Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема занятия: «Доктор Айболит»
(Блок:«Дикие животные жарких стран»). Старшая возрастная группа (логопедическая) Задачи: Образовательные:Уточнить знания детей о животных жарких стран; учить детей отвечать на вопросы. Научить детей анализу и практическому распространению предложений путем использования прямого дополнения. Развивающие:Развивать чувство координации движений и ориентации в пространстве; активизировать внимание; развивать артикуляционную и речевую моторику, мимику. Воспитательные: Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи. Воспитывать любовь к природному окружению, умение слушать ответы товарищей. Задачи коррекционные:Продолжать учить согласовывать движения с речью. Закреплять двигательные умения и навыки; Развивать чувство ритмического рисунка, способности отражать ритм в общей и мелкой моторике; Способствовать перераспределению мышечного тонуса; Формировать просодические компоненты речи. Интеграция образовательных областей:«Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Музыка». Материал к занятию: синтезатор, предметные картинки, сигналы-символы, листочки для рисования. Предварительная работа: беседа с детьми об жарких странах, их обитателях, чтение и рассматривание иллюстраций к стихотворению «Доктор Айболит» К. И. Чуковского. Заучивание пальчиковой гимнастики; разучивание и пение песен; рисование животных, проведение подвижных и дидактических игр. Ход НОД:Здравствуйте ребята! Нам принесли письмо от Доктора Айболита. Он просит вас отправиться с ним в Африку и помочь спасти заболевших зверей. В письме он спрашивает: «Скажите, что надо делать, чтобы всегда быть здоровыми?» (Нужно делать зарядку, закаливаться, есть полезные продукты, гулять.) Не боитесь трудностей? Тогда отправляемся в дальний путь! На чем можно добраться? ( на самолете) Развитие координации речи с движением «Самолет» (выполнение движений, соответствующих тексту). Руки в стороны: в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед, левое крыло вперед, Правое крыло вперед, левое крыло вперед. Полетел наш самолет. Ребята, будьте внимательны: точно выполняйте команды!
Ровным кругом друг за другом Мы идем за шагом шаг, Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе, Сделаем вот так… Упражнения для развития общей моторики:
Эй, веселый наш народ! Отправляемся в поход ( ходьба, марш). Мостик в стороны качался, а под ним ручей смеялся. На носочках мы пойдем На тот берег попадем ( ходьба на носках, руки в стороны). Дальше глубже в лес зашли, Налетели комары. Руки вверх - хлопок над головой, Руки вниз - хлопок другой( хлопок в ладошки над головой и внизу). Под кустом пролезть не страшно. И под елкой не опасно. Друг за другом успевайте, Только ветки не ломайте (ходьба вприсядку) Мы идем, идем, идем. Никогда не устаем, Все преграды на пути, Сможем запросто пройти. (Ходьба с высоким подниманием коленей). В джунглях часто идет дождь. Давайте прохлопаем пальчиками стихотворение о дожде. Упражнение на развитие мелкой моторики: «Дождик» (По методике Л.З. Арутюнян) Капля-раз, капля - два, Капля медленно сперва: Капля - кап - кап- кап! А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом: Кап- кап- кап! кап - кап - кап! Солнышко выглянуло… Упражнения для регуляции мышечного тонуса:«Солнышко»: руки к солнышку тяни - в напряжении они (вытянуть напряженные кисти рук над головой - расслабить руки низ). «Радуга»: руки в сторону и в кулачок, разожмем и на бочок. «Лягушка»- «Слоник»: Свои губы прямо к ушкам мы растянем как лягушки, А теперь слоненок я, видишь хобот у меня. Вы слышите, кто-то плачет?
Упражнение на развитие дыхания, мимики и пантомимики:А в Африке, а в Африке, на черной Лимпопо. Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо. ( У - У- У -У !)И рыщут по дороге слоны и носороги, И говорят сердито: «Что ж нету Айболита?»( Ау - ау - ау !)А рядом бегемотики схватились за животики, У них, у бегемотиков животики болят.(Ох - ох - ох!)И тут же страусята визжат, как поросята, Ах, жалко, жалко, жалко бедных страусят!( И - И - И!)Какие животные и птицы живут в Африке? (носороги, слоны, бегемоты, крокодилы и т.д.) Образование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного « Назовите животных ласково»:Слон - слоник, бегемот- бегемотик, обезьяна- обезьянка, черепаха- черепашка, дикая кошка- кошечка, попугай-попугайчик . Ребята! Вы помните, как заканчивается сказка К. И. Чуковского «Айболит»? Вылечил доктор зверей? (да) Давайте напишем заметки для газеты о том, что увидели в Африке (дети составляют предложения по указанию логопеда). Повторите, какие слова, обозначающие животных называли. Мы уже научились различать слова от предложений. Как мы договорились обозначать слова? (короткой полоской). А предложения? (длинной полоской). Сегодня мы научимся делать предложение длиннее. Из 3-х,4-х слов. Ответьте на вопросы: Как звали доктора?(Айболит).Что он сделал с животными?(вылечил).Составьте предложение из этих слов.(Айболит вылечил).Сколько слов назвали?( два). Назовите первое. Второе. Сейчас мы расскажем: кого вылечил Айболит? Назовите животных. Составьте предложение по своим картинкам. Сколько слов назвали? (Три). Запомните свои предложения. Давайте расскажем: кого, чем угостил Айболит. (Кто угостил кого и чем?) Куда отправлялись путешествовать и с кем? Кому помогали? На чем летели? Что расскажите родителям? Ребята, сфотографируйте животных на память. (Дети штрихуют фигурки животных).