Диагностика готовности специалиста в сфере физической культуры и спорта к профессиональной деятельности

Педагогическая направленность деятельности специалиста по физической культуре формируется на базе двух мотивационных образований - так называемой "любви к детям" и интереса к физической культуре.Любовь к детям это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребёнка. Диагностика - это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможны эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов. Целью диагностирования являются своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Профессиональная готовность и пригодность специалиста по физической культуре.

Коллектив и его признаки. Стадии развития коллектива. Особенности спортивного коллектива. Пути создания и сплочения спортивного коллектива. Роль коллектива и его влияние на личность спортсмена.

Социально-психологическая характеристика группы по уровню их развития: неорганизованные, внешне организованные, внутренне организованные. Коллектив и его признаки. Стадии развития коллектива. Воспитание личности в коллективе. Особенности спортивного коллектива. Разновидности спортивных коллективов. Распространение на спортивный коллектив общих закономерностей развития коллектива. Значение коллектива для осуществления спортивной и воспитательной деятельности.

Особенности развития спортивного коллектива и пути его формирования. Постановка перспективных целей: система перспектив. Формирование единства ценностных ориентаций членов коллектива, единого «коллективного поля». Воздействие на личность через коллектив. Модели взаимодействия личности и коллектива. Формирование и воспитание актива. Формирование коллективных традиций: малые, большие традиции. Руководство деятельностью коллектива.

Формирование межгрупповых отношений. Понятие лидерства, виды лидерства. Формирование межличностных отношений. Формирование этики межличностных отношений. Особенности сборной команды. Управление конфликтами в спортивном коллективе. Диагностика коллективного развития.

Воспитание детей в семье и взаимодействие тренера с семьей спортсмена.

Понятие семьи, виды семьи. Динамика жизнедеятельности семьи. Основные функции семьи: социальные и индивидуальные. Содержание семейного воспитания. Основные условия, способствующие достижению целей семейного воспитания.

Основные виды неправильного воспитания в семье: сущностные характеристики. Причины, профилактика и коррекция негативных результатов неправильного воспитания в семье. Деформации личности родителей, вызывающие неблагоприятные последствия для развития личности детей. Взаимоотношения родителей как фактор воспитания. Влияние физической культуры и спорта на формирование благоприятных семейных отношений.

Организация воспитательной работы специалистом в сфере физической культуры и спорта.

Воспитательное мероприятие как средство воспитания: этапы. Представление о воспитательном деле. Коллективные воспитательные (творческие) дела, основные этапы КТД (целеполагание, планирование, организация, проведение и анализ). Рекомендации по организации и проведению КТД. Виды воспитательных дел: социально-ориентированные, этические, эстетические, физкультурно-спортивные, экологические и трудовые воспитательные дела.

Организация просветительской работы с родителями: формы, методы. Содержание деятельности спортивного педагога по работе с семьей. Организационные формы работы с семьей, совместной деятельности с родителями и детьми.

Литература

Основная:

1. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры и спорта: учеб. для студентов вузов, осуществляющих образов. деятельность по направлению 032100 - Физ. культура/ Б. А. Карпушин.- СПб.: [б. и.], 2010.- 296с.

2. Костихина Н.М., Кривошеева О.Р., Чусовитина О.М. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту: учебное пособие.- Омск, изд-во СибГУФК,2010.-276с.

3. Костихина Н.М. Педагогика физической культуры и спорта: учебник/Н.М. Костихина, О.Ю. Гаврикова – Омск: Изд-во СибГУФК, 2013. – 296 с.

4. Педагогика физической культуры и спорта: учеб. для студентов физкульт. вузов/ под ред. С. Д. Неверковича.- М.: Академия, 2010.- 336с.

5. Пригоровская Т.А., Наумова А.В., Гудыма Н.В. Акмеология физической культуры и спорта: практ. занятия; учеб.-метод пособие для студ., обучающихся по спец. 032101"Физ. культура и спорт."- Малаховка: [б.и.], 2007.- 52с.

Дополнительная

1. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: Учебное пособие. – М., 2004. – 432с.

2. Акмеологический словарь. Второе издание / Под общ.ред. А.А. Деркача. – М., 2005. – 161с.

3. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие/ Н.М.Костихина.- М: «Физическая культура и спорт», 2005.- 200с.

4. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 283с.

5. Гогунов Е.Н. Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту. // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - С. 42-44.

6. Громкова М.А. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Прогресс, 2004 г.

7. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М., 2004. – 752с.

8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб., 2008. – 367с.

9. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» Утверждена распоряжением Правительства Российский Федерации от 15 сентября 2005 г. № 1433–р// Собрание законодательства Российской Федерации №38 19 сентября 2005 г. С. 10557 – 10574.

10. Кузнецов И.Н. Настольная книга практического педагога: уч. пособие. – М., 2008. – 544с.

11. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебн. Пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.

12. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта. Учебное пособие.- М., 2006. – 336с.

13. Прохорова М.В., Сидоров А.А. др. Педагогика физической культуры: Учебник.М.: Из-во «Путь»: ТИД «Альянс», 2006.- 288с.

14. Тютюков В.Г. Акмеология физической культуры и спорта: Учебник для вузов физической культуры. – Хабаровск, 2006. – 349с.

15. Хозяинов Г.И.,. Кузьмина Н.В, Варфоломеева Л.Е.. Акмеология физической культуры и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М., 2005. – 208с.

16. Якимов Г.Д. Основы тренерского мастерства. – М.: Прогресс, 2004. – 197с.

Наши рекомендации