

Заказное программное исторически более ранний класс ПО. Собственно говоря, во времена больших ЭВМ в 60-70-х гг. ХХ века системные программы поставлялись исключительно производителями оборудования вместе с самим оборудованием, а прикладное ПО писалось под конкретные задачи коллективами штатных программистов или сторонними организациями по подрядным договорам в соответствии с техническим заданием. Такие прикладные программы были приспособлены под нужды конкретной организации и в неизменном виде для других пользователей были малоинтересны.

Тиражные программы представляют собой системные, прикладные или развлекательные программные продукты, потребительские свойства которых позволяют удовлетворять потребности широкого круга пользователей.

Данное деление также весьма условно, поскольку на практике можно встретить множество комбинированных вариантов поставок.

Но с позиций юридической квалификации отношений между заказчиком и поставщиком небесполезно все же разделять эти два класса ПО: важное различие между тиражным и заказным ПО состоит в степени участия заказчика в процессе разработки программы, в возможности влиять на качество и функциональные характеристики ПО.

Особенности правового режима

Для понимания природы отношений между пользователями программы и правообладателем необходимо рассмотреть важный теоретический принцип авторского права - принцип исчерпания прав.

В отношении традиционных объектов ИС - книг с литературными произведениями или пластинок с музыкальными записями - всегда четко можно понять, в каком случае речь идет о передаче прав на экземпляр (то есть на материальный носитель), а в каком о передаче прав на использование самого произведения. Достаточно легко можно выявить различия и между двумя категориями пользователей: пользователями экземпляра - лицами, которые приобрели в собственность носитель (книгу, кассету, диск) и применяют его по прямому назначению, и пользователями произведения - лицами, которые приобрели права, позволяющие извлекать выгоду от эксплуатации произведения (переводить, тиражировать, распространять, сдавать в прокат и т.п.).

Не нарушается ли это право в случае, например, если покупатель решит подарить кому-нибудь купленный диск, или книгу? Нет, поскольку в отношении поступивших в продажу экземпляров правомерно опубликованных произведений действует так называемый принцип исчерпания прав. Суть его состоит в том, что правомерно введенный в оборот экземпляр произведения в дальнейшем может распространяться без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения - это значит, что легально выпущенные книга или диск могут быть впоследствии перепроданы, обменены, подарены, и испрашивать на это согласия правообладателя и заключать с ним по этому поводу какой-либо договор нет необходимости.

Принцип исчерпания права на распространение, также именуемый иногда "правилом первой продажи", сформулирован в законодательстве «Об авторском праве и смежных правах» и звучит он так:

- «Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения».

К экземплярам программ для ЭВМ также применимо правило первой продажи:

- «Перепродажа или передача иным способом права собственности либо иных вещных прав на экземпляр программы для ЭВМ или базы данных после первой продажи или другой передачи права собственности на этот экземпляр допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения».

Однако с программами дело обстоит немного сложнее. Форма выражения в виде символов, объединенных в языковые конструкции, позволила, как отмечалось выше, приравнять в свое время программы к литературным произведениям. Но авторско-правовой режим охраны программ сразу охарактеризовался рядом особенностей, ведь основной формой выражения для программ являлась цифровая форма записи на машинных носителях, не характерная тогда еще для иных объектов авторского права.

Цифровое представление предопределяло возможность чрезвычайно легкого воспроизведения и распространения программных продуктов, а также возможность внесения в программы изменений и заимствования их частей. Разработчики первых законопроектов, посвященных правовой охране компьютерных программ, также предвидели, что, кроме распространения на материальных носителях, ПО достаточно широко будет распространяться и по компьютерным сетям. В связи с этим авторско-правовой режим охраны программ, предусмотренный в законодательстве многих государств, несколько отличается от режима, предусмотренного для литературных произведений. В чем же состоят ключевые отличия этого режима?

Прежде всего, отсутствие возможности свободного личного использования программ. Для иных произведений право свободного использования в личных целях традиционно и означает фактически неконтролируемую возможность копирования и модификации до тех пор, пока это использование не выходит за рамки личного. По сути, экземпляр произведения, попав в руки покупателя, оказывается в полной его власти.

Порядок пользования экземпляром программы строго регламентирован. Он может быть прописан в законе или в соглашении с правообладателем. Точнее, закон предусматривает, что такие правила устанавливаются правообладателем, но если правообладателем каких-либо специальных условий (обычно более льготных) не предусмотрено, будут действовать обязательные нормы закона. Такие "правила по умолчанию сводятся к установлению закрытого перечня случаев свободного воспроизведения и модификации программы, в частности:

- прямо оговаривается возможность воспроизводить программу только для работы на одном устройстве или в отношении одного пользователя в сети (презумпция однопользовательской лицензии);

- вводятся определенные ограничения на модификацию программы - это случаи декомпиляции и адаптации программы, которые могут предприниматься исключительно в целях обеспечения совместимости с программными и аппаратными средствами лица, правомерно обладающего экземпляром программы, а также исправления ошибок;

- кроме этого, допускается изготовить одну копию программы для архивных целей.

Из вышесказанного следует вторая особенность авторско-правового режима охраны программ - возможность для правообладателя устанавливать различные условия использования приобретенного пользователем экземпляра, например допускать загрузку программы в память более чем одного устройства.

В случаях с программами правила пользования экземпляром могут быть установлены правообладателем, а при отсутствии установленных правил действуют специальные положения законодательства. Несоблюдение установленных правил использования экземпляра может быть квалифицировано как нарушение авторских прав.

Международные источники прав авторов программ

Большое значение в правовом регулировании отношений в области авторского права и смежных прав имеют международные договоры. Согласно положениям международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РБ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

РБ является участницей следующих международных договоров в области авторского права и смежных прав:

- Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 г.) Республика Беларусь участвует в Бернской конвенции с оговоркой, согласно которой действие конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для РБ уже являются на ее территории общественным достоянием. Республика Беларусь намерена настоящую оговорку в ближайшее время снять. Бернская конвенция вводит ряд основных принципов охраны произведений:

1. принцип ассимиляции - национальный режим охраны в стране происхождения и свой национальный режим охраны в других странах Бернского союза плюс права "особо предоставляемые конвенцией"

2. национальный принцип - предоставление охраны вне зависимости от места первой публикации, основываясь на гражданстве или постоянном проживании автора в стране участнице

3. территориальный принцип - предоставление охраны вне зависимости от гражданства или постоянного пребывания в странах-участниках, основываясь на месте первой (или одновременной) публикации в одной из стран Бернского союза

4. принцип автоматической охраны, согласно которому предоставляемая охрана не должна обуславливаться соблюдением каких-либо формальностей

5. минимальный обязательный (50-летний) срок охраны авторского права исчисляемый со дня смерти автора

- Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (в редакции 1952 г.) с 1973 г.

Разработана по инициативе ЮНЕСКО, подписана в 1952 году в Париже и была пересмотрена одновременно с Бернской конвенцией в 1971 г.

Она разрешает странам участницам отходить от принципа автоматической охраны и требовать выполнения формальностей для приобретения и реализации авторских прав по отношению ко всем произведениям, впервые опубликованным на их территории, и по отношению к произведениям отечественных авторов, независимо от места их опубликования.

- Стокгольмская конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г.

Была заключена для обеспечения более эффективной защиты прав авторов и правообладателей в этой сфере. ВОИС является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы защиты интеллектуальной собственности и разрабатывающим соответствующие правовые вопросы.

В соответствии со ст. 2 Стокгольмской конвенции, понятие «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио-- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. ВОИС относит к интеллектуальной собственности информацию, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий. ВОИС разработаны Типовые положения по охране компьютерных программ (1978 г.)

- Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 г.) с 1995 г.

- Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974 г) с 1988 г.

- Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм вещательных организаций (Римская конвенция) (26 октября 1961 г.) с 23 мая 2003 г.

- Двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с Австрией, Венгрией, Польшей, Швецией, Китаем, Арменией и другими государствами.

Кроме того, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РБ и странами Европейского сообщества, в соответствии с которым к концу пятого года после вступления Соглашения в силу РБ должна обеспечить аналогичный существующему в Сообществе уровень защиты прав интеллектуальной собственности. В целях исполнения обязательств, вытекающих из настоящего соглашения Республики Беларусь необходимо привести действующее законодательство в соответствие с директивами Европейского союза в области авторского права и смежных прав, Международной конвенцией об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, Соглашением о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS), о правовой охране программ для ЭВМ. Соответственно к концу 2000 года, законодательство должно было прийти в соответствие с данной директивой. Отметим, что пока наше законодательство данной директиве не соответствует.

Нормы, касающиеся прав авторов, содержаться также в многочисленных двусторонних и многосторонних соглашениях РБ, однако в целом они не вносят никаких новых принципов в правовое регулирование данной области.

Законодательство РБ на защите прав авторов

Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных впервые в полном объеме введена в Республике Беларусь Законом "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", который уже вступил в силу. В постановлении о введении Закона в действие предусматривался переходный режим, когда до 1 января 1994 года использование в учебных, научно-исследовательских и личных целях без извлечения прибыли допускалось без согласия авторов и правообладателей. В РБ охраняются как программы для ЭВМ и базы данных, созданные после этой даты, так и программы для ЭВМ и базы данных, созданные ранее, но использование которых продолжается. Соответственно, правовая охрана программам для ЭВМ и базам данных, созданных белорусскими авторами, предоставляется в зарубежных странах на тех же условиях тоже после 1992 года. При этом необходимо, чтобы эти произведения были выпущены в свет.

Становление авторского права на программное обеспечение

Программы для ЭВМ и базы данных были упомянуты как объекты интеллектуальной собственности еще в ст. 2 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", принятом 24 декабря 1990 года. Однако в этом законе не было дано определения программы для ЭВМ и базы данных, сроков охраны, режима использования, т.е. отнесение программ для ЭВМ и баз данных к охраняемым объектам лишь декларировалось.

Частично задача отнесения программ для ЭВМ и баз данных к охраняемым объектам была решена, когда вступило в силу постановление правительства РБ. В этом постановлении предусматривалось временное применение (до принятия нового гражданского кодекса РБ) "Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик". Раздел IV Основ содержал ряд норм, регулирующих вопросы авторского права. В частности, в ст. 134 Основ программы для ЭВМ и базы данных были прямо отнесены к охраняемым объектам, а в подпункте (6) п. 2 статьи 138 определялись случаи свободного использования программ для ЭВМ. В соответствии с разделом IV Основ регулировались объем исключительных прав, режим использования и защита прав авторов программ для ЭВМ и баз данных (данные законодательные акты утратили силу с введением последующего законодательства об авторском праве).

Окончательно отнесение программ для ЭВМ и баз данных к объектам авторского права зафиксировано в настоящем законодательстве РБ "Об авторском праве и смежных правах", который был принят и вступил в силу. В этой статье в числе законодательных актов, образующих законодательство РБ об авторском праве, прямо указан и Закон "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". В Законе об авторском праве и смежных правах содержится также ряд норм, уточняющих и развивающих отдельные положения Закона о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Это, прежде всего, относится к различным видам авторских договоров и договоров заказа, территории действия договора: определению автора произведения по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом, уточнению определения свободного использования программ для ЭВМ и баз данных.

Основные понятия

Рассмотрим наиболее существенные для разработчиков программ для ЭВМ и баз данных положения Закона о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных.

Под "программой для ЭВМ" в Законе понимается объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.

Под "базой данных" понимается объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и т.д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Предусмотренная Законом охрана базы данных, оформленных в виде сборника, характеризуется рядом особенностей:

- БД охраняются независимо от того, являются ли данные, на которых они основаны или которые они включают, объектами авторского права.

- Авторское право на базу данных, состоящую из материалов, не являющихся объектами авторского права, принадлежит лицам, создавшим базу данных.

- Если база данных состоит из охраняемых произведений, то авторское право на нее признается лишь при соблюдении авторского права на каждое из входящих в ее состав произведений, т.е. установление факта нарушения авторского права на любое из произведений, включенных в состав базы данных, является основанием отнесения такой базы данных к числу неохраноспособных объектов.

- Авторское право на каждое из произведений, включенных в базу данных, сохраняется, и их использование может осуществляться независимо от этой базы данных.

- Под "адаптацией программы для ЭВМ или базы данных" понимается внесение в них изменений, осуществляемых исключительно в целях их функционирования на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

- Под "модификацией программы для ЭВМ или базы данных" понимаются любые их изменения, не являющиеся адаптацией и они требуют согласие правообладателя.

Следует подчеркнуть относительную условность границы между адаптацией и модификацией программы для ЭВМ. Если какое-либо лицо произвело изменения в программе для своей личной ЭВМ в режиме конечного пользователя, то это действие может рассматриваться как адаптация данной программы. Но если это же лицо в дальнейшем начнет распространение измененной таким образом программы для других пользователей данного класса ЭВМ, то это действие будет рассматриваться как модификация.

- Под "декомпилированием программы для ЭВМ" понимается технический прием, включающий преобразование объектного кода в исходный текст, в целях изучения структуры и кодирования программы для ЭВМ.

- Под "воспроизведением программы для ЭВМ или базы данных" понимается изготовление одного или более экземпляров этих произведений в любой материальной форме, а также их запись в память ЭВМ. Требуется получить предварительное разрешение правообладателя.

- Под "распространением программ для ЭВМ или баз данных" понимается предоставление доступа к воспроизведенным в любой материальной форме программам для ЭВМ или базам данных, в том числе сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, включая импорт для любой из этих целей. Предоставляемая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ или базы данных или какого-либо их элемента. В том числе эта охрана не распространяется на идеи и принципы организации интеРБейса и алгоритма, а также языки программирования. Следовательно, в качестве объекта охраны настоящим Законом признается не идея, заложенная в алгоритм, а лишь конкретная реализация этого алгоритма в виде последовательности операторов и действий над этими операторами, т.е. символической записи конкретной последовательности операторов и действий над ними.

На практике этот вопрос обусловлен не необходимостью охраны идеи алгоритма как таковой, а возможностью включения автора подобной идеи в состав авторов соответствующей программы. Затронутая проблема не может быть полностью и жестко урегулирована в данном Законе. В соответствии с текстом для признания в качестве автора конкретной программы необходимо установить наличие творческого вклада этого автора в ее разработку; включение в состав авторов программы определяется соглашением между ними. На практике, если алгоритм впервые реализуется и выпускается в свет в виде конкретной программы, то его автор безусловно имеет право быть указанным и в качестве автора соответствующей программы. Автор алгоритма получает исключительное (имущественное) право на использование (выпуск в свет) программы, а во втором - на использование (опубликование) статьи или книги.

По аналогичным соображениям не охраняются авторским правом идеи и принципы организации интеРБейса. В то же время конкретная реализация такого интеРБейса, например, с помощью аудиовизуальных отображений, может составлять неотъемлемую часть охраняемой программы для ЭВМ.

Отечественным программистам следует иметь в виду, что в периодической литературе США эта проблема дискутируется в связи с прецедентным характером американского авторского права, т.е. решение суда в части охраноспособности какого-либо программного интеРБейса в Соединенных Штатах рассматривается как источник права. Следовательно вынесения хотя бы одного положительного судебного решения достаточно для введения соответствующего класса программных интеРБейсов в число охраняемых объектов. В европейском авторском праве для признания охраноспособности интеРБейса необходима прямая запись соответствующей нормы в законе. В связи с тем, что идеи и принципы, положенные в основу многих интеРБейсов, не отражаются на конкретную реализацию соответствующих программ, в данном Законе они не включены в сферу охраны.

Авторское право на программы для ЭВМ и базы данных не связано с правом собственности на их материальный носитель. Любая передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачи каких-либо авторских правомочий на программы для ЭВМ и базы данных, т.е. передача дискеты, с записанной на ней программой для ЭВМ, правообладателем третьему лицу допускается лишь на основании договора о передаче соответствующей программы для ЭВМ, независимо от того, кому принадлежит сама дискета.

Авторское право

Под авторским правом понимается совокупность имущественных и личных неимущественных (духовных) прав, принадлежащих автору (физическому лицу) творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства.

Экономические аспекты авторского права стали обсуждаться в теории экономики лишь в начале 70-х годов прошлого столетия. Защита авторского права пока не приобрела того же значения для экономистов, чтопатентная система в результате чего произошла недооценка экономической значимости такой защиты.

По видимому, среди основных причин, объясняющих такую ситуацию, является тот факт, что изначально идея защиты авторского права развивалась преимущественно как социальная и правовая система. Однако, по мере развития общества и повышение значимости информации интеллектуальная собственность, и в том числеавторское право, постепенно стала утверждаться как один из наиболее важных нематериальных активов экономики информационного общества. В наши дни авторское право больше не является исключительно правовой категорией и является неотъемлемой частью богатства государств и активов фирм. Оно

Наши рекомендации