Модели современной деловой публичной речи. Понятия и функции деловой риторики

Деловая риторика — это раздел предмета риторика, изучающий закономерности и правила принятого речевого поведения и умелого образования текста в сфере делового общения.

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Практически достичь этого можно только при хотя бы приблизительном знакомстве с деловой риторикой. Деловая риторика ориентирована на то, чтобы ознакомить деловых людей с техникой использования слова.

Деловая риторика предполагает прежде всего учет факторов, существенно влияющих на коммуникативное общение.

Первый фактор — это учет состава аудитории, т.е. того, что характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные и профессиональ­ные особенности.

Второй фактор предполагает учет содержания и характера самого высту­пле­ния. Следует отметить, что недопустимы авторитарный тон и безапелля­ционность высказываний. Необходимо проявлять доверие к людям, совето­ваться с ними в процессе выступления.

Третий фактор требует объективной самооценки оратором своих личностно-деловых качеств, компетентности в тех вопросах, которые затронуты в выступлении. Важно не переоценивать и не занижать свою подготовленность.

Деловым людям следует стремиться всячески, избегать менторского тона при общении, а также того, чтобы по мере профессиональных успехов у них в голосе не появились поучительно-назидательные нотки. При общении не должно быть никакой позы, никакого проявления своего интеллектуального превосходства над людьми, игнорирования их реакции на излагаемую информацию.

Деловые люди должны уметь пользоваться риторическим инструмента­рием, т.е. набором следующих коммуникационных эффектов: эффектом визуального имиджа, эффектом первых фраз, эффектом аргументации, эффектом квантового выброса информации, эффектом интонации и паузы, эффектом художественной выразительности и эффектом релаксации. В научном менеджменте важное значение придается умению слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. В помощь слушателям в столь нелегкой работе над собой используется эффект релаксации, цель которого снять эмоциональную напряженность. Классическим риторическим приемом для этого является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта, что помогает "перезарядить" его новой эмоциональной энергией.

Для каждого выступающего очень важно, чтобы его понимали. Доходчивость - это основное качество речи. Для того чтобы сделать свою речь более доходчивой, известный американский ученый П. Сопер в своей книге "Основы искусства речи" рекомендует использовать вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры.
Пример- наиболее эффективный и доходчивый прием речи. При его помощи удается, как бы приблизить предмет к слушателю. Существенное качество примера - конкретность. Примеры могут быть краткими или более подробными, фактическими или предположительными, шуточными или серьезными.

Краткие примеры незаменимы, когда приходится в условиях ограниченного времени пояснять массу подробностей.

60. Факторы коммуникативного общения.

Общение – необходимая часть жизни каждого человека. Общение имеет разные уровни, дружеские, бизнес-общение и т.д. Общение бывает вербальным и невербальным: Вербальная коммуникация представлена устной и письменной речью (язык) и невербальная - выполняет функции дополнения или замещение речи, а также репрезента­ции эмоциональных состояний партнеров по общению. В содержании общения слова составляют лишь 7% в то время как звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие — 55%. Следовательно, в содержании общения невербальный компонент составляет более 90%. Важными факторами в построении коммуникативного общения можно считать:

· контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;

· информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;

· побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;

· координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

· понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;

· амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

· установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

· осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Наши рекомендации