Закон «О физической культуре и спорте» - правовая основа деятельности специалиста физической культуры.
1 Классификация нормативных актов
Значение физической культуры и спорта в современном мире основано на признании безусловной важности физкультурно-спортивной деятельности для человека, государства и общества в целом. С позиций гуманизма наивысшей ценностью при этом признается сам человек, его счастье, здоровье, свобода и достоинство, разностороннее и гармоническое развитие, проявление всех его способностей. Одним из средств в достижении перечисленного служат занятия физической культурой и спортом. Учитывая технологию развития современного общества, система физического воспитания имеет многочисленные направления: спортивное, лечебно-реабилитационное, профессионально-прикладное, физкультурно-рекреативное, адаптивное, физкультурно-гигиеническое и др. Для удовлетворения запросов граждан созданы многочисленные организации, структуры, объединения, общества, федерации, клубы, кружки. Построены многочисленные спортивные сооружения, выпускаются спортивная одежда, инвентарь, оборудование. Для наибольшей комфортности и безопасности занятий, соревнований привлекаются многочисленные дизайнеры, психологи, врачи, юристы, педагоги. В учебных заведениях готовятся специалисты физической культуры и спорта. Таким образом, в мире в целом, и в нашей стране в частности, созданы многофункциональные социально-экономические институты по эффективному использованию отрасли «Физическая культура и спорт», которые нуждаются, как и всякие другие сферы деятельности людей, в нормативно-правовом регулировании и обеспечении.
В настоящее время в Республике Беларусь нормативно-правовая база в сфере физкультурно-спортивной деятельности может характеризоваться нормативными актами различной юридической силы. Они классифицируются на следующие группы:
первая – это законодательные акты;
вторая – подзаконные акты;
третья – административно-правовые или нормы права.
При этом следует учитывать, что вторая и третья группы нормативных актов формируются и создаются с учетом вышестоящей (первой) группы и не должны противоречить друг другу. С учетом позитивной динамики развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь, нормативные акты, регламентирующие ее развитие, постоянно дополняются и изменяются. Это характеризует не только возрастающую роль физической культуры и спорта в нашей стране, но и то, что Республика Беларусь является цивилизованным европейским государством.
2 Законодательная база физкультурно-спортивной деятельности. Содержание Законов Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», «О туризме»
В конце 70 – начале 80-х гг. ХХ столетия международное спортивное движение окончательно превратилось в погоню за рекордами, достижениями высших результатов любой ценой, на пределе человеческих возможностей. Спорт в мировом масштабе стал коммерческой деятельностью, которой потребовалась соответствующая нормативно-правовая база. Особенности отношений, возникающих в сфере физкультурно-спортивной жизни общества, вызвали необходимость адаптации «старого» и разработки нового нормативно-правового фундамента для регулирования возникающих правоотношений в области физической культуры и спорта.
Государства, осознавшие необходимость формирования либо изменения правовой базы физической культуры и спорта, выбрали различные пути развития регулирования правоотношений в этой сфере. Исследование законодательства зарубежных стран показывает, что можно выделить два основных подхода к формированию нормативной базы:
а) одни страны отказались от разработки специальных законов и адаптировали либо конкретизировали свою нормативно-правовую базу под возникшие правоотношения (Германия, Великобритания);
б) другие приняли специальные законы (Бразилия, Испания) либо пакеты законов (Аргентина, Италия) в области физической культуры и спорта.
В нашей стране законотворческая деятельность в этой сфере началась лишь в постсоветский период с разработки и принятия 18 июня 1993 года Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». Нельзя сказать, что до его принятия в Беларуси отсутствовало правовое регулирование в области физической культуры и спорта, однако существующие нормативные акты не имели статуса Закона и не создавали платформы правового обеспечения. Учитывая всесторонность разнообразных процессов происходящих в сфере физической культуры и спорта в нашей стране, законодательную правовую базу обеспечивают сегодня и Законы Республики Беларусь «О туризме», «О здравоохранении», «О правах ребенка», «О предпринимательской деятельности» и др.
Многие вопросы физкультурно-спортивной деятельности регулируются отдельными нормами кодифицированных республиканских законов: Трудовой кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь и др.
Таким образом, система законодательства о физической культуре и спорте состоит из многообразных источников, представленных формами (закон, кодекс) и правовыми нормами отношений в физкультурно-спортивной деятельности.
Главным источником, имеющим высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории нашей страны, является Конституция Республики Беларусь. Принятая в 1994 году она гарантирует нашим гражданам развитие физической культуры и спорта и охрану их здоровья (ст.45), а молодежи - духовное, нравственное и физическое развитие (ст.37). Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Беларусь, не должны противоречить Основному Закону.
Сердцевину белорусского законодательства в спорте составляет измененный и дополненный Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 29 ноября 2003г. № 251-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003г., №135, 2/1000) <Н10300251>. Настоящий Закон определяет правовые и экономические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, направлен на создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортивно массовой работы, а также проведения спортивных мероприятий в стране и участия спортсменов (команд) Республики Беларусь в международных соревнованиях. Действующий нормативный акт содержит: главу 1 - «Общие положения» (ст.1-8), главу 2 – «Система физической культуры и спорта» (ст.9-17), главу 3 - «Физическая культура» (ст.18-23), главу 4 – «Ресурсное обеспечение физической культуры и спорта» (ст.35-37). В которых государство законодательно гарантирует право граждан страны, а также лицам без гражданства и иностранным гражданам, проживающим на территории Республики Беларусь, на занятия физической культурой и спортом и обеспечение безопасности занятий (ст.8). Руководство физкультурно-спортивной деятельностью обеспечивают субъекты государственного и общественного управления специализированных учебно-спортивных учреждений признаны ДЮСШ, СДЮШОР, центры Олимпийской подготовки и центры олимпийского резерва (ст.16). Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» узаконил обязательное физическое воспитание во всех учреждениях образования, по месту жительства, работы граждан (ст.19-21), а также физическое воспитание людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и психического развития (ст.23). В Законе рассматриваются вопросы, связанные со спортом высших достижений: деятельность учреждений по подготовке спортивного резерва (ст.24), подготовка спортсменов высокого класса (ст.25), проведение соревнований различного уровня (ст.28-29). Правовой статус в Республике Беларусь получает не только любительский, но и профессиональный спорт (ст.32). Оговариваются также права граждан на использование спортивных сооружений (ст.35), требования к педагогическим кадрам (ст.36) и порядок повышения квалификации (ст.37) и многое другое, обеспечивающее правовые нормы физкультурно-спортивной деятельности в Республике Беларусь.
Туризм, как сфера деятельности, тесно взаимосвязан с физической культурой и спортом. Он служит не только средством развития бытовых умений и навыков, укрепления здоровья, развития духовности и образованности, но и средством экономического благополучия страны. Закон Республики Беларусь «О туризме» от 10 ноября 1999 г. был дополнен и изменен. В новой редакции Закон существует с 15 декабря 2003 г. №257-3. Закон Республики Беларусь «О туризме» определяет принципы государственной политики страны в этой сфере, регулирует отношения, возникшие при осуществлении путешествий. Настоящий нормативный акт содержит 7 глав: 1 – «Общие положения», 2 – «Государственное регулирование туристской деятельности», 3 – «Формирование, продвижение и реализация туристского продукта», 4 – «Права и обязанности туроператоров, турагентов, иных организаций, осуществляющих туристскую деятельность», 5 – «Туристские ресурсы Республики Беларусь, государственный кадастр туристских ресурсов», 6 – «Безопасность туристов», 7 – «Заключительные положения». Закон включает в себя с 1 по 20 статьи, в которых раскрываются основные термины, используемые в Законе (ст.1), цели и приоритетные направления (ст.4), лицензирование туроператорской и турагентской деятельности (ст.6). Он обеспечивает правовые рамки деятельности не только организаторов туристических структур (ст.10), но и права и обязанности туристов (ст.11-12). Особое место отведено защите интересов туристов (граждан Республики Беларусь) за рубежом в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (ст.16), а также страхованию в сфере туризма (ст.18).
3 Подзаконные и административно-правовые акты. Их особенность и значение
Огромное значение в развитии физической культуры и спорта играют нормативные акты второй группы. Они имеют также дифференцированную юридическую силу, которая измеряется значимостью субъекта, их издающего. Подзаконные акты разнообразны по правовой форме: указы, постановления, государственные программы, типовые положения о деятельности субъектов физической культуры и спорта, решение, уставы и др. Они классифицируются по группам:
а) акты органов общей компетенции (Указы президента РБ, Постановления правительства РБ, государственные программы);
б) акты органов специальной компетенции (указы и постановления Министра спорта и туризма, постановления областных управлений и городских отделов, типовые положения и т.п.);
в) акты министерств и ведомств, руководящих физическим воспитанием в своей структуре;
г) акты администрации учреждений, предприятий, спортивных организаций.
В сфере физической культуры и спорта находят широкое применение корпоративные (локальные) нормативные акты. Административно-правовые нормы регулируют спортивные отношения на уровне физкультурно-спортивных организаций и учреждений. Благодаря ним строятся взаимоотношения между руководителем и подчиненными. Примером могут служить уставы, должностные инструкции, положения о соревновании, правила соревнований и т.п.
Надо признать, что на сегодняшний день правовые акты в сфере физической культуры и спорта не всегда успевают за изменениями, происходящими в реальной жизни. Более того, многие из них служат тормозом позитивных процессов. Нормативно-правовые акты административного, финансового, хозяйственного, социального обеспечения оставляют нерешенными ряд проблем, возникающих в связи с появлением новых форм физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому, совершенно очевидно, что дальнейшее развитие спорта и туризма в Республике Беларусь требует эффективного, оперативного нормативного обеспечения и правовых знаний от специалистов: руководителей, тренеров, педагогов, инструкторов, методистов, спортсменов.