Раздел 2. Информационные ресурсы
2.1 Справочно-библиографический аппарат библиотеки как база самостоятельного поиска информации
Постоянный рост информации в современном обществе, объективная массовость воздействия современных медиа- ресурсов, возросшие искушенность и опытность потребителя, - все это лишь немногие факторы, которые необходимы для ориентации потребителями в современных информационных ресурсах.
Ресурсы - это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. Информационные ресурсы – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования. Информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются в настоящее время как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим – финансовым, сырьевым, материально-техническим [14, 16].
Информационные ресурсы обладают рядом специфических особенностей, а именно:
Основная масса информационных ресурсов общества сосредоточена в библиотеках, а именно в его справочно-библиографическом аппарате.
Справочно-библиографический аппарат (СБА) - это справочно-поисковый аппарат, включающий библиографические пособия. Совокупность справочных и библиографических изданий, неопубликованных библиографических пособий, библиотечных каталогов, картотек, баз данных, являющаяся базой поиска библиографической и фактографической информации, осуществления информационно-библиографической работы. Информационно-поисковая система, в которой оптимально организованы источники поиска библиографической и фактографической информации [4, 17].
Составными частями СБА являются:
■справочно-библиографический фонд;
■система каталогов, картотек и библиографических баз данных.
Комплекс справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов, картотек, баз данных, предназначенный для поиска информации, рекламы и пропаганды литературы [4, 14, с. 224].
Рациональность организации справочно-библиографического аппарата зависит от наличия следующих свойств:
Свойств СБА | Описание свойств |
Системность | СБА состоит из связанных элементов, обеспечивающих его целостность |
Пластичность | Выражает изменчивость применительно меняющимся информационным потребностям общества |
Доступность | Отражает удобство его использования читателями |
Экономичность | Отражает вынужденное материально-финансовыми ресурсами библиотеки ограничение состава и полноты СБА |
Надежность | Способность удовлетворять большинство запросов |
Структура СБА:
Элементы (части СБА) | Материальная форма элементов | Характер изменений | Источник пополнения |
Справочно-библиографический фонд | Издания, CD-ROM | Постоянные/ эпизодические | Внешние (преимущественно) |
Каталоги, картотеки, электронный каталог, библиографические БД | Карточки, дискеты, накопители | Постоянные/ эпизодические | Внутренние/внеш- ние |
ФНБП | Неопубликованные библиографические пособия | Эпизодические | Внутренние (преимущественно) |
Итак, рассмотрим подробнее структуру СБА.
Справочно-библиографический фонд –это составная часть СБА, образуемая совокупностью выделенных из общего фонда библиотеки нормативных, справочных и библиографических изданий (в традиционной печатной и электронной формах).
Большую же часть СБА составляют библиотечные каталоги и картотеки.
Система библиотечных каталогов – это наиболее подвижная часть СБА.
Алфавитный каталог (АК) –это каталог, в котором описание произведений печати и иных носителей информации располагаются в алфавите фамилий авторов, наименования коллективных авторов и заглавий произведений.
Основная функция алфавитного каталога – справочно-информационная.
Как оформлен алфавитный каталог:
■все ящики в каталоге нумеруются арабскими цифрами и снабжаются этикетками. Этикетка – это надпись, отражающая материал, содержащийся в каталожном ящике. На этикетках могут быть указаны буквы, слоги и слова, которыми начинаются библиографические записи первой и последней карточек ящика.
|
■ Внутреннее оформление осуществляется при помощи каталожных разделителей, которые показывают расположение записей, наглядно демонстрируя правила расстановки. Разделители всегда ставятся перед первой карточкой в той группе записей, которые необходимо выделить. По форме разделители делятся на центральные, боковые и малые боковые.
■Для более четкой организации алфавитного каталога, в него вводится элемент логической расстановки. При расстановке библиографических записей произведений одного автора, сначала расставляются библиографические записи на собрания сочинений в порядке убывающей полноты изданий. Во второй группе – отдельные произведения автора в алфавите слов заглавий. Третья же группа включает добавочные записи о жизни и творчестве авторов.
Систематический каталог(СК) – это каталог, в котором описания произведений печати и иных источников информации располагаются в соответствии с их содержанием, по отраслям знаний, и дальнейшим, более дробным подразделением, в логической последовательности и соподчинении.
Структура систематического каталога определяется принятой в библиотеке системой библиотечно-библиографической классификации.
Как оформлен систематический каталог:
■К внешнему оформлению систематического каталога относятся надписи на этикетках каталожных ящиков. На этикетке показывают индекс и наименование отраслевого деления.
|
|
■ Внутреннее оформление включает формирование отделов каталога на основе индексов, присвоенных в процессе систематизации. Оформление систематического каталога помогает раскрыть логику его построения. Важную роль в оформлении систематического каталога играют разделители, которые возглавляют каждый раздел. На выступе разделителя указывается индекс и наименование отдела или раздела.
Предметный каталог(ПК) – это каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке предметных рубрик – кратких словесных формулировок предмета произведения печати [2]. Таким образом, предметный каталог, как и систематический, раскрывает содержание библиотечного фонда.
Предметный каталог организуется в научных и специальных библиотеках страны, т.к. вся литература о предмете собирается в одном месте, вне зависимости от аспектов его рассмотрения (и это главное отличие предметного каталога от систематического).
Краеведческий каталог (КК) – это региональный каталог, отражающий документы краеведческого содержания [2]. Чаще всего систематический каталог, отражающий документы, имеющиеся в фонде библиотеки [17].
Электронный каталог включает в себя все виды традиционных каталогов. Его преимущества: экономичность, поиск информации и документов по различным аспектам, а также в состав виртуального СБА возможность выхода через Интернет к каталогам зарубежных библиотек.
Основным элементом СБА являются библиографические картотеки. Наиболее распространенная из них – это систематическая картотека статей.
Систематическая картотека статей (СКС) раскрывает содержание периодических изданий, сборников, разделов монографий, представленных в фонде библиотеки. По тематике отражаемых материалов она является универсальной. Структура картотеки аналогична структуре систематического каталога.
Картотека рецензий содержит в себе описание рецензий на те или иные документы. Библиографическое описание рецензии составляется на каталожной карточке особым образом, что позволяет собрать в одном и том же месте все рецензии на одно и то же произведение.
Картотека может включаться как в СКС, так и существовать самостоятельно.
Краеведческие картотеки содержат литературу (книжные и статейные источники), отражающую развитие того или иного края (республики, области, района и т.д.).
Во многих библиотеках ведутся также картотеки новых поступлений, отражающие сведения о произведениях печати, поступивших в библиотечный фонд за небольшой отрезок времени.
Фонд неопубликованных библиографических пособий (ФНБП) – это часть СБА, состоящая из стабильных источников, содержащая главным образом оригиналы или копии письменных справок, выполненных в процессах СБО, а также оставшиеся в рукописи библиографические пособия и полученные в порядке обмена из других библиотек аналогичные материалы. Обычно он именуется фондом выполненных справок [4].
Тематические и специальные картотекипо своему назначению и содержанию близки к рекомендательным библиографическим указателям.
Картотека заглавий художественных произведений относится к классу специальных картотек. Нередки случаи, когда читатели запрашивают эти произведения по названию, не зная или позабыв авторов. Это относится не только к отдельно изданным художественным произведениям, но и опубликованным в литературно-художественных журналах. Данная картотека, содержащая минимум сведений (название произведения, его жанр, фамилия автора) способствует быстрому поиску запрашиваемых романов, повестей, сборников стихотворений.
Картотека персоналий также как и картотека заглавий художественных произведений относится к специальным картотекам, ипредназначена для удовлетворения запросов на литературу о жизни и деятельности представителей различных областей науки, культуры, общественных и политических деятелей, писателей, художников. Материал о многих лицах часто рассеян по разным отделам и подотделам СК. В картотеке персоналий он объединяется за одним разделителем, на котором пишется фамилия, имя, отчество лица. Организуется картотека путем дублирования карточек СК. Разделители с фамилиями лиц располагаются в алфавитном порядке, внутри картотеки — карточки с библиографическим описанием документов, посвященных их жизни и деятельности.
К классу специальных картотек принято относить ряд картотек, создаваемых в библиотеке для внутреннего пользования, т. е. для профессиональных целей самих библиотечных работников. К таким картотекам относится картотека методических материалов по библиотечно-библиографическому делу, являющаяся одной из разновидностей тематической картотеки долговременного пользования. Такая картотека создается в научно-методическом отделе и содержит описание разных видов материалов: книг, статей из периодических изданий, неопубликованных документов. В библиографическом отделе имеется локальный каталог библиографических пособий и списков литературы, опубликованных в журналах. Он также обычно является картотекой, создаваемой в помощь работе библиографов.
П омимо библиографических во многих библиотеках создаются фактографические картотеки. Они весьма разнообразны по своему составу и назначению — от картотеки адресов предприятий, фирм и других организаций до разъяснения аббревиатур, которыми обозначаются названия как отечественных, так и в особенности зарубежных фирм, обществ, объединений, журналов и т. д. В настоящее время создание некоторых фактографических картотек осуществляется даже в муниципальных библиотеках, в сфере обслуживания которых находятся различные коммерческие структуры, торговые и посреднические организации, производители товаров и услуг.
В отличие от библиографических, содержащих сведения о документах, в фактографические картотеки включаются данные фактического характера, извлекаемые из разных источников. Например, может быть создана картотека изделий предприятий региона, содержащая наименования этих изделий с указанием основных характеристик. Если библиотека из-за ограничения в финансировании не может приобретать такие справочные издания, как «Бизнес-карта», в ней желательно иметь фактографическую картотеку с адресами и другими реквизитами 'производителей и поставщиков соответствующей продукции. Такая картотека предназначена для работающих в сфере бизнеса.
Наличие фактографических картотек позволяет улучшить качество обслуживания и тем самым повысить престиж библиотеки как информационного центра.
Таким образом, мы рассмотрели основу СБА - каталоги и картотеки. Справочные издания и система библиографических пособий по СКД и музейному делу будут рассмотрены отдельно.
2.2 Справочные издания
Справочная литература содержит краткие сведения научного или прикладного характера, изложенные, оформленные и расположенные в порядке, удобном для их быстрого нахождения, не предназначенные для сплошного чтения. Для справочной литературы характерна кумуляция фактических данных и комфортность использования.
Роль справочных изданий в информационном обеспечении различных сфер деятельности трудно переоценить, так как они являются комплексными источниками фактографической, визуальной и библиографической информации. Основными источниками, дающими представление об отраслевом фонде справочной литературы, являются библиографические указатели (путеводители) справочных изданий. Систему справочных изданий образуют:
· научные и научно-популярные энциклопедии, энциклопедические
· словари;
· терминологические словари;
· биографические и биобиблиографические словари;
· словари сюжетов и символов;
· хроники и календари;
· справочники учреждений культуры и искусства;
· справочники-определители предметов искусства;
· путеводители [10, с. 219].
Центральное место в системе справочных изданий принадлежит энциклопедиям. Первые отечественные капитальные отраслевые энциклопедии (Театральная энциклопедия: в 6 т. — М., 62-1967; Искусство стран и народов мира: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: В 5 т. — М., 1962-1981; Музыкальная энциклопедия: В 6 т. — М., 1973-1982.) являются краткими, ибо при достаточной для капитального научно-справочного издания широте охвата явлений и опросов они не имеют целью дать фундаментальный свод научных знаний и практических сведений по конкретной отрасли искусства. Их задача ограничивается изложением основных данных науки. При всей своей значимости и возможностях использования в справочно-библиографической работе (поскольку они единственные в отрасли), эти энциклопедии во многом уже устарели, так как не отражают современного уровня искусствознания, как и художественного процесса последних трех-четырех десятилетий.
Подлинно научным изданием является трехтомная историко-церковная энциклопедия «Святыни Санкт-Петербурга», которая вышла в издательстве Чернышева, и представляет по содержанию энциклопедию-исследование, вводящее в научный оборот многочисленные, ранее неизвестные факты и материалы по культовой архитектуре Санкт-Петербурга (от строительства первой деревянной церкви до домовых и больничных церквей начала XX века). Эта энциклопедия включает сведения обо всех храмах города и ближайших предместий. Статьи выделены в разделы, соответствующие дореволюционной классификации церквей по их принадлежности к определенной конфессии. Уникальным библиографическим источником это издание делает хорошо разработанный справочный аппарат (исторический очерк, топографический указатель, предметный указатель и пристатейные списки литературы).
До настоящего времени отсутствует научная отраслевая энциклопедия. Многочисленные (в том числе переводные) издания посвящены, как правило, отдельным видам изобразительно искусства, направлениям, художественным объединениям и другим узким темам культуры и искусства. Среди последних выделяются словари-справочники В.Г. Власова которые составляют богатейшую иллюстрированную научную энциклопедию по пространственным искусствам, содержащую информацию по любому вопросу из сферы изобразительного искусства — от объяснения термина до способа обработки материала, используемого в художественном творчестве. Эти издания послужили основой для «Большого энциклопедического словаря изобразительного искусства» того же автора, первые четыре которого (из планируемых восьми) вышли в свет в 1999-2000 гг.
Современный уровень науки о балете отражен в энциклопедии «Русский балет», подготовленной коллективом научных сотрудников ведущих научно-исследовательских учреждений — Российского института истории искусств| и Российского института искусствознания. В этой энциклопедии впервые в надлежащем объеме представлена информация и о балете русского зарубежья, и о многих других явлениях в балетном искусстве 1980-1990-х гг.
Основной массив энциклопедических изданий представлен научно-популярными энциклопедическими словарями и справочниками. Некоторые из них являются универсальными по читательскому назначению и отличаются от энциклопедий, главным образом. большей сжатостью сведений — например, «Энциклопедический музыкальный словарь» (последнее издание 1990 г.), («Музыка: Большой энциклопедический словарь» (1998 г.), «Кинословарь» в двух томах (1966-1970 гг.), «Кино: энциклопедический словарь» (1986 г.) и др. Как правило, издания такого рода являются определенным этапом в создании научных отраслевых энциклопедий. К этой же группе изданий относятся «Словарь театра» П. Пави и «Энциклопедический словарь живописи» [10, с. 220].
На запросы любителей искусства ориентированы такие справочники, как двухтомная «Популярная художественная энциклопедия» (М., 1986) — репринтное издание 2000 г., «Европейская живопись: ХIII-ХХ вв.» (М., 1999), «Энциклопедия живописи» (М, 1998) и многие другие. Современные издания подобного типа по изобразительному искусству практически являются альбомами, выполненными на высоком полиграфическом уровне.
Из энциклопедических изданий 1990-х гг. следует отметить справочные издания по прикладному искусству, ранее отсутствовавшие в системе справочных пособий. Уникальной по объему информации является работа немецких авторов В. Брауна и М. Тильке «История Востока: от древности до наших дней» с большим количеством иллюстративного и табличного материала (особую ценность она представляет для специалистов по костюму и модельеров).
'Незаменима также книга О. Нестеренко «Краткая энциклопедия дизайна», сочетающая в себе функции справочника и практического пособия.
В последние годы появились также справочные издания по рок-музыке, среди которых подлинно энциклопедической обещает стать пятитомная «Рок-энциклопедия» С. Кастальского, первый том которой вышел в свет в 1995 г.
Среди межотраслевых энциклопедий следует упомянуть систематический свод знаний по всем отраслям православной культуры, художественной в частности, — это начинающееся 25-томное издание «Православная энциклопедия», первые два тома которой вышли в 2000-2001 гг.
Терминологические словари [10, с. 221] составляют важнейшее звено в системе справочных пособий по любому виду искусств, так как каждая отрасль искусствознания вырабатывает свой понятийный аппарат. При работе с ними, однако, следует учитывать то, что большинство из них было издано в 1960-1970-е гг. И не в полной мере отражают современный уровень науки об искусстве. Среди новых изданий незаменимы в работе краткий терминологический словарь «Пластические искусства» (М., 1995) и его расширенный вариант — словарь «Аполлон» (М., 1998), являющийся наиболее полным из терминологических справочников по изобразительному и декоративному искусству, художественному производству, дизайну, народному творчеству и искусствоведению. Нельзя не отметить и появление во второй половине 1990-х гг. целого ряда терминологических словарей по архитектуре и православной художественной культуре (краткие сведения о них приведены в Приложении).
В системе справочных изданий по искусству особое место принадлежит биографическим и биобиблиографическим словарям. [10, с. 221]. В последнее десятилетие этот тип справочных пособий превалирует в отраслевом микропотоке. Из научных биобиблиографических словарей прежде всего следует отметить многотомный словарь «Художники народов СССР» с огромных сводом персональных библиографических материалов и изданный в 1994 г. на русском языке каталог собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских «Художники русского театра: 1880-1930», который был составлен крупным американским искусствоведом проф. Джоном Э. Боултом. В нем особого внимания заслуживает раздел «Библиография» с описаниями справочных изданий, каталогов и аукционов, а также вспомогательные указатели.
В области музыкальной культуры незаменимы для библиографа уникальный биобиблиографический словарь А.М. Пружанского «Отечественные певцы: 1750-1991» и «Вокальный энциклопедический словарь» М. Я. Агина, которые помогают выполнять самые разнообразные факто- и биографические запросы пользователей.
Среди справочников учреждений культуры и искусства особое место занимает трехтомник «Музеи России», структура которого соответствует принципам административно-территориального деления РФ. Уникальный свод фактических сведений содержится и в справочнике «Театры России» (М., 1996). Особой разновидностью фактографических справочников являются адресные справочники. Так, например, справочник-путеводитель «Русские художественные промыслы» представляет собой фактически адресную книгу о всемирных и малоизвестных центрах художественного производства, составляющих неотъемлемую часть русской культуры. К подобным справочникам относятся также «Киностудии СССР», «Зарубежные кинофестивали» и др.
В последнее время среди справочных пособий фактографического характера получили широкое распространение базы данных, генерируемые НИО «Информкультура» — «Учреждения и организации культурно-досуговой сферы Российской Федерации», «Зарубежные организации культуры», «Музыкальные фестивали», «Международные музыкальные конкурсы», «Концертные организации и импресарио Европы», «Европейские курсы по подготовке менеджеров в области культуры», которые можно приобрести на дискетах, получить по электронной почте или из Интернета.
Формирование отечественного художественного рынка, рост числа частных и коммерческих художественных галерей, объединений антикваров обусловили потребность в соответствующих справочных изданиях, которые условно можно назвать справочниками-определителями музейных предметов и антиквариата. Такие издания представляют собой научно-справочные пособия, содержащие основные исходные данные для атрибуции предметов художественного производства. Одним из первых в 1993 г. вышел указатель марок и клейм «Фарфор и фаянс» со сведениями об отечественных и зарубежных мастерах и производствах. К этому же типу изданий можно отнести и «Словарь нумизмата» Г. Гироу и В. Унгера.
Путеводитель [10, с. 222]как один из типов искусствоведческой литературы получил достаточно широкое распространение. Его основное целевое назначение — популяризация художественных знаний.
Классическим примером путеводителя по многопрофильному музею может служить неоднократно переиздававшееся пособие Ю. Шапиро «По Эрмитажу без экскурсовода». Аналогичные издания были подготовлены Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей и другими центральными и местными художественными музеями (Нижегородским, Пермским, Ярославским и др.). В последнее время появились путеводители по мемориальным музеям выдающихся деятелей искусства, например, по дому-музею П. И. Чайковского в Клину и ряд других.
Особое место среди справочных изданий занимают путеводители по городам, историческим и памятным местам, по отдельным туристским маршрутам, интерес к которым особенно велик в связи с развитием «познавательного» туризма. Особенно интенсивно путеводители издаются в последнее десятилетие, и если ранее путеводители были преимущественно по музеям города, то в настоящее время они создаются и в других областях искусствознания (например, «Путеводитель по операм», «Полный путеводитель по музыке», «Путеводитель по архитектурным формам» и т. д.). Постепенно входят в жизнь и компьютерные версии таких справочных изданий с богатыми поисковыми возможностями (например, комплект «Анна Ахматова. Фонтанный дом» — книга + CD-ROM).
Интересным покажется Антология В.М. Рябкова, заявленная как учебное пособие в 4 томах (2006-2007 гг.) для студентов, обучающихся по специальности «СКД». Это пособие интересно тем, что может рассматриваться и в качестве справочного издания. Автором сделана попытка выявить, классифицировать, рассмотреть содержание праздничной, развлекательной, а также культурно-досуговой деятельности народов мира и отобрать наиболее важные, значимые формы, которые использовались людьми в практике свободного времени или отправления принятых в обществе обрядов, ритуалов, праздников и развлечений конкретного исторического периода. В антологии материал расположен по разделам, раскрывающим разнообразные формы культуры народов мира. Каждый раздел сопровождается списком литературы. Книга предназначена студентам, изучающим СКД, историю и теорию культуры, культурологию; аспирантам и преподавателям вузов культуры и искусств, педагогических учебных заведений и университетов [10-13].
Перечень основных справочных изданий по социально-культурной деятельности и музейному делу можно найти в приложении № 5.