Концентрация юденических банд на Петроградском фронте и операции Балтийского флота и Онежской флотилии в сентябре 1919 г.
На Петроградском фронте в сентябре 1919 г. было относительно спокойно. Северный белогвардейский корпус был преобразован в августе 1919 г. в северо-западную армию, было организовано и марионеточное «северо-западное правительство». Во главе армии стоял генерал Юденич — ставленник Антанты. Войска северо-западной армии закрепились на линии Псковского и Чудского озер и реки Наровы до Финского залива, занимая небольшую территорию с городами Гдовом и Нарвой. Эти города соединялись железнодорожной линией с Ревелем, Воспользовавшись таким выгодным положением, Англия снабдила армию Юденича необходимым снаряжением и вооружением.
Весь сентябрь Юденич потратил на то, чтобы пополнить свои войска и подготовить их к новому нападению на Петроград. К концу сентября 1919 г. армия Юденича представляла уже довольно внушительную силу, в ней насчитывалось 17 800 штыков, 700 сабель, 57 орудий, 500 пулеметов, 4 бронепоезда, английские танки, аэропланы и т. д. Накапливание сил противника происходило на глазах предательского троцкистско-зиновьевского руководства в Петрограде. Оно всячески саботировало указания Центрального Комитета РКП(б), Ленина и Сталина о необходимости добить остатки банд Юденича на территории Советской России. Злейшие враги народа не только саботировали указания партии, но и недвусмысленно якшались со шпионами из штаба 7-й армии и Балтийского флота и выступали в роли их сердобольных защитников. Они готовили с Полем Дьюксом и его сообщниками удар в спину революционного пролетариата Петрограда, готовили поражение Красной армии и сдачу Петрограда.
Красный Балтийский флот и Онежская флотилия в течение сентября 1919 г. провели ряд операций, свидетельствовавших об их боевой готовности. Так, например, 2 сентября отряд в составе эскадренных миноносцев «Свобода» и «Константин», а также тральщика «Стрела» получил приказание выставить минное заграждение [89] на подходах к Биоркэ. Заградительная операция была выполнена удачно. Невзирая на то что с Северного берега Финляндии прожектор противника освещал наши эсминцы (по всей вероятности враг не замечал их присутствия), они быстро закончили постановку заграждения. На постановку мин «Константину» потребовалось 19 минут, а «Свободе» только 10 минут. Отряд через 2 ч. 8 м. уже стал на якорь на Большом рейде.
4 сентября в Финском заливе на одном из наших минных заграждений взорвался английский эскадренный миноносец «Верулам».
4 и 6 сентября английский эсминец обстреливал район Пейпия. В районе Сескара, Деманстейнской банки и Копорской губы ежедневно появлялось от 1 до 10 эсминцев, 1–2 крейсера, 2–3 подводные лодки. 10 сентября один из эсминцев противника обстреливал дорогу в районе Систо-Палкино, а 11 сентября в том же районе обстреливал нашу батарею. Все эти обстрелы серьезного ущерба нашим войскам не причинили. 14 сентября катера противника попытались дважды проникнуть сначала в район форта «О», а затем форта «Т». По другой же версии, катера в этот день выполняли операцию по постановке минного заграждения. Однако катера были обнаружены нашими фортами и принуждены были возвратиться в свою базу, не осуществив возложенных на них задач.
Командование Балтийским флотом, выполняя указания И. В. Сталина, большое внимание уделяло поднятию боеспособности фортов и всей крепости Кронштадт. Англичане и белофинны прилагали все усилия для того, чтобы сломить политико-моральное состояние бойцов крепости, ежедневно совершая налеты на Кронштадт. Противник великолепно учитывал, что без падения Кронштадта со всеми его фортами и батареями о взятии Петрограда нечего и думать. После подавления контрреволюционного мятежа на Красной Горке во всех подразделениях крепости была проведена большая работа по усилению боевой подготовки. Личный состав форта был проверен. Весь малонадежный в политическом отношении элемент удален из крепости. Значительно возросла партийная прослойка среди бойцов крепости. Форт «О» представлял собою крепко сколоченную, боеспособную единицу. Половину личного состава форта составляли коммунисты и сочувствующие. По отзывам инспектировавших лиц, остальные северные форты Кронштадта находились в боеспособном состоянии. Артиллерия — главное оружие форта — содержалась в отличном состоянии. Командный состав был подобран почти целиком из коммунистов и сочувствующих. На фортах Красная Горка и Серая Лошадь, так же как и в других частях и на кораблях флота, комиссарским составом и парторганизациями широко проводилась партийно-политическая работа. Одновременно на соединениях Балтийского флота проходили усиленным темпом занятия по боевой подготовке.
В течение сентября противник, в частности англичане, продолжал свои пиратские воздушные налеты на Кронштадт. [90]
17 сентября с трех неприятельских самолетов было сброшено несколько бомб, которые вызвали пожар в портовом лесном складе. Пожарная команда порта и моряки быстро ликвидировали пожар. Огнем нашей зенитной артиллерии с фортов был подбит и захвачен один английский самолет.
Наша авиация не оставалась в долгу у англичан. Правда, по сравнению с англичанами она сделала меньше налетов. В четырех налетах участвовало 18 самолетов и было сброшено до 40 бомб; но результат действий наших летчиков несравненно выше, чем английских. 2 сентября 6 советских самолетов совершили налет на Териоки, для бомбардировки форта Ино. Летчики сбросили над фортом 16 1/2 пудов бомб. Самолеты были обстреляны ураганным огнем зенитной артиллерии противника.
7 сентября наша эскадрилья в составе 7 самолетов совершила удачный налет на тот же форт Ино. Летчики сбросили на здания форта, платформу и полотно железной дороги 25 бомб.
20 сентября они повторили налет на форт Ино. Было сброшено на орудийные башни и казармы 10 пудов бомб. Противник понес большие потери.
8 сентябре 1919 г. экспедиционный отряд моряков выехал из Петрограда в распоряжение начальника 6-й стрелковой дивизии. 9 сентября на станции Мшинская произошло соединение с другим отрядом моряков. 10 сентября объединенный экспедиционный отряд направился в деревню Вязь, где и расположился на ночлег. На другой день отряд моряков получил приказание: «В 5 часов утра 12 сентября начать переправу через реку Лугу, оттеснить противника от берега и занять деревни Малый и Большой Хилок». В точно назначенное время отряд моряков подошел к переправе и под артиллерийским огнем противника переправился через реку. В 14 часов 12 сентября отряд без потерь занял деревни Малый и Большой Хилок. 13 сентября отряд моряков занял утром деревню Ледынки, а затем повел наступление на деревни Осмино и Сара-Лагу. Ввиду того что экспедиционный отряд моряков Балтфлота далеко выдвинулся впереди красноармейских частей, потеряв с ними связь, ему приказано было переправиться на правый берег реки Луги.
С 16 по 19 сентября отряд вторично переправился через реку Лугу, где и закрепился. Наконец, после некоторых передвижений, 21 сентября отряд получил приказание немедленно перейти в тыл — в деревню Карловская, что он и выполнил. До начала нового наступления войск Юденича отряд моряков боевых заданий не получал.
На Петрозаводском участке Междуозерного района Петроградского фронта белофинны продолжали занимать полуостров Заонежье и пытались развивать наступление в направлении железнодорожной линии на Петрозаводск. Командование Междуозерного района решило путем высадки десанта судами Онежской военной флотилии окончательно овладеть островом Климецкий, имевшим важное стратегическое значение для дальнейшего наступления в Заонежье. Поэтому после первой неудавшейся попытки [91] высадки десанта в 80 человек 10–12 сентября была разработана вторая операция. По этому плану предполагалось высадить на острове Климецкий более мощный десант в 410 человек из состава 6-го стрелкового Финского полка 1-й стрелковой дивизии.
Десант был погружен в Петрозаводске на транспорты, и в 1 час 13 сентября Онежская флотилия в составе эсминца «Сторожевой», 2 заградителей, 5 канонерских лодок и 3 транспортов вышла в операцию. В 7 ч. 30 м. транспорты, подойдя к Вой-губе, начали совершенно неожиданно для противника высаживать десант. Десант быстро захватил остров. Заградители и канонерские лодки обстреляли Сенную губу и Сенной погост. Сильное сопротивление было оказано противником при занятии десантом деревни Косальга. 14 сентября к 1 ч. 30 м. остров Климецкий под ударами нашего десанта был окончательно очищен от белофиннов. Во время операции белофинские самолеты несколько раз безрезультатно атаковали наши корабли.
17 сентября два заградителя Онежской флотилии с транспортом, на котором помещался десантный отряд моряков, уничтожили батареи белофиннов на острове Сосковец (у входа в Уницкую губу). Орудийным огнем заградителей батарея на острове была приведена к молчанию, а высаженный десант моряков взорвал орудия батареи. Ручное оружие, замки от орудий и другое имущество было захвачено десантом на корабли флотилии и доставлено в Петрозаводск.
Наконец, из боевых действий Онежской флотилии в сентябре 1919 г. следует отметить отлично проведенную Лижемскую операцию.
После того как в середине сентября противник, наступая на железнодорожной линии, захватил в бою станцию Пижма и наши сухопутные части отошли к станции Кивач в направлении на Петрозаводск, этот важный пункт оказался под серьезной угрозой нападения белофиннов.
Сухопутное командование решило парализовать начавшееся наступление белофиннов высадкой армейского десанта в тыл противника. Местом высадки десанта избрали пристань Пижму в заливе Чорга. 25 сентября по заранее разработанному плану Онежская флотилия в 0 ч. 35 м. вышла в операцию. Армейский десант в количестве 500 штыков был посажен на три транспорта 24 сентября. В операции по высадке десанта в Лижме принимали участие 18 кораблей. В 11 ч. 45 м. 25 сентября транспорты под прикрытием канонерских лодок подошли к пристани Лижма и начали высадку десанта. Противник пытался обстрелом с бронепоезда и налетами гидропланов помешать высадке, но огнем судовой артиллерии бронепоезд и гидропланы были отогнаны. В 13 часов десант был успешно высажен и сразу же вступил в бой с противником. 27 сентября на помощь высаженному в Пижме десантному отряду был выслан отряд красноармейцев из деревни Кондопога. Кроме того, по распоряжению командования флотилии, в северной части губы Чорга высадился в тот же день десантный отряд моряков при содействии двух канонерских [92] лодок и двух сторожевых судов, который занял 7-й разъезд по железной дороге. Таким образом, все три отряда, взаимодействуя с частями 2-й бригады, успешно начали теснить противника, нанося ему ощутительные удары.
Пижемская операция имела огромное значение, так как своевременная высадка десанта в тыл противника расстроила все его расчеты и сняла угрозу его продвижения на Петрозаводск, а следовательно, и на железнодорожный узел Званку с целью охвата Петрограда с востока.
Противник в конце сентября 1919 г. был отброшен нашими войсками на Петроградском участке далеко к северу. Это было достигнуто при самом активном участии Онежской военной флотилии. Реввоенсовет Балтийского флота отметил боевую работу Онежской флотилии в телеграмме, где всему личному составу флотилии была выражена глубокая благодарность за мужество и храбрость, проявленные в сентябрьских боях с неприятельскими береговыми батареями, за успешные десантные операции.