Лекция 2
Учебно-методические материалы
По дисциплине
Основы теории межкультурной коммуникации
Тексты лекций
Лекция 1
СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
План
1. Общение как одна из главных потребностей человека.
2. Язык и речь.
3. Модель общения. Структура коммуникативного акта.
4. Типы коммуникации.
5. Разновидности общения.
6. Межкультурная коммуникация и принцип толерантности.
Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция –тяжелейшее испытание для людей, по какой-то причине лишенных возможности общаться.
Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика. Общение пронизывает всю нашу материальную и духовную деятельность (ежедневно общаются между собой члены семьи, производственная деятельность включает в себя общение.
В качестве синонима термину общениев науке используют термин коммуникация(от фр. communication , которое восходит к лат. communicatio – 'сообщение, передача').
Таким образом, язык– это находящаяся в распоряжении коллектива
а) система элементов – единиц разных ярусов (фонем, морфем, лексических единиц, предложений);
б) система правил их функционирования.
Язык – система категорий, извлекаемых из речи, организующих речь, но недоступных восприятию чувствами – зрением, слухом.
Речьможно определить как использование языка в коммуникативных целях. В чём же заключаются закономерности построения речи? Минимальной речевой единицей, данной лингвисту в непосредственном наблюдении, является речевой (или коммуникативный) акт.
Речевой акт– это двусторонний процесс, охватывающий говорение (писание), слуховое (или зрительное) восприятие и понимание.
Модель речевого акта:
Контекст
Код Код
Адресант → Сообщение → Адресат
(отправитель) (референция) (получатель)
Рис. 1
Основными элементами речевого акта являются: отправитель сообщения (адресант) – говорящий (или пишущий), получатель сообщения (адресат) – слушающий (или читающий), канал связи, сообщение, код, контекст (ситуация). Сообщение может пониматься как процесс порождения речи, так и ее результат, т. е. текст (звучащий или зафиксированный на бумаге, электронном носителе). Референция – это содержание сообщения. Код в речевой коммуникации – это тот язык (или разновидность языка: диалект, жаргон), который используют участники речевого акта для того, чтобы понять друг друга. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие общающихся.
Искажение информации может быть следствием:
а) неверного использования кода;
б) неполного совпадения кодов передающей и принимающей сторон;
в) использования разных языков;
г) использования одного и того же языка представителями разных культур;
д) нарушений в канале связи.
В функциональном расслоении РЛЯ на первый план выдвинуты основные функционально-стилевые сферы: книжная и разговорная речь.
Книжная речь и разговорная речь разграничиваются в зависимости от их основного функционального назначения: речь с установкой на официальность общения – книжная, а на неофициальность общения – разговорная.
Речь книжная и речь разговорная могут быть представлены либо в письменном виде (письменные тексты книжной речи – научные статьи и монографии, тексты художественных произведений, тексты законов, газет и журналов; письменные тексты разговорной речи – дружеские письма, записки) либо в устном (лекции, выступления на митинге, телепередачи – это устные тексты книжной речи; бытовой диалог – это устный текст разговорной речи).
Важным основанием для выделения типов общения является характер употребляемых средств коммуникации.
С одной стороны, общение опирается на а) естественныесредства, т. е. использует тело человека, его органы – губы, зубы, нёбо, язык, гортань. С другой стороны, к этим средствам давно добавились б) искусственные:специальные материалы и приспособления для письма, разнообразная множительная техника, телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютерные средства общения и т. д. Современное общество во многом обязано своим уровнем развития печатным и электронным средствам общения.
Общение может быть непосредственнымиопосредованным.
Непосредственным, или прямым, является такое общение, при котором коммуникативные действия человека и их восприятие адресатом совершаются одновременно, в одной коммуникативной ситуации и без применения искусственных средств общения. В непосредственном общении весьма значимы несловесные средства коммуникации.
Опосредованное общение протекает как в монологических, так и в диалогических формах. Оно производно от непосредственного, надстраивается над ним, но постепенно становится главным или даже единственным в некоторых сферах коммуникации, например, в сфере художественного словесного искусства, в Интернет-общении. Речевое взаимодействие создателя литературного произведения с читателями опосредовано фиксированным текстом этого произведения.
Выделяются четыре основные разновидности общения:
1) общение с реальным партнером,
2) общение с иллюзорным партнером,
3) общение с воображаемым партнером,
4) общение воображаемых партнеров.
Межкультурная коммуникация(МКК) – это «адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам
Лекция 2