Высокое Возрождение в Италии

«Возрождение» или «Ренессанс» - эпоха конца XIV — начала XVII в., новая культура и стиль жизни, зародившиеся в Италии, получили распространение и в других европейских странах. Одна из идей эпохи- стремление возвратиться к высоким образцам античной литературы, философии и искусства. Образованные итальянцы считали, что наступил упадок культуры, затянувшийся на много веков. Возрождение началось с попыток возродить античность: открывали писателей, подражая их стилю. Дома стали украшать античной скульптурой и найденными предметами старины. В XIV—XV вв. Италия была страной богатых и могущественных городов-государств. Многие из этих городов были республиками. Здесь сложился новый тип горожанина — энергичного, хорошо образованного, говорившего на нескольких европейских языках. В итальянском обществе XIV—XV вв. особенно ценились индивидуальность, незаурядность. Элита итальянских городов вела аристократический образ жизни:устраивала богемные вечера, было множество меценатов, строились дворцы паллацо. Именно на этой благодатной почве расцвела новая культура — культура Возрождения .
Гуманисты и гуманизм все более притягательным оказывается сам человек. В итальянских университетах расширялся круг наук о человеке и обществе. произошел термин «гуманисты» Итальянские гуманисты провозгласили новый идеал человека. он должен быть всесторонне образованной и развитой личностью: совершенствовать свою душу и тело. Гуманисты утверждали, что истинное достоинство человека определяется его добродетелями — умом, доблестью, верностью, трудолюбием, а также делами, а не сословным происхождением.
Возрождение в искусстве Новые веяния ощущались в конце XIV—XV в. и в итальянском искусстве, особенно в живописи, где тема человека и его внутреннего мира стала преобладающей. По мнению гуманистов, искусство способствует воспитанию гармоничной личности. Именно поэтому их привлекало творчество художников. В эпоху возрождения люди поняли истинную ценность художника, теперь это не ремесло а гений. Архитекторы брали за образцы античные храмы, копировали их пропорции, элементы ордеров, разрабатывали проекты величественных общественных зданий, просторных площадей, великолепных палаццо и вилл. В XVI — начале XVII в. идеи гуманизма широко распространились в Европе. Этот период отмечен небывалым расцветом литературы, живописи и архитектуры, поэтому его принято называть эпохой Высокого Возрождения. Успехи культуры были неразрывно связаны с прогрессом знаний, науки. Мечта итальянских гуманистов об универсальной личности воплотилась в Леонардо да Винчи(1452—1519) —Математик и физик, инженер-строитель, фортификатор, механик, он оставил множество изобретений, далеко опередивших свое время. Среди них — проекты подводной лодки, летательного аппарата, напоминающего аэроплан, парашюта, самодвижущейся бронированной колесницы, разводных мостов, шлюзов, буровых вышек. Леонардо-естествоиспытатель великолепно изучил анатомию, поэтому человек на его картинах изображен безукоризненно точно, а его движения выглядят естественными. Художник был внимательным наблюдателем природы.
Его кисти принадлежат великолепные портреты современников, наиболее известные из которых — портреты Моны Лизы («Джоконда»), Чичилии Галерани («Дама с горностаем»), Джиневры деи Бенчи. Современников восхищали его владение светотенью, умение передать блеск глаз, теплоту кожи, фактуру тканей. Любимой темой мастера в религиозной живописи был образ Мадонны - Матери Иисуса Христа. Мадонны Леонардо светлы, исполнены доброты и внутренней гармонии.

Одно из лучших творений живописца — фреска «Тайная вечеря». Другая монументальная работа мастера, выполненная им по заказу городского совета Флоренции,— «Битва при Ангиари», изображала сражение между флорентийцами и миланцами.

Колоссальной фигурой Высокого Возрождения был скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело Буонарроти(1475—1564).

Высокое Возрождение в Италии - student2.ru
Пьета. Мария оплакивает снятого с креста Христа

Он вырос в медической Флоренции,. Лоренцо допустил Микеланджело в свои знаменитые сады с античной скульптурой, чтобы тот мог копировать лучшие образцы. Молодой скульптор вошел в интеллектуальный кружок Лоренцо, где подружился со многими известными гуманистами. По совету одного из них он изваял свою первую работу — рельеф «Битва кентавров», полную молодой энергии и любования физической красотой. Талант Микеланджело окреп очень быстро. К 25 годам он уже был автором двух шедевров — «Пьеты» и «Давида». Микеланджело закончил скульптурную группу «Пьета» — оплакивание Христа Марией, полную невыразимой скорби, страдания и достоинства. А через два года создал гигантскую статую библейского Давида, олицетворявшего свободу, гражданственность и мужество. Давид — юный пастух, победивший в схватке гиганта Голиафа, а затем ставший царем. Роспись Микеланджело — один из величайших шедевров мирового искусства. На фресках изображены: сотворение мира из хаоса, создание воды, тверди и светил, рождение человека, сцены из жизни первых людей, пророков и сивилл — предсказательниц, обладавших даром предвидения. Все фигуры плафона капеллы исполнены невиданной мощи и драматизма. Особенно поражает Создатель — в представлении Микеланджело, первый из художников, творец всего прекрасного, высшим выражением которого стал человек. В росписях Сикстинской капеллы Микеланджело вышел за рамки художественных идеалов Ренессанса. Его привлекали не спокойная и уравновешенная красота, а метания духа, страсти и проявления человеческих характеров в борьбе с неотвратимым роком.
Семнадцать лет Микеланджело руководил сооружением величественного купола, отбиваясь от нападок завистников и принципиально отказываясь от платы за эту работу. Когда 85-летний мастер понял, что силы его на исходе и ему не суждено увидеть завершения строительства, он создал точную модель купола, чтобы после его смерти проект не смогли исказить. Собор святого Петра — одно из величайших творений мировой архитектуры — стал достойным памятником Микеланджело Буонарроти.

Высокое Возрождение в Италии - student2.ru
Афинская школа

Младший современник Леонардо и Микеланджело — Рафаэль Санти (1483—1520) из города Урбино, быть может, самый «ренессансный» из ренессансных художников. Папа римский пригласил Рафаэля расписать фресками парадные залы (так называемые станцы) Ватиканского дворца. Одна из самых выдающихся фресок этого цикла — «Афинская школа», на которой Рафаэль представил идеальное сообщество великих античных философов и ученых — Платона, Аристотеля, Сократа, Пифагора. Многим он придал черты знаменитых современников: в образе Платона изобразил Леонардо да Винчи, в образе Сократа — Микеланджело, а в толпе молодых учеников поместил и себя. «Афинская школа» прославляла интеллект и высоту человеческого духа, отражая преклонение ренессансного человека перед могуществом разума и научной мысли.

Высокое Возрождение в Италии - student2.ru
Сикстинская Мадонна

В творчество зрелого Рафаэля все чаще вторгаются трагические ноты. Уравновешенность и гармония уступают место драматическим переживаниям. Это отразилось в его шедевре — «Сикстинской Мадонне». На лице Мадонны не умиление, а скорбь матери, предчувствующей трагическую судьбу ее ребенка. То же суровое знание — в недетских глазах младенца-Христа на ее руках.

Наши рекомендации