Полностью восстановить текст. Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, расставить знаки препинания
Зачетная работа
Для студентов заочного факультета
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Преподаватель: Подгорская Анна Вячеславовна
Работу необходимо сдать
За одну неделю до сессии
В ауд. 386 (кафедра культурологии и русского языка)
Наличие титульного листа
с указанием шифра специальностиОБЯЗАТЕЛЬНО!
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный
технический университет им. Г.И. Носова»
Зачетная работа
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Выполнил: ст. Иванов И.И.
Специальность 190401.65
Проверил: канд. филол. наук
Подгорская А.В.
Магнитогорск
Выполните следующие задания:
- Напишите конспект(выбор темы по первой букве фамилии студента).
- Выполните контрольную работу(вариант определяется по последней цифре номера зачетной книжки студента)
Темы для конспектирования (1-3 СТРАНИЦЫ)
! Выбор темы по первой букве фамилии студента.
А. Понятие «культура речи», «литературный» и «нелитературный язык».
Б. Основные показатели культуры речи: точность, выразительность, богатство речи.
В. Стили языка. Общая характеристика.
Г. Языковая норма. Соотношение «норма-вариант».
Д. Научный стиль: подстили, жанры, основные черты, характерные особенности на разных языковых уровнях.
Е. Функции языка: главные и второстепенные.
Ж. Основные понятия лексики: омонимы, виды омонимов.
З. Основные понятия лексики: синонимы, виды синонимов.
И. Основные понятия лексики: антонимы: виды антонимов.
К. Лексическая сочетаемость, полисемия, отличие многозначных слов от омонимов.
Л. Речевая избыточность и недостаточность, тавтология, плеоназм, контаминация.
М. Активный и пассивный запас русской лексики. Стилистическая окраска слова.
Н. Слова-паронимы и точность речи.
О. Род имен существительных. Колебания в роде. Определение рода несклоняемых существительных.
П. Склонение числительных. Особенности склонения собирательных числительных и числительного полтора.
Р. Употребление форм кратких прилагательных и сравнительной степени прилагательных.
С. Употребление форм местоимений.
Т. особенности употребления деепричастного оборота. Правила оформления причастного оборота.
У. Основные признаки текста.
Ф. Синтаксическая норма. Порядок слов в предложении.
Х. Употребление производных предлогов.
Ц. Официально-деловой стиль: подстили, жанры, основные черты, характерные особенности на разных языковых уровнях.
Ч. Публицистический стиль: подстили, жанры, основные черты, характерные особенности на разных языковых уровнях.
Ш. Разговорная речь, ее особенности.
Щ. Формы речи: письменная и устная.
Ы. Основные виды аргументов в ораторской речи.
Э. Оратор и аудитория.
Ю. Основные этапы подготовки публичного выступления.
Я. Монолог, диалог, полилог.
Задания для контрольной работы
! Контрольная работа имеет 10 вариантов,
вариант определяется по последней цифре НОМЕРА ЗАЧЕТНОЙ КНИЖКИ студента.
Контрольная работа выполняется в строгом соответствии с вариантом студента, в противном случае она не зачитывается.
Все записи выполняются четко и аккуратно, доступно для прочтения.
В четвертом задании, где нужно восстановить тест, записывается только задание. Текст записывается сразу восстановленным, с подчёркнутыми буквами и расставленными знаками препинания.
Если контрольная работа не зачтена, она выполняется заново или частично по указанию преподавателя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева ЕЛО. Русский язык и культура речи. - Ростов н\Д.,2001
Введенская Л.А. Культура речи. Учеб. пособ. - Ростов н\Д., 2000
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. - М., 2001
Кожина M.11. Стилистика русского языка. - М., 1983
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. Справочник по русскому языку.^ М, 2001
Розенталь Д.Э., 1 олуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., 2001
Русский язык и культура речи. \ Под ред. проф. О.Я.Гойхмана. - М., 2003
Русский язык и культура речи: Учебник. \ Под ред. проф. В.И. Максимова. - М., 2000
Русский язык и культура речи: Практикум. \ Под ред. проф. В.И. Максимова. - М., 2000
Современный русский литературный язык/ Под. ред. Н.С.Валгиной. - М., 2002
Современный русский литературный язык/ Под. ред. П.А. Леканта. - М., 1988
Дополнительная
Барандеев А.В., Ворожбицкая И.И., Лазуренко Р.А. Русский язык. - М., 2001
Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум но русскому языку. Культура речи. - С/Пб., 2001
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М., 2001
Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. - М., 2001
Козловская П.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. - С/Пб., 2000
Рождественский Ю.В. Техника, культура, язык. - М., 1993
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? - М., 2002
ВАРИАНТ 1
1. Просклоняйте числительные:256,1563,879.
2.Определите род имен существительных:
Рояль, фамилия, бра, картофель, кофе, толь, тюль, молодежь, кафе, рельс, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари.
3.Поставьте существительное в форму Родительного падежа, множественного числа:
Апельсины, армяне, ботинки, гектары, мандарины, осетины, помидоры, солдаты, туфли, чулки, яблоки, рельсы, носки, яблони, плечи.
Полностью восстановить текст. Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Чичиков изв...нился что поб...спокоил (не)ожида...ым приезд...м. (Н...)чего (н...)чего сказала хозяйка В какое это время вас Бог принес Сумят...ца и вьюга такая с дороги след...вало (бы) поесть че-го(нибудь) да пора(то) ночная пр...готовить н...льзя.
Чичиков поблаг...дарил х...зяйку сказавши что ему (н...) нужно (н...) чего что (бы) она (н...) бе(с,з)покоилась (н...) (о) чем что кроме постел... он (н...) чего (н...) требу...т и полюбпы...твовал только знать в какие места заехал он и дал...ко ли отсюда пути к помещ...ку С.бакевичу на что старуха сказала что и (н...) слых...вала тако...о имени и что такого помещ...ка вовсе нет.
Но крайней мере зна...те Манилова сказал Чичиков А кто таков Манилов Помещ...к матушка Нет (н..,) слыхивала нет такого помещ...ка Какие (же) есть Бобров Свиньин Канапатьев Харпакин Трепакин Плешаков Богатые люди или нет Нет отец богатых слишком нет У кого (20) душ... у кого (30) а таких что(бы) по сто таких пет. (По П.В.Гоголю)
5. Расставьте ударение в словах:
Процент, склады, эпилог, свекла, принять, языковые, понял, туфля, премировать, бармен, газопровод, хвоя, жалюзи, кухонный, углубить, алфавит, алкоголь, агрономия, баловать, воспринять, верование, гербовый, диспансер, добыча, договор, заиндеветь, зубчатый, издавна, инструмент, искра, исподволь, каталог, квартал, колледж, километр, красивее, медикамент, мизерный, мышление.
6.Образуйте формы сравнительной и превосходной степени от прилагательных:
яркий, весёлый, светлый, каменный, милый.
Если невозможно образовать такие формы, то объяснить почему.