Пока на местах существуют неотчуждаемые ценности, глобальная власть невозможна. Только вовлечение этих цен- ностей во всемирный оборот купли-продажи обеспечивает
Искушение глобализмом 133
Тем, кто сосредоточил в своих руках мировые финансы, дей- ствительно полную власть над миром.
Для анализа «экономического человека» как социокуль- турного типа нам следует проникнуться надлежащей интуи- цией — интуицией власти. Прежде «экономический чело- век» чаще всего воспринимался как прозаический мещанский тип, «не интересующийся политикой» И только приблизив- шаяся перспектива завершения процесса отчуждения всех ценностей и перевода их на язык обмена ускорила саморазо- блачение этого типа в качестве нового тоталитариста, по сравнению с которым прежние тоталитарные типы выглядят приготовишками.
Дело в том, что только «экономический человек», дав- ший всему, до сих пор неотчуждаемому и необмениваемому, соответствующий денежный эквивалент, устраняет многооб- разие форм власти, как и многообразие мировых центров в пользу,одной формы и одного центра. «Экономический че- ловек» заново перетряхивает мир снизу доверху, выделяя в нем единый субстрат, единую абстрактную суть — деньги. От парламентских дебатов, касающихся купли-продажи земли, до геополитических дебатов, касающихся нового передела мира, — всюду речь идет об одном и том же: о тотализации финансовой власти или, говоря точнее, власти мировой фи- нансовой олигархии.
Вот что пишет по этому поводу один из адептов нового либерального проекта: «...либеральный проект предполагает полное снятие всех ограничений на право собственности на землю. Земля может неограниченно продаваться, покупать- ся, передаваться в аренду, подлежать любому употреблению вплоть до злоупотребления. Она становится таким же аб- страктным товаром, как и любой другой товар... Два типа от- ношения к земле как собственности отражаются и в отноше- нии «либерала» и «консерватора» к земле как территории»18.
В самом деле, привязанность к национальной террито- рии создает помехи глобальной экономической (финансо- вой) власти со стороны других, более традиционных властей Либеральный проект превращения былых патриотов в не знающих отечества «граждан мира», как оказалось, имеет це
А. С. Панарин
Ну, о которой многие до сих пор не подозревали. Цена эта — вытеснение всех известных до сих пор человеческих мотивов экономическими.
Только глобальная одномерность мотивации создает гло- бальное общество «граждан мира». Процесс абстрагирования от национальных границ, традиций и святынь совпадает с абстрагированием от всех культурных качеств в пользу изме- ряемого деньгами менового количества, и это абстрагирова- ние готовит нам новую глобальную власть.
«В принципе, либерально-демократическое мировоззре- ние не предполагает существования геополитики. Оно ори- ентируется на абстрактного человеческого индивидуума как носителя определенных прав и свобод; государство — про- дукт договора абстрактных индивидуумов, и его конкретное тело (территория) имеет случайный характер. Поэтому либе- ральная экспансия не имеет границ, ибо потенциал универ- сализации безграничен. Логически она завершена, когда аб- страгированию подверглось все. Отсюда следует логическая связь либерально-демократической идеологии с доктриной глобализации... Традиционный геополитический расклад предполагает наличие нескольких качественно различных центров мира, которые могут бороться между собой... Это многополярный образ мира. Глобалистский расклад предпо- лагает один центр или, точнее, отсутствие центра как тако- вого»19.
Перед нами ценное признание того, что рождающаяся на наших глазах новая власть, основанная на абстрагировании от всего качественно своеобразного и самобытного, является тоталитарной — не признающей никаких территориальных и других ограничений и прямо отвергающей ценности демо- кратического полицентризма.
Почему же в таком случае США поощряют этносувере- нитеты во всем не-западном пространстве? Не противоречит ли это указанному закону абстрагирования и единообразия, ведущему нас к тоталитарной власти нового образца9
На поверку оказывается, что противоречия здесь нет Раскол былых крупных пространств представляет собой форму знакомого нам процесса приватизации власти-собст-
Искушение глобализмом 135
венности и универсализации отношений купли-продажи В былых крупных государственных суперэтнических образо- ваниях коллективные интересы были защищены от купли- продажи, выпадали из меновой сферы. Образование на месте единых крупных суверенных государств множества этносу- веренитетов означает поставку на рынок того, что прежде не обменивалось и не продавалось, — национальных интересов Но для этого требуется, чтобы новые властные элиты не только освободились от власти прежних «имперских» цент- ров; требуется также, чтобы они по возможности освободи- лись от контроля со стороны собственного населения и вы- ступили в качестве действительно свободных поставщи- ков специфического товара, востребованного на глобальном рынке.
Таким товаром и являются национальные интересы, свя- занные с контролем над собственными ресурсами, террито- рией, международными связями и т.п Национальные (точ- нее в данном случае было бы сказать — антинациональные) элиты получают возможность попасть в разряд мировой фи- нансовой элиты, пользующейся всеми возможностями, от- крытыми глобализацией, только выступив в роли продавцов важнейшего стратегического товара — национальных терри- торий и ресурсов. История свидетельствует, что подкуп пле- менных вождей, способных угрожать империи, практиковал- ся уже Древним Римом и Византией.