Технологическая карта урока музыки в 5 классе по учебнику Музыка 5 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, изд. «Просвещение».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка- 2 часа
1.ФИО полностью | Доронина Людмила Владимировна |
2. Место работы | МБОУ СШ № 7 г.Иваново |
3 Должность | Учитель музыки |
4 Предмет | музыка |
5 Класс | |
6 Тема и номер урока в теме | Музыкальная живопись и живописная музыка |
7 Базовый учебник |
|
8. Цель урока:
Деятельностная цель:сформировать у учащихся умения находить общие черты в родственных видах искусства, выявлять их художественную и жизненную связь.
Содержательная цель:углубить и расширить представления учащихся о жанровом разнообразии живописи и музыки.
9. Планируемые результаты:
Предметные:- учить размышлять над содержанием музыкального произведения;
-определять средства музыкальной выразительности;
-рассуждать о музыке;
- видеть взаимосвязь двух искусств, их близость, взаимодействие;
-учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;
-учить слушать и анализировать музыку;
- знакомить с музыкой композиторов: М Чюрлениса, К.Дебюсси, М Равель; Римского- Корсакова.
-развивать вокально-хоровые навыки, умение слушать музыку.
Метапредметные:
регулятивные - оценивать свои достижения на уроке
коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.
познавательные – отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, пользоваться учебником., развитие целостности восприятия, развитие фантазии и творческого начала, музыкального слуха, способности обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.
Личностные:иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию.
10. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения. Научить учащихся определять стиль импрессионизма в живописи музыке. Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать целостность восприятия, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.
11.Тип урока : урок получения новых знаний.
Вид урока: урок- путешествие и творчества.
Метод:
Ключевые слова: импрессионизм, музыкальная живопись, живописная музыка.
12 .Методы:
· метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
· по источникам знаний: словесные, наглядные;
· по степени взаимодействия учитель-ученик.
· относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; я.
относительно характера познавательной деятельности: погружение, сравнение
14.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с учебником;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Приемы музыкальной деятельности учащихся - пение, активное слушание, анализ.
Музыкальный материал
К.Дебюсси «симфоническая сюита «Море». Клода Дебюсси «Диалог ветра с морем».
Песня Г.Гладкова «О картинах», А, Ермолова «Волшебный мир искусства», Песня « Капли и море»
Изо:
М.Чюрленис – презентация, презентация «Импрессионисты».
15.Необходимое техническое оборудование : раздаточный справочный материал по творчеству К.Дебюсси, импрессионизму,
технологическая карта
Вспомогательные материалы- краски (гуашь), кисточка, листы А-4.
Структура и ход урока
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по учебнику Музыка 5 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, изд. «Просвещение».
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Время в мин. | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||
3 четверть 5 урок 1Этап мотивации | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, настрой. на урок. Проверка готовности к уроку. Определяют географию и способ путешествия (Предметы- фотография КЛИПЕРА «АЛМАЗ, 1.Кто из русских композиторов по первой своей профессии был военным морским офицером? 2.Назовите вид нашего урока? | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. Н.А Римский –Корсаков. Путешествие по морю. | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные Осознавать свои эмоции | |
Проверка усвоенного материала прошлого урока | 3.На какие музыкальные жанры вы выполняли Д.З? рисунки детей с Д.З « Подводный мир-опера Садко» рис. Мальчиков; « Морские дали»- «Океан –море синее» рис. девочек.)- оформляется стендовая доска | опера | Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы, изобразительного искусства | Излагать свое мнение Корректировать свое мнение | Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости | |||
2.Формулирование темы урока, постановка цели(3 мин 2.Формулирование темы урока, постановка цели | Актуализация опорных знаний и способов действий Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | (предметы: янтарные бусы, картина моря,) 4.Куда отправляемся? 5.Какими средствами мы можем запечатлеть свои морские впечатлений? 6.Что возьмете, если вы художники с собой ? 7.А какие жанры картин вы знаете? Пусть нам поможет вспомнить песня Гладкова «Песня о картинах» Вспомним значение терминов портрет, пейзаж, натюрморт. Что объединяет эти понятия? На доске записаны слова Музыка- живопись. Составить словосочетание( сущест+ прилагат) Предложите варианты темы. Тема «Музыкальная живопись и живописная музыка». Как вы думаете, что такое музыкальная живопись. 8.Какие задачи мы будем ставить на уроке (записать их на доске) Литовский композитор, художник и поэт Микалюс Чюрлюнес СтихиЧюрлениса Помнишь ли ты море, черный закат? ...Слышишь, как шумят волны? И играют, и поют. Помнишь? А большие волны помнишь?.. Помнишь, какой шар света ты принесла мне тогда, когда я еще не знал тебя? Говори со мной, говори много, часто, как говорила еще до нашей встречи. И всегда держи в своих ладонях этот великий огонь... Показ слайдов картин Чюрлениса. 9.Какую музыку по характеру вы слышите в картинах? Соната моря- 3 картины 10.Вас, наверное, удивляет, почему море нарисовано жёлтым? На этот вопрос литовцы вам ответили бы так: «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря». 11.А что значит живописная музыка? 12.Как можно назвать художника рисующего море? 13.Что вы можете сказать о характере его картин , какое впечатление они оставляют после просмотра М. Чюрленисе? 14.В чем заключается связь музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Мы познакомились с картинами, посвящённые морю, а откуда оно появилось? Это мы узнаем из песни, которую сейчас выучим. (разучивание песни «Капли и море») 15.Ребята, как вы думаете эту песню можно спеть по ролям? 16.Сколько здесь действующих лиц? Организационный момент. [Как ты меня слышишь?] [Ты понимаешь меня?] [Как будете говорить?] [Как будете слушать?] 1.Что вы можете сказать о характере ваших картин, какое впечатление, настроение они оставляют после просмотра? Погружаемся в волшебный мир искусства. Распевка « Звуки музыки» Песня « Капли и море». муз. Я.Дубравина сл.Е.Руженцова Тему урока вы сегодня узнаете не со всем обычным способом. Вы все знакомы с мобильными телефонами. Но работать мы будем не будем не с вашими телефонами, а с моим. Для того чтобы уз узнать слово вам необходимо найти нужную цифру и и составь номер. (детям раздаются карточки с цифрами,) 8937562 08 41 8 «му» 9 – «зыкаль» 3 – «ная» 7 – «жи» 5 – «вопись и» 6-«жи » 2 – «вопис» 0 – «ная» 8 – «му» 4 – «зы» 1– «ка». Тема «Музыкальная живопись и живописная музыка». Импрессионизм. 3.Что значит музыкальная живопись? 3.1 Какие художники открывали нам свои музыкальные картины? Презентация. Импрессионизм (слайд №1, №2) 4.Посмотрите на экран, что изображено? 5.Как вы думаете, о какой стране сегодня пойдёт речь? Я вас приглашаю во Францию, в город Париж, в котором жили и творили великие художники и музыканты. И где зародилось новое направление или стиль в живописи и музыке. 6.И давайте попытаемся с вами определить задачи урока? Запись на доске 7.Цель нашего урока? (Слайд №3) 7.1 Есть ли непонятные слова в теме? 7.2 Какие источники сейчас могут помочь вам, что бы узнали о значении слова? (слайд №4) | Определяют куда отправимся путешествовать? Прибалтика, эта республика известна янтарными украшениями. Сфотографировать, нарисовать. Краски, кисти, мольберт, холст. Исполняют песню Ответы детей Ответы детей 1. видеть взаимосвязь двух искусств, их близость, взаимодействие; 2.знакомиться с музыкой композиторов. 3.сравнивать характер музыки с характером ИЗО Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией. Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины. Моренист. Космическое, неземное,сказочное. Чюрлёнис всю жизнь любил море. С темой моря связаны не только его полотна, но и музык (класс делится на группы и исполняет песню по ролям) Песню исполняем – диалогом. т.е вопрос и ответ Учащиеся также настраиваются на урок, высказывают свое мнение, что они хотят и будут хорошо работать на уроке. Рассуждают, дают эмоциональную оценку Своим рисункам, своему Д/З. Исполняют распевку-. Песню исполняем – диалогом. т.е вопрос и ответ Литература, живопись, музыка. Ответы детей Эйфелева башня. ( слайд №1) О Франции. 1. Определить основные черты импрессионизма в живописи 2. Определить основные черты импрессионизма в музыке. Цель: научиться находить общее в живописи и музыке в направлении импрессионизм. импрессионизм. Словарь, Учебник. | Воспринимать и анализировать музыкальное произведение для постижения их художественного содержания Воспринимать и анализировать музыкальное произведение для постижения их художественного содержания Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель | Выдвигать версии Выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Формирование умения грамотно строить речевые высказывания | Излагать свое мнение Корректировать свое мнение Понимать позицию другого, участвовать в диалоге Хоровое- групповое исполнение Излагать свое мнение Корректировать свое мнение Понимать позицию другого, участвовать в диалоге Совместный поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска. | Осознавать свои эмоции Выразительно,эмоционально легкий звук | |
3.Изучение нового материала | Изучение нового материала на основе сравнения, анализа, синтеза информации | Слайд № 5. В 1874 г. Группа молодых французских художников организовала выставку своих работ. Посмотрите на некоторые картины этих художников: Клода Моне, Камиля Писарро, Альфреда Сислея. 9.Какие, на ваш взгляд, характерные черты живописи художников. Для удобства я вам предлагаю ответить на несколько вопросов. 10.)Какая техника письма преобладает на этих картинах: четкие линии или наложение мазков? 11 )Есть ли четкие контуры? 12) Какая цветовая палитра является основной? 13) Место действия всех картин? 14) Тематика картин? Ответы на все эти вопросы поместите в тетради в виде схемы, в центре которой ,как Солнце, нарисуйте круг, в центре которого пока ничего не пишите . Я познакомлю вас с направлением «импрессионизм» в музыке. Импрессионизм- запись карточка Во Франции в конце 19 века и в начале 20 века жил и творил музыкант, пианист, дирижёр и композитор Клод Дебюсси. ( портрет слайд № 6) Его называют основоположником импрессионизма в музыке. Слушание: К. Дебюсси симфоническая сюита «Диалог ветра с Морем». 15.Какой характер природы передал композитор? 16.Вы художники назовите какие цвета вы видите в музыке? 17.Какие инструменты оркестра передают цветовую палитру картины? | Анализируют информацию, Отвечают на поставленный вопрос Составление КЛАСТЕРА ( напомнить составление кластера) 1.Мазок - цветовое пятно).Карточка на доску. 2.Не смешивали краски на палитре, писали чистыми цветами 3.Нет чётких контуров.Карточка на доску. Основные цвета - желтый, красный, синий цвета, Писали с натуры. передаче цвета и света. 4.Пейзаж, портрет, натюрморт. Самостоятельные выводы без использования справочного материала. Импрессионизм – впечатление. Словарная работа. Запись в круге Слушают К. Дебюсси симфоническая сюита «Диалог ветра с Морем». Грозный. Взволнованный. Темные, холодные. Струнно-смычковые | выделять существенные характеристики объекта Строить логическое рассуждение с установление причинно-следственных связей учатся размышлять над содержанием музыкального произведении определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке | Выделять существенную информацию из названия картины | Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Выдвигать версии Участие в совместной деятельности, общение и взаимодействие в процессе выполнения работы по карточкам. | Вырабатывать уважительно-доброжелательное Учатся слушать и эмоционально откликаться на музыку | |
4 Первичное закрепление | Влияние живописи на композитора было очень велико. Дебюсси так же как и художники - импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Музыка Дебюсси основана на зрительных образах, наполнена прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. Слушание фрагментаиз произведения Клода Дебюсси: «Лунный свет». (слайд №6) И будем не просто слушать, а попробуем побыть дирижёрами. Но сначала вспомним, как дирижёр управляет дирижёрской палочкой. Прослушивание Дебюсси «Лунный свет». Целевая установка перед прослушиванием: 18. [Какие инструменты звучат?] 19.[Какой инструмент солирует?] Не смешивали группы инструментов. 20.Получилось ли у вас дирижирование? 21.Как вы думаете, почему было трудно? не имеют чёткого ритма Музыка очень певуча, мелодична. Мелодия+слова= Определить жанр в музыке? Песня: «Волшебный мир искусства». 22.О каких видах искусства поется в песне? 1- 2 куплет исполняет класс, 3 к.- исполняет солист второй припев- солист. (разучивание и исполнение) 23.Найти, что объединяет музыку и живопись? (слайд №9) Композиторы импрессионисты. Слушание музыки Мориса Равеля «Игра воды» в исполнении пианиста Эмиля Гилельса (слайд№ 10) 24.Какие чувства у вас вызвало это муз. произведение?] (таблица с названием чувств человека) (Работа по группам) Каждая группа получает словарь музыкальные чувства и эмоции. Вывод: 25.С Какие жанры ис-ва вам уже знакомы? 26.[Как переводится слово импрессионизм]. 27.[С каким художником импрессионистом познакомились]. 28.[Назовите основные черты импрессионизма в живописи]. Я предлагаю вам стать художниками и нарисовать : осенний лист клена , помнить, что смешивать цвета нельзя. Напомнить основные цвета импрессионистов, как можно получить цвета, без смешивания красок. По окончанию ваши листики прикрепим к музыкальному дереву. | (4). | Карточка на доску (Дирижирование ритма). Карточка на доску. Звучит только группа струнных инструментов. А солирует арфа. Нет ни ударных, ни духовых инструментов. Импрессионизм в музыке не предполагает смешивание разных групп инструментов и это отличает эту музыку от другой. Муз. произведения в стиле «импрессионизм» не имеют чёткого ритма и поэтому нам с вами трудно определить ритм этого произведения. О музыке, живописи, литературе Песня. Исполнение с солистами и хором Заполнение таблицы на доске по карточкам Музыка и живопись- язык чувств и настроения Таблица с названием чувств человека Работа в группах. учебник стр.140 делают выводы об основных средствах выразительности импрессионизма в живописи и музыки Выводы детей… Которую можно увидеть, слушая муз. произведения ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. «РИСУНОК в стиле импрессионистов»- используют технику мазка, не смешивают цвета. | Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями изобразительного искусства особенности стиля письма отвечают на вопросы, поставленные в заданиях – о композиции, цветовой гамме и т. | Контролируют правильность ответов своих одноклассников | Развивают умение осмыслить полученную информацию Размышления, споры, умение приходить к единому мнению. | Личностно оценивают звучащую на уроке музыку Умение различать объективную трудность и субъективную сложность поставленной проблемыспособность планировать свою деятельность Умение планировать работу до её начала, т.е выбор своего варианта домашнего задания. Умение оценить задание и свои возможности | |
5.Закрепление нового. | Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы | 29.Мы выявили основные черты импрессионизма в живописи и музыке. Назовите их 21.Определите общее в живописи и музыке с точки зрения импрессионизма 22.Какие различия между музыкой и изобразительным искусством?» 23.Какую же музыку можно назвать живописной? Исполнение солистом песни» Ангел- Хранитель». | Ответы детей. Художники - импрессионисты используя цветовую палитру, а композиторы – импрессионисты, используя звуковую палитру передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сиянье водяных струй и чистую прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию. | Анализировать Строить логическое рассуждение с установление причинно-следственных связей | Излагать свое мнение Корректировать свое мнение Понимать позицию другого, участвовать в диалоге | Оценивать степень и способы достижения цели | Осознавать свои эмоции Вырабатывать уважительно-доброжелательное | |
5.Этап рефлексии | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Композитор Николай Мясковский так сказал о Клоде Дебюсси «…И разве художник, в звуках воссоздающий живую природу, не великий художник, не исключительный поэт?» думаю, что вы согласитесь с этими словами. | Обобщают полученные представления, отвечают на вопросы учителя Сравнивают черты импрессионизма в живописи с музыке, делают выводы Делают самооценку своей работы | Анализировать Классифицировать Сравнивать | Излагать свое мнение Корректировать свое мнение | Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать. | Аргументированно оценивать свои и других мнение | |
Оценки за урок | Самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Подведение итогов урока. Сообщение оценок за урок. Раздается Лист самооценки. (Приложение №2) | Понимать позицию другого, участвовать в диалоге | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке | Осознавать свои черты характера, интересы, цели | |||
Домашнее задание | Домашнее задание: (после слушания пьесы К.Дебюсси «Лунный свет»): 1. Нарисовать свою картину (эскиз) под воздействием этой музыки. |
Используемый ресурс
По импрессионизму:
- Корецкая И.В. Импрессионизм в поэтике и эстетике символизма. — В кн.: Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала XX вв. М., 2003
- Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 2005
- Ревальд Дж. История импрессионизма. М., 1994
- Михайлова Т.В. Верлен и импрессионизм. — В кн.: Михайлова Т.В. Влияние ранних французских символистов на творчество В.Я.Брюсова.: Дисс. на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 2000
- Толмачев М.В. Импрессионизм. — В кн.: Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТАБЛИЦА
Определение: | _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ | |
Живопись | Музыка | |
Представители: | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
Основные (излюбленные) жанры: | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
Техника письма и общее впечатление: | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
Лист самооценки №2
Ф. И. _____________________ Моя успешность на уроке
Вид работы: Да-2, нет-0; не знаю-0,5 | да | нет | Не знаю |
1 На уроке я работал.. ..Исполнение песен…. | |||
2 На уроке я работал… .Слушание музыки…. | |||
3 Моя работа в группе | |||
4 На уроке я работал как -художник., как дирижер….. | |||
5 Своей работой я доволен | |||
6 Материал урока мне был полезен | |||
7. Домашнее задание интересное | |||
Итоговый балл |
Достигли ли мы цели?___________________________________________
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
__________________________________________________________________
Приложение №2
Сегодня я вас познакомлю с французским художником-импрессионистом Клодом Мане.
Моне Клод Оскар (1840 — 1926), французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма.
Основные черты импрессионизма в живописи:
1.Впервые в истории мирового искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом - на берегу реки, в поле, на поляне в лесу. Благодаря изобретению металлических тюбиков для красок, уже готовых и пригодных к переноске они смогли это сделать. Художники смогли покинуть свои мастерские, чтобы работать на пленэре. И то, что они увидели, они писали на своих холстах.