Требования к уровню подготовки учащихся ЗПР-7-х классов.

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

 понимать роль музыки в жизни человека.

 совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель.)

 эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и

современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

 понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

 иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности.

 знать имена выдающихся отечественных и зарубежных и татарских композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их

произведения и интерпретации.

 исполнять народные и современные песни (русские, тувинские), знакомые мелодии изученных классических произведений.

 творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-

ритмического движения, импровизации.

 проявлять инициативу в различных формах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные

вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)

 выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.

 иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих

событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

 совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки,

видеотеки и пр.

Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ» (34ч)

Урок 1. «Магическая единственность» музыкального произведения (1ч)

Музыкальная форма, объе­диняющая в едином замыс­ле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы

Хоровое пение:

Ю. Шевчук. Что такое осень.

Знать что такое сюита и сонатная форма, соната

Уметь определять смысл, тему, эмо­циональное состоя­ние музыкального произведения и объ­яснять неповтори­мость музыкальных произведений

СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ (15ч)

Урок 2.Музыку трудно объяснить словами (1ч)

Два вида музыкальной об­разности. Тишина, непод­вижность и покой; их во­площение в музыке. Зна­комство с различными му­зыкальными образами ти­шины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интер­претация. Переложение. Ремикс

Слушание музыки:

И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент;

Хоровое пение:

Ю. Мигуля. Быть человеком

Знатьопределение терминов: сюита, соната. Уметь: определять музыкальный образ в прослушиваемом произведении; пере­давать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отрабо­танные вокально - хоровые навыки

Урок 3-4. Что такое музыкальное содержание (2ч)

Музыкальное содержание. Характерные черты челове­ка при создании его музы­кального образа. Образ в ли­тературе, изобразительном искусстве и музыке. Музы­кальный образ может вклю­чать в себя одну или не­сколько мелодий - это зна­чит иметь одну или не­сколько граней

Слушание музыки:

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц;

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть.

Хоровое пение:

Ю. Мигуля. Быть человеком

Знатьособенности содержания в музы­ке, сравнивать поня­тие «образ» в других видах искусства (ли­тературе, изобрази­тельном искусстве). Уметь анализиро­вать музыкальное произведение

Каким бывает музыкальное содержание (4 ч)

Урок 5. Музыка, которую необходимо объяснить словами (1ч)

Музыка передает тонкие, почти неуловимые движе­ния чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке

Воплощение содержания в произведениях программной музыки. Программность обобщающего характера (на примере концерта«Зима» из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года»

А. Вивальди).

Слушание музыки:

А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года»;

О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент;

Хоровое пение:

Ю. Шевчук. Что такое осень.

Ю. Мигуля. Быть человеком

Уметьприводить примеры создания образа человека в музыке, литерату­ре, изобразительном искусстве. Знать из чего скла­дывается музыкальное содержание

Урок 6. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского (1ч)

Музыка русской природы. Образ, воображение, изо­бражение (определение в литературе, изобразитель­ном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский - музыкальный живописец

Свойство программности — расширять и углублять музыкальное содержание.

Соотнесение образов поэтического и музыкального произведений (на примере стихотворения Н. Некрасова «Тройка» и пьесы П. Чайковского «На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковского).

Художественный материал:

П о э з и я

Н. Некрасов. Тройка (фрагмент).

М уз ы к а

П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).

Песенный репертуар:

Ю. Шевчук. Что такое осень.

Ю. Мигуля. Быть человеком

Знатьособенности содержания в музы­ке, сравнивать поня­тие «образ» в других видах искусства. Уметь определять характерные черты музыкального.

Урок 7. «Восточная» партитура Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада» (1ч)

Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в музыкальных образах, темах,

интонациях (на примере I части из симфонической сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова).

Н. Римскй-Корсаков - вели­кий сказочник в русской музыке. Восточная тема в творчестве Н. Римского-Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфониче­ская партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова

Слушание музыки:

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть.;

Хоровое пение:

Ю. Шевчук. Что такое осень.

Ю. Мигуля. Быть человеком

Знать, что музыка может рассказать о человеке.Уметь анализиро­вать музыкальное произведение.

Урок 8-9. Когда музыка не нуждается в словах (2ч)

Музыка - язык чувств. То­нальность, колорит и кра­сочность музыкальных сочинений. Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литературной программы. Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением музыкального образа Этюда ре-диез минор А. Скрябина (интерпретация В. Горовица).

Слушание музыки:

А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12.

Хоровое пение:

Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев

Знать значение тональности и колори­та в музыке. Уметь проанализи­ровать музыкальное произведение

Обобщение пройденного материала. Тестирование. Подведение итогов.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ (3 ч)

Урок 10. Лирические образы в музыке (1ч)

Что означают выражения «лирическая тема в музыке», «лирический образ в музыкальном произведении». На­строение в музыке. Лириче­ский род в музыке, отлича­ется повышенной мелодич­ностью и напевностью зву­чания, лаконичностью художественных образов

Воплощение содержания в художественных произведениях малой и крупной формы (на примере картин «Юный нищий» Э. Мурильо и «Триумф Цезаря» А. Мантенья). Связь между образами художественных произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры. Особенности лирического художественного образа. Мотивы печали и прощания в прелюдии соль-диез минор, соч. 32 № 12 С. Рахманинова.

Слушание музыки:

С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12;

Хоровое пение:

Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев

А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Есть только миг

Знатьопределение и основные признаки лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к ли­рике.

Урок 11. Драматические образы в музыке (1ч)

Драматический образ в му­зыкальном произведении. Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта

Слушание музыки:

Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь;

Хоровое пение:

Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев;

А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Есть только миг.

Знать определение и основные признаки драматического об­раза в музыке. Уметь в музыке увидеть трагедию, почувствовать боль и крик человеческой души

Урок 12. Эпические образы в музыке (1ч)

Эпические образы в музы­ке - это образы не только героев, но и событий исто­рии, образы природы, изо­бражающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личны­ми проблемами, а история.

Слушание музыки:

Н. Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Вступление к опере «Садко».

Хоровое пение:

Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев;

А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Есть только миг.

Знать определение и основные признаки эпического образа. Уметь определять и описывать в музы­ке эпические образы, отличать эпос от ли­рики и драмы

О ЧЕМ «РАССКАЗЫВАЕТ» МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР (4 ч)

Урок 13. Память жанра (1ч)

Жанры классической музы­ки: вокальная, танцеваль­ная, вокально-инструментальная, инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жан­ры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу ис­полнителей, по особенностям формы, по обстоятель­ствам исполнения

Способность музыкальных жанров вызывать определенные образные представления (ассоциативность жанра). Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания (на примере Полонеза ля-бемоль мажор Ф. Шопена).

Слушание музыки:

Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6;

Хоровое пение:

В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка;

Знать, чем отлича­ется песня от роман­са; в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой.

Уметь: анализировать музыкальное произведение; раз­личать музыкальные жанры и давать им краткую характери­стику

Урок 14. Такие разные песни, танцы и марши (1ч)

Песня как вид искусства де­лится на два направления - бытовая и профессиональ­ная. Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки

Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных жанров. Воплощение народной песенности

в произведениях композиторов-классиков (на примере финала Симфонии № 4 П. Чайковского).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание);

В. Берковский, С. Никитин, стихи М. Величанского. Под музыку Вивальди (пение)

Слушание музыки:

Во поле берёза стояла. Русская народная песня;

П. Чайковский. Симфония № 4. IVчасть. Фрагмент;

Хоровое пение:

В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка;

В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди.

Знать: виды песен; чем отличается пес­ня от романса. Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятель­ности

Урок 15. Такие разные песни, танцы и марши (1ч)

Марш получает разные на­звания в зависимости от скорости движения. Цере­мониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра

Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и оперы «Аида» Дж. Верди.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик» (слушание); Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание)

Слушание музыки:

П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент;

Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2.

Хоровое пение:

В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка;

В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди.

Знать, в чём разни­ца между полькой и маршем, и валь­сом, менуэтом и ма­зуркой. Уметь: слушать, воспринимать и ана­лизировать музы­кальные произведе­ния; определять му­зыкальный ритм

Урок 16. Такие разные песни, танцы и марши (1ч)

Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средства­ми пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой вырази­тельных положений челове­ческого тела. Виды танцев

Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.

Состояние мечтательной грусти в вальсе си минор Ф. Шопена.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин» (слушание);

Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2 (слушание)

Хоровое пение:

В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка;

В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди.

Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой

ФОРМА В МУЗЫКЕ (18ч)

Что такое музыкальная форма (3ч)

Урок 17. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы (1ч)

Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, при­мененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы

Слушание музыки:

Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин»;

Хоровое пение:

Е. Крылатов, стихи Н. Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам;

Э. Колмановский, стихи Л. Дербенёва, И. Шаферана. Московская серенада;

Понимать, что такое форма в музыке. Знать виды форм, повторение варьирования, контраста, развития. Уметьопределять образное содержание музыкального про­изведения

Урок 18. «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» (1ч)

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения об­разного содержания. Ос­новные музыкальные фор­мы и их схемы. Понимание музыкальной формы в узком и широком смысле. Единство содержания и формы — непременный закон искусства (на примере стихотворения «Сонет к форме» В. Брюсова). Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта и Серенады Ф. Шуберта).

Художественный материал:

П о э з и я

В. Брюсов. Сонет к форме.

Ж и в о п и с ь , а р х и т е к т у р а , д е к о р а т и в н о - п р и к л а д н о е и с к у с с т в о

Собор Нотр-Дам в Париже;

Микеланджело. Внутренний вид купола собора св. Петра;

Братья Лимбург. Крещение. Из Роскошного часослова герцога Беррийского;

Микеланджело. Мадонна Дони;

О. У. Пьюджин. Готический диван;

Вид лестницы Библиотеки Лауренциана.

М у з ы к а

В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание);

Ф. Шуберт. Серенада (слушание).

Песенный репертуар:

А.3ацепин, стихи Л. Дербенева. Есть только миг. Из кинофильма «Земля Санникова» (пение)

Знатьопределение духовной музыки. Уметь описать образ и определить форму музыки; проявлять навыки вокально-хоровой деятельно­сти

Урок 19. От целого к деталям (1ч)

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения об­разного содержания. Ос­новные музыкальные фор­мы и их схемы. Особенности претворения ладотональности в Увертюре к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта («торжествующая жажда жизни).

Выражение мотива тоски и одиночества в пьесе «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь» Ф. Шуберта.

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (слушание);

Ф. Шуберт. Шарманщик. Из вокального цикла «Зимний путь» (слушание);

А. Рыбников, стихи Р. Тагора. Последняя поэма (слушание)

Знать, что такое форма в музыке. Уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые

Музыкальная композиция (9ч)

Урок 20. Какой бывает музыкальная композиция (1ч)

Композиция (составление, сочинение) - категория му­зыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработан­ного и завершённого в себе музыкального произведе­ния, «опуса»

Слушание музыки:

Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент;

М. Равель. Игра воды. Фрагмент;

Хоровое пение:

Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка;*

М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь;

А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны;

А. Бородин. Спящая княжна (участие в вокальном исполнении);*

В. Синявский, стихи М. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас!

Знать определение композиции в музы­ке; разновидности музыкальной компо­зиции. Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельно­сти

Урок 21. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) (1ч)

Разнообразие музыкальных образов. Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме музыкального периода (на примере Прелюдии ля мажор Ф. Шопена).

Слушание музыки:

Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7;

Хоровое пение:

Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка;*

В. Синявский, стихи М. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас!

Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкаль­ных произведений в шестнадцати так­тах.

Урок 22. Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) (1ч)

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со вре­мен барокко. Прелюдия вы­ступает в роли импровиза­ционного вступления к фу­ге. Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в бо­лее крупные циклы на осно­ве какого-либо формального или тематического прин­ципа. Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев — главные структурные единицы вокальной двухчастности (на примере романса «Венецианская ночь» М. Глинки). Особенности производного контраста (воплощение двух граней одного художественного образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса.

Слушание музыки:

М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь

Хоровое пение:

В. Синявский, стихи М. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас!

Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкаль­ных произведений с двухчастной фор­мой; проявлять при­обретенные навыки хоровой деятельности

Урок 23. Трехчастная форма. М.Глинка «Я здесь, Инезилья» (1ч)

Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина и Глин­ки. Трехчастная форма – тип композиционной структуры, применяемый в музыке в ка­честве формы целой пьесы или ее части. Схема строения трехчастной формы: ABA. Что такое музыкальная репризная трехчастная форма. Реализация музыкального образа в трехчастной форме (на примере романса М. Глинки «Я здесь, Инезилья...»). Производный контраст между разделами формы. Выразительная роль деталей.

Слушание музыки:

М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья…»

Хоровое пение:

Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка;*

В. Синявский, стихи М. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас!

Знать определение трехчастной формы в музыке, репризы, композиционное по­ строение трехчастной формы, какие произведения излагаются в трехчастной форме. Уметь приводить примеры трехчастной формы в музыкаль­ных произведениях

Урок 24-25. Многомерность образов в форме рондо (2ч)

Рондо - музыкальная фор­ма, сложившаяся под неко­торым влиянием лириче­ских стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повто­ряется. Происхождение свя­зано с народной песенно-танцевальной музыкой. Художественные особенности формы рондо

(на примере стихотворения В. Брюсова «Рондо»). Роль рефрена и эпизодов в форме музыкального рондо. Сопоставление двух

содержательных планов в романсе «Спящая княжна» А. Бородина. Многоплановость художественного образа в рондо «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и «Джульетта» С. Прокофьева

Художественный материал:

П о э з и я

В. Брюсов. Рондо.

М у з ы к а

А. Бородин. Спящая княжна (слушание, участие в исполнении);

С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта» (слушание)

Знать определение формы рондо и со­натной формы в му­зыке. Уметьприводить примеры музыкаль­ных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме; характеризо­вать и сравнивать их

Урок 26. Вариации в «Ленинградской симфонии» Д.Д.Шостаковича(1ч)

Образ Великой Отечествен­ной войны в «Ленинград­ской» симфонии Д. Шоста­ковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной войны. Особенности слож­ных жанров: симфония. Реализация принципа повторности и развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича Обобщение по теме «Форма в музыке» (обновление содержания в рамках известных форм, значимая роль повторности в процессе музыкального формообразования).

Художественный материал:

П о э з и я А. Ахматова. Первый дальнобойный в Ленинграде.

М у з ы к а

Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». часть. Фрагмент «эпизод нашествия» (слушание).

Песенный репертуар:

В. Синявский, стихи В. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас! (пение)

Знать о том, что в му­зыкальных образах слиты воедино судь­бы отдельных лю­дей и судьба всего народа. Уметь применять приобретенные навыки вокально-хоровой деятельно­сти

Урок 27. Обобщающий урок по теме: «Музыкальная композиция»

Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная ком­позиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое»

Знать о роли ком­позиции в музыке, о многозначности использования тер­мина «композиция». Уметьприменять приобретенные навыки вокально- хоровой деятель­ности

Музыкальная драматургия (продолжение, 6ч)

Урок 28. Музыка в развитии. О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии (1ч)

Музыка в развитии. Драма­тургия музыкальная - сис­тема выразительных средств и приёмов вопло­щения драматического дей­ствия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете). В чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией. Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс — результат). Особенности взаимодействия статики и динамики в пьесе «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского.

Художественный материал:

Ж и в о п и с ь

Школа П. дела Франческа. Вид идеального города;

А. Альдорфер. Битва Александра.

П о э з и я

Т. Готье. Средневековье.

М у з ы к а

М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Песенный репертуар:

А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. Просьба (пение)

Знать об особенно­стях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкаль­ной выразительности в музыкальных

Урок 29. Музыкальный порыв (1ч)

Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки рус­ской национальной школы. Музыкальный порыв. Со­поставление образов в му­зыкальной драматургии. Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р. Шумана (на примере пьесы «Порыв»). «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие. Сравнение пьес «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана с точки зрения различного воплощения музыкальной драматургии (статика и динамика).

Слушание музыки:

Р. Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»

Хоровое пение:

А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. Просьба;

Участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь» (Хор «Слава», хор «Улетай на крыльях ветра», ария князя Игоря)

Знать определение музыкальной драма­тургии, как проявля­ет себя музыкальная драматургия в ми­ниатюре. Уметь определять образное, сюжетное содержание музыки

Урок 30. Развитие образов и персонажей в оперной драматургии (1ч)

Типы музыкальной драма­тургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музы­кальной выразительности в опере, балете. Драматур­гия музыкальных образов. Особенности оперной драматургии (развитие образов и персонажей). Трансформация музыкального образа в опере М. Глинки «Жизнь за царя» (на примере

сравнения образа поляков в Сцене польского бала (II действие) и в Сцене в лесу (IV действие).

Слушание музыки:

М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент;

Хоровое пение:

А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. Просьба;

Участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь» (Хор «Слава», хор «Улетай на крыльях ветра», ария князя Игоря);*

Знать определение музыкальной драма­тургии, об особенно­стях и законах драматургии оперы, ба­лета. Уметь определять образное, сюжетное содержание музы­кальных произведений, объяснять един­ство пластической и музыкальной мысли в балете, синтез компонентов в балете

Урок 31-32. Диалог искусств «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» (2ч)

Воплощение эпического содержания в опере А. Бородина «Князь Игорь». Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные характеристики музыкальных образов (ария князя Игоря, ария хана Кончака). Родство музыкальных тем в арии князя Игоря и в плаче Ярославны (проявление арочной драматургии). Обобщение по теме «Оперная драматургия». Композитор А. П. Бородин. Музыка передает глубокие размышления, боль о без­мерных страданиях людей, раскрывает борьбу двух на­чал: добра и зла. Противоборство музыкальных обра­зов в одном произведении

Слушание музыки:

А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;

Хоровое пение:

Г. Комраков, стихи В. Рябцева. Вечный огонь;

В. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день.

Участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь» (Хор «Слава», хор «Улетай на крыльях ветра», ария князя Игоря);*

Знать понятие сим­фонии как музы­кальной формы, об­ласти ее примене­ния. Уметь применять на­выки вокально-хоро­вой деятельности

Урок 33. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии (1ч)

Типы музыкальной драма­тургии, связь с симфониче­ской музыкой. Симфония – жанр музыкального искус­ства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизиро­ванной формы с фундамен­тальным мировоззренче­ским содержанием. Творче­ство М. И. Глинки

Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие музыкальных тем).

Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель идеи, мысли, содержания произведения. Знакомство с формой сонатного аллегро. Реализация сонатной формы в финале Симфонии № 41 В. А. Моцарта.

Взаимодействие гомофонно-гармонической и полифонической форм письма. Роль коды как смыслового итога произведения

Слушание музыки:

М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент;

В. А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». IV часть.

Хоровое пение:

Г. Комраков, стихи В. Рябцева. Вечный огонь;

В. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день.

С. Соснин, стихи Я. Серпина. Родина

Знать понятие сим­фонии как музы­кальной формы, об­ласти ее примене­ния.

Уметь применять на­выки вокально-хоровой деятельности

Урок 34. Формула красоты (1ч)

Итоговое обобщение темы «Содержание и форма» в музыке. Обсуждение главных выводов, отражающих неразрывную взаимосвязь содержания и формы

Подведение итогов работы за четверть и учебный год. Музыкальная форма в ши­роком и узком значении. Единство содержания и формы. Музыкальный язык. Непрерывность фор­мы и содержания в музыке

Знать, чем отлича­ется музыкальная драматургия от му­зыкальной компози­ции, в чем состоит непрерывность фор­мы и содержания в музыке. Уметьсравнивать обработки одной и той же мелодии разными способами, с тем чтобы наглядно прослеживать формы и содержание в му­зыке

Календарно-тематическое планирование

№ п/п Название раздела, темы урока Кол-во часов Примечание
Планируемые сроки изучения Фактические сроки изучения
Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
1. «Магическая единственность» музыкального произведения 06.09    
СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ    
2. Музыку трудно объяснить словами 13.09    
3. Что такое музыкальное содержание 20.09    
4. Что такое музыкальное содержание 27.09    
Каким бывает музыкальное содержание    
5. Музыка, которую необходимо объяснить словами 4.10    
6. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского 11.10    
7. «Восточная» партитура Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада» 18.10    
8-9. Когда музыка не нуждается в словах 25.10    
Музыкальный образ    
10. Лирические образы в музыке 1.11    
11. Драматические образы в музыке 15.11    
12. Эпические образы в музыке 22.11    
О чём рассказывает музыкальный жанр    
13. Память жанра 29.11    
14. Такие разные песни, танцы и марши 06.12    
15. Такие разные песни, танцы и марши 13.12    
16. Такие разные песни, танцы и марши 20.12    
ФОРМА В МУЗЫКЕ    
Что такое музыкальная форма    
17. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы 27.12    
18. «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» 17.01    
19. От целого к деталям 24.01    
Музыкальная композиция    
20. Какой бывает музыкальная композиция 31.01    
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) 07.02    
22. Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) 14.02    
23. Трехчастная форма. М.Глинка «Я здесь, Инезилья» 21.02    
24. Многомерность образов в форме рондо 28.02    
25. Многомерность образов в форме рондо 07.03    
26. Вариации в «Ленинградской симфонии» Д.Д.Шостаковича 14.03    
27. Обобщающий урок по теме: «Музыкальная композиция» 21.03    
Музыкальная драматургия    
28. Музыка в развитии. О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии 04.04    
29. Музыкальный порыв 11.04    
30. Развитие образов и персонажей в оперной драматургии 18.04    
31. Диалог искусств «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» 25.04    
32. Диалог искусств «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» 16.05    
33. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии 23.05    
34. Формула красоты 30.05    
Баллы Уровни усвоения учебного материала
Слушание музыки Хоровое пение
"5" - отлично дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный. -знание мелодической линии и текста песни; -чистое интонирование и ритмически точное исполнение; -выразительное исполнение.
"4" - хорошо ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. -знание мелодической линии и текста песни; -в основном чистое интонирование, ритмически правильное; -пение недостаточно выразительное.
"3" - удовлетворительно ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. -допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности; -пение невыразительное.
"2" – неуд. (не рекоменд) ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. -исполнение неуверенное, фальшивое.  

Дополнительные материалы

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с

возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей), проигрыватель, музыкальный

инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства

музыкальной выразительности; портреты композиторов).

Литература и средства обучения:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип.

– М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых

документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-

ПРЕСС, 1998.

16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Наши рекомендации