Требования к уровню подготовки учащихся 10–11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена в соответствии с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта (среднего) общего образования, в соответствии с примерной программой (среднего) общего образования по русскому языку.
Учебник русского языка 10-11 класс.
Автор: Гольцова Н.Г., И.В. Шамшин, Мещерина М.А.: «Русское слово», 2013.
Срок реализации программы – 1 год
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
- повторение, обобщение и систематизация ранее полученных знаний;
- углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- расширение знаний о языке, проникновение в его ткань, структуру, законы.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
СТРУКТУРА КУРСА
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре данной рабочей программы.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения подчинены формированию конкретных умений и навыков по основным разделам русского языка, обеспечивая повторение при подготовке к ЕГЭ.
Программа охватывает все разделы курса «Русский язык». Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимодействии. Подача материала осуществляется крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему во всём своём многообразии и единстве.
Большое внимание уделяется выработке практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма. Орфографический, пунктуационный анализ обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умение и навыки нормативного использования языковых средств. Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации» и др. очень важны для повторения правил орфографии и пунктуации, так обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.
Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность.
Программа предполагает использование на занятиях и самостоятельной работе все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды базируются на ранее полученных знаниях. Большое место отводится орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.
Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях в классе, а также правильной организованной самостоятельной работой, так как знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное изучение материала первоисточников. Анализ текстов разных стилей обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Требования к уровню подготовки учащихся 10–11 классов