Сравнительный анализ содержания специальности 070302 «Хореографическое искусство», артист балета

Типовой Учебный план 1983 год Типовой Учебный план 1989 год ГОС СПО 1 поколения 2001 год
Общеобразовательный цикл 1 школа Общеобразовательный цикл 1 школа Общеобразовательные дисциплины 1 ступень
1. Русский язык 1. Русский язык    
2. Литература 2. Литература    
3. Математика 3. Математика    
4. История 4. История    
5. Основы сов.государ. и права 5. География    
6. Природоведение 6. Биология    
7. География 7. Физика    
8. Биология 8. Химия    
9. Физика 9. Французский язык    
10. Химия        
11. Изо рисование        
12. Французский язык        
           
Общеобразовательный цикл 2 училище Общеобразовательный цикл 2 училище Общеобразовательные дисциплины 2 ступень
1. Литература и русский язык 1. Литература и русский язык 1. Русский язык и литература
2. Математика 2. Язык и литература республики 2. История
3. Физика 3. Французский язык 3. Основы ЕН познания мира
4. Химия     4. Иностранный язык
5. Биология     5. Физкультура
6. Иностранный язык        
           
Соц-эк цикл ОПЦ ОГСЭ
1. История 1. История 1. Основы философии
2. Обществоведение 2. Основы марксизма-ленинизма 2. Иностранный язык
3. Экономическая география зарубежных стран В ОСЦ   3. История изобразительного искусства
        4. Основы права
        5. Основы экономики, социологии, политологии
        6. История мировой культуры
        7. Мировая литература
        8. Физическая культура -
           
Общеспециальные предметы Общеспециальные предметы ОПД
1. Музыкальная литература 1. Музыкальная литература 1. Музыкальная подготовка: - ритмика - музыкальная грамота и сольфеджио - теория музыки - анализ балетной и танцевальной музыки -музыкальная литература - основы игры на музыкальном инструменте              
2. Фортепиано 2. Фортепиано 2. История музыки и музыкально-театральных жанров
3. Основы марксистко-ленинской эстетики и этики 3. Основы советского законодательства 3. История театра и хореографического искусства
4. История театра и балета 4. История театра и балета 4.Анатомия, физиология, основы балетной медицины
5. История изобразительного искусства 5. История изобразительного искусства 5. ОБЖ
           
Профилирующие предметы Профилирующие предметы СД
1. Классический танец 1. Классический танец 1. Классический танец
2. Народно-сценический танец 2. Народно-сценический танец 2. Народно-сценический танец
3. Историко-бытовой танец 3. Историко-бытовой танец 3. Историко-бытовой танец
4. Дуэтно-классический танец 4. Дуэтно-классический танец 4. Дуэтно-классический танец
---- ---- ---- ---- 5. Современная хореография
5. Мастерство актера 5. Мастерство актера 5. Актерское мастерство
6. Музыкально-ритмическое воспитание 6. Музыкально-ритмическое воспитание    
7. Грим 7. Грим    
    8. НВП    
8. Дыхательная гимнастика        
9. Охрана труда        
10. НВП По выбору    
Всего Всего    
    Факультативы    
           


1. Формирование балетного образования в России включает следующие периоды:

первый (1710-1756 гг.) – период начала подготовки танцовщиков в России на базе Танцевальной Ея Императорского Величества школы, ориентированной на ремесленное обучение (техническое обучение танцу);

второй (1756-1829 гг.) – период интегрированного обучения всем видам искусства (балету, драме, музыке, живописи) с дальнейшей специализацией на основе анализа достигнутых успехов;

третий (1829-1917 гг.) – период организационного и учебно-методического оформления балетного образования, основная направленность которого заключалась в обеспечении профессиональной подготовки артиста балета, предполагавшего сокращение содержания и объема общеобразовательной подготовки;

четвертый (1917-1991 гг.) – период поиска интеграции профессиональной и общеобразовательной подготовки, включающей в себя несколько уровней и видов образования: основное общее, среднее, профессиональное образование в области балетного искусства.

2. В течение указанных периодов в Танцевальной Ея Императорского Величества школе — Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой были разработаны следующие модели организации подготовки артистов балета:

– модель узко-профессиональной подготовки – обучение исключительно танцу (1738-1756 гг.);

– модель учебного заведения, ориентированного на подготовку театральных специалистов разных видов (разработана А. Казасси) (1756-1829 гг.);

– модель театрального учебного заведения, близкого к среднему учебному заведению – городскому училищу (1829-1917 гг.);

– модель среднего специального учебного заведения (техникума-училища) (1917-1991 гг.);

– модель нового типа учебного заведения, ориентированного на подготовку артистов балета и сочетающего в себе нескольких уровней и видов образования: основное общее, среднее и высшее профессиональное образование в области балетного искусства, как учреждения отражающего культурно-исторические и образовательные традиции России (начало ХХI в.).

Подготовка специалистов в области балета предполагает особый вид балетного учебного заведения (помимо прочего, включающего службы специального сопровождения: медицинскую часть, психологическую службу, интернат, отдел практики, научный отдел, видеокласс, фонотеку, столовую, библиотеку).

3. Традиционно сформировавшими специфическими особенностями балетного образования в России являются:

· ранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрасте;

· специальная конкурсная процедура приема, включавшая выявление специальных параметров (способностей) тела, освидетельствование медиками и принятие решения о приеме на основании предшествующих заключений;

· наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогам которой учащиеся, не готовые к продолжению специальной балетной подготовки, исключаются не только на основании результатов освоения профессиональной программы, но и по телесным (физическим) параметрам; обязательная ориентация профессиональной подготовки на требования работодателей – театров оперы и балета;

· конфликтность целей общего и профессионального образования; противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования;

· высшее образование в области балетного искусства предполагает обязательное требование к наличию профессионального образования по специальности «Хореографическое искусство», квалификации «Артист балета» и определенного стажа работы в балетной труппе.

Наши рекомендации