Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:

• распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; де­ревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основ­ные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

• правилам поведения в природе;

• называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;

• называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

• распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; осо­бенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на ули­це, в быту, на воде, при контактах с людьми;

• называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;

• называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

Второклассники получат возможность научиться:

· различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в при­роде под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;

· различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;

· выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

· использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

· определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение лично­стных результатовначального образования.

У второклассника продолжается:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио­нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об­щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга­ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;

4) формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

б) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том чис­ле в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со­циальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзы­вчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных соци­альных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных си­туаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотива­ции к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У второклассника продолжается:

1) процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

З) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

б)формирование умения использовать знаково-символические средства представле­ния информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения и практических задач;

7) формирование умения активно использовать речевые средства и средства инфор­мационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и позна­вательных задач;

8) формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных ис­точниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обра­ботки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окру­жающий мир»;

9) процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобще­ния, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­ - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения до­говариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведе­ние и поведение окружающих;

12) процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отра­жающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) формирование умения работать в материальной и информационной среде началь­ного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержани­ем учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются предметные результаты. Вто­роклассник учится:

1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической гра­мотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предпола­гает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познава­тельные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достиже­ний ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже­ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи­рованных работ го предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность де­монстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высо­ких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализует­ся в рамках накопительной системы, которая:

• является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование каче­ства образования;

• реализует одно из основных положений Федеральных государственных образова­тельных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсаль­ных учебных действий;

• позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе на­чального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

• предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятель­ность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

• соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

• динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контрольпо окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неде­лю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из не­скольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставленияитоговой оценкислужат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Наши рекомендации