Менеджмент в физической культуре и спорте

Лекция 1. Элементы организаций и процесса управления

Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Таким образом, чтобы считаться организацией, некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям:

1. наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2. наличие одной цели, которую принимают как общую все члены этой группы;

3. наличие членов группы, которые работают вместе, чтобы достичь цели.

Следует выделять формальные и неформальные организации. Неформальные организации возникают спонтанно, в них люди взаимодействуют регулярно, в них нет руководителей, они существуют в рамках формальных организаций, которым соответствует выше данное определение. Формальное управление предполагает управление сложными организациями, в которых имеется набор взаимосвязанных целей. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результата.

Основные ресурсы: люди, капитал, материалы, технология и информация. Опираясь на знание структурных основных элементов экономики, можно легко проанализировать любую организацию в любой сфере деятельности. Например, организация в сфере физической культуры и спорта - спортивный клуб. Люди- тренеры, менеджеры, спортсмены, врачи, массажисты и т.п.; капитал - финансы, спортивные сооружения, оборудование; материалы - спортивный инвентарь, форма, спортивное питание и т.д.; технология-методика и теория физкультурно-спортивных занятий и т.д.; информация-отчетность о работе клуба, периодические издания по тематике клуба и т.п.

Организации полностью зависимы от окружающего мира - от внешней среды - в отношении ресурсов, потребителей и пользователей результатами деятельности той или иной организации. Под внешней средой организации понимают: экономические условия, потребителей, правительственные законодательные акты, конкурирующие организации, общественные взгляды, систему ценностей в обществе, состояние научно-технического прогресса.

Самой очевидной характеристикой организации являетсяразделение труда в организации. В менеджменте принято выделять горизонтальное разделение труда. Это разделение всей работы на составляющие ее компоненты. В малых организацияхгоризонтальное разделение может четко и не прослеживаться, но в сложных организациях существует горизонтальное разделение всей работы и по функциям и по целям деятельности, за счет образования подразделений, отделов и служб. Пример тому - наш университет - сложная организация. Так как работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы, подразделений. Таким образом, в организации существует две внутренние формы разделения труда:горизонтальная и вертикальная,связанная с координированием работы других людей. Работа по координированию отделена от самих действий и составляет сущность управления. Для того, чтоб организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. В малых организациях не выделяют группы управляющих, но в сложных, супер крупных организациях управление отделено от коммерческой и технической деятельности. Аспекты управленческой деятельности, которые являются общими для всех руководителей во всех организациях менее очевидны, чем различия. Исследования ученых в области менеджмента показали, чтосутью управленческого труда является труд - кратковременный, фрагментарный и разнообразный, в отличие от профессионального труда, к примеру, механика, который трудится в постоянном и устойчивом ритме. Общей чертой управленческой работы является также наличиероли руководителя. Роль - набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретной организации или конкретной должности. По мнению специалистов, отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание.

Уровни управления

В менеджменте существует, применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять руководитель. Управление - процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Чем крупнее организация, тем больше объем управленческой работы. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе подразделений. Вертикальное разделение управленческого труда приводит к формированию уровней управления. РКЦ - 4 уровня между папой и приходским священником. Армия - 7 уровней и 20 рангов. Вне зависимости от количества уровней управления руководителей традиционно делят на три категории: управленцы высшего, среднего и низшего звена.

Руководители низовогозвена (оперативный уровень управления) находятся непосредственно над рабочими и исполнителями (мастер, сержант, зав. кафедрой, старшая медсестра).

Руководители среднего звена - буфер между низовым и высшим звеном, готовят информацию, координируют работу подразделения, принимают решения в рамках данных им полномочий (декан, зав. отделом, эпископ, лейтенант-полковник).

Руководители высшего звена - самая малочисленная группа управленцев (генерал, ректор, министр). Они отвечают за принятия важных и ответственных решений. Велики и тяготы этих постов. Менеджеры - профессиональные управленцы, то есть те, кого обучили технике и искусству управления. Организация добилась своей цели - значит она успешна.

Составляющие успеха - выживание, возможность существовать как можно дольше (РКЦ-2000 лет), результативность и эффективность организации. Цель управления - это выполнение реальной работы реальными людьми.

Контрольные вопросы

1. Определение организации. Признаки и характеристики.

2. Различия между горизонтальным и вертикальным разделением труда.

3. В связи, с чем возникает необходимость управления?

4. Уровни управления.

5. Когда организацию можно считать успешной? Необходимые составляющие успеха организации.

Практическое задание

Проанализировать любую организацию физкультурно-спортивной направленности с точки зрения ее основных ресурсов, характеристик.

Лекция 2. Эволюция управления как научной дисциплины. Подходы и школы в управлении

Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований - относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.

Подходы к управлению

Теоретики и практики в области общего менеджмента выделили процессный, системный и ситуационный подходы в управлении, а также подходы с позиций выделения различных школ в управлении. Прежде, чем мы рассмотрим в отдельности особенности подходов и разных школ управления, необходимо отметить, что в реальности существует и реализуется интегрированный подход, цель которого - направленность на успех организации.

Процессный подход

Был впервые предложен приверженцами школы административного управления. Управление с точки зрения данного подхода - непрерывная серия взаимосвязанных функций. Функции называют управленческими, и каждая функция также процесс. Оптимальным числом в данном подходе считается 4 основных функций: планирование, организация, мотивация, контроль, которые объединены связующими функциями коммуникации и принятия решения.

Планирование

Планирование предполагает формирование целей организации, основные направления усилий организации. Это не одноразовый процесс, при достижении одних целей, формируются новые, вносятся корректировки в планы организации.

Организация

Существует много элементов, которые необходимо структурировать. Организовать - это и создать новую структуру, найти время и место для работы, конкретных заданий в организации. Это и делегирование полномочий, а значит подбор работников. Задачамотивации состоит в том, чтоб члены организации выполняли работу в соответствии с обязанностями и сообразуясь с планом. В древности - хлыст и угрозы, награды; с конца 18-20 веков - возможность заработать. Считалось, что мотивация - простой вопрос, стоит предложить в обмен денежное вознаграждение. Однако, исследования поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Мотивация- создание внутреннего побуждения к действиям - результат сложной совокупности потребностей, которая быстро меняется. Поэтому, чтоб эффективно мотивировать, надо на самом деле определить эти потребности, обеспечить способ удовлетворения их через хорошую работу. Контроль - это процесс обеспечения того, что организация достигает своих целей. Существует 3 аспекта управленческого контроля. Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Как правило, это планы. Второй аспект- измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Выполнение этих фаз свидетельствует о том, что источник проблем известен. Это знание необходимо для осуществления третьей стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.Связующие процессы реализуются на всех стадиях управления, а именно, все функции требуют принятия решения и обмена информацией.Принятие решения - это выбор одной из альтернатив, как и что, планировать, организовать, мотивировать и контролировать. Основное требование - адекватная информация, а единственный способ ее получения -коммуникация - процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми.

Системный подход

Это способ мышления по отношению к организации и управлению. В данном подходе руководитель рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов: люди, структура, цели, задачи, технология. Теория систем предполагает наблюдать “лес”, а не отдельные “деревья”. Система — это целостность, состоящая их взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Теория систем впервые применялась в технике, точных науках, в конце 50-ых прошлого века стала использоваться в теории управления. Все организации — системы, социосистемы, так как люди — компоненты, наряду с техникой, элементы взаимосвязаны. Существует два типа систем. Закрытая система действует независимо от внешней среды. Открытая система взаимодействует с внешней средой, приспосабливается к изменениям во внешней среде. Организации, рассматриваемые в менеджменте, открытые. Выживание любой из них зависит от внешнего мира. Однако теория систем не говорит, какие именно элементы организации как системы особенно важны.

Ситуационный подход

Состоит в том, что те или иные методы управления определяются ситуацией. Самый эффективный метод управления тот, который более всего отвечает данной ситуации. Центральный момент-ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данный момент. Различные ситуации требуют различных типов знаний. Успех зависит и от отбора тех методов, которые отвечают культуре людей, которыми управляют. Как и системный, ситуационный подход - способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход увязывает конкретные приемы с конкретными ситуациями, концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Методология ситуационного подхода реализуется следующим образом.

1. Руководитель должен знать средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования, контроля и принятия решения.

2. Каждая из управленческих методик имеет слабые и сильные стороны. Руководитель должен предвидеть вероятные последствия от применения той или иной концепции.

3. Руководитель должен, верно, интерпретировать ситуацию. Какой фактор важнее, эффект от изменения каких-то переменных.

4. Руководитель должен в условиях существующих обстоятельств действовать с отрицательным наименьшим эффектом и добиваться целей, что сложно всегда.

Объем управления

Вертикальное разделение труда, то есть отделение работы по координации от непосредственной работы, дает иерархию управленческих уровней (формальное подчинение лиц нижестоящих вышестоящим). Лицо на высшей ступени управления может иметь в подчинении несколько руководителей среднего звена из разных функциональных областей. Число лиц, подчиняющихся одному руководителю -сфера контроля - важный аспект оргструктуры. В этом смысле можно выделитьплоскую структуруорганизации, если руководителю подчиняется много людей - сфера контроля широкая, имногоуровневую, сфера контроля узкая. Идеальной сферы контроля не существует.

Задачи - предписанная работа, серия работ, которая должна быть выполнена предписанным способом в оговоренные сроки. Задача предписывается не работнику, а должности. Задачи организации подразделяют на три категории - работа с людьми, предметами и информацией.

Специализация задач повышает эффективность, приносит прибыль. Преимущество специализации было подмечено А.Смитом, известным экономистом в 1910 году и описано в его знаменитой книге “Богатство народов”. Без разделения труда рабочий едва ли бы смог сделать 1 булавку в день, в лучшем случае -20. Когда же работу разделили на 18 операций, то 10 человек, работая вместе смогли сделать 48 тысяч булавок в день, то есть 4800 на человека. Поэтому с таким ростом производительности труда отмечают начало промышленной революции, которая невозможна и безстандартизации, механизации и конвейерных линий сборки(1913, Г. Форд). В области предоставления услуг стандартизованных изделий просто не существует. Стандартизация имеет отношение к процессу создания каждой единицы услуги, а не к самим услугам. Количество пациентов у врача в день не говорит о его производительности, важно, скольким он принес облегчение, то естькачество. В рекламном деле, бухучете, юриспруденции, индустрии развлечений имеет значениерезультативность. Самые значительные преимущества возникают как следствие совершенной организации и управления.

Технология -средство преобразования сырья, будь то люди, информация, материалы - в искомые продукты и услуги (социолог Ч. Перроу).Технология -сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов, знаний, необходимых для желаемого преобразования в материалах, информации, людях (Дейвис). Специалисты по управлению предложили все имеющиеся в общественном производстве технологии разделить на три группы.

1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное (самолеты, компьютеры, медоборудование).

2. Массовое, крупносерийное (конвейер, потребительские товары, стандартная продукция).

3. Непрерывное производство (автоматизированное) - переработка нефти, сталеплавление, энергетика.

С точки зрения социологов все технологии можно классифицировать по-другому. В частности Томпсон предложил разделить технологии на:

· многозвенные - серия взаимозависимых задач, которые выполняются последовательно;

· посреднические технологии, которые сводят продавцов и потребителей (банк, телефонные станции, бюро по трудоустройству и т.п.);

· интенсивная технология (производство кино, больница).

Все выше рассмотренные переменные в организации - технические элементы или компоненты, а социальный компонент -люди. Для организации важны такие аспекты человеческой переменной: поведение отдельных людей, в группах, поведение руководителя, его влияние на группу. Поведение человека в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды. На индивидуальное поведение и успешность деятельности человека влияют такие факторы какумственные и физические способности(это индивидуальные качества, присущие данному человеку). Нередко человека отличает от других ипредрасположенность, и одаренность(имеющийся потенциал в человеке в отношении выполнения какой-то работы). Необходимо отметить такжеценности и взгляды (общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо, и что плохо). Ценности приобретаются и формируются в семье, в процессе обучения, воспитания.Потребности -внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения нехватки чего-либо.

Восприятие - интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на то, что происходит, а на то, что они воспринимают как происходящее.

Рабочая среда - совокупность всех внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации.Группы - сообщества людей, разделяющие одни установки, ценности и ожидания в вопросах, связанных с пониманием поведенческой нормы.Норма- стандарт поведения в данных условиях. Лидерство- средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей.

Классификация решений

Управленческие решения можно сгруппировать по нескольким признакам.

1. Решения всегда принимает какой-либо субъект управления ФКиС, орган или отдельный руководитель. Поэтому первая группировка решений осуществляетсяпо субъектам и иерархическим уровням управления. С этих позиций решения подразделяются на решения: государственных органов, комитетов, ведомственных и местных, общественных и коммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности.

2. По объектам управления: для кого предназначено данное решение - спорткомитета, федерации по спорту, спортклуба, сооружения или спортшкол и т.п.

3. По форме существования решения могут быть устными и письменными.

4. По организации принятия управленческие решенияподразделяются неколлегиальные, единоличные и коллективные.

5. По социальной значимости одни решения являются исходными, определяющими, например “Основы законодательства”, другие - производными, план мероприятий спортивной организации по подготовке зимней спартакиады.

6. По времени действия решения разделяют на:

· оперативные,

· перспективные

· стратегические.

Оперативные решения принимают управленцы низового звена, а стратегические органы федерального управления, то есть высшего руководства по ФКиС.

7. По объему и направленности управленческие решения делятся на те, которые содержат общую концепцию развития ФКиС в стране, регионе в целом, и те, которые более конкретизованы и касаются отдельной организации или нескольких.

Требования к управленческим решениям

Чтобы решения были эффективными, они должны быть:

· всесторонне обоснованными, ставить реальные цели и сроки выполнения;

· основываться на полной и достоверной информации;

· охватывать все вопросы проблемы;

· охватывать объект и субъект управления;

· не противоречить законодательству;

· находиться в рамках компетенции, прав и полномочий субъекта управления.

Технология выработки управленческого решения по ФКиС соответствует методу выработки рационального решения и может быть представлена в виде последовательности следующих этапов:

1. Выявление проблемы.

2. Сбор, обработка и анализ информации, необходимой для всестороннего обоснования решения.

3. Выработка критериев решения. Нередко на этом этапе происходит обоснование целей, путей и средств, необходимых для реализации решения.

4. Выработка нескольких вариантов (или альтернатив) решения.

5. Выбор и обоснование лучшего, наиболее эффективного варианта.

6. Принятие решения и доведение его до исполнителей.

В практике управления различают единоличный (персональный) и групповой (коллегиальный) методы разработки решений. В первом случае руководитель сам готовит и принимает решение, опираясь на свои знания и опыт, а также на знания и опыт подчиненных, берет на себя всю полноту ответственности. При коллегиальном методе принятия решения оно готовится коллективно (коллегией, советом, комиссией).

Основной формой реализации управленческих решений является организационно-распорядительная деятельность, которая осуществляется с применением комплекса разнообразных методов управления. В процессе реализации решения проводится оценка эффективности его выполнения.

Контрольные вопросы

12. Понятие цели в спортивном менеджменте.

13. Общие функции в спортивном менеджменте.

14. Отраслевые функции спортивного менеджмента.

15. Взаимодействие функций спортивного менеджмента.

16. Управленческое решение в сфере ФКиС. Классификация решений.

17. Типовая структура решения. Формы управленческого решения. Требования к управленческим решениям.

18. Технология выработки управленческого решения.

Практическое задание

Используя типовую структуру, разработать какую-либо форму управленческого решения в организации физкультурно-спортивной направленности (ДСЮШ, ФОК, спортклуб и т.п.).

Лекция 8. Менеджмент спортивных школ и клубов как учреждений дополнительного образования

В России продолжает функционировать эффективная система подготовки спортивного резерва, которая складывалась на протяжении почти 50 лет. Основу ее составляют спортивные детско-юношеские школы (ДЮСШ), СДЮШОР, ШВСМ. Все вышеперечисленные организации входят в систему или номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Понятие “спортивные резервы” в широком смысле обозначает всю совокупность достижений общества в деле развития массовой физической культуры и спортивного высшего мастерства. В узком смысле - это спортсмены, достигшие определенного уровня мастерства и охваченные современными организационно-методическими формами подготовки, которые обеспечивают дальнейший рост спортивных результатов. В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.

Действующий резерв - перспективные в возрастном плане спортсмены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных международных соревнованиях.

Ближний резерв - молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближнего резерва используют комплекс показателей, определяющий дальнейший рост спортивных результатов, учитывают возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки.

Потенциальный резерв - юные спортсмены, занимающиеся разными видами спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и т.п.

Спортивная школа, как организация дополнительного образования, призвана способствовать:

· самосовершенствованию;

· формированию здорового образа жизни;

· профессиональному самоопределению;

· развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;

· достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах.

Спортивно-оздоровительный этап рассчитан на весь период подготовки, если это предписано нормативными документами или учредительными. Этап начальной подготовки - 2-3 года, предполагает решение задачи привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом. Социальные нормы охвата занимающихся таковы - 10-12% от детей в возрасте 6-15 лет. На учебно-тренировочном этапе (4-5 лет) ставятся задачи: улучшение состояния здоровья, физического развития, повышение уровня физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта, а также профилактика вредных привычек и правонарушений.

Этап спортивного совершенствования - 3 года, спортивного высшего мастерства - 3-5 лет. Социальная норма 0,2% от 16-25 летнего возраста. На этих этапах ставится задача привлечения к специализированной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов.

Современная система спортивных школ объединяет 4000 школ различного типа и охватывает все регионы России. На развитие массового спорта ориентировано 3000 ДЮСШ, на подготовку высококвалифицированных спортсменов - 920 специализированных школ. Систематически занимается около 2 млн., из них 34,5 тысячи - спортсмены высокого класса. Количество штатных специалистов составляет - 40 тысяч человек.

Внутришкольный менеджмент

Спортивную школу возглавляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначаемый учредителем. Формами самоуправления являются педагогический совет, собрание трудового коллектива, тренерские советы отделений (см.ст.35 закона “Об образовании”).

В оргструктуры спортшкол входят зав. учебной частью, бухгалтер, врач, инструктор-методист, обслуживающий персонал. В случае находящихся на балансе спортсооружений, то и администрация и обслуживающий персонал спортсооружения.

Организационная структура нормативно закрепляется в штатном расписании. Штатное расписание- это перечень должностных наименований и общее количество постоянных должностей в организации, а также должностных окладов по штатной должности. Заработная плата определяется по ЕТС с учетом различных надбавок или по нормативам за одного занимающегося.

Разряды оплаты труда

Требования к квалификации по должности

«Спортсмен-инструктор» по разрядам оплаты

Разряд присвоения Выполнивший нормативные требования ЕВСК по виду спорта
6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 Спортивного разряда: Кандидата в мастера спорта; Мастера спорта; Мастера спорта международного класса; МСМК-призер всероссийских соревнований; МСМК-призер международных соревнований.

Персональные трудовые правовые взаимоотношения спортивной организации или команды, с одной стороны, и спортсмена-профессионала, с другой, регулируются трудовым договором (контрактом), заключаемым на основе действующего КЗОТа РФ, статья 15. Однако специфика спортивного контракта отражается в статьях 25 и 26 закона «О ФКиС РФ». Статья 25 посвящена собственно контракту о спортивной деятельности, а статья 26- переходу спортсмена в другие спортивные организации. Трудовое контрактирование - новый метод управления в спортивном российском менеджменте, активно используется в течение последних 5-7 лет в профессиональном спорте в РФ.

3. Система многоуровневой подготовки специалистов по ФКиС

Труд работников ФКиС по своему содержанию является одним из видов педагогического труда и требует для своего качественного выполнения высокого уровня профессиональной квалификации и специального образования.

Для подготовки специалистов по ФКиС в РФ сформирована многоуровневая система, реализующая следующие профессиональные образовательные программы:

· среднего профессионально образования;

· высшего профессионально образования;

· послевузовского профессионального образования.

Учреждения профессионального физкультурного образования готовят специалистов ФКиС по следующим направлениям и специальностям:

№ спец. Наименование специальности (направления) Сроки обучен. Присваиваемая квалификация
Среднее профобразование
  Физическая культура   1г.10 м.- 2 г.10 м. Педагог по ФК и спорту
Высшее профобразование
Физическая культура 4 года Бакалавр ФК
Физическая культура 6(4+2) Магистр ФК
Физическая культура и спорт 5(4+1) Специалист по ФК и спорту
  Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.   5 лет Специалист по адаптивной ФК.
Физическая культура 5 лет Педагог по ФК

В стране успешно функционирует государственная система образовательных учреждений по подготовке кадров для сферы ФК и С. Эту систему составляют:

1. Девять государственных академий и институтов ФК.

2. Колледжи и техникумы ФК, в состав которых входят 14 государственных, 1 муниципальный и 3 негосударственных учреждения среднего профобразования. В них обучается 5,5 тысяч студентов и около 1300 выпускников, которых ежегодно получает дипломы специалистов со средним образованием.

3. Тридцать училищ олимпийского резерва, выпускники которых получают дипломы специалистов со средним физкультурным образованием.

Кроме этого в ряде высших учебных заведений имеются факультеты физической культуры, которые готовят специалистов по ФК и С. В аспирантурах и докторантурах физкультурных высших учебных заведений готовят научно-преподавательские кадры. При РГАФКе образованы отраслевой Институт повышения квалификации и Высшая школа тренеров. Они осуществляют повышение квалификации преподавателей отраслевых учреждений высшего и среднего профессионального физкультурного образования и тренеров по видам спорта.

Таким образом, система профессионального образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием и подведомственных им организаций.

Контрольные вопросы

1. Сформулировать цели системы управления персоналом в сфере физической культуры и спорта.

2. Что составляет правовую основу управления персоналом?

3. Какими документами определяется социально-правовой статус работника физической культуры и спорта?

4. Перечислить должности руководителей и специалистов по ФКиС с указанием разрядов оплаты по ETC.

5. Охарактеризовать социально-правовой статус спортсмена-профессионала.

6. Какими требованиями к квалификации определяется уровень оплаты спортсмена-профессионала?

7.Как реализуется профессиональное образование в сфере ФКиС?

8. Каковы особенности многоуровневой системы профессионального высшего физкультурного образования?

Литература

1. Мэскон М., Альберт М., Хэдоури Ф.Основы менеджментаМ.:Дело,1992.

2. Галькович Р.С., Набоков В.И.Основы менеджмента.М.:ИНФРА,1998.

3. Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта.М.:Академия, 2001.

4. Переверзин И.И.Менеджмент спортивной организации. М.:ФОН.1998.

5. Переверзин И.И.Спортивный менеджмент. М.:ФОН.2001.

МЕНЕДЖМЕНТ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

Конспект лекций

Тверь 2004

Составитель: к.ф-м.н., доцент Т.А.Дабижа

Настоящий конспект лекций представляет собой систематическое изложение основ общего и отраслевого менеджмента в рамках прочитанного для студентов 3 курса дневного и заочного отделений факультета физической культуры курса «Менеджмент в физической культуре и спорте», который является частью общей дисциплины «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта». В основе требований, предъявляемых Государственным образовательным стандартом к специалистам в области физической культуры и спорта, лежат представления о принципах организации трудовых процессов, о разработке, принятий и реализаций управленческих решений в процессе профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорте.

Конспект не исчерпывает весь спектр управленческих проблем организации физкультурно-спортивной направленности, но дает общие представления и оказывает практическую справочную помощь.

Печатается по решению кафедры естественнонаучных дисциплин

(протокол №7 от 16.03.04.)

Подписано в печать 26.05.2004.

Усл. печ. л. 2,5. Уч.-изд. л. 2,3.

Тираж 100 экз.

Исходные понятия и предмет учебной дисциплины

“Менеджмент физической культуры и спорта”

В настоящий момент времени среди специалистов сложилось две основные точки зрения на соотношение понятий “управление” и “менеджмент”. Одни используют их как идентичные и взаимозаменяемые, другие придерживаются мнения, что понятие “управление” значительно шире понятия “менеджмент”.

В отечественных изданиях “управление” в самом общем виде рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы (технических, биологических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. В рамках этого понятия можно вести речь и о специфической управленческой деятельности человека в различных сферах - неживой и живой природе и социальной жизни.

В физической культуре и спорте (ФКиС) правомерно употреблять понятие “управление” ко всем названным сферам. Например, спортсмен управляет специфическими транспортными средствами (автомобилем, самолетом, яхтой, санями и т.п.); в ряде случаев воздействует на объекты живой природы, управляя лошадью, собаками, оленями. При этом управление не ограничивается только животными. Поскольку ФКиС относится к сфере нематериального производства, социальной жизни, то объектами управления выступают и спортсмены как биосоциальные и социобиологические объекты (управление подготовкой спортсмена), а также правомочно использовать “управление” применительно к ФКиС как отрасли народного хозяйства. При этом управление ФКиС представляет собой систему конкретных методов и форм сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного развития отрасли ФКиС в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей в физическом совершенствовании.

Понятие “менеджмент” стало использоваться в нашей стране в начале формирования в России рыночных отношений. Понятие заимствовано из английского языка и отличается широкой трактовкой содержания. “Менеджмент”- это и эффективное использование ресурсов, таких как капитал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью; “М”- это способ, манера общения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умелость и административные навыки, орган управления, административная единица, теория и практика управления. Довольно часто менеджмент трактуется как управление в конкретной организации, как внутрифирменное управление

Менеджмент - это система рациональной организации управления производственной деятельностью, направленная на эффективное достижение запланированных результатов, это область человеческого знания, помогающая осуществлять разумное и эффективное управление, это социальный слой людей, профессионально занимающихся управлением.

Спортивный менеджмент - это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности.

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку в конце 19 века. Основные усилия менеджмента как науки направлены на объяснение природы управленческ

Наши рекомендации