Технологическая карта урока: «Методы изучения природы» 5 класс (УМК под редакцией В.В. Пасечника, линия «Вертикаль»)

Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Планируемые результаты
Предметные УУД
  I.Самоопределение к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Поиск и формулировка темы урока.(2 мин)     Включаются в урок во взаимодействии с учителем. Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока.   Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса. Постановка проблемного вопроса: как устроен внутренний мир живых существ, где зимуют наши птицы, почему растения называют «детьми Солнца» на эти и многие вопросы в настоящее время могут ответить вам ученые – биологи. Какие методы использует человек для изучения природы? Для чего нам необходимо изучать природу? Чему будет посвящен наш урок? (слайды презентации №2-4)         Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
  II. Актуализация знаний и затруднений в деятельности. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действиипо усвоению данной темы(5 мин)     Рассказ учащихся о живых организмах и условиях их обитания, основных процессах жизнедеятельности живого организма - обмене веществ, питании, дыхании, выделении, размножении, росте и развитии живых организмов. (ЭОР «Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке»     Вступительное слово учителя: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке: какие объекты являются частью живой природы? Как вы думаете, каковы основные процессы жизнедеятельности, происходящие живых организмах?» Учитель знакомит с основными методами исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.   Обобщают знания о живой природе, перечисляют основные процессы жизнедеятельности живых организмов, их роль в жизни живых организмов. Воспроизводят и фиксируют в РК определения методов исследования, сравнивают и обобщают полученные знания.     Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.
  III.. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта Цель:анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять(5 мин).     Учащиеся с опорой на слайды презентации № 5-7 или используя ЭОР, проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, микропрепарата, измерения длины тела. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии. (ЭОР «Методы изучения живой природы» ЭОР «Измерительные приборы»№130845   Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, рассказывает о назначении (слайды № 9,10)   Умеют планировать свои действия. Сравнивают и обобщают полученные знания.   Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности. Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.  
  IV. Открытие новых знаний Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения (10 мин). Релаксация   Просматривают ЭОР, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы и делают выводы.       Организует и направляет деятельность обучающихся на работу с ЭОР: какой метод изучения живой природы представлен в ЭОР? (ЭОР № 130526 «Наблюдение за прорастанием фасоли»       Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий. Знание основных методы изучения живой природы. Умение различать методы изучения живой природы и приводить примеры; давать определения биологическим терминам.   Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.
  V. Самостоятельная работа и самопроверка. Цель:коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры (8 мин).   Распределение учащихся по группам. Работа в группах под руководством модераторов по заданиям (Приложение №1)     Помогает модераторам (руководителям групп) в распределении учащихся по группам на основе принципа добровольности и ответственности. Вместе с модераторами направляет работу участников группы. Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий. Взаимодействие в группе. Знание методов изучения природы. Умение различать методы изучения живой природы и приводить примеры; оперировать определенными биологическими терминами. Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия.
  VI.Включение в систему знаний и повторения. Цель:повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания (10 мин).     Решают проблемно – познавательные задачи. Воспроизводят знания, выполняя задание в РК (заполняют предложенную таблицу, используя текст учебника п.2)  
Методы изучения природы: Примеры
1. 2. 3.     1. 2. 3.  


  Постановка проблемных вопросов к познавательным задачам: определить биологические методы исследования. 1. За 1 час муравьи берут в плен 2 тыс. гусениц на 0, 4 га леса вокруг муравейника? 2. Цветки льна раскрыты только до 12 ч. 3.Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м. Направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации (п.2).       Самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой, но измененной ситуации. Знают методы изучения природы Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.   Познавательные: заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы. Регулятивные:прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы Личностные: мотивировать свои действия.
  VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. . Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. Вместе с модераторами проводят самооценку своей деятельности на уроке. Подводят итоги формирования УУД, используя прием «Дерево успеха».     Анализ и оценка успешности достижения цели. Что нового и интересного вы сегодня узнали, понравился ли вам урок? Достигли вы цели поставленной в начале урока?     Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Осознают уровень качества сформированных знаний.   Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной. Регулятивные: Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого. Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
  VIII. Домашнее задание (2 мин)   Фиксируют домашнее задание.   Консультирует и объясняет д/з: параграф 2 учебника; выполнить задание к параграфу;          

Приложение 1.

Наши рекомендации