Часть Программы, разработанная с учетом
Часть Программы, разработанная с учетом
Национального регионального компонента.
Составители:
Амирова Гульсияр Раисовна МАДОУ №95
Ахметзянова Оркыя Сабировна МБДОУ №67
Вазиева Лилия Наиловна МБДОУ №27
Гарипова Диля Фаиловна МБДОУ № 36
Гумерова Ильгина Тимеряновна МБДОУ №58
Курамшина Милауша Назибовна МБДОУ №5
Саломатова Гузалия Назиповна МБДОУ №75
Хуснутдинова Амина Сайфулловна МБДОУ №3
Яковлева Нина Николаевна МБДОУ №33
Пояснительная записка.
Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
Данное приложение к программам «Успех», «От рождения до школы», «Истоки», «Детство» (региональный компонент) составлено с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан, который предусматривает следующие направления деятельности:
· Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
· Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
· Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
· Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Татарстан, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РТ и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
Физическое развитие. (Физическая культура, здоровье)
Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются:
- создание условий в дошкольном образовательном учреждении;
- развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (татарских, русских, чувашских, мордовских, марийских, башкирских, удмуртских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;
- осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ города Набережные Челны;
- совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.
2. Социально-личностное развитие. (Безопасность, социализация, труд)
Использование национального регионального компонента в направлении, социально-личностного развития ребенка включает:
- развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность РТ, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых работающих на КамАЗе; детей другой национальностей народов Поволжья, родной природы, общественной жизни.
- обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного города.
- расширение знания детей о работе пожарной службы, службы скорой медицинской помощи города Набережные Челны.
Познавательно-речевое развитие. (Познание, чтение художественной литературы, коммуникация)
Основными задачами в познавательно-речевом развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются:
- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике Татарстан и городе Набережные Челны.
- обучение детей двум государственным языкам (русскому и татарскому) в равных объемах.
- ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям татарского, русского и других народов, проживающих в РТ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности широко использовать возможности народной и музейной педагогики.
II младшая группа.
(от 3 до 4 лет)
Задачи воспитания и обучения:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, животным и растениям родного края.
Продолжать укреплять и охранять здоровье детей.
Воспитывать интерес к труду взрослых, учить с уважением относиться к их труду.
Развивать речь детей.
Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК) | ||
Здоровье | Формирование у детей привычек здорового образа жизни, привитие стойких культурно-гигиенических навыков, через устное народное творчество и художественную литературу татарского языка. Расширение представлений у детей о себе и других детях, используя татарский фольклор. | |
Физическая культура | Развитие интереса к подвижным играм татарского народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. | |
Социализация | Формирование культуры общения и доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым в процессе народных игр. | |
Труд | Обеспечение освоения основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определенной последовательности), отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку), используя малые формы устного творчества своего народа. Формирование представлений об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений (например, стул удобно взять, аккуратно, медленно не задевая других пронести его к месту). Обращение внимания детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений татарского народа. Стимулирование ситуативных проявлений желания принять участие в труде, умение преодолевать небольшие трудности. Расширение и обогащение представления детей о труде людей родного города. | |
Безопасность | Ознакомление с зеброй, светофором и правилами поведения на улице: разговаривать негромко, соблюдать чистоту. Передача детям знаний о доступных их пониманию опасных ситуациях, происходящих дома, в детском саду и на улицах родного города. Формирование элементарных представлений о некоторых растениях, о домашних и диких животных родного края. | |
Чтение художественной литературы | Ознакомление с образцами татарского фольклора: потешками, закличками, пальчиковыми играми, сказками. Формирование умений правильного понимания смысла произведений. Воспитание эстетических чувств, побуждение интереса к слушанию сказок, небольших рассказов, стихотворений. Воспитание умения слушать сказки, небольшие рассказы, стихи; обучение пониманию смысла произведения; ознакомление детей с прекрасными образцами татарского фольклора. | |
Познание | Развитие сенсорной культуры, используя образцы национальной одежды. Расширение знаний детей о своем родном городе – Набережные Челны; воспитание интереса к явлениям родной природы. | |
Музыка | Развитие интереса к национальной татарской музыке; закрепление понятий трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара. Использование народных хороводных игр. | |
Художественное творчество | Формирование интереса татарскому декоративно-прикладному искусству; обучение украшению изделий татарским орнаментом. Использование узоров «Листья», «Тюльпан», в ИЗО деятельности. | |
Коммуникация | Развитие всех компонентов устной речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи родного языка. Развитие свободного общения с взрослыми на родном языке. |
Комплексно-тематическое планирование
Средняя группа.
(от 4 до 5 лет)
Задачи воспитания и обучения:
Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю. Знакомить с достопримечательностями родного города (села).
Развивать интерес к культурному наследию татарского народа. Знакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений.
Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК) | ||
Здоровье | Воспитание интереса к движению, к совместным подвижным играм татарского и русского народа. Формирование положительного качества личности ребенка, применяя фонетические упражнения, физминутки, дыхательную гимнастику татарского и русского народа. | |
Физическая культура | Ознакомление с татарскими и русскими народными играми, развитие интереса к народным играм. Развитие творческих способности детей (придумывание разных вариантов игр), физические качества: быстроту, ловкость, выносливость во время подвижных игр; совершенствование двигательные умения и навыки детей. | |
Социализация | Формирование первичных представлений о РТ, России. Воспитание навыков вежливого обращения к взрослым и сверстникам, стремление вести себя сдержанно. Развитие представлений о справедливости, доброте, дружбе, смелости, правдивости. | |
Труд | Обеспечение самостоятельного и качественного выполнения процессов самообслуживания (без помощи взрослого одеваться и раздеваться; складывать и вешать одежду, обувь, контролировать качество полученного результата), поддерживания порядка в группе и на участке под контролем взрослого, самостоятельного выполнения доступных трудовых процессов по уходу за растениями (поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листья) и животными в уголке природы и на участке (насыпать корм, менять воду). Формирование представлений о видах трудовой деятельности, приносящей пользу людям и описанных в произведениях писателей и поэтов своего города, татарского и русского народа. Поощрение и закрепление желания трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых. | |
Безопасность | Ознакомление с опасными ситуациями при контакте с животными и насекомыми, с элементарными приемами первой помощи. Формирование представлений об опасных для человека ситуациях на природе (ядовитые растения и грибы). Закрепление знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира на улицах родного города. | |
Чтение художественной литературы | Ознакомление детей с малым жанром татарского и русского фольклора, с ярко иллюстрированными книгами писателей и поэтов родного города. Воспитание эмоционального восприятия содержания произведений. Формирование умений понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характеры персонажей. | |
Познание | Ознакомление с достопримечательностями родного города, столицей России-Москвы и с растительным и животным миром родного края. Развитие интереса культурному наследию татарского и русского народа. | |
Музыка | Ознакомление с народными музыкальными инструментами: гармонь («гармун»), балалайка. Совершенствование умения детей чувствовать характер музыки; ознакомление с простейшими движениями, характерными для татарского национального танца. | |
Художественное творчество | Формирование интереса татарскому декоративно-прикладному искусству; обучение украшению изделий татарским орнаментом. Использование узоров «Листья», «Тюльпан», «Колокольчик» в ИЗО деятельности. Ознакомление детей с городецкими изделиями, выделяя элементы (бутоны, купавки, розаны, листья). Закрепление умений использовать элементов дымковской росписи для создания узоров. | |
Коммуникация | Формирование у детей интереса к изучению родного и второго государственного языка через создание национального культурного пространства в ДОУ. Побуждение детей к общению, используя информационно-коммуникативные технологии, игры- ситуации, наглядность |
Комплексно-тематическое планирование
Старшая группа.
(от 5 до 6 лет)
Задачи воспитания и обучения:
Расширять представления детей о родной стране; о государственных (Новый год, День защитников Отечества, День Победы, 8 Марта) и народных (Сюмбеля, Навруз, Сабантуй) праздниках.
Дать сведения о нравственных качествах: человечности, гостеприимстве, чистоплотности своего народа. Почитать обычаи народов Республики Татарстан.
Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей.
Прививать любовь к музыке, живописи, литературе, искусству народов Поволжья (Россия, Татарстан, Чувашия, Башкортостан)
Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК) | ||
Здоровье | Воспитание у детей сознательного отношения к своему городу. Своему здоровью, стимулирование желания совершенствовать его и вести здоровый образ жизни, используя устное народное творчество своего народа и народов разных национальностей (Чувашия, Башкортостан, Россия). Развитие самоконтроля у детей по отношению к своему двигательному поведению во время игровых занятий, построенных на основе народных музыкальных подвижных игр и эстафет. | |
Физическая культура | Ознакомление с башкирскими и чувашскими народными играми. Продолжение учить детей самостоятельно организовывать знакомые татарские и русские народные подвижные игры, доводить их до конца. Совершенствование двигательных умений и навыков детей. Формирование правильной осанки, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко. | |
Социализация | Формирование представлений о нравственных качествах: человечности, гостеприимстве, чистоплотности своего народа; почитания обычаев и традиций башкирского, чувашского народа. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми: привычки играть, трудиться, заниматься сообща, стремления радовать старших хорошими поступками. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам разных национальностей. | |
Труд | Обеспечение самостоятельного, быстрого и аккуратного выполнения процессов самообслуживания (одеваться и раздеваться, складывать одежду), поддержания порядка в группе и на участке, выполнение обязанностей дежурного. Приобщение к коллективной трудовой деятельности, поощрение проявления готовности помочь другим людям в процессе труда. Расширение и систематизирование представлений о труде взрослых, о результатах труда, его значимости. Продолжение формирования представлений о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы, через ознакомление с трудовыми традициями и обычаями татарского, русского, башкирского и чувашского народов. Поощрение самостоятельности, настойчивости, ответственности при выполнении трудовых процессов; разделение с ребенком чувства удовлетворения от процесса индивидуального и коллективного труда, чувства гордости, поддерживать стремление получить от взрослого и сверстников положительную оценку результата и своих качеств, проявленных в труде. | |
Безопасность | Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения Совершенствование правил поведения на проезжей части улиц родного города и в общественных местах: быть скромным, сдержанным, громко не разговаривать, соблюдать порядок, чистоту; уступать место в транспорте старшим и младшим. Формирование осторожного отношения к опасным для человека ситуациям в окружающем мире. | |
Чтение художественной литературы | Ознакомление с художественной литературой, устным творчеством татарского, русского, башкирского и чувашского народов. Подведение детей к пониманию смысла поговорок, пословиц, их место и значение в речи; эмоционально-образного содержания сказок, нравственного смысла изображённого. Формирование интонационной выразительности в речи в процессе исполнения и обыгрывания художественных произведений поэтов и писателей татарского, русского, чувашского, башкирского народов, совершенствование умений рассказать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа. | |
Познание | Воспитание дружественных чувств к народам других национальностей. Формирование у детей познавательного интереса, интеллектуального развития, через знакомство с историей, культурой, традицией и природой народов Поволжья (Чувашия, Башкортостан). Расширение кругозора детей при изучении информационного, наглядного материала о столице и других городов РТ. | |
Музыка | Ознакомление с классическими, народными, современными образцами народной музыки, со звучанием национальных инструментов: трещотка (русск.), курай (башкир), волынка («сарпай» - чув.), комуз («кубыз» - тат). | |
Художественное творчество | Продолжение знакомства с татарским орнаментом: гвоздика, трехлистник. Расширение представлений о народном декоративно-прикладном искусстве (тканые изделия, кожаная мозаика) Ознакомление с гжельской росписью, с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки) Формирование представлений об орнаменте и о национальной одежде башкирского и чувашского народов. Побуждение желания создавать узоры на бумажных силуэтах, в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка) одежды и головных уборов (кокошник, платок, пояс, калфак, сурпан) и предметов быта (ковер, салфетка, полотенце) | |
Коммуникация | Воспитание культуры общения. Совершенствование диалогической речи. Общение с взрослыми и детьми в повседневной жизни на татарском и русском языках. |
Комплексно-тематическое планирование
Подготовительная группа.
(от 6 до 7 лет)
Задачи воспитания и обучения:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, к родному языку; желание разговаривать па родном языке.
Продолжать знакомить детей с музыкой, живописью, литературой, искусством народов Поволжья (Россия, Татарстан, Чувашия, Башкортостан, Удмуртия, Марий Эль, Мордовия)
Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК) | ||
Здоровье | Усовершенствование знаний детей об организме человека, через устное народное творчество. Формирование и расширение знаний детей о пользе лекарственных растений своего края в сохранении и укреплении собственного здоровья. Продолжение формирований умений и опыта здоровьесберегающих действий во время проведения досугов и национальных праздников. | |
Физическая культура | Ознакомление с мордовскими, марийскими и удмуртскими подвижными народными играми. Продолжение учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; находить, придумывать разные варианты подвижных игр. Воспитание нравственных и волевых качеств: выдержку, настойчивость, решительность, инициативность, смелость. | |
Социализация | Совершенствование знаний о традициях и обычаях своего народа. Формирование представлений о том, что в Татарстане живут люди разных национальностей в мире и дружбе. Ознакомление с традициями, обычаями, обрядами марийского, удмуртского и мордовского народа. Воспитание у детей организованности, дисциплинированности, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам; умения и желания самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать поступки сверстников. На основе расширения знаний о Республиках Поволжья воспитание патриотических чувств к родному краю и толерантного отношения к народам других национальностей. | |
Труд | Обеспечение осознанного и самостоятельного выполнения процессов самообслуживания, самостоятельного контроля качества результата. Привлечение к выполнению сезонных видов работ в природе (на участке детского сада). Поощрение желания работать в коллективе. Формирование знаний о соблюдении правил безопасности в разнообразных видах трудовой деятельности, активных форм общения с детьми и взрослыми в процессе трудовой деятельности. Расширение и систематизирование представлений о различных видах труда народов Поволжья, удовлетворяющих потребностей общества и государства. Поддерживание положительного отношения ребенка к собственному труду, его результату, труду взрослых и его результатам как к ценности. | |
Безопасность | Ознакомление с реками РТ, правилами безопасного поведения на водоёмах. Формирование элементарных представлений о работе ГИБДД. Совершенствование осмотрительного отношения к опасным для человека и окружающего мира ситуациям. | |
Чтение художественной литературы | Ознакомление детей с художественной литературой и устным творчеством народов Поволжья. Закрепление умений понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, различать жанровые особенности произведений, навыков выразительной речи. Систематизирование знаний детей о творчестве народов Поволжья писателей и поэтов родного края, умений сравнивать, анализировать и обобщать. | |
Познание | Формирование представлений о государстве, республике (президент, правительство, армия, полиция), о символах России и Татарстана(флаг, герб, гимн) Закрепление представлений о столице России-Москве, Татарстана-Казани, о государственных праздниках. Расширение представления о родном городе, его достопримечательностях (органный зал, дельфинарий, памятники Г.Тукая, М. Джалиля, завод КамАЗ, река Кама и др.), его природе, выдающихся личности (писатели, композиторы, художники). Формирование представления о Челнах, как о многонациональном городе. Воспитание уважения и толерантного отношения к людям разных национальностей. Расширение представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре. Развитие личности дошкольников через взаимодействие культур народов Поволжья (Чувашия, Удмуртия, Марий Эл, Башкортостан, Мордовия) | |
Музыка | Ознакомление с лучшими образцами вокальной, инструментальной, оркестровой народной музыки, с народными инструментами свирель («шахлич» - чув), гусли («карш» - марийск), волынка («шювыр» - марийск), скрипка, ложки (удм), домбра («думбра» - тат), дудка, деревянные ложки (русск). Изучение произведений классиков национальной музыкальной культуры С.Сайдашева, Ф. Яруллина, Р. Яхина, Н. Жиганова и др. Слушание государственных гимнов России, Республик Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Мордовия, Удмуртия, Марий Эл; а также народной музыки республик Поволжья. | |
Художественное творчество | Расширение представлений детей о народных промыслах (ювелирное дело, вышивка), о национальном орнаменте (пион, шиповник, разные виды листьев). Развитие умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (хохломская, жостовского) Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством народов Поволжья (удмуртский, мордовский, марийский). Закрепление умения при составлении декоративной композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки используя характерные элементы узора и цветовую гамму росписи того или иного народа. | |
Коммуникация | Обогащение словарного запаса детей словами используемыми в повседневной, общественной жизни, применение слов и словосочетаний в различных ситуациях, во всех видах детской деятельности. Развитие навыков устного общения с взрослыми и детьми на основе освоения культурных языковых традиций. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
Комплексно-тематическое планирование
Литература.
1. Программа « Успех».
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. − Москва: Мозаика-Синтез, 2011.
3. Л. В. Коломиченко, Л. И. Югова. Блочно- тематический план реализации « Программы социального развития детей дошкольного возраста». − Пермь, 2003.
4. Т.Ф. Бабынина, И.З. Хабибуллина, Н.И. Харисова. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно- исторического опыта. − Казань, 2010.
5. Л. Гиззатуллина . Волшебный клубок. − Казань: Магариф, 1994.
6. Г. В. Насырова, Т.Ф. Бабынина. В мире национальных культур. - Н. Челны, 2008.
7. Т. Ф. Бабынина. Традиции национальных культур. −Казань, 2006.
8. З. М. Зарипова. Белем һәм тәрбия процессында милли - төбәк компоненты. −Яр Чаллы, 2000.
9. К. В. Закирова . Хрестоматия для воспитателей дошкольно- образовательных учреждений “ На поляне детства”. −Казань, 2011.
10. К. В. Закирова . Балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти-әниләр өчен хрестоматия “ Балачак аланы”. − Казан, 2011.
11. А. М. Гильфанова, Г.Р. Насырова. Перспективное планирование работы по внедрению национально- регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс. – Н.Челны, 2010.
12. К.В. Закирова, М. А. Васильева, Г. А. Галиева «Воспитание и обучение в детском саду». – Казань 2009.
13. Нурзия Сергеева «Древо жизни». - Казань 2008.
14. З.Я. Рез «Хрестоматия для детей дошкольного возраста», Москва «Просвещение», 1990.
15. Перевод А.Вадюгиной; «Фируза Сказки татарских писателей». - Казань, 2003.
Часть Программы, разработанная с учетом