Краткая характеристика нарушений речи и их причины

Речевое нарушение — комплексное значение, означающее несоответствие речевой норме, которое полностью или частично препятствует речевому общению, и способствует ограничению адаптации индивида в социуме [11, c. 12].

В настоящее время в логопедии выделяют две классификации речевых нарушений:

1. клинико-педагогическая;

2. психолого-педагогическая.

Благодаря этим классификациям можно определить вид речевого нарушения и с помощью этого выбрать средства коррекции. Основой клинико-педагогической классификации является психолого-лингвистические критерии, которые подразделяют нарушения речи на две группы, в зависимости от того какой вид речи нарушен: устная или письменная. Психолого-педагогическая классификация выявляет речевую симптоматику на основе психолого-лингвистических критериев.

Симптомологический уровень анализа речевых нарушений характеризует внешние симптомы недоразвития речи у детей, позволяет определить поврежденные компоненты речевой системы. Благодаря данным о состоянии сформированности структурных компонентов речи, можно направить ребенка в соответствующие группы детского дошкольного учреждения или школы [10, с. 17].

Клинико-педагогическая классификация делит речевые нарушения на:

1. Нарушение устной речи:

I. Расстройства фонационного оформления высказывания:

· Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

· Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

· Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

· Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи.

· Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

· Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения.

· Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи.

II. Нарушения структурно-семантического оформления высказывания:

· Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.

· Афазия – полная или частичная утрата речи.

2. Нарушение письменной речи:

· Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

· Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью психических функций, которые участвуют в реализации и контроле письменной речи. Данное нарушение проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения [8]. При дисграфии проявляется несформированность психических процессов (восприятия, памяти, мышления), также повреждены эмоционально-волевая сфера, несформированы оптико-пространственные представления, фонематические процессы, слоговой анализ и синтез, лексико-грамматическая сторона речи. При возникновение письменного высказывания наш мозг выполняет специальные операции: замысел и внутреннее программирование, лексико-грамматическое структурирование, деление предложения на слова, фонематический анализ, соотнесение фонемы с графемой, моторная реализация письма под зрительным и кинестетическим контролем [28, с. 148-152].

Дисграфию характеризуют типичные и повторяющиеся ошибки на письме стойкого характера, которые не связанны с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки проявляются смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; грамматикой на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении) [25]. Также, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. На письме заметны колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот.

Психолого-педагогическая классификация:

1. Нарушение средств общения:

· Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

· Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

2. Нарушения в применении средств общения:

· Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

Речевые нарушения могут возникать по разным причинам, но бывают случаи, когда одна причина вызывает различные нарушения речи. Примером может служить косноязычие [14, с.230]. Возникает оно по причине плохой работы периферического речевого аппарата, но и органические нарушения центрального или периферического речевого аппарата так, же могут являться причиной данного нарушения.

Классификация речевых нарушений по причине возникновения:

1. Органические –возникают в результате серьезных нарушений строения анатомо-физиологической структуры периферических или центральных участков речевых механизмов.

2. Функциональные – нарушается лишь функция речевых механизмов при сохранности их нормальной анатомо-физиологической структуры.

Наши рекомендации