Общие и специфические функции физ.культуры и их краткая характеристика.

Функции физической культуры - присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Специфические функции отражают особенности, характерные свойства, которые отсутствуют у других явлений культуры. Общие функции свойственны культуре общества в области ФК, так как последняя является частью культуры общества, тесно связана с другими ее сторонами.

Специфические функции делятся на четыре группы (по признакам общности их проявления):

Общее развитие и укрепление организма.

Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.

Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании вне рабочего времени.

Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

Выделяют следующие специфические функции ФК (по степени воздействия на организм занимающихся).

Специфические образовательные функции. Студенты на занятиях овладевают знаниями, умениями и навыками, приобщаются к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Специфические прикладные функции. Профессионально-прикладная физическая подготовка включает в себя не только знания, умения и навыки, составляющие предмет будущей профессиональной деятельности, но и умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых необходимо для развития профессионально важных способностей.

Спортивные функции наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений. Спортивные достижения, как бы аккумулируют в себе все то, на что способен человек, и являются критерием, по которому судят о возможной степени совершенства.

Рекреативные функции ярко выражены в сфере ФК, представленной в режиме расширенного отдыха (различные виды туризма, рыболовство, охота, физкультурные и спортивные развлечения). Двигательная активность в режиме расширенного отдыха позволяет оптимизировать физическое состояние, нивелировать негативное воздействие окружающей среды (шум, вибрация), характер самой профессиональной деятельности.

Оздоровительно-реабилитационные функции преимущественно проявляются в системе специальных восстановительных мероприятий при использовании ФК в целях лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний, травм. Кроме того, проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранить стрессовые факторы и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического напряжения на производстве и современных условий жизни.

Социальные функции проявляются в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни человека, и, в то же время проявляются в области ФК.

Выделяют следующие социальные функции.

Эстетические функции. Используя в своей деятельности физические упражнения, человек познает окружающий мир, прежде всего в сфере движений, совершенствует телосложение, укрепляет физическое и психическое здоровье.

Нормативные функции. В процессе использования ценностей ФК вырабатываются и закрепляются определенные нормы, имеющие регламентированное оценочное значения. В физическом воспитании это проявляется в нормативных требованиях к физической подготовленности студентов и в Единой Всероссийской спортивной классификации. В спортивной деятельности возможности человека раскрываются в полной мере. Это выражается в установлении рекордов, достижений.

Информационные функции. В процессе исторического развития ФК накапливается и передается информация о духовных и материальных ценностях, созданных в области ФК. Все эти сведения формируются в систему знаний, на основе которых вырабатываются новые знания, использование которых в практике ФК дает рациональные основы для совершенствования природных качеств человека.

В приобщении человека к ценностям ФК большое значение имеют СМИ. Но следует отметить, что они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. Это может проявиться, когда, например, разъяренные болельщики, недовольные результатами матча, начинают крушить все, что подвернется под руку. Это свидетельствует в первую очередь о воспитании молодежи в стране.

Воспитательные функции. Притягательная сила физических упражнений, высокие требования к проявлению физических и духовных сил представляет широкие возможности для целенаправленного воспитания духовных черт и качеств человека.

Функции социализации личности. ФК является одной из сфер деятельности, представляющей широкие возможности для вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. Неоценимо ее значение в удовлетворении потребности людей в общении.

Функции социальной интеграции. Физическая культура способствует сближению людей в определенные организации (спортивные команды, клубы, общества).

6.Характеристика развития организма человека на протяжении всей жизни (этапы развития, возрастные градации человека).

С точки зрения физиологии различают несколько основных этапов развития человеческого организма: этап роста и развития (период детства, отрочества и юности), этап взрослой жизни и период старения. Каждый из этих этапов характеризуется определенными био-физиологическими и био-энергетическими характеристиками.

Детство включает три стадии:

первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года. Это период развития функциональной независимости (сидит, стоит);

второе детство охватывает период от 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

третье детство продолжается с 6 до 12 лет, то есть соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу.

Отрочество подразделяется на 2 периода:

пубертатный период соответствует половому созреванию и продолжается до 15 или 16 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе;

ювенильный период (с 16 до 18-20 лет) соответствует приспособлению подростков обоего пола к семье, школе и среде своих сверстников.

Сердечно-сосудистая система ребенка становится похожей на сердечно-сосудистую систему взрослого примерно к 15 годам. То же самое касается дыхательной, пищеварительной и других систем организма. Био-энергетические потребности организма в этот период чрезвычайно велики.

Юность представляет собою переходный период от отрочества к зрелости; юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств.

Зрелость несколько произвольно разделяется на 3 стадии:

стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет; она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность;

зрелый возраст, продолжающийся от 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении;

завершающий период зрелости начинается с 60-65 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни.

В период зрелой жизни для поддержания здоровья необходимо заботиться о сохранении защитного потенциала нашего организма и бороться с возникающими хроническими болезнями.

О возрасте до 75 лет говорят как о первой старости, после 75 лет возраст считается преклонным.

Наши рекомендации