Социальные функции деловой этики
Поскольку деловая этика формируется на основе характерных обязанностей и задач профессии, на основе тех ситуаций, в кото-рых могут оказаться люди в процессе выполнения этих задач, то первой и главной социальной функцией деловой этики является содействие успешному решению задач профессии.
Во-вторых, деловая этика играет роль посредника, сочетаю-щего интересы общества и профессиональных групп населения.
Глава 1. Предмет и специфика деловой этики
Интересы общества выступают в деловой этике в форме должен-ствования, требования, обязанности выполнения общественных задач, достижения общественных идеалов.
В-третьих, деловая этика участвует в согласовании интере-сов общества и личности в рамках данной социальной группы – в этом также состоит одна из ее социальных функций.
Далее, различные виды деловой этики имеют свои традиции, более или менее давние, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении десятилетий.
Деловая этика, таким образом, осуществляет связь и наследо-вание прогрессивных моральных ценностей и нравственных от-ношений трудовой сферы общества – в этом также одна из важ-нейших социальных функций профессиональной этики.
Принципы деловой этики
1. Честность и порядочность в деловых отношениях. Обманне может служить основой нормального экономического процес-са. Каждый предприниматель подвергается искушению соблю-дать моральные нормы чуть-чуть в меньшей степени, чем его кон-куренты, – не настолько, чтобы выйти за пределы морального ко-декса, но настолько, чтобы получить преимущества и сохранить конкурентоспособность. Предпринимателю приходится баланси-ровать на грани морально и юридически дозволенного.
Всякий обман в бизнесе может принести лишь временное воз-награждение, недобросовестность при заключении сделки обора-чивается против самих же недобросовестных, так как с ними пе-рестают иметь дело. Репутация стоит дорого не только в денеж-ном, но и в социальном и психологическом измерениях.
2. Свобода. Уважение к свободе следует рассматривать каквысшую добродетель. Цивилизация движется к индивидуализму,
к подлинному раскрепощению человеческой личности. Деловой человек должен ценить свободу не только своих коммерческих
Деловая этика
действий, но и своего конкурента, что выражается в недопусти-мости вмешательства в его дела, ущемления его интересов. Прин-цип свободы становится одним из основополагающих во взаимо-отношениях с подчиненными. Известно, что компетентные со-трудники обычно свободны и самостоятельны в решении про-блем, гордятся своей деятельностью.
3. Терпимость к слабостям и недостаткам партнеров, клиен-
тов, подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие,пони-мание и откровенность, а также помогает «гасить» конфликтные ситуации в самом их зародыше. Деловому человеку следует раз-вивать в себе чувство самоконтроля эмоций, вырабатывать при-вычку сдерживаться и не терять самообладания.
4. Тактичность –это,прежде всего,ориентация на гуман-ность и благородство, внимательность и предупредительность. Быть тактичным – это значит в любой ситуации осознавать свое-го подчиненного, партнера или клиента как самоценную челове-ческую личность с учетом ее бисоциальных характеристик: пола, возраста, национальности, темперамента и т. д.
5. Деликатность –чуткое,тонкое отношение к коллегам,под-чиненным, партнерам, к их чувствам. Деликатность – это особая, свойственная культурным деловым людям форма проявления корректности и искренности в общении. Она помогает с наимень-шими морально-психологическими издержками решать деловые задачи. Например, в отдельных случаях, исходя из конкретного поступка и личности провинившегося работника, полезнее отчи-тать его наедине, чем при всех. Пожилому человеку или женщи-не достаточно высказать замечание наедине и предельно вежли-во, а молодому человеку с норовом или флегматику по натуре по-лезнее сделать замечание публично и твердо. Особенно важна де-ликатность при общении с зарубежными служащими или партне-рами, чьи обычаи, представления и манеры поведения могут по-казаться странными.
Глава 1. Предмет и специфика деловой этики
6. Справедливость –объективная оценка личностно-деловыхкачеств партнеров, клиентов, подчиненных, признание их инди-видуальности, открытость критике, самокритичность. Неспра-ведливость по отношению к подчиненным и коллегам, имеющим лучшие способности, ведет к потере уважения и превращению власти руководителя из фактической в номинальную.
Система этических критериев деловых отношений:
• общечеловеческие этические принципы;
• этические принципы конкретной страны. Предпринима-тельская деятельность всегда осуществляется в самках общества, выработавшего свои этические принципы и нормы. Деловая эти-ка предпринимателя складывается на основе взаимодействия чи-сто предпринимательской морали – принцип максимизации при-были – с моралью общества;
• этика поведения определенной профессиональной группы, то есть нормы группового поведения – профессиональные, «цехо-вые», определяемые корпоративной культурой;
• требования и «правила игры», задаваемые конкретной си-туацией.
Литература
1. Каменская, Е.Н. Психология и этика делового общения / Е.Н. Ка-менская. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – С. 155.
2. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса : учебник / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Про-
спект, 2008. – С. 57–61, 70–78.