Этические критерии деловой этики

Тема 5. СОЦИОФАКТОРЫ И ЭТИКА МЕНЕЖДМЕНТА.

Вопросы:

Понятие и особенности деловой этики. Социальная ответственность.

Структура деловой этики

Этические критерии деловой этики

Проблема вступления россии в мировую экономи­ку носит многоаспектный характер. С одной стороны, это соблюдение формальных требований, признание России в качестве страны с рыночной экономикой, вступление в ВТО, позволяющее снять ряд ограничений по экспорту российских товаров в страны с развитой экономикой, в целом на мировой рынок. С другой, со­держание бизнеса, его организация и набор критериев, применяемых в процессе принятия решений, и реаль­ная корпоративная культура.

Одним из ключевых элементов корпоративной культуры российских организаций, активно воздейству­ющих на процессы вхождения России в мировую систему разделения груда, выступает этика бизнеса.

Деловая этика, или этика бизнеса, сравнительно недавно получила место в системе российского бизнес-образования. Но отечественных разработок и учебников по данной дисциплине недостаточно, и они слабо отве­чают требованиям практического характера. Преоблада­ет декларативность и назидательность, деловая этика преподносится в форме поучений и моральных норм, необходимых в бизнесе (доверие, честность, взаимное уважение), что составляет только часть ее предмета — нормативную этику. Много внимания уделяется этикету (как говорить по телефону, вести себя на переговорах, писать деловые письма, правильно одеваться и т.п.)'. В исследованиях же прикладного характера, например, по управлению персоналом, специфика моральных про­блем и решений часто не отражена. В итоге получается, что деловая этика — не инструмент для менеджера, а набор заповедей. И вопрос состоит в том, как их исполь­зовать в конкретных ситуациях.

В современной зарубежной литературе предмет де­ловой этики представлен иначе. Правила этикета изуча­ются отдельно, как самостоятельная дисциплина, а наря­ду с - нормативной, подробно рассматривается управленчес­кая, прикладная этика. Речь идет о моральных аспектах таких функций бизнеса, как маркетинг и реклама, использование интеллектуальной собственности, конфиденциальной информации, электронных коммуникаций, инвестирование, управление людскими ресурсами, слияния и поглощения, профессиональные услуги, охрана окружающей среды, деятельность транснациональных компании и др.

Научить российских предпринимателей и менеджеров применять деловую этику в конкретных ситуациях невозможно, если излагать ее только на нормативном уровне. Что касается этикета, то по соблюдению его норм нельзя судить, придерживается ли данный менеджер или организация норм деловой морали. Этикет — правила хорошего тона, которые достаточно просто выучить, а этика предполагает выбор,и подчас весьма сложный, морально оправданного и не противоречащего целям бизнеса решений.

1. Понятие и особенности деловой этики. Социальная ответственность.

Деловая этика - определенная форма поведения, основой которой является уважение интересов, как своей фирмы, так и ее партнеров, клиентов и общества в целом, не причинение им вреда.

Подобное правило распространяется и на конкурентов. Так, например, в кодексе предпринимателя во многих странах прямо запрещено наносить ущерб приемами, не связанными с конкурентной борьбой.

Еще в 1900 г. Эндрю Карнеги рассмотрел в своей книге «Евангелие процветания» доктрину капиталистической благотворительности, согласно которой прибыльные организации должны жертвовать часть своих средств на благо общества. Занимавшийся производством стали Карнеги вложил 350 млн. долл. в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Джон Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долл. и основал фонд Рокфеллера.

Нормы этики направлены на получение благ максимальным числом участников рынка и предоставление равных возможностей доступа к ресурсам и результатам хозяйствования. Нарушение прав собственности, присвоение зак­рытой информации (инсайдерство), недостоверная реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий шпионаж вызывают деформацию рыночных решений, повышают риски и трансакционные издержки. Взятки и хищения возмещаются за чужой счет, нечестная информация отталкивает покупателей, дискриминация по непрофессиональным признакам и «переманивание мозгов» искажают отношения на рынке труда. Получение выгодных заказов на условиях, противоречащих конкурсной основе, т.е. за взятку или посредством шантажа и угроз, также разрушает рынок.

Основой современной деловой этики выступает социальный контракт и социальная ответственностьфирмы.

Социальный контракт представляет собой неформальное соглашение фирмы и ее внешнего окружения о единых нормах поведения. Социальная ответственность фирмы понимается как максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму негативазатрагивающего как участников бизнеса, так и общество в целом. Социальная ответственность подразумевает также определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации.

Споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности. Аргументы за:

· Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы

· Изменение потребностей и ожиданий широкой публики

· Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем

· Моральное обязательство вести себя социально ответственно

Аргументы против социальной ответственности:

· Нарушение принципа максимизации прибыли (направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли, поэтому социальные проблемы должны быть оставлены государству и благотворительным организациям);

· Расходы на социальную вовлеченность (средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен)

· Недостаточный уровень отчетности широкой публике (рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальную ответственность)

· Недостаток умения разрешать социальные проблемы

Для создания этих основ реализуются два направления нормирования процессов ориентированных на упорядочивание процессов в системе, придание ее развитию позитивной направленности:

· вводятся системные нормы в процессы в виде «правил игры» организации и ее внешней среды в отечественной и зарубежной литературе по менеджменту. В условиях множественности качествен­но отличных друг от друга участников бизнеса, в числе которых выступает и государ­ство, проблема введения норм, регулирующих хозяйственные процессы, представля­ет актуальную задачу, имеющую множество аспектов. Это, прежде всего, обеспечение гуманной направленности основной деятельности системы.

Анализ практики удовлетворения потребностей в современных условиях пока­зывает, что существует широкое поле возможностей для производства товаров, прямо опасных для человека и его здоровья, так и вредных для моральных устоев общества и его ценностных ориентации. Такое положение обусловливает введение единых «пра­вил игры», понятных для всех участников рынка и обеспечивающих гуманную на­правленность развития.

· введение общих правил предполагает формирование системы конт­роля за их соблюдением. Характерной особенностью социально-экономических сис­тем (СЭС) является необходимость постоянного пересмотра норм, определяющих их поведение. Демократические институты современного общества сформировали механизмы об­щественного контроля. Основой данных механизмов является информационная прозрачность, где ключевую роль играют СМИ, а также сеть общественных организаций, в том числе и профессиональных. Роль СМИ в таком устройстве контроля за бизне­сом состоит в освещении общих процессов развития общества и создании условий для реализации механизма общественного выбора.

Структура деловой этики

Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях:

1. Мировой уровень (гипернормы). Это нормы высшего уровня, основанные на общечеловеческих ценностях и зафиксированные в «Принципах международного бизнеса» — всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии предста­вителями ведущих компаний и консультантов бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде гипернормысводятся к следующему;

социальная ответственность бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения);

модернизация технологий, методов производства, маркетинга и коммуника­ций;

повышение доверия к бизнесу (при сохранении коммерческой тайны — ис­кренность, честность, выполнение обещаний);

уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкурен­ции;

признание верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали);

содействие свободе многосторонней торговли:

уважительное отношение к окружающей среде;

отказ от противозаконных действий (взяточничество, отмывание денег, про­дажа оружия террористам, наркоторговля и др.).

Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателейпо отношению к:

• покупателям — высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, ува­жение человеческого достоинства;

• работникам — достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудо­способности, равные права и возможности трудоустройства независимо от пола, возраста, расовой принадлежности, религиозных убеждений;

• владельцам и инвесторам — отношения доверия, обязанность менеджеров по гарантированию справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;

• поставщикам — справедливые и честные отношения с ними, включая цено­образование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судеб­ных разбирательств, развитие долговременных и устойчивых отношений, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок согласно условиям договоров, предпочтение тех поставщиков и подрядчиков, которые уважают человеческое достоинство;

• конкурентам — взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и ка­питалов, отказ от использования сомнительных средств достижения конку­рентных преимуществ, уважение физических и интеллектуальных прав соб­ственности;

• местному населению — поддержание мира и безопасности, соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни.

Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным, отраслевым и корпоративным этическим кодексам и нормам.

2. Национальные нормы (макроуровень, в масштабе отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых или в национальных кодексах этики бизнеса. Важнейшими из них являются уважение частной собственности и рыночной конкуренции, достоверность информации, отсутствие несправедливой дискриминации на рынке труда.

3. Корпоративный уровень (микроуровень, в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Нарушение данных правил также влечет за собой различные потери (рост накладных расходов, конфликтные ситуации и др.). На этом уровне решаются и частные этические проблемы, которые возникают буквально на каждом шагу, особенно в сфере управления людьми.

При формировании конкретного механизма принятия решения, учитывающего этический критерий, объективно возникают трудности, связанные с противоречиями межуровневых коммуникаций и разницей в природе самих норм. Обращает на себя внимание широкая дисперсия гипотез и выводов, приводимых различными авторами и группами авторов по проблемам, связанным с взаимодействием национальной деловой и корпоративной (организационной) культуры в со­временном мире.

Так, сторонники одной точки зрения утверждают, что транснациональная ком­пания в состоянии формировать собственную корпоративную управленческую куль­туру, включая такую ее важнейшую составляющую как, деловая этика. При этом, хотя национальные различия и должны учитываться при построении эффективной систе­мы менеджмента в различных странах, их роль не является определяющей. Во всяком случае, можно и должно стремиться к тому, чтобы все основные этические ценности, исповедуемые материнской компанией транснациональной корпорации, а также ба­зовые принципы ее управления были едины во всех частях мира.

Сторонники другой точки зрения утверждают, что при несовпадении подходов и ценностей корпоративной и национальной деловой культур в конечном итоге доми­нирует национальная деловая культура. Причем попытки искусственного привнесе­ния корпоративных правил и традиций, которые не совпадают с национальной куль­турой, напоминают сизифов труд. Даже если персонал филиалов и дочерних компа­ний «принимает новые корпоративные ценности» и искренне стремится поменять национальную поведенческую парадигму на корпоративную, в конечном счете все возвращается «на круги своя».

Известный английский исследователь проблематики сравнительного менеджмен­та Ричард Хилл пишет: «Хотя существует ряд крупных организаций, все еще верящих в то, что корпоративная культура и формулировка миссии могут радикально скоррек­тировать личность, к настоящему времени уже должно быть очевидно, что если люди не состоят сплошь из «сверхчеловеков», они «не могут оставить самих себя дома, ухо­дя на работу».

Подтверждением доминирующей роли национальной культуры и традиций яв­ляется ставшая хрестоматийной и многократно описанная в зарубежной литературе неудачная попытка компании «МакДоналдс» приучить российских служащих радос­тно («по-американски») улыбаться посетителям. Как известно, в России (в отличие от США) радостно («широко») улыбаться первому встречному не принято. Внимание и доброжелательность традиционно выражаются иными знаками невербальных ком­муникаций (разворот к посетителю, наклон головы, приветливое выражение лица и т.д.). Поскольку улыбки у продавцов получались «натянутыми» и ненатуральными (что чувствовали российские покупатели), руководство компании приняло решение в дальнейшем не настаивать на их «внедрении». Известный во всем мире фирменный знак радушия компании «МакДоналдс» не прижился на почве русской культуры.

Основной подход к формированию культуры бизнеса на корпоративном уровне в условиях глобализации базируется на следующих положениях:

1. Деловая этика является одной из основ глобализации экономических процес­сов. Освоение этических норм бизнеса снимает «культурные» барьеры установления технологических цепочек между компаниями разных стран. Кросс-культурный ас­пект отношений обеспечивает эффективную кооперационную интеграцию в рамках международного разделения труда только при отсутствии организационных барьеров (например, в виде политических мотивов решений, завышенных таможенных пре­град) или дискриминационных правил взаимодействия фирм разных стран по отно­шению к России, которые пытается установить ВТО.

2. Механизм формирования национальной деловой культуры (рис.1) необходи­мо рассматривать как подстраивание реальной существующей модели и норм на на­циональном уровне к нормативной деловой культуре. При этом последняя - рассмат­ривается как свод абстрактных правил, интегрирующих мировой опыт менеджмента, а не его национальные модели.

 
  Этические критерии деловой этики - student2.ru

Рис. 1. Схема формирования российской национальной деловой культуры в условиях глобализации

Реальная российская деловая культура — это постоянное совершенствование на­циональной модели в направлении творческого осмысления российской практики применения свода обобщенных правил менеджмента в хозяйственной деятельности.

С одной стороны, это рационализация внутрифирменных процессов в условиях Рос­сии. С другой — практика взаимодействия с российскими партнерами и партнерами из стран СНГ. С третьей — опыт хозяйственных связей с зарубежными партнерами из стран с развитыми рыночными отношениями. С четвертой — практический опыт хо­зяйствования, представляющий эволюцию практики управления, начиная с советс­кого периода, и изменение подходов и методов управления, произошедших за послед­ние десятилетия.

Вместе с тем, условия глобализации экономики обусловливают творческое на­полнение национальных норм корпоративной культуры российской экономики в ус­ловиях постоянного сокращения преград межнациональных хозяйственных связей и их современных организационных форм; от самоорганизации технологических цепочек производства и реализации на международных рынках до транснациональ­ных компаний. Структуру процессов формирования национальных норм корпоративной культуры в рассмотренном направлении можно представить в виде рис. 2.

Этические критерии деловой этики - student2.ru Этические критерии деловой этики - student2.ru  

Рис. 2. Структура процессов формирования национальных норм корпоративной культуры

Реализация рассмотренных принципов в деятельности менеджеров сталкивается с определенными трудностями. Для руководителей, привыкших к количественным критериям эффективности и испытывающим нехватку времени, этические решения часто бывают тягостными и неопределенными, и они хотят ими пренебречь. Боль­шую трудность для них представляет и оперирование разными уровнями этических норм. Гипернормы иногда противоречат микроуровневым нормам и другим конкрет­ным задачам бизнеса. Помочь здесь могут стандартные приемы (хотя и в ограничен­ной степени) и некоторые новые рекомендации американских специалистов по вве­дению этических решений в практику управления.

Наши рекомендации