Методологическая часть программы. Методологический раздел программы начинается с формули­ровки проблемы исследования, определения объекта и предмета социологического познания

Методологический раздел программы начинается с формули­ровки проблемы исследования, определения объекта и предмета социологического познания. Выполнению этой задачи способству­ет анализ проблемной ситуации, которую можно определить как возникающие в процессе социально- исторического развития об-





щества противоречия между знанием о потребностях людей в ка­ких-либо действиях и незнанием путей, средств и методов реали­зации этих действий.

Анализ проблемной ситуации должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию (например, между потребностью людей в занятиях спортом и слабой органи­зацией спортивно-оздоровительной работы). При формулировке указанных противоречий большое значение имеют знания, науч­ный опыт социолога и некоторая информация о предмете анализа (например, исследования других социологов по данной теме), позволяющая описать изучаемую ситуацию. Результатом анализа проблемной ситуации должна быть формулировка темы исследо­вательского проекта, которая обязательно содержит в себе указа­ния о предмете анализа.

Сначала вспомним, что такое объект исследования. Под пос­ледним, как правило, понимают область социальной реальнос­ти, включенную в процесс научного познания. Такими областя­ми анализа могут быть общности, группы, процессы, явления и т.д. В отличие от предмета исследования, который формулируется со­циологом в зависимости от целей, задач и предварительно изу­ченных данных, объект исследования по своим эмпирическим свойствам не зависит от познающего субъекта. Одна и та же сто­рона социальной жизни может стать объектом различных наук. Так, физическую культуру могут изучать юристы, криминологи, психологи, социологи. Однако каждый из них в этом явлении выделяет что-то свое, присущее специфике научного познания в данной отрасли знания. Например, социологи могут изучать фак­торы, способствующие формированию положительного отноше­ния населения к спорту, педагоги — роль спорта в формирова­нии личности и т.д.

Социальные проблемы могут различаться по своей масштабно­сти, уровням социальной реальности, т.е. можно говорить о мак­ро- и микропроцессах и явлениях. Микропроцессы будут затраги­вать интересы конкретного коллектива или группы лиц, макро­процессы могут касаться целых общностей или даже всего обще­ства. Это разграничение социальных проблем имеет важнейшее методологическое значение, особенно при определении предмет­ной области анализа, т.е. определении границ изучаемой системы.

Под предметом социологического исследования мы понимаем су­щественные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог.

Например, среди факторов, стимулирующих положительное отношение молодежи к физкультурно-спортивной деятельности, могут быть пропаганда спортивного стиля жизни, развитие новых видов спорта, формирование культа красивого тела, здоровья, осознанного понимания гуманистических ценностей спорта.

Формулировка предмета исследования будет зависеть от тех свойств объекта, его характеристик, которые мы считаем необхо­димыми изучить, чтобы получить определенный ответ на интере­сующий нас вопрос. Подобное ограничение изучаемых сторон объекта необходимо, потому что ни одно самое крупное социоло­гическое исследование не охватывает все многообразие взаимо­действий, характеризующих, например, такое явление, как пре­ступность. Итак, в предмете исследования обозначаются границы, в пределах которых изучается объект исследования.

Для облегчения социологического анализа целесообразно раз­граничить предмет теоретического и эмпирического исследования. Предмет теоретического анализа — это идеализированный объект, а вернее, модель, описывающая всю систему взаимодействий (как внутренних, так и внешних) в теоретических понятиях и конст­руктах. Предметом эмпирического анализа является изучение (не­сомненно, на базе теории) реальных свойств объекта познания, например типа лидерства в малой группе.

Так как социальные системы очень мобильны, постоянно ви­доизменяются, то можно говорить, что мы изучаем состояние пред­мета нашего анализа в какой-то конкретный временной период. Таким образом, предметная область исследования должна иметь как пространственные, так и временные ограничения.

Выделение объекта и предметной области анализа позволяет социологу на основе разработанной идеализированной модели описать (дать характеристику) изучаемого явления или процесса. Если мы говорим о социальных проблемах, носителями которых являются люди (индивиды, группы, общности), то мы характери­зуем и состояние тех общностей, которые включены в структуру нашей системы, подлежащей изучению.

Теоретическое моделирование изучаемой проблемной ситуации, предметной области анализа позволяет перейти к следующему мето­дологическому разделу программы — определению цели и задач ис­следования. Под целью исследования мы понимаем тот конечный ре­зультат, который намерены получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным или прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совме­стно с заказчиком и формулируется в договоре наряду с темой.

Под задачами исследования мы подразумеваем тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на глав­ный целевой вопрос исследования. Таким образом, задачи иссле­дования — это звенья, помогающие объединить в целостность яв­ления или процессы, подлежащие изучению. Например, если це­лью нашего исследования является изучение отношения молоде­жи к физической культуре и спорту и выявление их роли в органи­зации здорового стиля жизни студентов, то среди задач исследова­ния мы можем назвать и такие:





изучение ценностных ориентации студенческой молодежи на организацию здорового стиля жизни;

определение места физической культуры и спорта в образе жизни студентов;

изучение зависимости между физкультурной образованностью и уровнем физкультурно-спортивной активности студентов.

В формулировке задач исследования неоценимую роль играет описанная нами модель предмета анализа. Она позволяет выявить, во-первых, основные факторы, определяющие проблемную си­туацию; во-вторых, факторы (или переменные), имеющие вто­ростепенное или опосредующее влияние на состояние проблемы.

Выдвижение задач исследования непосредственно связано с характером анализа. Если речь идет о теоретико-познавательных проблемах, то задачи и выводы исследования будут определяться теоретическими положениями и новыми концепциями, получен­ными в результате анализа. Если речь идет о прикладных исследо­ваниях, то задачи и выводы будут ориентированы на социальную диагностику проблемы, практические рекомендации.

Целесообразно также разграничивать содержательную (проблем­ную) сторону задач исследования и программные задачи (как ло­гику методики получения социологической информации).

Следующим этапом разработки программы социологическог© исследования является интерпретация основных понятий, кото­рые представлены в концептуальной модели проблемной ситуа­ции и предметной области анализа. Указанная часть программы предусматривает осуществление целого ряда методологических процедур, без которых нельзя воплотить в инструментарии (на­пример, в анкете) единую концепцию социологического иссле­дования проблемы, а следовательно, реализовать цель и задачи исследования, проверить правильность гипотез. Без интерпрета­ции основных понятий невозможно разработать инструментарий исследования: анкеты, опросные листы и т.д.

Все понятия, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, дают нам возможность ориентироваться в социальной ре­альности. Например, понятие «спортсмен» ассоциируется с чело­веком, который подтянут, атлетичен, участвует в соревнованиях и ведет спортивный стиль жизни. Без таких понятий, многие из ко­торых являются обобщающими (например, животные, продукты питания, растения), наша социальная жизнь была бы невозможна.

Итак, за понятиями стоит социальная реальность. Зададим воп­рос: полностью ли понятия тождественны реальности? Конечно, нет. Но чем дальше понятие от эмпирической реальности, тем меньше шансов у исследователя, опирающегося на это понятие, получить объективные данные, поставить правильный социальный диагноз. Значит, наука должна использовать какие-то другие по­нятия, которые в большей степени (чем обьщенные) учитывают

многообразие социальной среды и поведения человека. К таким понятиям относится научная терминология, выработанная в про­цессе развития определенной отрасли научного знания трудом многих исследователей (часто — многих поколений) и представ­ляют собой теоретико-методологическую базу для социологичес­ких исследований.

На этапе интерпретации понятий следует сначала выделить все встречающиеся в теоретической части программы понятия, дать им четкое определение на основе научной, справочной информа­ции, а затем еще раз уточнить соотношения элементов и свойств изучаемого явления, процесса и т.д.

В эмпирической социологии используются три группы понятий:

1. Понятия, общие с философией, от которой отпочковалась социологическая наука.

2. Общесоциологические понятия.

3. Операциональные понятия.

Коль скоро сформулированные учеными понятия были исполь­зованы для объяснения различных познавательных задач (в том числе с точки зрения предмета исследования), то именно эта спе­цифика и отражается (в различной мере) в их содержании. В науч­ных понятиях в большей мере, чем в обыденных, учитывается все многообразие взаимодействий, которые отражены в предмете ана­лиза. Однако специфика социального познания различными на­уками доказывает, что лучше всего использовать понятия социо­логических теорий. Это позволяет избежать ряда методологических ошибок, которые могут проявиться лишь при получении резуль­татов социологических исследований.

Основным правилом использования теоретических понятий в социологических исследованиях является стабильность их интер­претации на всех этапах исследования. Например, «спортсмен» — человек, занимающийся спортивной деятельностью, участвующий в соревнованиях с целью оздоровления и получения удовольствия от занятий. Если вы используете данное определение, то соответ­ственно в выборку попадут лица, отвечающие именно этому по­ниманию. Однако существуют и другие определения спортсмена. Например, как человека, профессиональной деятельностью кото­рого является подготовка к соревнованиям, участие в них и полу­чение за такого рода деятельность материального вознаграждения. В первом случае мы можем изучать установки тех, кто занимается массовым спортом, а во втором — только тех, кто занимается про­фессиональным спортом. Недооценивать этот фактор нельзя, так как за ним стоит и величина (объем) генеральной совокупности, на основе которой формируется выборочная совокупность (число лиц, подлежащих изучению).

Чем сложнее социологическое исследование, тем многочислен­нее его терминологическая структура, но только после уточнения





понятий вы имеете право переходить к следующему этапу про­граммы — разработке гипотез исследования.

В результате уточнения понятии у социолога сформируется не­которая модель (словесный аналог) реального объекта, которая позволит уточнить, поставить более конкретно, а подчас выявить новые свойства и отношения изучаемого предмета анализа. От гра­мотного проведения этого этапа зависит успех дальнейшего про­цесса исследования, в том числе и разработка гипотез.

Процедура разработки гипотез начинается с формулировки ча­стных познавательных задач исследования. Они фиксируются в форме отдельных предложений, отображающих зависимости меж­ду отдельными элементами концептуальной схемы. Желательно, чтобы вы сосредоточили свое внимание на тех из них, которые представляют наибольший интерес для исследуемой проблемы. Эти зависимости будут служить основанием для формулировки гипо­тез. Например, изучая взаимосвязь между физкультурной образо­ванностью и уровнем физкультурно-спортивной подготовленнос­ти студентов, можно поставить следующие вопросы:

Какими теоретическими знаниями обладают студенты и исполь­зуют ли их в физкультурно-спортивных занятиях?

Существует ли прямая зависимость между уровнем физкуль­турных знаний и физкультурно-спортивной активностью у сту­дентов?

Разумеется, и вопросы можно было бы продолжить, чтобы уви­деть изучаемую проблему со всех сторон. В каждом отдельном слу­чае социолога может заинтересовать целый ряд связей и отноше­ний, подчас выходящих за рамки разработанной концептуальной схемы объекта социологического анализа. Так, взаимосвязь между сформированностью здорового стиля жизни и ролью, отводимой физкультурно-спортивной деятельности в нем, являясь косвенной по отношению к поставленной задаче, дает дополнительную ин­формацию и углубляет исследуемую проблему.

Закончив процедуру формулировки частных познавательных задач исследования, нужно описать сами гипотезы. Гипотеза опре­деляется как обоснованное научное предположение о непосредственно не наблюдаемых связях, отношениях, причинах и т.д., приводящих к тем или иным явлениям.

Гипотеза определяется как «научное предположение, выдвига­емое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть».

Роль гипотез в социологическом исследовании, как и в любой другой области науки, очень важна. Д.И.Менделеев, обращаясь к ученым, указывал, что лучше держаться такой гипотезы, которая в результате может оказаться ложной, чем никакой. В чем же зак­лючается ценность гипотез? Во-первых, гипотеза в той или иной мере аккумулирует опыт науки; во-вторых, в ней могут

быть отражены положения социальной реальности; в-третьих, в ней отражаются знания и опыт самого исследователя; в-чет­вертых, гипотеза в социологическом исследовании служит пе­реходным этапом от теории к разработке инструментария социо­логического познания.

Глубина проработки гипотез определяется в первую очередь типом социологического исследования (разведывательное, описа­тельное, аналитическое и т.д.).

С точки зрения задач исследования гипотезы классифицируют­ся как основные и дополнительные, что соответствует основным и частным познавательным задачам исследования. По степени раз­работанности и обоснованности различаются первичные и вторич­ные гипотезы. Гипотезы разрабатываются в два этапа: при подго­товке программы исследования и после пилотажа (пробного соци­ологического исследования, проведенного на небольшой выборке опрошенных), когда они уточняются, корректируются и дополня­ются новыми.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и про­гностические.

Описательные гипотезы — предположения о фактическом со­стоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном слу­чае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся прежде всего к эмпирическим фактам. Если, напри­мер, исследуется взаимосвязь между физкультурно-спортивной активностью молодежи и наличием современных спортивных со­оружений, то на основе имеющейся статистической информации (в комитетах по физической культуре) можно установить, какая часть обследованных лиц имеет прямую зависимость, а какая этой зависимости не имеет. Выдвижение этого типа гипотез позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных чис­лах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах, динамических рядах.

Объяснительные гипотезы относятся к уровню аналитических исследований, представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. На основании объясни­тельных гипотез делаются попытки раскрыть причины социальных явлений, процессов, тенденций, установленных в результате под­тверждения описательных гипотез.

Любое явление или событие, имеющее для социолога исследо­вательскую значимость, включено в цепь событий, происходящих в тотальной системе, поэтому оно может проявляться как тенден­ция или закономерность. Отсюда следует необходимость разраба­тывать не только объяснительные, но и прогностические гипотезы, отражающие еще один, более высокий, уровень познания соци­альной реальности. Такие гипотезы позволяют отразить множество





явлении, выявить некоторые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем. В этом случае значение получен­ных выводов выходит далеко за рамки конкретных целей и задач и представляет ценность для конструирования статистических рядов, отражающих развитие социальных процессов в обществе. Напри­мер, в рассматриваемом нами вопросе влияния количества и каче­ства спортивных сооружений на физкультурно-спортивную актив­ность детей и молодежи мы можем спрогнозировать количество занимающихся спортом и необходимость построения новых спортивных объектов. Короче говоря, гипотеза в этом случае имеет не только внутреннее инструментальное, но и общечеловеческое значение, так как способствует некоторому научному вкладу в изу­чаемое направление.

Проверка объективности прогностической гипотезы по вполне понятным временным причинам происходит на более поздних эта­пах социального развития общества. Поэтому в выводах конкрет­ного исследования она остается лишь гипотезой и часто недооце­нивается исследователями. В ряде случаев проверка и подтвержде­ние гипотез дают описание того, что давно известно. Если строго подходить к этому моменту, то научное фиксирование (введение в научный аппарат) даже давно известных истин имеет смысл, так как наблюдаемые в социальной жизни, но не осмысленные нау­кой явления или процессы для ученых практически не существуют.

В качестве социального факта могут выступать: характеристики поведения людей, групп, общностей; продукты человеческой дея­тельности; вербальные (словесные) действия (мнения, взгляды, оценки); всевозможные взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому изучение и введение в научный оборот ранее не изученных явле­ний или процессов также является задачей науки, в том числе социологии.

Для повышения подтверждаемое™ гипотез руководствуются следующими правилами:

выдвигать возможно большее их число (в том числе, взаимоис­ключающих);

указывать возможно большее количество эмпирических показа­телей для их проверки.

Общие требования, которым должна соответствовать гипотеза:

она не должна содержать понятий, которые не имеют эмпири­ческих индикаторов в рамках данного социологического исследо­вания;

она должна быть применима ко всему кругу явлений, которые она непосредственно объясняет;

она должна быть принципиально проверяемой при существую­щем уровне теоретических знаний и методических возможностей;

она должна быть простой и не содержать условий и оговорок, затемняющих ее смысл;

она должна в своей формулировке содержать указание на спо­соб ее проверки.

Окончание процесса формулировки гипотез дает исследовате­лю возможность разработки инструментария, т.е. перехода от тео­ретических конструкций к эмпирическим показателям, которые выражаются в вопросах анкеты, интервью, наблюдении и т.д. Эти показатели должны быть доступны наблюдению и измерению и отражают различные социально-психологические характеристики объекта. Например, физкультурно-спортивная активность может быть представлена количеством часов, отводимых на занятия, их регулярностью и систематичностью, которая может быть выраже­на рядом индикаторов. На основе этих данных разрабатываются анкеты, при помощи которых собирается необходимая эмпири­ческая информация об изучаемых объектах. Параллельно с инстру­ментарием разрабатывается план выборки и другие вспомогатель­ные документы, в том числе инструкции по проведению социоло­гического (полевого) исследования.

Наши рекомендации