ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ. Этот период в развитии Украины явился переходным от древней художественной культуры к новой культуре.
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.
Этот период в развитии Украины явился переходным от древней художественной культуры к новой культуре.
Литература
В этот период появляются историко-художественные произведения, в которых проявляется стремление осмыслить историю Украины, ее взаимоотношения с Россией. В 1762 г. переводчик генеральной войсковой канцелярии С. Дивович пишет стихотворный "Разговор Великороссии с Малороссией". В нем ярко отражено героическое прошлое Украины, доблесть казаков, которые "за отечество, веру и верность все бились".
Эти же мысли выражены и в прозаической "Истории русов, или Малой России". В ней изложена история Украины от древнейших времен до 1768 г. на основе казацких летописей и других материалов.
В конце XVIII в. появляется ряд систематических обзоров Украины: "Краткая летопись Малой России с 1506 по 1770 год" В. Рубана, "Хроника Украины" и другие.
Украинская поэзия второй половины XVIII в. переходит на силлабо-тоническую систему стихосложения, плодотворность которой для славянского стихотворства была обоснована М.В. Ломоносовым. Первым произведением подобного рода была "Ода на первый день мая 1761 года" Игнатия Максимовича. Курс поэтики на основе силлабо-тонической системы стал читаться в Киевской академии.
Новый характер украинского стихотворства нашел свое воплощение в светской лирике, возникновение которой, в противовес духовной, относится к середине XVIII в. ("Песнь о свете" Александра Падальского, "Песнь светова" Якова Семержинского и другие).
Развивается в этот период и бурлескно-юмористическая и сатирическая литература. Склонность к юмору, шутке (бурлеску) является одним из характерных свойств украинского народа. Разнообразными видами сатиры и юмора богато устно-поэтическое творчество народа Украины. В литературе сатира и юмор оформились как самостоятельные жанры только во II половине XVIII века. В бурлескных произведениях часто использовался прием травестии – переодевания, что было новым элементом в литературе того времени. Именно "травестии" наряду с шуточными рождественскими и пасхальными виршами послужили одним из образцов для "Энеиды" Котляревского. В бурлескных произведениях широко использовался народный юмор и живой разговорный язык.
Особое место в украинской литературе второй половины XVIII века занимает Григорий Сковорода(1722 – 1794).
Сын малоземельного казака с Полтавщины, он получил высшее образование в Киевской академии, прекрасно владел многими языками. Свои знания расширил во время путешествия по странам Европы. Педагог по призванию, Г. Сковорода читал курс поэтики в Переяславском коллегиуме, но нетрадиционный подход к преподаванию вызвал недовольство начальства. Г. Сковорода вынужден был оставить коллегиум, та же судьба постигла его и в Харьковском коллегиуме, в итоге в 1769 году он отказался от всяческой официальной службы и стал вести жизнь странствующего философа-просветителя.
Обдумывая во время странствий сюжеты и идеи своих произведений, Г. Сковорода излагал их и устно, и на письме в научных трактатах, притчах, стихотворениях и баснях, письмах и поучениях, отразивших его широкие знания и гуманистические убеждения ("Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни", "Разговор дружеский о душевном мире" и др.).
За период 1769-74 гг. Г. Сковорода написал 30 басен, составивших сборник "Басни харьковские": "Ворона и Чиж", "Старуха и Горшечник", "Алмаз и Смарагд", "Оленица и Кабан" и другие.
Григорий Сковорода был значительным поэтом. Большинство его стихотворений написано между 1857 – 1882 гг., они вошли в рукописный сборник "Сад божественных песен, прозябший из зерн священного писания".
Творчество Г. Сковороды оказало влияние на Котляревского, Гулак-Артемовского, Квитка-Основьяненко, Гребенку, Шевченко; его воздействие испытывали и русские писатели (Капнист, Нарежный, Толстой, Лесков и другие); его жизнь и творчество стали объектом изучения зарубежных исследователей.
Музыка
Во второй половине XVIII века продолжается процесс сближения народной и профессиональной музыки. Как и прежде, бытовали традиционные песенные жанры: эпические думы, исторические и семейно-бытовые песни (шуточные, лирические, юмористические, сатирические).
Среди городского население был распространен кант – трехголосная ансамблевая или хоровая песня без музыкального сопровождения. Одним из создателей кантов был Г.С. Сковорода ("Ох, счастье, счастье" и другие), занявший видное место в украинской музыкальной культуре.
Большой популярностью пользовались сольная песня под аккомпанемент музыкальных инструментов – песня-романс. Так, 13 украинских песен были помещены в сборнике В.Ф. Трутовского "Собрание народных русских песен с их голосами", изданном в Харькове. Впервые в этот период стали выпускаться печатные ноты – ирмологионы, которые публиковала типография Львовского Ставропигиального братства.
В середине и второй половине XVIII в. создаются музыкальные школы: в 1738 г. – в Глухове, затем – в Переяславле, Киеве, Запорожье. В Харьковском коллегиуме с 1773 г. существовали вокальный и инструментальный классы, где прошли подготовку будущие выдающиеся композиторы: М.С. Березовский, А.Л. Ведель, Д.С. Бортнянский, деятельность которых оказала благотворное влияние на формирование украинской музыкальной культуры.
Архитектура
Во второй половине XVIII в. в соответствии с потребностями общества расширилась и усложнилась деятельность в области градостроительства, фортификации, гражданской и монументальной архитектуры. Укрепились творческие связи украинских архитекторов с мастерами России и других государств. Выходец с Украины И.П. Зарудный возглавлял в 1707 – 1727 гг. созданную Петром I "Канцелярию изуграфств строения", возводил дворцы, храмы, триумфальные арки, привносил в них черты украинского барокко. В свою очередь, в Украине строили Ф. Васильев, В.В. Растрелли, Дж. Кваренги, Ж.Б. Деламот и другие. К середине XVIII века в Украине архитектура барокко достигла расцвета, к концу XVIII в. уступив место классицизму.
Творческое переосмысление архитектуры европейского барокко проявилось в созданиях архитекторов, работавших на западно-украинских землях. Это Павел Гижицкий, Бернар Меретин, Франтишек Кульчицкий, Петр и Матвей Полеевские. Западно-украинские зодчие стремились к использованию местных традиций, к воплощению монументальности и художественного совершенства.
В конце XVIII в. в архитектуре Украины проявляются черты классицизма. Они находят выражение в композиционной четкости, рациональности, простоте. Это такие сооружения, как магистраты в Чернигове, Нежине, Кременчуге, Николаеве, арсеналы в Киеве, Херсоне и других.
Монументальнаяархитектура Украины XVIII века нашла яркое воплощение в выдающихся культовых сооружениях-ансамблях: Преображенская церковь в Великих Сорочинцах (1734). Изысканные украшения ее фасадов напоминают мотивы народной резьбы и вышивок Полтавщины.
В этот период отмечаются значительные достижения в народной монументальной архитектуре. Это трех – или пятисрубные многоглавые высотные храмы: церкви в Пакуле (1710), Синяве (1730), Ромнах (1764) и другие. Уникальным сооружением явился Троицкий собор в Новомосковске (1775 – 1778), архитектор Я. Погребняк. Это девятисрубный девятиглавый храм – одно из самых обширных и высоких деревянных зданий в Украине тех времен.
Народная архитектура развивается и в Закарпатье, отличаясь оригинальностью и разнообразием (церкви в Сокирнице, 1709, Данилове, 1779 и другие).
Скульптура
Крупными центрами скульптурного творчества в Украине в XVIII в. стали Киев, Чернигов, Нежин, Каменец-Подольский. Развитие скульптуры на Левобережной Украине и в Киеве связано с деятельностью таких мастеров, как И.А. Разич и С.И. Шалматов. Они обратились как к созданию статуарной скульптуры, так и к сюжетным композициям. Разич изготовил серию кованных из меди статуй для оформления интерьеров Киевской ратуши. Шалматов осуществил скульптурное оформление иконостасов Мгарского монастыря близ Лубен и Покровской церкви в Ромнах.
На западноукраинских землях также работали в XVIII в. талантливые скульпторы: С. Стажевский, М. Филевич, П. Полейовский, И. Оброцкий. Ими создано скульптурное оформление латинского кафедрального костела (1765 –1776) и православного собора св. Юра в Львове.
В этот период в Украине была популярна металлопластика. Славились мастера-людвисары – литейщики из меди и бронзы: Ф. Полянский, Дм. Комаринский, Алексей Горлякевич и другие.
Живопись
Во второй половине XVIII века живопись на Украине развивается, в основном, в трех жанрах: монументально-настенном, станковом (иконопись) и портретном.
Монуметально-настенная живопись находит воплощение в культовой тематике (храмовые росписи, монументальные картины для алтарей и иконостасов) и светской. В культовых росписях используются традиционные сюжеты и персонажи из Ветхого и Нового заветов, житий святых.
В этот период ведущую роль играет киевская школа монументальной живописи, художники которой расписывают многие храмы Киева, Чернигова, Полтавы, Нежина, Переяславля, Глухова и других городов. Наиболее известна настенная живопись Успенского собора и Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры, выполненная лаврскими мастерами во главе с Иваном и Феоктистом.
Во второй половине XVIII в. высокохудожественными монументально-декоративными произведениями явились росписи Андреевской церкви в Киеве, которые выполняли совместно украинские и русские художники во главе с Г.К. Левицким и А.П. Антроповым. Монументально-декоративная живопись украшала и гражданские сооружения, дворцы Разумовских (в Почепе и Батурине), П. Румянцева (Вишенки на Черниговщине) и другие. Здесь, в основном, исполнены триумфально-аллегорические, парадные композиции.
На западно-украинских землях был распространен так называемый иллюзорно-пространственный метод росписей монументальных сооружений, в которых фантастические изображения продолжали реальные архитектурные детали, расширяя пространство помещения. Представителем такой живописи был С. Строинский (Львов), выполнивший росписи Бернардинского костела во Львове, Доминиканского костела в Тернополе и другие.
Постепенно формируются самостоятельные жанры портретной и исторической живописи. Портрет становится одним из ведущих жанров украинского изобразительного искусства. В первой половине XVIII в. преобладал парадный портрет, например, портреты Даниила Ефремовича и запорожца Григория Гамалеи.
Впоследствии в портретной живописи наблюдается движение к реализму (портреты киевского мещанина И. Гудимы, братьев-казаков Якова и Ивана Шиянов, казачки Сулимихи и другие).