Краткая характеристика аспектов культуры речи
Нормативный аспект культуры речи. Одна из основных задач культуры речи − охрана литературного языка, его норм. Лингвисты отмечают, что такая охрана является делом национальной важности, так как литературный язык − один из факторов (наряду с единством территории и хозяйственной жизни), объединяющих нацию в единое целое.
Среди основных признаков литературного языка современные лингвисты называют такие:
· язык культуры,
· язык образованной части народа,
· сознательно кодифицированный (систематизированный в соответствии с законами) язык.
Нормативный аспект. Именно кодификация языка − прямая задача культуры речи. Кодифицированные нормы литературного языка — это такие нормы, которым должны следовать все носители литературного языка. Любая грамматика современного русского литературного языка, любой его словарь есть не что иное, как его кодифицирование. Норма в русском литературном языке – явление подвижное, и в связи с этим обстоятельством есть нормы, которые усваиваются естественно и просто всеми носителями языка: трудно встретить человека, который бы не согласился с тем, что существительное «стена» женского рода. Кодификация подобных норм предельно проста. Культура речи начинается там, где язык предлагает выбор для кодификации, и выбор этот далеко не однозначен. Часто можно услышать «свекла», но норма только «свёкла», «договора» (встречающуюся в речи малообразованных людей), но норма − «договоры». Итак, язык меняется и постоянно нуждается в нормировании. Постоянное наблюдение за развитием и изменением норм − одна из основных задач лингвистической науки о культуре речи. Уместно вспомнить слова академика Л. В. Щербы, который говорил, что когда чувство нормы воспитано у человека, тогда он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее.
Коммуникативный аспект – изучение текста с точки зрения соответствия его языковой структуры задачам общения в теории культуры речи. Иногда текст, в котором безупречно соблюдены все нормы, выглядит тем не менее совершенно невразумительным. Дело в том, что для каждого конкретного акта общения из всех языковых средств необходимо выбрать такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполнят поставленную коммуникативную задачу. На протяжении всей истории развития учения о культуре речи нормативному аспекту уделялось гораздо больше внимания, нежели коммуникативному.
Во многом это объясняется социальной ситуацией, которая сформировалась в нашей стране после Октября 1917 г.: к общественной деятельности были привлечены огромные массы людей, и эта общественная деятельность требовала активной речевой деятельности с использованием литературного языка, нормами которого владели далеко не все. Именно поэтому нормативный аспект культуры речи был главной заботой лингвистов и всего общества. В то же время тоталитарный режим не способствовал развитию творческих способностей личности. Между тем процесс выбора языковых единиц для оптимально эффективного общения − процесс творческий. Несовместимость творчества и диктатуры тормозили развитие коммуникативного аспекта культуры речи − во всём, в том числе и в речевой деятельности, должно было действовать по готовым рецептам.
Этический аспект культуры речи. В каждом обществе существуют свои нравственные нормы поведения. Они касаются и разнообразных ситуаций общения и в рамках культуры речи определяются как речевой этикет. Речевой этикет рассматривает для различных ситуаций общения возможность или невозможность обращения на «ты» и на «вы»; выбор полного или сокращённого имени; выбор обращений типа «гражданин», «товарищ», «сударь», «господин», «девушка» и т.д.; выбор способов приветствия, прощания, отказа, согласия, благодарности и проч.
Нередко речь человека считается грамотной, культурной, если она правильная, нормированная. Но уже древние риторики (руководства по красноречию) указывали на тесную связь формы речи с её содержанием и именно последнему отдавали приоритет при оценке высказывания. Первый и главный критерий грамотной речи − критерий нравственный, то, что древние называли этос (от греч. ethos — нрав): речь должна быть правдивой, а цели коммуниканта благородными. Содержательность и правдивость высказывания каждого из коммуникантов − важные внелингвистические факторы эффективности общения. Остальные критерии оценки имеют непосредственное отношение к языку: культурная и грамотная речь — это речь правильная (нормированная), точная, логичная, уместная, чистая, выразительная, богатая (разнообразная).
Важным требованием культуры владения языком является требование различать его функциональные разновидности, свободно пользоваться любой из них, чётко представляя, какая из них должна быть выбрана в соответствии с ситуацией и задачами общения.
Основные качества речевой культуры, вытекающие из требований коммуникативного процесса, можно представить в виде следующей схемы (См. рис. 2).
Рисунок 2 − Основные аспекты речевой культуры