Предмет и специфика деловой этики. Этика как учение о морали. Структура и функции морали.

Предмет и специфика деловой этики. Этика как учение о морали. Структура и функции морали.

Слово «этика» обычно вызывает несколько ассоциаций:

• это нечто, имеющее отношение к поведению людей;

• это способ оценки человеческих поступков;

• это регулятор отношений между людьми.

Главный вопрос этики — определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Происхождение понятия связано с древнегреческим словом «этос» (нрав, обычай, привычка, характер). Отсюда и «этикос» — относящийся к нравам; поэтому «этика» в буквальном значении — учение о нравственности.

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета и т.п.

В первом приближении мораль можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Эти нормы выражают отношения людей друг к другу, коллективу, обществу в целом. При этом важнейшую черту морального отношения составляет оценка общественных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости.

мораль представляет собой сложную сферу духовной жизни человека и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики. Этика же является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности. Этика не создает морали, не придумывает нормы, принципы, правила доведения, оценки и идеалы, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать одни нормы и ценности и раскритиковать и опровергнуть другие. Для этого она с необходимостью должна раскрыть источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека, выявить закономерности функционирования и развития

Структура морали складывается из нескольких элементов.

Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки. Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения. Таким образом, в структуру морали входят:

а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;

б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);

в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

Функции морали

-регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет

-воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества

-оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей

познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)

коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

прогностическая что можно ожидать от общества

культурно-творческая мораль-сторона жизни общества, моральные измерения личности, руководствуется разумом (подчинение страсти разуму)

идеологическая, мировоззренческая моральная оценка

Мораль неразрывно связывают с нравственностью. Если мораль-это определенные принципы, идеи, нормы. кот. направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.

Говоря о моральном измерении общества большое значение имеет золотое правило нравственности - это фундаментальное правило нравственности, отождествляемое с самой нравственностью, звучащей след. образом: «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»

Сущность и виды деловой беседы. Подготовка и этапы протекания беседы

Деловая беседа представляет собой форму устного обмена ин- формацией между несколькими людьми, но уже в узком кругу. От собраний и совещаний она отличается не только числом участни- ков, но и более свободным характером проблем, хода и результа- тов.

По характеру беседы бывают официальными и неофициаль- ными, так называемыми рабочими; по направленности – целевы- ми, преследующими конкретные задачи, и общими; по степени свободы – регламентированными, т. е. осуществляющимися в со- ответствии с определенными правилами и в предписанной после- довательности (например, анкетирование), и не регламентируе- мыми, такими как дружеский разговор. По характеру обсуждаемых вопросов наиболее распростра- ненными считаются следующие виды деловых бесед: кадровые (прием на работу, увольнение с работы, перемещения по долж- ности); дисциплинарные, связанные с нарушением трудовой дис- циплины, уклонением от выполнения служебных обязанностей и т. п.; организационные, определяющие технологию выполнения задания; творческие, посвященные выработке концепции того или иного проекта, задания и др. Особо следует выделить дело- вые беседы во время приема посетителей.

Подготовка беседы начинается с определения цели, которую в результате необходимо достичь, и в связи с этим – круга обсужда- емых вопросов, в том числе с учетом интересов партнера.

Вторым шагом, если беседа важна и есть в запасе время, яв- ляется составление предварительного представления о других ее участниках, их служебном положении, политических взгля- дах, отношениях с окружающими, общественной деятельности и заслугах, любимых или запретных темах для разговоров.

Третий шаг состоит в выработке стратегии и плана беседы, а также различных тактических «заготовок», необходимость в ко- торых может возникнуть по ходу дела.

Четвертым шагом на подготовительном этапе деловой беседы может быть ее репетиция, сначала наедине с собой, а затем, воз- можно, с кем-нибудь из коллег.

Пятый шаг подготовительного этапа заключается в определе- нии и согласовании с партнерами места и времени встречи с уче- том его возможного влияния на результат.

Этапы деловой беседы

Основными этапами деловой беседы являются:

1) начало беседы;

2) информирование партнеров;

3) аргументирование выдвигаемых положений;

4) принятие решения;

5) завершение беседы.

Правила поведения за столом

* нас обо всех судят по тому, как мы ведем себя за cтолом.

* сожалению, многие компетентные в других вопросах деловые люди не умеют вести себя за столом. Многие люди, занимающие сейчас руководящие посты, воспитывались в советские времена, когда «отличному поведению» уделялось не так много внимания и официальные банкеты проводились намного реже. Сегодня в многочисленные обязанности этих людей входит посещение раз-личных обедов, а они не знают, каким ножом пользоваться и с чего начинать. Или, что еще хуже, они делают ошибки, не созна-вая этого.

Нравится вам это или нет, но от того, как вы ведете себя за сто-лом, может зависеть ваше продвижение по службе.

Как вести себя за столом

Еда

* нe приступайте к еде, пока ваш хозяин не сделает этого или не подаст сигнал к началу трапезы.

* не жуйте с открытым ртом.

* нe разговаривайте с полным ртом.

Передавая посуду и еду

Окончание застолья

Если хозяйка положила салфетку на стол и встала из-за сто-ла, значит, трапеза закончилась. Гости тоже должны положить салфетки и подняться. Мужчина обязан помочь своей соседке, отодвинув ее стул, а уходя, придвинуть обратно к столу стулья – свой и сидевших рядом дам.

31.этические проблемы деловой жизни.

Деловая этика как научная дисциплина.

Понятие делового этикета

ЭТИКА И ЭТИКЕТ В УСТНЫХ ВИДАХ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. Подготовка и этапы протекания беседы

Деловая беседа представляет собой форму устного обмена информацией между несколькими людьми, но уже в узком кругу. От собраний и совещаний она отличается не только числом участников, но и более свободным характером проблем, хода и результатов. Официальные решения по итогам бесед принимаются далеко не всегда, однако участники получают информацию для размышлений последующих действий. Беседы являются важным элементом таких управленческих процедур, как оформление на работу и увольнение сотрудников, прием посетителей, консультирование, деловые переговоры, встречи. По характеру беседы бывают официальными и неофициальными, так называемыми рабочими; по направленности – целевыми, преследующими конкретные задачи, и общими; по степени свободы – регламентированными, т. е. осуществляющимися в соответствии с определенными правилами и в предписанной последовательности (например, анкетирование), и не регламентируемыми, такими как дружеский разговор. По характеру обсуждаемых вопросов наиболее распространенными считаются следующие виды деловых бесед: кадровые (прием на работу, увольнение с работы, перемещения по должности); дисциплинарные, связанные с нарушением трудовой дисциплины, уклонением от выполнения служебных обязанностей и т. п.; организационные, определяющие технологию выполнениязадания; творческие, посвященные выработке концепции того
или иного проекта, задания и др. Особо следует выделить деловые беседы во время приема посетителей.Деловая этика Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций: 1) взаимное общение работников из одной деловой сферы; 2) совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка
рабочих идей и замыслов; 3) контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; 4) поддержание деловых контактов; 5) стимулирование деловой активности. Подготовка беседы начинается с определения цели, которую в результате необходимо достичь, и в связи с этим – круга обсуждаемых вопросов, в том числе с учетом интересов партнера. Вторым шагом, если беседа важна и есть в запасе время, является составление предварительного представления о других ее участниках, их служебном положении, политических взглядах, отношениях с окружающими, общественной деятельности и заслугах, любимых или запретных темах для разговоров. Такую информацию обычно получают у партнеров, клиентов, общих знакомых и т. п. Однако относиться к ней нужно осторожно,
поскольку на нее могут влиять различные объективные и субъек-тивные обстоятельства, в частности близость знакомства с теми, о ком идет речь; зависимость или независимость от них; предвзятость или непредвзятость отношений; степень развитости у характеризующих тех же качеств, что и у характеризуемых; обстоятельства, в которых эти качества наблюдались.Третий шаг состоит в выработке стратегии и плана беседы, а также различных тактических «заготовок», необходимость в которых может возникнуть по ходу дела. План включает схему изложения материала, предопределяющую во многом структуру беседы. В серьезной беседе схемой допускается пользоваться открыто, но насколько близко ей следовать, определяется конкретными обстоятельствами: запасом времени, опытом и проч. Помимо плана на подготовительном этапе составляется предварительный текст выступления, состоящий из набора ключевых понятий и детально проработанных фрагментов, полной формулировки деловых предложений. Четвертым шагом на подготовительном этапе деловой беседыОсновными этапами деловой беседы являются:
1) начало беседы; 2) информирование партнеров; 3) аргументирование выдвигаемых положений; 4) принятие решения; 5) завершение беседы. Начало беседы – очень важный этап, и потому им не следует пренебрегать. Задачи этого этапа беседы состоят в следующем: • установление контакта с собеседником; • создание благоприятной атмосферы; • привлечение внимания к предстоящему деловому разговору. Начальный этап беседы имеет прежде всего психологическое значение. Первые фразы часто решающим образом воздействуют на собеседника, т. е. на его решение выслушивать вас дальше или нет. Собеседники обычно бывают более внимательны в начале разговора. Именно от первых фраз будет зависеть отношение собеседника к вам и к самой беседе (т. е. создание рабочей атмосферы).

Этика и этикет в устных видах делового общения. Сущность и виды деловой беседы. Подготовка и этапы протекания беседы

Деловая беседа представляет собой форму устного обмена ин-формацией между несколькими людьми, но уже в узком кругу. От собраний и совещаний она отличается не только числом участни-ков, но и более свободным характером проблем, хода и результа-тов. Официальные решения по итогам бесед принимаются далеко не всегда, однако участники получают информацию для размыш-лений последующих действий.

Беседы являются важным элементом таких управленческих процедур, как оформление на работу и увольнение сотрудни-ков, прием посетителей, консультирование, деловые переговоры, встречи.

По характеру беседы бывают официальными и неофициаль-ными, так называемыми рабочими; по направленности – целевы-ми, преследующими конкретные задачи, и общими; по степени свободы – регламентированными, т. е. осуществляющимися в со-ответствии с определенными правилами и в предписанной после-довательности (например, анкетирование), и не регламентируе-мыми, такими как дружеский разговор

По характеру обсуждаемых вопросов наиболее распростра-ненными считаются следующие виды деловых бесед: кадровые (прием на работу, увольнение с работы, перемещения по долж-ности); дисциплинарные, связанные с нарушением трудовой дис-циплины, уклонением от выполнения служебных обязанностей

т. п.; организационные, определяющие технологию выполнения задания; творческие, посвященные выработке концепции того или иного проекта, задания и др. Особо следует выделить дело-вые беседы во время приема посетителей.

Предмет и специфика деловой этики. Этика как учение о морали. Структура и функции морали.

Слово «этика» обычно вызывает несколько ассоциаций:

• это нечто, имеющее отношение к поведению людей;

• это способ оценки человеческих поступков;

• это регулятор отношений между людьми.

Главный вопрос этики — определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Происхождение понятия связано с древнегреческим словом «этос» (нрав, обычай, привычка, характер). Отсюда и «этикос» — относящийся к нравам; поэтому «этика» в буквальном значении — учение о нравственности.

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета и т.п.

В первом приближении мораль можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Эти нормы выражают отношения людей друг к другу, коллективу, обществу в целом. При этом важнейшую черту морального отношения составляет оценка общественных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости.

мораль представляет собой сложную сферу духовной жизни человека и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики. Этика же является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности. Этика не создает морали, не придумывает нормы, принципы, правила доведения, оценки и идеалы, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать одни нормы и ценности и раскритиковать и опровергнуть другие. Для этого она с необходимостью должна раскрыть источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека, выявить закономерности функционирования и развития

Структура морали складывается из нескольких элементов.

Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки. Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения. Таким образом, в структуру морали входят:

а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;

б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);

в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

Функции морали

-регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет

-воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества

-оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей

познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)

коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

прогностическая что можно ожидать от общества

культурно-творческая мораль-сторона жизни общества, моральные измерения личности, руководствуется разумом (подчинение страсти разуму)

идеологическая, мировоззренческая моральная оценка

Мораль неразрывно связывают с нравственностью. Если мораль-это определенные принципы, идеи, нормы. кот. направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.

Говоря о моральном измерении общества большое значение имеет золотое правило нравственности - это фундаментальное правило нравственности, отождествляемое с самой нравственностью, звучащей след. образом: «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»

Наши рекомендации