Разновидности (типы) школьных уроков физической культуры.
Исходя из содержания, уроки подразделяются на предметные и комплексные. В содержание основной части предметных уроков включают учебный материал из одного раздела учебной программы, например, лёгкая атлетика или спортивные игры. Комплексные уроки в одно занятие включают материалы из разных разделов учебной программы.
В зависимости от преимущественного решения поставленных на урок задач, уроки делятся на вводные, учебные изучения нового материала, учебные закрепления и совершенствования изученного материала, контрольные, и комбинированные.
Вводный урок проводят в начале учебного года или семестра. На этом уроке школьников знакомят с задачами предстоящих занятий, рассказывают о содержании учебного материала в соответствии в соответствии с учебной программой, объясняют правила поведения в спортивном зале, рассказывают о требованиях к спортивной одежде и обуви.
На учебных уроках изучения нового материала основное внимание обращается на правильность техники выполнения упражнений. Учитель, обнаружив ошибки, принимает меры к их исправлению, обеспечивает страховку при выполнении упражнений и обучает приёмам самостраховки.
Учебные уроки закрепления и совершенствования изученного материала служат преимущественно совершенствованию изученного материала и воспитанию физических качеств. На таких уроках возрастают объём и интенсивность физических нагрузок.
Контрольные уроки направлены на оценку техники выполнения изучаемых упражнений и уровня развития физических качеств.
Практически в каждом уроке присутствуют элементы обучения, закрепления, совершенствования, контроля. Такие уроки называют комбинированными.
Методы оценки качества урока физической культуры.
В настоящее время принято применять для оценки качества урока физической культуры метод письменного анализа урока в форме записи, метод пульсометрии и метод хронометрирования.
Анализ урока.
Главной задачей анализа должно быть установление эффективности учебной и воспитательной деятельности учителя и учащихся. Ведя запись возможно большего количества сведений, относящихся к разным сторонам урока, нужно указать, что способствовало решению поставленных задач урока, а что мешало, какие недостатки имели место и каковы их причины.
Для анализа урока предлагается следующая схема.
1. Подготовка учителя к уроку.
Наличие и качество поурочного рабочего плана и конспекта урока. Конкретность постановки задач на урок. Соответствие содержания урока планированию. Подготовка места занятий, оборудования и инвентаря, их исправность и санитарно-гигиеническое состояние.
2. Проведение учителем урока.
Своевременность начала и окончания урока. Чёткость строевых команд, построений и перестроений. Рациональность установки спортивных снарядов, раздачи и сбора мелкого инвентаря, разметки площадки. Внешний вид учителя, рабочая поза и показ упражнений. Ясность и конкретность постановки учебных заданий, проверка их выполнения и исправление ошибок. Применение технических средств обучения. Сочетание обучения двигательным умениям и навыкам с развитием физических качеств. Воздействие на осанку, целесообразность дозировки физической нагрузки, оптимальность чередования работы и отдыха. Разнообразие средств и методов обучения и их соответствие поставленным на урок задачам, особенностям учебного материала, подготовленности учащихся. Обеспечение безопасности, наличие страховки и помощи при выполнении упражнений. Учёт и оценка успеваемости учащихся. Отношение учителя к учащимся, соблюдение такта, проявление необходимой требовательности, умение пользоваться поощрением и порицанием.
3. Работа учащихся на уроке и их поведение.
Наличие и аккуратность спортивной одежды. Старательность и дисциплинированность. Умение выполнять физические упражнения, предусмотренные учебной программой. Участие в подготовке мест занятий, раздаче и сборе спортивного инвентаря. Взаимопомощь и страховка. Познавательная активность.
4. Выводы по результатам урока.
Решение задач урока. Образовательное, оздоровительное и воспитательное значение урока. Наиболее эффективные элементы урока. Рекомендации учителю, как избежать отрицательных сторон урока, если таковые имели место.
Метод пульсометрии.
Наиболее простым, изученным и информативным показателем динамики объёма и интенсивности физической нагрузки считается реакция сердечно-сосудистой системы, которая на практике осуществляется измерением динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС).
ЧСС можно подсчитывать, накладывая пальцы на запястье руки или сонные артерии. Подсчёт ведётся в течение 10 сек. Под наблюдение берётся “средний” ученик. Обязательным является определение ЧСС до начала урока и после его окончания. Если урок имеет непрерывную физическую нагрузку, например, спортивные игры, то замеры ЧСС можно проводить через стандартные промежутки времени, например, через каждые 5 минут. Если урок характерен прерывающимися физическими упражнениями, например, упражнения на гимнастических снарядах, то замеры ЧСС следует проводить перед началом и по окончании выполнения упражнений.
Для составления кривой пульсометрии урока необходимо вести протокол (табл. 6).
Таблица 6
Протокол пульсометрии урока физической культуры
Содержание деятельности ученика | Текущее время урока подсчёта ЧСС | ЧСС за 10 секунд |
.
Рис. 9. Пример кривой пульсометрии урока физической культуры.
При построении кривой пульсометрии урока собранные данные отмечаются точками в системе «координат», где по горизонтали отмечается текущее время урока, а по вертикали – показатели ЧСС
Метод хронометрии.
Хронометрирование – это определение времени, затраченного на выполнение каких-либо действий.
В уроке физической культуры хронометрирование проводится для определения его качественной двигательной активности, плотности.
Определяют общую и двигательную (моторную) плотность урока.
Общая плотность урока – это отношение времени, использованного педагогически целесообразно, к общей продолжительности урока.
Двигательная (моторная) плотность урока – это отношение времени, затраченного учеником на выполнение упражнений, к общей продолжительности урока.
Хронометрирование осуществляется путём наблюдения за деятельностью какого-либо ученика на уроке физической культуры. Время деятельности занимающегося определяется по скользящей стрелке секундомера. Записи фиксируются в заранее изготовленный протокол (табл. 7).
Таблица 7