Наступление войск 7-й армии под Петроградом и операции Балтийского флота на море в конце июня 1919 г.
Как только сухопутные отряды моряков Балтийского флота и красноармейские части заняли Красную Горку, исправные орудия форта были направлены против врага. Моряки и красноармейцы, не останавливаясь, продолжали теснить отступавшего противника в направлении деревень Калище, Ломоносово и Усть-Рудицы. Сухопутные отряды моряков пополнились новым отрядом моряков Петроградской морской базы, который пошел в наступление на деревню Усть-Рудицы. В ожесточенных боях с белогвардейцами моряки покрыли себя славой неустрашимых героев. Вот живой и яркий эпизод тех дней.
На моряка т. Левачева была возложена серьезная и опасная боевая задача. Ему дали две роты моряков, с которыми он и направился через Таменгонтское болото к месту расположения белых. Тяжел был путь по зыбкой топи, где морякам пришлось тащить пулеметы на своих плечах.
У самой деревни Усть-Рудицы отряд вступил в бой с белой бандой, во время которого погиб доблестной смертью революционного бойца командир боевого отряда, наш славный т. Левачев. Он первым, выхватив из ножен палаш, с криком «ура» ринулся на белую банду в атаку и был убит белогвардейской пулей, сразившей командира-бойца наповал.
Но, потеряв своего командира, моряки не отступили, а бросились на белых в атаку. Враг в панике бежал.
Отступая за реку Коваши, белогвардейские банды по пути расстреливали заложников — уведенных коммунистов с форта Красная Горка, местных советских работников и женщин. Очевидцы рассказывали, что они по пути встречали много изуродованных трупов.
Начавшееся наступление частей 7-й армии на сухопутном фронте успешно продолжалось. 21 июня части Нарвского участку перешли реку Коваши, на линии которой и закрепились. К 25 июня они с боем заняли линию селений Долгово и Керново [59] на побережье Копорского залива до села Добряницы через деревни Лужки, Глобицу, Воронино, Мартыново и Севольшино. Противник бросал в ожесточенные атаки свои отборные полки, пытаясь сбить наши наступающие части, но уже ничто не могло помочь. Наши войска теснили противника, отбивая от него одну позицию за другой. Четкое и конкретное руководство И. В. Сталина сказывалось буквально во всем. Политико-моральное состояние войск поднялось. Партийные организации усилили свою работу. Коммунисты сплотили и укрепили красноармейские части, очищенные от вражеских изменнических элементов. Наше наступление развертывалось успешно.
22 июня 1919 г. с рассветом эскадренные миноносцы «Константин» и «Азард», прикрывавшие работу наших тральщиков, были обстреляны тремя английскими миноносцами (расстояние 70 кабельтовых) в 5 милях от Стирсуддена. Наши эсминцы обнаружили в море английский крейсер и еще несколько кораблей. Они вступили в бой с более сильным противником. Меткий огонь нашей артиллерии наносил врагу урон. Во время боя на «Азарде» снарядом противника отбило дульную часть одного из орудий, причем было тяжело ранено два человека из личного состава. Однако английский отряд кораблей вынужден был отступить. После операции наши корабли благополучно возвратились в Кронштадт.
И. В. Сталин информировал В. И. Ленина телеграммой о положении на Петроградском фронте:
«Москва, Кремль — Ленину. Перелом в наших частях начался. За неделю не было у нас ни одного случая частичных или групповых перебежек. Дезертиры возвращаются тысячами. Перебежки из лагеря противника в наш лагерь участились. За неделю к нам перебежало человек четыреста, большинство с оружием. Вчера началось наше наступление, хотя обещанные подкрепления еще не получены, стоять дальше на той линии, на которой мы остановились, нельзя было: слишком близко до Питера. Пока что наступление идет успешно, белые бегут, нами сегодня взята линия Керново — Воронино — Слепино — Керсково. Взяты нами пленные, два или больше орудия, автоматы, патроны. Неприятельские суда не появляются, видимо, боятся Красной Горки, которая теперь вполне наша. Срочно вышлите два миллиона патрон в мое распоряжение для шестой дивизии. Смещение командарма приветствую. Сталин»{41}.
Форт Красная Горка был укомплектован вполне надежным, политически проверенным личным составом. Вопросом комплектования форта занимался лично товарищ Сталин. Личный состав форта и в техническом, специально артиллерийском отношении стоял на высоком уровне. Об этом свидетельствует боевая деятельность форта в последующий период борьбы с интервентами. [60]
23 июня корабли Балтийского флота осуществили операцию по постановке мин заграждения. В соответствии с указанием командования эскадренные миноносцы «Гавриил», «Свобода», «Константин» и «Азард», миноносцы «Гайдамак», «Всадник» и тральщик «Невод» в 1 ч. 25 м. 23 июня снялись с якоря (Большой рейд) и 14-узловым ходом пошли для выполнения плана операции. Батареи фортов Красная Горка и Серая Лошадь получили приказание быть в полной боевой готовности для содействия кораблям, выполнявшим операцию. Через полтора часа операция была успешно выполнена.
23 июня днем три английских миноносца производили обстрел занятых нами деревень Долгово и Керново на берегу Копорского, залива. Передовым частям Красной армии на короткое время пришлось оставить эти деревни. Батареи Красной Горки своим огнем снова прогнали вражеские корабли, а красноармейцы заняли оставленные деревни.
Перелом, достигнутый на Петроградском фронте искусной рукой великого стратега, превращался в крупный успех красных войск на всех участках, в решительную победу над антантовско-юденическими бандами.