Общая характеристика литературной ситуации 1970- х — 1980-х гг. Дифференцированность литературно-идеологического процесса
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА конца 60-х годов – до рубежа 90-х годов (20 века)
Содержание
1.Общая характеристика литературной ситуации 1970- х — 1980-х гг. Дифференцированность литературно-идеологического процесса. 2
4.Общие черты и разновидности «деревенской прозы». Место «деревенской прозы» в литературе 1960- 1970-х гг. Художественная философия. 3
«деревенской прозы». 3
3.Поэтика Н.Рубцова, основные образы его лирики, своеобразие. 4
лирического героя. 4
5.Повести В.Белова: поэтика, конфликты, герои, художественная философия (одна из повестей по выбору студента). 8
6.Проза В.Распутина: основные образы, система характеров, своеобразие эстетического склада, поэтика (одна из повестей по выбору). 9
8.Художественный мир В.Шукшина. Поэтика шукшинского рассказа. Конфликт. Характеры. 11
9. «Интеллектуальная тенденция в литературе 1970-х – 1980-х гг. Новые черты конфликта личности и социально-политической системы в реализме 1970-х гг (на примере произведений В.Тендрякова, Б.Хазанова, Г.Владимова, Ю.Бондарева, В.Быкова). 18
10.Роман Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей»: своеобразие конфликта и художественные пути его разрешения. Образ Системы. Образ Забина – причины его духовной победы. 20
17.Поэтика драматургии А.Вампилова, ее новаторство. 21
Периодизация РЛ XXвека.
1. Рубеж 19-20 века - Серебряный век
2. Переходная эпоха с 17 по начало 30-х – продолжение худож традиций
3. Первое десятилетие века 20- века – формирование нового периода
4. 30-е, 40-е, начало 50-х годов – общий тоталитарный был контроль над искусством и Л, но это не помешало созданию Л.
5. Середина 50-х - конец 60-х годов. Главное событие – оттепельная атмосфера.
6. 70-80-е годы как продолжение процессов, начатых в эпоху оттепели и как формирование новых литературных. систем (напр., модернизма)
7. Современная Л с конца 90-х годов (с 2000 по 2010 используется термин «нулевые»).
Мы будем более подробно рассматривать два последних этапа развития литературы: 70-80 года и современную литературу с конца 90-х по нулевые. Границы эпох очень прозрачны. Писатели могут составлять ядро литературных процессов. Условность, а не жесткость грани, взаимопроницаемость, взаимовлияние различных художе венных явлений.ст
Общая характеристика литературной ситуации 1970- х — 1980-х гг. Дифференцированность литературно-идеологического процесса.
Неоднозначное время, продуцирующее в литературе, кинематографе, музыке и иных искусствах, множество различных художественных явлений. Эпохой застоя называется это время (время правления Брежнева). Эпоха застоя была в экономической и социальной жизни. Время экономических кризисов и духовного выбора. ЭЗ остается одной из самых ярких и продуктивных с точки зрения количества созданных ярких художественных произведений (с различными творческими экспериментами – Андрей Тарковский). Шедевр за шедевром создается в кинематографе.
Касательно литературы можно выделить следующие фамилии: Шукшин, Астафьев, Высоцкий, Трифонов, Панфилов. 70-80-е продуцируют высокую активность. Советский проект: возвращение к идеалам, осмысление на новом уровне. В 70-80 эйфория отчасти спадает, т.к господствует официальная система ценностей, официальная общественная модель перестает работать из-за ситуации общественной «шизоврении», когда утверждается одно, а живая жизнь диктует иные модели человеку. Возникает ощущение абсурдности реальности.Связано с официальным декларированием развития общества. Контролировать, цензурировать официально – вызывает сильное раздражение, ощущение несоответствия жизненным реалиям. Все искусство «подтрунивает». Отчетливо намечается состояние потери ориентиров и поисков ответов на вопросы, куда нам плыть. Состояние духовного кризиса и поиска новых ориентиров на уровне общественной жизни общественной (и в литературе, и в культуре). Это вызывает активизацию и в литературе (поиск средств адекватного художественного воплощения, намечается расширение художественных границ). Соцреализм (течение в искусстве, не направление) травестируют, пародируют, показывают его устарелость, несерьёзность, несоответствие традициям реальным. Соцреализм вырождается в 40-е годы. Поиск новых путей развития общества зачастую не отвергая достигнутый уровень.
Многообразие литературных традиций и художественных тенденций связано с поисками путей выхода из нравственного кризиса, прежнего действия между властью и обществом, между прежними мифологемами и реалиями современной жизни. Это приводит к появлению ряда больших художественных явлений, которые определяют лицо литературы периода 70-80-х годов.
Обозначим группы (нельзя сказать в рамках одного направления), основные течения, которые наблюдаем в 70-80-е годы:
1.«Деревенская литература» - Литературное течение, связанное с ориентацией на традиции работы в поэтике. Традиционалистское течение. Ориентация на традиции, на константы национального сознания, национальную культуру, поиски нравственных основ, основ духовных, которые помогут определить разумный духовный путь для дальнейшего развития.
2.Самое пестрое и большое течение - «Интеллектуальное течение» (Городская литература). Широкий спектр авторов: Трифонов, Домбровский и мн. др. Авторов объединяет: при основе традиционной (тяготение к реалистической поэтике) наблюдается взаимодействие с модернистской традицией. В целом эта литература миметического характера, которая близка к реалистическим традициям. Разум, сознание находятся в центре внимание, наблюдается их взаимосвязь с окружающим миром.
3. Гротеск Л 70-80 годов – особый тип поэтики, ощущение абсурда явлений современной жизни. Чаще всего это веселый абсурд – стремление через смех преодолеть реалии современной действительности. Войнович, Василий Искандер, Василий Аксёнов. Кинематограф: Шахназаров (фильм «Белый тигр золотого орла», фильм «Палата №6»). У Высоцкого в поэзии и Гаича заметен гротеск в поэзии. Первая волна постмодернизма. В 70-80-е годы формируется постмодерн. На периферии. Упадок – 90-нулевые годы.
4. Конец 80- нулевые. Течения: а) постмодернизм, б) традиции реализма (как трансформируется Деревенская литература), в) классическая версия реалистической литературы – постреализм (термин Лейдермана, постмодернизм по-разному называют). Иванов, Быков, Улицкая, Маканин, Петрушевская и др. авторы.