Реализация условий формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

С целью повышения уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни нами был проведен формирующий этап эксперимента.

До начала формирующего этапа мы разграничили детей на две группы: экспериментальную – 12 человек (это дети, которые принимали участие в формирующем эксперименте). В контрольную группу вошли те дети, которые не принимали участия в формирующем эксперименте.

Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях группы, где создавали обстановку, позволяющую испытуемым детям чувствовать себя непринужденно. При формировании представлений детей о здоровом образе жизни стремились активизировать их трудовую деятельность.

Процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в трудовой деятельности потребовал организации специальных занятий, посвященных этой проблеме, на которых широко использовались средства труда:

1. Наблюдение за детьми во время их игровой и трудовой деятельности [Приложение 1].

2. Анкетирование [Приложение 2].

3. Проведение мероприятия [Приложение 3].

Система работы с детьми также предполагала различные формы, средства и методы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников. Основными формами работы являлись занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.

В режиме дня и занятий рационально используются двигательные и эмоционально-психологические разгрузки (физкультурные минутки, минутки здоровья, двигательные разрядки, элементы релаксации).

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируются представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы развиваются физические, психические и нравственные качества детей, воспитывают самостоятельность, творчество.

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

Занятия по изобразительной деятельности направлялись на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликации, поделках из пластилина, теста, глины.

На музыкальных занятиях у детей формируются представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.

Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ.

Режимные моменты использовались для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являлись дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность. В сюжетно-ролевых играх формировались поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.

Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствовали различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов с дошкольниками.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников обеспечивает высокий уровень реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры, т.е. совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его.

В своей работе мы использовали перспективный план по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, разработанный в МАДОУ с. Упорово (см. приложение 4).

Оптимизировать процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности означает придать этому процессу наилучшие варианты. Процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в трудовой деятельности должен быть подчинен следующим задачам:

- налаживание активного, тесного педагогического взаимодействия с родителями дошкольников, соблюдение синхронности нравственных и педагогических требований к ребенку;

- обеспечение позитивной основы для развития представлений детей о здоровом образе жизни;

- установление взаимных, доверительных и уважительных отношений с детьми.

- систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей о значимости здорового образа жизни и о значении трудовой деятельности в формировании такого образа жизни;

- привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

- формирование у родителей потребности в самообразовании; ознакомление воспитателей с разнообразными методами формирования здорового образа жизни детей, отбор и обобщение лучшего опыта.

Педагогам ДОУ следует помнить, что процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста включает в себя учет не только физического, но и психического здоровья детей. Поэтому важно знать педагогические показатели психического здоровья и благополучия старших дошкольников, в числе которых следующие:

- поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;

- социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;

- положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

- равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;

- доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

Обеспечение психологического здоровья в старшем дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

В процессе формирования здорового образа жизни детей рекомендуем выделить следующие задачи их психологической поддержки:

1. Обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей.

2. Обучение рефлексивным умениям;

3. Формирование потребности в саморазвитии.

Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются: проведение специально разработанных психологических занятий с детьми; упражнения; психологические игры; этюды; разрешение проблемно-практических ситуаций; элементы арттерапии; игры-драматизации; подвижные игры; чтение и анализ сказок; беседы; творческие игры; сочинение сказок; коллективный радостный труд.

С целью теоретической и практической подготовки родителей к пониманию важности проблемы формирования психологического здоровья у детей необходима организация специальной работы с ними. Представляется наиболее целесообразным подобную работу проводить в форме организации родительского клуба, в заседании которого включаются элементы тренинга. Также уместно проведение традиционных теоретических консультаций, деловых игр.

С целью оптимизации процесса формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе в трудовой деятельности рекомендуем широко применять эту деятельность в практике ДОУ и в семье ребенка, а также проводить следующие мероприятия:

- помощь детей в ремонте книг и игрушек;

- чтение книг о труде;

- ухаживание за комнатными цветами, рыбками и т.п.;

- встречи с героями труда, людьми различных профессий;

- беседы о пользе труда;

- показывать детям характер труда и его значение в жизни и здоровье людей; воспитывать уважение к труду и людям труда.

Успех трудовой деятельности и ее роль в формировании здорового образа жизни зависит от правильной ее организации и соблюдения следующих педагогических условий:

- подчинение труда младших школьников учебно-воспитательным задачам и целям воспитания;

- задачи формирования здорового образа жизни детей в трудовой деятельности детей должны решаться комплексно: в детском саду, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования и т.п.;

- следует сочетать общественную и воспитательную значимость труда с личными интересами ребенка старшего дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей трудовой деятельности для общества, для семьи и себя. Объяснение смысла труда доводится до детей с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей.

Эффективность соблюдения данного педагогического условия наглядно показывает педагогический опыт В.А.Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. «Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителя села» [31,56]. Таким образом, труд детей стал средством нравственного воспитания.

В процессе формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни педагогам ДОУ рекомендуется учитывать доступность и посильность трудовой деятельности для ребенка данной возрастной категории. Непосильный труд детей нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя.

Из этого не следует, что труд детей старшего дошкольного возраста не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение обозначенного условия исключает лишь физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий для детей в соответствии с их силами и способностями.

Важно использовать такой метод воспитания, как разумную требовательность в осуществлении трудовой деятельности старших дошкольников: иногда дети с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача воспитателя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести трудовую деятельность до конца, приучить их работать систематически и равномерно, имея какую-либо цель.

Работа по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни требует от педагога ДОУ широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.

С этой целью выделены определенные положения-рекомендации, способствующие оптимизации педагогического процесса по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

В такой работе важен индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории, могут иметь разные представления о здоровом образе жизни, работа должна проводиться дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и уровня знаний детей.

Особая роль в решении этой задачи отводится оценке педагога, в которой он демонстрирует детям достоинства, лучшие качества и желание трудиться и вести здоровый образ жизни сверстника. Эта оценка влияет на развитие нравственных и дружеских отношений детей, вызывает их тяготение к положительному общению со сверстниками, потребность в труде, трудовой совместной деятельности.

Таким образом, формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни эффективно при использовании такого средства, как трудовая деятельность, в которой изначально заложены основы и ценности здорового образа жизни.

Наибольшие возможности для задач формирования здорового образа посредством трудовой деятельности старших дошкольников создаются при наличии эмоционального комфорта для каждого ребенка. Важно, чтобы ребенок ощущал на себе заботу и внимание педагога, а общение становилось бы ведущим средством достижения благоприятного климата в детском коллективе.

Педагог, используя демократический стиль общения с ребенком, учитывает испытываемые в данный момент его потребности (в признании, во внимании к себе, потребности во впечатлениях, в активной деятельности и достижении успеха в ней, во взаимодействии со сверстниками и пр.).

Педагоги должны умело отбирать материал для трудовой деятельности, учитывать не только возрастные, но и индивидуальные, психологические особенности детей.

В трудовой деятельности детей воспитатель должен учитывать характер межличностных отношений старших дошкольников, т.к. в обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее; он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, на их участие в возможных ситуациях эмоционального дискомфорта. Установившиеся дружеские связи со сверстниками привлекают ребенка к совместному труду, а создавшийся в детской группе положительный эмоциональный климат способствует формированию здоровых отношений.

Для того чтобы правильно спланировать воспитательный процесс по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни, педагогу ДОУ необходимо выявить уровень представлений каждого ребенка о здоровом образе жизни и труде. Используя эти данные, можно наметить конкретную индивидуальную педагогическую работу по выравниванию знаний детей об обозначенных понятиях.

Определить представления старших дошкольников о здоровом образе жизни педагогу помогут беседы по сюжетным картинкам, в которых коллизия (ситуация выбора) не решена до конца и решить ее может сам ребенок. Он должен отметить, как поступят в этой ситуации персонажи, используя свои знания о здоровом образе жизни и личный опыт.

В целях формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни можно использовать парные сюжетные картинки, где на одной из них изображен ребенок, который ведет здоровый образ жизни, а другой – нет. Педагог побуждает детей выразить свое отношение к происходящему, оценить поведение персонажей и отметить, кто из персонажей нравится, кто - не нравится и почему.

Педагог может судить о наличии у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, если ребенок во всех ответах, независимо от того, кто будет действовать в данной ситуации – он или сверстник, устойчиво отвечает верно. Если ребенок путается в ответах, использует подсказку взрослого, то это подтверждает недостаточную сформированность представлений ребенка о здоровом образе жизни.

Обогащая восприятия дошкольника о феномене здоровья различными, непохожими друг на друга жизненными ситуациями (в процессе игры, учебы, труда), педагог способствует обогащению представлений детей о здоровом образе жизни.

В процессе формирования представлений старшего дошкольника о здоровом образе жизни большой силой воздействия обладает личный пример педагога. Воспитательное действие его основано на склонности и способности детей к подражанию. В процессе общения со взрослыми и путем подражания ему дети старшего дошкольного возраста легче усваивают полезность труда и образцы здорового образа жизни.

После того, как было организовано и проведено исследование, возникла необходимость проверить эффективность работы по созданию педагогических условий, обеспечивающих формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

С этой целью проведено контрольное обследование исследуемых детей. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего эксперимента.

При определении уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни осуществлялась опора на уровни, выдвинутые в пункте 2.1: высокий, средний и низкий уровни.

Основу контрольного экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов, взаимодополняющих друг друга и контролирующих объективность результатов: наблюдение, анкетирование, занятие.

В исследовании приняли участие контрольная и экспериментальная группы детей старшего дошкольного возраста.

Определив уровень сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни, мы сравнили полученные данные с результатами констатирующего эксперимента, отразив их в таблице 3.

Таблица 3

Уровни сформированности представлений старших дошкольников

о здоровом образе жизни

Уровни представлений старших дошкольников     Экспериментальная группа Контрольная группа  
В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента  
Абс. число % Абс. число % Абс. число % Абс. число %  
  Высокий   8,3 16,6 4,2 8,3
    Средний   29,3 33,3 33,3
    Низкий   16,6 4,2 12,5 8,3
                                     

Данные таблицы 3 показывают, что создание и организация педагогически-целесообразной предметно-воспитательной среды позволили в экспериментальной группе значительно уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений о здоровом образе жизни, по сравнению с контрольной группой: высокий уровень представлений детей повысился на 12,4%, средний уровень повысился на 4,3%, низкий снизился на 16,6%.

Анализ полученных результатов свидетельствует об эффективности реализованных условий формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в экспериментальной группе. В контрольной группе, где не осуществлялась специальная работа по организации выявленных условий, произошли лишь незначительные изменения.

Таким образом, на основе проведённой опытно-экспериментальной работы по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни можно сделать вывод о том, что выявленные нами и реализованные условия формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.

Заключение

Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей старшего возраста о здоровом образе жизни.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ухудшение здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер и стал острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения. Эта проблема напрямую касается и российского образования, в новой парадигме которого выдвигаются задачи развития физически и психологически здоровой личности ребенка.

Важнейшей современной образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни, которая представлена как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей.

Проведенное исследование проблемы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни позволило сделать вывод о значимости данного аспекта в воспитании детей и о недостаточной его разработке в практике современного ДОУ.

Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.

Цель констатирующего эксперимента – исследование и определение уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Нами использовался комплекс диагностических методов исследований, взаимодополняющих друг друга и контролирующих объективность результата: наблюдение, анкетирование, эксперимент. Результаты констатирующего эксперимента позволили судить о том, что у дошкольников данной возрастной группы преобладает средний и низкий уровни сформированности представлений о здоровом образе жизни.

Цель формирующего эксперимента – повышение указанного уровня посредством выделения специальных методик и мероприятий. В ходе формирующего эксперимента нами были реализованы выделенные ранее педагогические условия; подготовлен и реализован комплекс мероприятий; проводилась работа с использованием средств трудовой деятельности.

Цель контрольного эксперимента – определение эффективности комплекса мероприятий, выделенных педагогических условий, направленных на повышение уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.

Результаты контрольного эксперимента показали, что созданные педагогические условия формирования представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности позволили уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.

Анализ полученных результатов свидетельствует об эффективности реализованных условий формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в экспериментальной группе. В контрольной группе, где не осуществлялась специальная работа по организации выявленных условий, произошли лишь незначительные изменения.

Таким образом, на основе проведённой опытно-экспериментальной работы по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни можно сделать вывод о том, что выявленные нами и реализованные условия формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.

Библиографический список

1.Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. – М.: Педагогика. – 1985. – 217 с.

2. Божович, Л.И. Психология формирования личности [Текст] / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1995. – 464 с.

3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.

4. Венгер, Л.А. Психология [Текст]: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М.: Академия, 2007. – 446 с.

5. Веремкович, Л. Закаливание детей в современных условиях [Текст] / Л.Веремкович // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – С. 7 - 8.

6. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников [Текст] / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.

7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]. – Т.4 / Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 213 с.

8. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. – М.: Просвещение, 1978. – 240 с.

9. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования [Текст] / Л.Д.Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 365 с.

10. Годовикова, Д.Б. Общение со взрослым и познавательная активность детей [Текст] / Д.Б.Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1977. – № 9. – С. 44 - 48. 11. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1992. – 342 с.

12. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей [Текст] / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.

13. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века [Текст] / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М.: Гардарики, 2008. – 164 с.

14. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект [Текст] / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.

15. Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада [Текст]: методическое пособие / Л.В.Карманова – М.: Нар. Асвета, 1980. – 162 с.

16. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М.: МарТ, 2005. – 448 с.

17. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1979. – С. 13 - 25.

18. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 98 с.

19. Макаренко, А.С. Собрание сочинений [Текст]. – В 2-х т. – Т.2 / А.С.Макаренко. – М.: Правда, 1971. – 534с.

20. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи [Текст] / А.В. Мартыненко. – М.: Медицина, 1988. – 224 с.

21. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей [Текст] / М.Маханева // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 22 - 24.

22. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – В 3-х кн. – Кн.2: Психология образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 608 с.

23. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.

24. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2005. – 116 с.

25. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций [Текст] / Н.О.Пичугина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

26. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 479 с.

27. Рубинштейн, С.Л. Развитие мышления ребенка [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1946. – 421с.

28. Сластенин, В.А. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.

29. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.

30. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников [Текст] / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с.

31. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А.Сухомлинский. – М.: Полит. литература, 1975. – 35 с.

32. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст]: избр. пед. соч. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – 600 с.

33. Филатов, Ф.Р. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие / Ф.Р. Филатов. – М.: Дашков и К.; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 656 с.

34. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду [Текст] / А.И.Фомина. – М.: Гардарики, 2007. – 183 с.

35. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учебник для студ. вузов / И.В.Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.

36. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Г.П.Юрко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.

37. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников [Текст] / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14.

Приложение 1

План наблюдения за старшими дошкольниками

1. Проявление интереса к здоровому образу жизни:

а) проявляет или не проявляет интерес к здоровому образу жизни;

б) проявляет активный или неактивный интерес.

2. Представления о здоровом образе жизни:

а) имеет или не имеет представление о здоровом образе жизни.

б) полнота представлений о здоровом образе жизни.

Приложение 2

Наши рекомендации