Технологическая карта урока музыки в 5 классе по учебнику Музыка 5 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, изд. «Просвещение».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка- 2 часа

1.ФИО полностью Доронина Людмила Владимировна
2. Место работы МБОУ СШ № 7 г.Иваново
3 Должность Учитель музыки
4 Предмет музыка
5 Класс
6 Тема и номер урока в теме Музыкальная живопись и живописная музыка
7 Базовый учебник
  1. Учебник Музыка 5 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, изд. «Просвещение»
 

8. Цель урока:

Деятельностная цель:сформировать у учащихся умения находить общие черты в родственных видах искусства, выявлять их художественную и жизненную связь.

Содержательная цель:углубить и расширить представления учащихся о жанровом разнообразии живописи и музыки.

9. Планируемые результаты:

Предметные:- учить размышлять над содержанием музыкального произведения;

-определять средства музыкальной выразительности;

-рассуждать о музыке;

- видеть взаимосвязь двух искусств, их близость, взаимодействие;

-учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;

-учить слушать и анализировать музыку;

- знакомить с музыкой композиторов: М Чюрлениса, К.Дебюсси, М Равель; Римского- Корсакова.

-развивать вокально-хоровые навыки, умение слушать музыку.

Метапредметные:

регулятивные - оценивать свои достижения на уроке

коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.

познавательные – отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, пользоваться учебником., развитие целостности восприятия, развитие фантазии и творческого начала, музыкального слуха, способности обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.

Личностные:иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию.

10. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения. Научить учащихся определять стиль импрессионизма в живописи музыке. Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать целостность восприятия, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.

11.Тип урока : урок получения новых знаний.

Вид урока: урок- путешествие и творчества.

Метод:

Ключевые слова: импрессионизм, музыкальная живопись, живописная музыка.

12 .Методы:

· метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

· по источникам знаний: словесные, наглядные;

· по степени взаимодействия учитель-ученик.

· относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; я.

относительно характера познавательной деятельности: погружение, сравнение

14.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с учебником;

-работают с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

Приемы музыкальной деятельности учащихся - пение, активное слушание, анализ.

Музыкальный материал

К.Дебюсси «симфоническая сюита «Море». Клода Дебюсси «Диалог ветра с морем».

Песня Г.Гладкова «О картинах», А, Ермолова «Волшебный мир искусства», Песня « Капли и море»

Изо:

М.Чюрленис – презентация, презентация «Импрессионисты».

15.Необходимое техническое оборудование : раздаточный справочный материал по творчеству К.Дебюсси, импрессионизму,

технологическая карта

Вспомогательные материалы- краски (гуашь), кисточка, листы А-4.

Структура и ход урока

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по учебнику Музыка 5 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, изд. «Просвещение».

Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Время в мин. Деятельность учеников Формируемые УУД
3 четверть 5 урок 1Этап мотивации Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, настрой. на урок. Проверка готовности к уроку.   Определяют географию и способ путешествия (Предметы- фотография КЛИПЕРА «АЛМАЗ, 1.Кто из русских композиторов по первой своей профессии был военным морским офицером? 2.Назовите вид нашего урока?   Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.   Н.А Римский –Корсаков.     Путешествие по морю.   Познавательные   Регулятивные Коммуникативные   Личностные     Осознавать свои эмоции
  Проверка усвоенного материала прошлого урока 3.На какие музыкальные жанры вы выполняли Д.З?   рисунки детей с Д.З « Подводный мир-опера Садко» рис. Мальчиков; « Морские дали»- «Океан –море синее» рис. девочек.)- оформляется стендовая доска   опера     Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы, изобразительного искусства   Излагать свое мнение Корректировать свое мнение Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
2.Формулирование темы урока, постановка цели(3 мин 2.Формулирование темы урока, постановка цели Актуализация опорных знаний и способов действий     Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.   (предметы: янтарные бусы, картина моря,) 4.Куда отправляемся? 5.Какими средствами мы можем запечатлеть свои морские впечатлений? 6.Что возьмете, если вы художники с собой ? 7.А какие жанры картин вы знаете? Пусть нам поможет вспомнить песня Гладкова «Песня о картинах» Вспомним значение терминов портрет, пейзаж, натюрморт. Что объединяет эти понятия?   На доске записаны слова Музыка- живопись. Составить словосочетание( сущест+ прилагат) Предложите варианты темы. Тема «Музыкальная живопись и живописная музыка». Как вы думаете, что такое музыкальная живопись. 8.Какие задачи мы будем ставить на уроке (записать их на доске) Литовский композитор, художник и поэт Микалюс Чюрлюнес СтихиЧюрлениса Помнишь ли ты море, черный закат? ...Слышишь, как шумят волны? И играют, и поют. Помнишь? А большие волны помнишь?.. Помнишь, какой шар света ты принесла мне тогда, когда я еще не знал тебя? Говори со мной, говори много, часто, как говорила еще до нашей встречи. И всегда держи в своих ладонях этот великий огонь... Показ слайдов картин Чюрлениса. 9.Какую музыку по характеру вы слышите в картинах? Соната моря- 3 картины 10.Вас, наверное, удивляет, почему море нарисовано жёлтым? На этот вопрос литовцы вам ответили бы так: «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря». 11.А что значит живописная музыка? 12.Как можно назвать художника рисующего море? 13.Что вы можете сказать о характере его картин , какое впечатление они оставляют после просмотра М. Чюрленисе?   14.В чем заключается связь музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Мы познакомились с картинами, посвящённые морю, а откуда оно появилось? Это мы узнаем из песни, которую сейчас выучим. (разучивание песни «Капли и море») 15.Ребята, как вы думаете эту песню можно спеть по ролям? 16.Сколько здесь действующих лиц? Организационный момент. [Как ты меня слышишь?] [Ты понимаешь меня?] [Как будете говорить?] [Как будете слушать?]   1.Что вы можете сказать о характере ваших картин, какое впечатление, настроение они оставляют после просмотра?   Погружаемся в волшебный мир искусства.     Распевка « Звуки музыки» Песня « Капли и море». муз. Я.Дубравина сл.Е.Руженцова Тему урока вы сегодня узнаете не со всем обычным способом. Вы все знакомы с мобильными телефонами. Но работать мы будем не будем не с вашими телефонами, а с моим. Для того чтобы уз узнать слово вам необходимо найти нужную цифру и и составь номер.   (детям раздаются карточки с цифрами,) 8937562 08 41 8 «му» 9 – «зыкаль» 3 – «ная» 7 – «жи» 5 – «вопись и» 6-«жи » 2 – «вопис» 0 – «ная» 8 – «му» 4 – «зы» 1– «ка». Тема «Музыкальная живопись и живописная музыка». Импрессионизм. 3.Что значит музыкальная живопись? 3.1 Какие художники открывали нам свои музыкальные картины? Презентация. Импрессионизм (слайд №1, №2) 4.Посмотрите на экран, что изображено? 5.Как вы думаете, о какой стране сегодня пойдёт речь? Я вас приглашаю во Францию, в город Париж, в котором жили и творили великие художники и музыканты. И где зародилось новое направление или стиль в живописи и музыке. 6.И давайте попытаемся с вами определить задачи урока? Запись на доске 7.Цель нашего урока? (Слайд №3) 7.1 Есть ли непонятные слова в теме? 7.2 Какие источники сейчас могут помочь вам, что бы узнали о значении слова? (слайд №4)     Определяют куда отправимся путешествовать? Прибалтика, эта республика известна янтарными украшениями.   Сфотографировать, нарисовать.   Краски, кисти, мольберт, холст.     Исполняют песню   Ответы детей     Ответы детей     1. видеть взаимосвязь двух искусств, их близость, взаимодействие; 2.знакомиться с музыкой композиторов.   3.сравнивать характер музыки с характером ИЗО Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией. Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины.   Моренист. Космическое, неземное,сказочное.     Чюрлёнис всю жизнь любил море. С темой моря связаны не только его полотна, но и музык (класс делится на группы и исполняет песню по ролям)   Песню исполняем – диалогом. т.е вопрос и ответ   Учащиеся также настраиваются на урок, высказывают свое мнение, что они хотят и будут хорошо работать на уроке.   Рассуждают, дают эмоциональную оценку Своим рисункам, своему Д/З.   Исполняют распевку-.   Песню исполняем – диалогом. т.е вопрос и ответ Литература, живопись, музыка.   Ответы детей   Эйфелева башня. ( слайд №1) О Франции. 1. Определить основные черты импрессионизма в живописи 2. Определить основные черты импрессионизма в музыке.   Цель: научиться находить общее в живописи и музыке в направлении импрессионизм. импрессионизм. Словарь, Учебник. Воспринимать и анализировать музыкальное произведение для постижения их художественного содержания   Воспринимать и анализировать музыкальное произведение для постижения их художественного содержания   Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель Выдвигать версии     Выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.   Формирование умения грамотно строить речевые высказывания   Излагать свое мнение Корректировать свое мнение   Понимать позицию другого, участвовать в диалоге   Хоровое- групповое исполнение     Излагать свое мнение Корректировать свое мнение   Понимать позицию другого, участвовать в диалоге     Совместный поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска. Осознавать свои эмоции   Выразительно,эмоционально легкий звук
3.Изучение нового материала   Изучение нового материала на основе сравнения, анализа, синтеза информации Слайд № 5. В 1874 г. Группа молодых французских художников организовала выставку своих работ. Посмотрите на некоторые картины этих художников: Клода Моне, Камиля Писарро, Альфреда Сислея.   9.Какие, на ваш взгляд, характерные черты живописи художников. Для удобства я вам предлагаю ответить на несколько вопросов.   10.)Какая техника письма преобладает на этих картинах: четкие линии или наложение мазков? 11 )Есть ли четкие контуры? 12) Какая цветовая палитра является основной? 13) Место действия всех картин? 14) Тематика картин? Ответы на все эти вопросы поместите в тетради в виде схемы, в центре которой ,как Солнце, нарисуйте круг, в центре которого пока ничего не пишите .   Я познакомлю вас с направлением «импрессионизм» в музыке. Импрессионизм- запись карточка Во Франции в конце 19 века и в начале 20 века жил и творил музыкант, пианист, дирижёр и композитор Клод Дебюсси.   ( портрет слайд № 6) Его называют основоположником импрессионизма в музыке. Слушание: К. Дебюсси симфоническая сюита «Диалог ветра с Морем». 15.Какой характер природы передал композитор? 16.Вы художники назовите какие цвета вы видите в музыке? 17.Какие инструменты оркестра передают цветовую палитру картины?     Анализируют информацию, Отвечают на поставленный вопрос   Составление КЛАСТЕРА ( напомнить составление кластера) 1.Мазок - цветовое пятно).Карточка на доску. 2.Не смешивали краски на палитре, писали чистыми цветами 3.Нет чётких контуров.Карточка на доску. Основные цвета - желтый, красный, синий цвета, Писали с натуры. передаче цвета и света. 4.Пейзаж, портрет, натюрморт. Самостоятельные выводы без использования справочного материала.   Импрессионизм – впечатление. Словарная работа.   Запись в круге   Слушают К. Дебюсси симфоническая сюита «Диалог ветра с Морем».   Грозный. Взволнованный. Темные, холодные.     Струнно-смычковые выделять существенные характеристики объекта     Строить логическое рассуждение с установление причинно-следственных связей     учатся размышлять над содержанием музыкального произведении определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке Выделять существенную информацию из названия картины     Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Выдвигать версии   Участие в совместной деятельности, общение и взаимодействие в процессе выполнения работы по карточкам.   Вырабатывать уважительно-доброжелательное     Учатся слушать и эмоционально откликаться на музыку  
4 Первичное закрепление             Влияние живописи на композитора было очень велико. Дебюсси так же как и художники - импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Музыка Дебюсси основана на зрительных образах, наполнена прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. Слушание фрагментаиз произведения Клода Дебюсси: «Лунный свет». (слайд №6) И будем не просто слушать, а попробуем побыть дирижёрами.   Но сначала вспомним, как дирижёр управляет дирижёрской палочкой. Прослушивание Дебюсси «Лунный свет». Целевая установка перед прослушиванием: 18. [Какие инструменты звучат?] 19.[Какой инструмент солирует?] Не смешивали группы инструментов. 20.Получилось ли у вас дирижирование? 21.Как вы думаете, почему было трудно? не имеют чёткого ритма   Музыка очень певуча, мелодична.   Мелодия+слова= Определить жанр в музыке? Песня: «Волшебный мир искусства».   22.О каких видах искусства поется в песне? 1- 2 куплет исполняет класс, 3 к.- исполняет солист второй припев- солист. (разучивание и исполнение) 23.Найти, что объединяет музыку и живопись?   (слайд №9) Композиторы импрессионисты. Слушание музыки Мориса Равеля «Игра воды» в исполнении пианиста Эмиля Гилельса (слайд№ 10) 24.Какие чувства у вас вызвало это муз. произведение?] (таблица с названием чувств человека) (Работа по группам) Каждая группа получает словарь музыкальные чувства и эмоции. Вывод: 25.С Какие жанры ис-ва вам уже знакомы? 26.[Как переводится слово импрессионизм]. 27.[С каким художником импрессионистом познакомились]. 28.[Назовите основные черты импрессионизма в живописи].   Я предлагаю вам стать художниками и нарисовать : осенний лист клена , помнить, что смешивать цвета нельзя. Напомнить основные цвета импрессионистов, как можно получить цвета, без смешивания красок. По окончанию ваши листики прикрепим к музыкальному дереву.     (4).         Карточка на доску (Дирижирование ритма). Карточка на доску. Звучит только группа струнных инструментов.   А солирует арфа. Нет ни ударных, ни духовых инструментов. Импрессионизм в музыке не предполагает смешивание разных групп инструментов и это отличает эту музыку от другой. Муз. произведения в стиле «импрессионизм» не имеют чёткого ритма и поэтому нам с вами трудно определить ритм этого произведения. О музыке, живописи, литературе     Песня. Исполнение с солистами и хором Заполнение таблицы на доске по карточкам Музыка и живопись- язык чувств и настроения Таблица с названием чувств человека Работа в группах. учебник стр.140 делают выводы об основных средствах выразительности импрессионизма в живописи и музыки Выводы детей… Которую можно увидеть, слушая муз. произведения     ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. «РИСУНОК в стиле импрессионистов»- используют технику мазка, не смешивают цвета.   Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями изобразительного искусства     особенности стиля письма отвечают на вопросы, поставленные в заданиях – о композиции, цветовой гамме и т.     Контролируют правильность ответов своих одноклассников Развивают умение осмыслить полученную информацию   Размышления, споры, умение приходить к единому мнению. Личностно оценивают звучащую на уроке музыку   Умение различать объективную трудность и субъективную сложность поставленной проблемыспособность планировать свою деятельность     Умение планировать работу до её начала, т.е выбор своего варианта домашнего задания. Умение оценить задание и свои возможности
5.Закрепление нового.   Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы 29.Мы выявили основные черты импрессионизма в живописи и музыке. Назовите их 21.Определите общее в живописи и музыке с точки зрения импрессионизма 22.Какие различия между музыкой и изобразительным искусством?» 23.Какую же музыку можно назвать живописной? Исполнение солистом песни» Ангел- Хранитель». Ответы детей.   Художники - импрессионисты используя цветовую палитру, а композиторы – импрессионисты, используя звуковую палитру передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сиянье водяных струй и чистую прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию. Анализировать Строить логическое рассуждение с установление причинно-следственных связей Излагать свое мнение Корректировать свое мнение   Понимать позицию другого, участвовать в диалоге Оценивать степень и способы достижения цели Осознавать свои эмоции   Вырабатывать уважительно-доброжелательное
5.Этап рефлексии Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Композитор Николай Мясковский так сказал о Клоде Дебюсси «…И разве художник, в звуках воссоздающий живую природу, не великий художник, не исключительный поэт?» думаю, что вы согласитесь с этими словами. Обобщают полученные представления, отвечают на вопросы учителя Сравнивают черты импрессионизма в живописи с музыке, делают выводы   Делают самооценку своей работы Анализировать Классифицировать Сравнивать Излагать свое мнение Корректировать свое мнение Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.   Аргументированно оценивать свои и других мнение
Оценки за урок Самооценка результатов своей деятельности и всего класса Подведение итогов урока. Сообщение оценок за урок.   Раздается Лист самооценки. (Приложение №2)       Понимать позицию другого, участвовать в диалоге Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке Осознавать свои черты характера, интересы, цели
Домашнее задание   Домашнее задание: (после слушания пьесы К.Дебюсси «Лунный свет»): 1. Нарисовать свою картину (эскиз) под воздействием этой музыки.            


Используемый ресурс

По импрессионизму:

  1. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэтике и эстетике символизма. — В кн.: Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала XX вв. М., 2003
  2. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 2005
  3. Ревальд Дж. История импрессионизма. М., 1994
  4. Михайлова Т.В. Верлен и импрессионизм. — В кн.: Михайлова Т.В. Влияние ранних французских символистов на творчество В.Я.Брюсова.: Дисс. на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 2000
  5. Толмачев М.В. Импрессионизм. — В кн.: Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТАБЛИЦА

Определение: _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
  Живопись Музыка
Представители: ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________
Основные (излюбленные) жанры: ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________
Техника письма и общее впечатление: ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________

Лист самооценки №2

Ф. И. _____________________ Моя успешность на уроке

Вид работы: Да-2, нет-0; не знаю-0,5 да нет Не знаю
1 На уроке я работал.. ..Исполнение песен….      
2 На уроке я работал… .Слушание музыки….      
3 Моя работа в группе      
4 На уроке я работал как -художник., как дирижер…..      
5 Своей работой я доволен      
6 Материал урока мне был полезен      
7. Домашнее задание интересное      
Итоговый балл      

Достигли ли мы цели?___________________________________________

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

__________________________________________________________________

Приложение №2

Сегодня я вас познакомлю с французским художником-импрессионистом Клодом Мане.

Моне Клод Оскар (1840 — 1926), французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма.

Основные черты импрессионизма в живописи:

1.Впервые в истории мирового искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом - на берегу реки, в поле, на поляне в лесу. Благодаря изобретению металлических тюбиков для красок, уже готовых и пригодных к переноске они смогли это сделать. Художники смогли покинуть свои мастерские, чтобы работать на пленэре. И то, что они увидели, они писали на своих холстах.

Наши рекомендации