Техника как знаковая система и инструментарий культуры

Техника служит человеку средством воздействия на природу с целью защиты от неблагоприятных для него природных процессов и приспособления природы к своим нуждам. С помощью техники люди «окультуривают» окружающую их среду, превращают ее в «материальное тело» культуры. Значение техники в этом процессе настолько велико, что историки различают века и периоды в зависимости от уровня развития техники, например, каменный век, бронзовый век, железный век и т.д.

Техника (от гр. techne – искусство, мастерство, умение)– это средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели. В художественной деятельности выделяются те или иные особенности техники музыканта, техники письма художника, техники ваяния скульптора и т.д. Обычно различают два вида техники:

- материальная техника – это разработанные орудия, машины, аппараты и прочие материальные средства человеческой деятельности, которые многократно увеличивают силы и возможности людей;

- исполнительная техника – это совокупность способов, приемов деятельности. Это техника знаний и умений, закрепленная в психике человека.

Одной из характерных черт техники выступает факт создания особого инструментария культуры, так как любая культурная деятельность имеет технологический аспект, и требует как использования определенных технических орудий и устройств, так и владения исполнительной техникой. Универсальными техническими инструментами культуры являются: язык, техника мышления, информационная техника.

Техника несет в себе огромное количество социальной информации, она стала главной знаковой системой культуры и выступает как определенный культурный код. В любых технических объектах содержится информация об их назначении и употреблении. Технику следует рассматривать как семиотический код, особый язык культуры, который способен служить средством хранения и передачи информации. В любом техническом объекте есть уровни подходов: код действий (предназначенность выполнения функций) и информационность (техника может служить источником массы сведений об обществе, в котором ее создают и используют).

Фундаментальной характеристикой техники является то, что она выступает посредником между человеком и природой. Она занимает промежуточное положение между человеком и природой в процессе труда. Техника тесно и непосредственно связана с материально-практической жизнью людей. Благодаря этому она служит звеном, соединяющим культуру с практикой. Стимулы для развития и совершенствования техники различны. Но если они порождаются условиями общественной жизни, то воздействие их на культуру принимает вид социального заказа. При этом складывается определенная система взаимоотношений человека с техникой, в которой сочетаются и распространяются функции, устанавливается необходимое согласование. В соответствии с функциональным назначением современную технику подразделяют на следующие виды: производственная, транспорта и связи, научных исследований, военная, обучения, культуры и быта, медицинская, управления.

Абсолютизация отношения к природе, в основе которого лежит стремление и способность человека господствовать над ней, подчинять себе, постепенно формировала агрессивный тип взаимодействия человека с природой, что вызвало глобальную проблему экологии.

Еще одна важнейшая социокультурная характеристика техники состоит в том, что она есть средство, изменяющее самого человека и задающего проблему человека в мире техники. Осмысление этой характеристики породило множество вопросов: о месте техники в сообществе людей; о мере влияния ее на характере социума; о включении техники в систему социальных, политических, в том числе международных отношений; о воздействии на психическую, интеллектуальную, духовную жизнь; об устранении негативных последствий техники; о необходимости системы нравстенных норм жизни в техническом мире и т.п.

Социокультурный смысл техники:

- это степень совершенства способа деятельности, которая представляет собой «искуссность», «мастерство» и при этом мастерство не только собственно инженерной деятельности, но и любой другой (техника чтения, техника приготовления пищи, техника осуществления власти и т.д.).

- это степень развития человека, ведь техника создает условия для совершенствования способностей личности и служит средством реализации природных задатков.

Преувеличенная оценка роли техники в жизни человека породила два противоположных идейно-теоретических течения: техницизм и технофобию.

Техницизм – направление в общественно-политической мысли и социально-психологическая установка, базирующаяся на вере в исключительно положительное воздействие техники на общество. Идеологи техницизма утверждают, что каждое новое поколение технических устройств расширяет сферу влияния техники в социальной жизни, а значит, увеличивает общую сумму благ. В конечном счете технический прогресс должен привести человечество к «всеобщему благоденствию».

Технофобия (буквально: страх перед техникой) – негативное восприятие технического прогресса, недоверие к нему, боязнь и страх перед непредсказуемыми опасностями новых технологий, восприятие техники как врага человека, превращающего его в придаток машины. На базе технофобии сформировалось определенное идейно-теоретическое течение, выступающее против неограниченного потребительства и беспредельного внедрения технических средств во все сферы жизни человека.

Техника находится в многообразных связях со многими явлениями культуры, но прежде всего с наукой. Существование техники и науки имеет взаимообусловливающий характер.

Технологическая культура

В наше время особое значение приобретает технологическая культура, она объединяет три основных компонента – технику, науку и инженерию.

Технология человеческой деятельности в отличие от деятельности животных не дана людям от природы, а представляет собой культурное явление. Под технологией в широком смысле понимается не только производственная технология, но и целесообразная организация любой человеческой деятельности вообще.

В древности предметный, материально-технический базис культуры был очень узок. Однако в содержании технологической культуры с самого начала просматриваются две ее составляющие – регулятивная (магическая) и когнитивная (мифологическая). Технологическая культура существовала в форме мифа и магии и выражалась большей частью в умениях и навыках.

Историческое развитие технологической культуры также шло в двух направлениях. Рос ее когнитивный арсенал, т.е. нарастал объем технических знаний на основе разделения труда и возникновения профессий. Но и расширялся предметный инвентарь технологической культуры, что воплощалось в материальных средствах деятельности – предметной технике.

Вплоть до эпохи Возрождения технические знания имели, прежде всего, практический характер и сводились к правилам, которых надо придерживаться при выполнении работы. Наука тогда понималась как часть философии, она была формой духовной культуры, сферой возвышенной духовной деятельности. Наукой занимались не ради пользы, а ради истины.

Однако, наука, отделившись от философии, сблизилась с практикой и появились технические науки. С развитием теоретического естествознания происходило и совершенствование технических наук. Теперь в науке стали видеть не столько сокровищницу духовных ценностей, сколько силу, которую можно пустить в дело, чтобы получить практически полезные результаты. Этот принципиально новый взгляд на науку отчетливо выразился в афоризме Роджера Бэкона: «Знание - сила» (о философии так никто не говорил).

После научной революции XYI – XYII вв. наука окончательно обретает новое – деловое, прагматическое – «лицо». Технические науки из сферы духовной культуры переходят в область культуры технологической.

Технологическая культура имеет свои особенности.

1. Технологическая культура утилитарна. В этом отношении она противоположна культуре духовной. Если учесть, что культура развивается неравномерно, то между ее технологической и духовной областями существует своего рода конкурентная борьба. Стоит обществу допустить «перекос» в пользу технологической культуры, то сразу видна угроза забвения духовных ценностей, что ведет к образованию общества потребителей.

2. Технологическая культура по отношению к духовной и социальной культуре выполняет служебную роль. Никакие достижения науки и техники не могут служить конечными целями, к осуществлению которых должно стремиться общество или человечество. Прогресс технологической культуры должен оцениваться и контролироваться с ценностных позиций, вырабатываемых вне ее.

3. Технологическая культура обладает лишь инструментальными ценностями, которые выступают в качестве средств достижения каких-то фундаментальных ценностей, заданных духовной или социальной культурой. Технологические ценности – это эффективность, точность, истинность, экономичность, прочность и т.п.

4. Технологическая культура рациональна. Она отбрасывает всяческие мифологические и религиозные чудеса. Она вносит рациональность во все ветви культуры, пользующиеся ее услугами.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)

Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)

Наши рекомендации