Цель, задачи и функции физической культуры.

Функции и задачи физического воспитания

Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций.

Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям.

Воспитательная функция физической культуры направлена на укрепление выносливости и закалку морального духа человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужит интересам общества: борьбе с распущенностью, алкоголизмом, наркоманией и т.п.

Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; с разнообразными видами физкультуры, созерцание спортивной борьбы, проявления мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение.

Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе.

Общекультурная функция, которая заключается в том, что физкультура организует и заполняет свободное время полезным и увлекательным занятием.

Выполняя общие задачи всестороннего развития личности, физическое воспитание имеет и свое особое назначение. Его задачи сложны и многообразны

3. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, цель,задачи. Ее связь с другими дисциплинами учебного плана.

Источником возникновения и развития ТМФВ являются:

1 практика общественной жизни

Потребности общества в хорошо физически подготовленных людях вызвало стремление познать закономерности ФВ и на их основе строить систему управления физ. совершенствованием человека.

2. практика физического воспитания

Именно в ней проверяются на жизненность все теоритические положения. Могут рождаться оригинальные идеи пробуждающие теорию и методику ФВ к разработке новых положений

3. проогрессивные идеи о содержании и путях совершенствовании ФК в стране

4. постановления правительства о состоянии и путях совершенствования ФК в стране

5. результаты исследования как в области ТМФВ так и смежных дисциплинах

Изучение любой дисциплины начинается как правило с освоения ее понятий то есть специфических профессиональных требований и понятий

Понятие - это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

К основным понятиям теории физического воспитания относятся:

1) физическое воспитание,

2) физическое развитие,

3) физическая подготовка,

4) физическое совершенство,

5) спорт.

Наблюдение

Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса.

Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д.

Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук - ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности - секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и безынструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний.

Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количество участников, качество наблюдения.

В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Например, если педагог спросит ребенка, как дети побегут врассыпную по залу, он ответит: «Красиво, ровно, прямо», т.е. выделит качественные параметры движения.

Если спросить ребенка, где дети побегут врассыпную по залу, то он ответит: «Там, где никого нет поблизости, чтобы не столкнуться с другим ребенком».

Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольного учреждения).

Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка ее результатов.

Анкета как метод исследования.

В теории и методике физического воспитания широко используется анкетирование. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов.

При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.

Изучение документации и продуктов деятельности

Этот метод широко используется в исследованиях по физическому воспитанию. Изучается документация, система планирования и учета разнообразных форм двигательной деятельности. Изучаются данные физического развития, физической подготовленности, техники выполнения тех или иных движений ребенком и т.д.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент - организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.

Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.

Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.

В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме.

В формирующем эксперименте - разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.

В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в практике детских учреждений.

Общеметодические принципы.

Общеметодические принципы — это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них.

1.Принцип сознательности и активности

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.

2. Принцип наглядности

Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.

3. Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.

Принципы методики физического воспитания (ФВ) их реализация в процессе занятий физическими упражнениями (ФУ) (общепедагогические и специфические).

Общепедагогические – отражают основные закономерности обучения.

1.Принцип сознательности и активности.

Назначение принципа состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-оздоровительной деятельности, побуждать их к оптимальной активности. Основой сознательности является предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Активность – это степень включения в работу, выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН). Принцип реализуется через творческое сотрудничество преподавателя и занимающегося; самопознание и самосовершенствование; изучение мотивационной сферы ученика; осмысленное выполнение физических упражнений; авторитет преподавателя и его профессиональную компетентность.

2.Принцип наглядности.

Это привлечение органов чувств в процессе познания. Выделяют: зрительную наглядность - демонстрация движений, как в целом так и по частям, наглядные пособия, кино., видео материалы; содействует уточнению пространственных, пространственно-временных характеристик движения. Звуковая наглядность – в виде различных звуковых сигналов; содействует уточнению временных и ритмических характеристик двигательных актов. Двигательная наглядность – служит для уточнения движений в пространстве и во времени.

3. Принцип доступности и индивидуализации.

Отражает требование оптимального соответствия задач, средств и методов ФВ возможностям занимающихся; обеспечение для каждого занимающихся наиболее оптимальных условий для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствование физической работоспособности; определение оптимально меры доступности: от неизвестного к известному, от легкого к трудному, от простого к сложному, от главного к второстепенному, от близкого к далекому; учет особенностей возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовки.

Специфические –определяют ряд закономерностей ФВ.

1.Принцип непрерывности процесса ФВ.

Процесс ФВ является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий ФУ (от легкого к трудному, от простого к сложному, от усвоенного к неусвоенному, от знаний к умениям); эффект каждого занятия наслаивается на следы предыдущего, закрепляя и углубляя их; регулярность занятий; чередование нагрузки и отдыха; состояние занимающихся.

2.Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Для повышенного функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. Реализуется через: рациональную повторность заданий, рациональное чередование нагрузок и отдыха, повторность и вариативность заданий и нагрузок.

3.Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий (принцип динамичности).

Принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок. Планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма без негативных отклонений в здоровье занимающихся.

4.Принцип циклического построения занятий.

Процесс ФВ – это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. Виды циклов: микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха; мезоциклы (месячные; 5-6 микро-) в них меняется порядок чередования и соотношение средств; макроциклы (годичные).

5.Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания.

Принцип обязывает последовательно изменять направленность ФВ в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека (этапы онтогенеза), периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, мл., ср., старший возраст); определение благоприятных возрастных периодов; учет сенситивного периода.

Словесные методы

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагоги­ческие и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управля­ет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, ока­зывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учеб­ного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятель­ности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В на­чальной школе, особенно в I—II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают дей­ствиями, доступными их воображению и двигательному опыту. Описание. Это способ создания у занимающихся представле­ния
о действии. Описание предусматривает четкое, выразитель­ное,
образное раскрытие признаков и свойств предметов, их ве­личины,
расположения в пространстве, форм, сообщение о ха­рактере
протекания явлений, событий. При помощи описания
занимающимся сообщается главным образом фактический мате­
риал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо
так делать. Оно применяется в основном при создании первона­чальнаго представления или при изучении относительно простых
действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и
двигательный опыт.

Объяснение. Метод представляет собой последовательное, стро­гое в логическом отношении изложении преподавателем сложных
вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практичес­ки объяснение характеризуется доказательством утверждений,
аргументированностью выдвинутых положений, строгой логичес­кой последовательностью изложения фактов и обобщений.

В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко ис­пользуется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.

Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с зани­мающимися после выполнения какого-либо двигательного зада­ния, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого результата.

Беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.

Лекция представляет собой системное, всестороннее, после­довательное освещение определенной темы (проблемы).

Инструктирование — точное, конкретное изложение препо­давателем предлагаемого занимающимся задания.

Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения
задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество
его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замеча­ния могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп
или к одному ученику.

Распоряжения, команды, указания — основные средства опе­ративного управления деятельностью занимающихся на занятиях.

Под распоряжением понимается словесное указание препода­вателя на занятии, которое не имеет определенной формы {стан­дартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоря­жения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.

Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая фор­ма словесного воздействия на занимающихся с целью побужде­ния их к немедленному безусловному выполнению или прекра­щению тех или иных действий.

Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выпол­нении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах и т.п.). Указания чаше всего применяют в начальной школе.

Игровой метод

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового -двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются :

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков; с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

3) способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет :

стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

содействовать воспитанию волевых качеств.

Методы воспитания силы.

Метод максимальных усилий характеризуется выполнением заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления(поднимание штанги предельного веса).

Метод непредельных усилий характеризуется использованием непредельных отягощений с предельным числом повторений. В зависимости от величины отягощения и направленности развития силовых способностей используют определенное количество повторений от 8-10 до 100. По мере утомления степень мышечных усилий к концу выполнения упражнения должна приближаться к максимальной.

Метод динамических усилий характеризуется созданием максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Этот метод используют для развития способности к проявлению значительной силы в условиях быстрых движений.

«Ударный» метод развития силы характеризуется выполнением специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно-воздействующего отягощения. Например, спрыгивание с небольшого возвышения, с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх.

Метод изометрических усилий характеризуется применением различных по величине изометрических напряжений. Для развития максимальной силы мышц применяют изометрические напряжения в 80-90% от максимума продолжительностью 4-6 секунд и 100-процентные напряжения продолжительностью 1-2 секунды. Для развития общей силы применяют изометрические напряжения в 60-70% от максимума продолжительностью 10-15 секунд в каждом повторении. Обычно в каждом упражнении выполняют 4-6 повторений.

Статодинамический метод характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц – изометрического и динамического, которые могут выражаться в самых различных количественных характеристиках. Для развития силовых способностей применяют 2-6-секундные изометрические напряжения с усилием 80-85% от максимального, последующей динамической работой взрывного характера, со значительным снижением отягощения до 20-30% от максимального. Или в динамическом и изометрическом усилиях используется постоянное отягощение 70-80% от максимального.

Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения выполняют в определенной последовательности, как бы по кругу, со строгим соблюдением величины нагрузки и продолжительности отдыха. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждое последующее силовое упражнение включало в работу новую группу мышц.

Игровой метод характеризуется развитием силовых способностей в игровой деятельности, при которой различные игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп на фоне нарастающего утомления организма.

ПЛАНИРОВАНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование — это планирование на длительный срок (например, учебный план, программа по ФВ, общий план работы по ФВ, годовой план-график для параллели классов ).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную четверть, расписание занятий).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие план- конспект урока).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании

1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее достижения (подготовленность занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения).

С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе. Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели

достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

42 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ

В сфере физического воспитания существуют три документа планирования, которые разрабатываются преподавателем: годовой план-график, поурочный план и план-конспект урока. Годовой план-график разрабатывается отдельно для каждой параллели классов (или учебных групп) на один учебный год. В нём все разделы программы распределяются по учебным четвертям в соответствии с планируемым объёмом часов на каждый раздел (вид).

Для составления годового плана-графика необходимо иметь следующие материалы:

— иметь в наличии два документа: учебный план и учебную программу;

— знать общий режим работы учебного заведения, для которого разрабатывается план-график, а также его материально-техническую, кадровую и финансовую обеспеченность;

— владеть информацией о климатогеографических особенностях своего региона и контингенте занимающихся (здоровье, подготовленность и т.д.).

В связи с тем, что годовой план-график разрабатывается преподавателем, отметим его основные операции в прикладном аспекте.

1. На листе миллиметровой бумаги составляется так называемая «сетка часов», имеющая следующие графы: номера по порядку, разделы программы, количество часов и номер уроков по неделям и четвертям учебного года.

2. Из учебной программы в соответствующую графу выписываются все разделы, которые необходимо изучать в течение года .

3. С учетом рекомендуемого учебной программой объема, а также климатогеографических особенностей своего региона и обеспеченности физкультурной базой определяется для каждого раздела объем занятий в часах.

4. Далее определяется очередность прохождения каждого раздела в течение года. Практически при этом учебный материал распределяется по неделям и номерам уроков. К примеру, легкая атлетика планируется с 1-го по 18-й урок, что соответствует первой четверти. Далее после недельных каникул 14 уроков отводится разделу гимнастики. После новогодних каникул — 14 уроков посвящаются лыжной подготовке (3-я четверть). Оставшиеся 22 урока последней четверти могут планироваться на разделы плавания, игр или легкой атлетики в зависимости от установок вышестоящих образовательных органов, сложившихся традиций и т.д.

5. После распределения программного материала по четвертям (или семестрам) определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольные соревнования по каждому разделу программы.

6. В заключение указываются места занятий по каждому разделу (зал, стадион, лыжная база и т.д.).

Поурочный план составляется преподаваем, как правило, для каждой учебной четверти на одну параллель классов (учебных групп) на основе учебной программы и годового плана-графика. В нем определяется поурочное распределение программного материала на одну четверть. Этот документ предусматривает последовательность решения поурочных педагогических задач (их формулировки, средства, объем времени и др.).

Таким образом, план должен содержать:

1. Перечень теоретических тем и основных групп упражнений, подлежащих освоению. К примеру, по гимнастике к таковым можно отнести строевые упражнения, ОРУ, висы, упоры, лазания, равновесия, акробатика и опорные прыжки.

2. По каждому виду упражнений ставятся общие задачи на четверть. К примеру, овладеть техникой лазания по канату в три приема, техникой опорного прыжка «ноги врозь» и т.д.

3. Учебный материал по отдельным видам упражнений распределяется по конкретным урокам таким образом, что бы наполнить необходимым содержанием каждый урок. Руководствуются при этом, во-первых, необходимостью изучения всех групп упражнений, во-вторых, требованиями, вытекающими из общих и методических принципов. Например, нельзя допустить, чтобы на каком-то уроке не выдерживались требования принципов всестороннего развития личности или доступности и др.

4. По каждому упражнению на всех уроках определяется конкретная задача в зависимости от этапа обучения, время и ее решение, а также сроки сдачи зачетных норм и требования.

Таким образом, в плане фиксируется организационно-методическая последовательность прохождения всех групп упражнений и одновременно рационально комплектуется содержание каждого конкретного урока.

План-конспект урока является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность любого занятия связана прежде всего с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте. При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия. Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока, и частные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо формулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.

Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.

При разработке содержания урока физической культуры необходимо:

1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;

2) уточнить необходимый инвентарь для урока;

3) разработать методы организации деятельности занимающихся

при решении каждой из задач;

4) определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.

Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.

43 ПОДГОТОВКА ПРЕПОДОВАТЕЛЯ К УРОКУ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА.

Система подготовки преподавателя к уроку включает в себя:

· составление плана-конспекта урока (письменно);

· проверка личной практической подготовленности по материалу предстоящего занятия;

· подготовка мест занятия, необходимого оборудования и инвентаря;

· предварительная подготовка помощников.

Составление плана-конспекта занятия осуществляется в следующей последовательности;

1. Вначале необходимо на основе рабочего плана четко формулировать или детализировать конкретные задачи урока определить очередность их решения.

2. Разрабатывается содержание, методика, дозировка нагрузки основной части. Тщательно подбираются основные и вспомогательные упражнения, необходимые для решения задач урока, указывается дозировка каждого упраж­нения.

3. После составления основной части урока приступают к разработке подготовительной части. Причем вначале разрабатывают содержание и методику специальной разминки.

4. В конце разрабатывается содержание заключительной части, т.е. преподаватель уже предполагает, в каком физическом и психическом состоянии занимающиеся будут находиться в конце урока. В соответствии с этими представлениями он определяет содержание заключительной части, чтобы привести их организм в нормальное после рабочее состояние. В конце заключительной части указывается домашнее задание, которое желательно давать после каждого урока.

Проверка личной практической подготовленности по материалу урока. Преподаватель всегда должен правильно показать упражнение своим ученикам. Если на уроке он попытается лично продемонстрировать какое-то движение, а оно не получится, то это, в общем-то, отразится на его авторитете. Поэтому преподаватель всегда должен держать себя в соответствующей кондиции.

Подготовка мест занятий, оборудования и инвентаря также входят в обязанность преподава

Наши рекомендации