Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов
Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»: основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 6 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватно понимать информацию устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка как языка русского народа, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.
Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ»: приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6-а классе по программе Л.М. Рыбченковой (204 часов в год- из расчёта 6 часов в неделю).
№ урока | Содержание программного материала | Колич. часов | Вид контроля | Дата провед | Фактическая дата провед. |
Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. §1 | |||||
Понятие о функциональных разновидностях языка. §2 | |||||
3-4 | Текст и его признаки. §3 | ||||
5-6 | Орфоэпические нормы. §4 | ||||
Морфемика, словообразование, орфография. | |||||
7-8 | Состав слова. §5 | ||||
РР Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка (упр.34). | РР | ||||
10-12 | Основные способы образования слов в русском языке. §6 | ||||
13-14 | Сложные и сложносокращённые слова. §7 | ||||
Понятие об этимологии. §8 | |||||
16-17 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. §9 | ||||
РР Сочинение на лингвистическую тему. | сочин | ||||
19-21 | Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- §10 | ||||
22-24 | Правописание приставок пре-/при- §11 | ||||
Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография». | |||||
Тестирование по теме. Стартовый контроль. | тест | ||||
•Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Дикт. | ||||
Работа над ошибками. | |||||
Лексикология, орфография, культура речи. | |||||
29-30 | Повторение изученного в V классе. §13 | ||||
31-32 | РР Сочинение-рассказ о народном промысле. | Сочин. | |||
33-34 | Метафора. §14 | ||||
35-36 | Лексические выразительные средства. §15 | ||||
РР Подготовка материалов для сочинения-описания (упр.113). | |||||
38-41 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. | ||||
Исконно русские слова. §17 | |||||
43-44 | Заимствованные слова. §18 | ||||
45-46 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. §19 | ||||
47-48 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. §20 | ||||
49-50 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы. §21 | ||||
51-52 | Профессионализмы. §22 | ||||
Жаргонизмы. §23 | |||||
54-55 | Стилистически нейтральная и книжная лексика. §24 | ||||
56-57 | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. §25 | ||||
РРСочинение-рассуждение. | сочин | ||||
59-60 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.§26 | ||||
61-62 | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. §27 | ||||
63-64 | РР Изложение (сжатое). | Излож. | |||
Повторение темы «Лексикология». | |||||
•Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Дикт. | ||||
Работа над ошибками. | |||||
Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи. | |||||
Части речи в русском языке. §29 | |||||
69-70 | Имя существительное как часть речи. §30 | ||||
71-72 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. §31 | ||||
Имена существительные общего рода. | |||||
Морфологический разбор имени существительного. §33 | |||||
РР Стиль текста( упр.253, 254). | |||||
76-79 | Словообразование имён существительных. §34 | ||||
80-81 | Сложносокращённые имена существительные. §35 | ||||
82-84 | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. §36 | ||||
Повторение темы «Имя существительное». §37 | |||||
•Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Дикт. | ||||
Работа над ошибками. | |||||
Имя прилагательное. | |||||
88-89 | Имя прилагательное как часть речи. §38 | ||||
90-91 | Особенности строения текста-описания. §38 (упр.286-287). | ||||
92-93 | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. §39 | ||||
94-95 | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. §40 | ||||
РР Сжатое изложение ( упр. 303-304). | Излож. | ||||
97-98 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. §41 | ||||
99-100 | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. §42 | ||||
101-102 | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. §43 | ||||
Морфологический разбор имени прилагательного. §44 | |||||
104-105 | Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | ||||
106-108 | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. §46 | ||||
Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-. §47 | |||||
110-111 | Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. §48 | ||||
112-113 | РР Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. §49 | ||||
Повторение темы «Имя прилагательное». §50 | |||||
•Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Дикт. | ||||
Имя числительное. | |||||
116-117 | Имя числительное как часть речи. §51 | ||||
118-119 | Простые, сложные и составные числительные. §52 | ||||
Количественные и порядковые числительные. §53 | |||||
РРРоль числительных в тексте (упр.385). | рр | ||||
122-124 | Склонение числительных. §54 | ||||
125-127 | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). §55 | ||||
РР Сочинение на лингвистическую тему (упр. 417). | Сочин. | ||||
Синтаксическая роль числительных в предложении. | |||||
Лексические способы сокращения текста. | |||||
Морфологический разбор числительного. §57 | |||||
Повторение темы «Имя числительное». §58 | |||||
•Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Дикт. | ||||
Местоимение. | |||||
134-135 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. §59 | ||||
136-137 | Личные местоимения. §60 | ||||
РР Приёмы сжатия текста. §60 | рр | ||||
Возвратное местоимение себя. §61 | |||||
140-141 | Притяжательные местоимения. §62 | ||||
142-143 | РР Сочинение-описание картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451). | Сочин. | |||
Указательные местоимения. §63 | |||||
Определительные местоимения. §64 | |||||
РР Текст. Логика текста (упр.460). | |||||
147-148 | Вопросительно- относительные местоимения. §65 | ||||
149-150 | Неопределённые местоимения. §66 | ||||
151-152 | Отрицательные местоимения. §67 | ||||
Морфологический разбор местоимения. §68 | |||||
154-155 | РР Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва» (упр.488-491). | Сочин. | |||
Повторение темы «Местоимение». §69 | |||||
Тестирование по теме «Местоимение». | |||||
•Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Дикт. | ||||
Глагол. | |||||
159-160 | Глагол. §70 | ||||
161-162 | Совершенный и несовершенный вид глагола. §71 | ||||
Разноспрягаемые глаголы. §72 | |||||
164-165 | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. §73 | ||||
166-168 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. §74 | ||||
Условное наклонение. §75 | |||||
170-171 | РР Сочинение-рассуждение по упр. 540. | Сочин. | |||
172-175 | Повелительное наклонение. §76 | ||||
176-177 | РР Создание текста- инструкции (упр. 550-552). | РР | |||
Употребление наклонений. §77 | |||||
179-181 | Безличные глаголы. §78 | ||||
Морфологический разбор глагола. §79 | |||||
183-185 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. §80 | ||||
186-187 | РРРассказ о событии. §81 | РР | |||
188-189 | Повторение темы «Глагол». §82 | ||||
•Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Дикт. | ||||
Работа над ошибками. | |||||
Синтаксис, пунктуация, культура речи. | |||||
Основные единицы синтаксиса. §83 | |||||
193-194 | Простое предложение.§84 | ||||
РР Сочинение-описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща» (упр.591-592). | Сочин. | ||||
Порядок слов в предложении. §85 | |||||
Простое осложнённое предложение. §86 | |||||
РР Рассуждение. §87 | РР | ||||
199-200 | Сложное предложение. §88 | ||||
Синтаксический разбор простого и сложного предложений. §89 | |||||
Повторение темы «Синтаксис и пунктуация».§89 | |||||
•Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Дикт. | ||||
Итоговый заключительный урок. Подведение итогов за год. |