Общие черты и разновидности «деревенской прозы». Место «деревенской прозы» в литературе 1960- 1970-х гг. Художественная философия

«деревенской прозы».

ДЕРЕВЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ХУДОЖ ТЕЧЕНИЕ 1960-1980-Е ГОДЫ

В названии темы иллюстрируется мысль о проницаемости литературы. Деревенская литература складывается в убедительное явление уже в середине 60-х годов. 60-70 – расцвет художественного явления. В середине 80-х уже наблюдается кризис. Деревенская литература существует еще и в 90-е годы, но уже угасает. На смену художественной убедительности приходит политическая ангажированность. Прежние традиции воспринимаются устаревшими.

ПЛАН:

1.Истоки художественного явления – течения Деревенской литературы

Генезис Деревенской литературы – русская классическая литература 19 века, произведения о народе. Мир людской и его совокупность: от Некрасова до Толстого, Достоевского, почвенническая традиция конструировала миф об уникальности русского национального самосознания, самобытность русского национального мира. Творчество Кольцова – вариант русского Бёрнса, более поздние поэты-народники (суриковская школа). Это первая линия – зарождение почвеннической традиции.

2. Вторая традиция – 20 век (первое десятилетие) – новокрестьянская поэзия, начиная с Николая Клюева, Сергея Есенина (масштабнее, чем новокрестьянский поэт) – разрабатывает образ национального мира в своем творчестве. Есенин становится иконой для деревенской литературы. Новокрестьянские поэты – Клычков, Орешин и др. Проза орнаментальная 20-х годов, посвященная исконной, глубинной жизни национального народа (многие поэмы в прозе): Всеволод Иванов, Юрий Ивнев и др. писатели, которые изучали национальное народное самосознание.

Противоположность творческих индивидуальностей: Рубцов – Живулин, Абрамов – Белов, Распутин – разные писатели. Что их объединяет? Ведущие художественные черты деревенской литературы:

I. Художественный пафос ДЛдвунаправлен: основные художественные модели можно проследить через пафос. С одной стороны, это пафос критический (советская действительность критически осмысляется). Критический пафос не случаен: проблема исторически объективная. Россия в 10-20-е годы 20 века была страной по преимуществу деревенской, крестьянской, затем процессы: мировая война, коллективизации, вторая мировая война, революция – это наглядные приметы ощущения кризиса, распада, разрушения мира окружающего. Это то, что волновало писателей-деревенщиков, отсюда и острый критический пафос восприятия мира. Второй элемент пафоса, с другой стороны, идеологизирующий, конструирующий, связанный с созданием мифа о русской деревне. Мифне нужно понимать как оценочное суждение, это попытка из элементов истории, прежней культуры, основываясь на духовную, нравственную традицию, сконструировать идеал взаимодействия мира и человека, который видится писателям-деревенщикам. Миф о русской деревне обращался прежде всего к истории, ее традициям, устоям, должен был помочь отыскать новые пути. Вывод: Двунаправленный пафос создает законченную картину мира, где в центре деревенский мир, мир человеческий является частью большого окружающего живого мира, человек воспринимается как часть живого бытия. Гармоничное существование возможно, если человек понимает свое место в мире. Деревенский мир важен не сам по себе, а как место, точка встречи человека со вселенной, круговоротом бытия. Разные процессы: которые разрушают и обращются к устоям, попытка поиска, конструирования на основании этого общей модели ценностей.

II.Ученые-литературоведы выделяют два направления, более локальных по отношению к ДЛ. Они связаны с пафосом, который там присутствует.

а)Первое направление – социально-психологическое, второе – лирико-философское. Никакой жесткой границы между этими направлениями нет внутри ДЛ. К социально-психологическому направлению принадлежат авторы, работавшие больше с историческими событиями – осмысляли судьбу русской деревни, связанную с историческими катастрофами. Это такие авторы, как 1) Фёдор Абрамов (роман-эпопея «Пряслины», в составе которого 4 романа) [экранизация Абрамова - Иванов]. Федор Абрамов умер в начале 80-х годов. К нему хорошо относились деятели искусства. 2) Борис Можаев (роман-эпопея «Мужики и бабы», экранизированный, о трагедии российской деревни в эпоху коллективизации). 3) Иван Акулов, уральский писатель, роман «Касьян Остудный» (читать не нужно). Касьян Остудный – это святой, чье ДР падает на 29 февраля (високосный год). Год 28, год коллективизации был високосным годом. 4) Василий Белов – философская лирика, Василий Белов поздний, роман-эпопея о коллективизации, роман «Год великого перелома». Ключевое событие эпического масштаба осмысляется писателем. В основном, это романы, т.к. речь идет о глобальных эпических событиях, для которых более приемлема романная форма.

Второе направление, лирико-философское: Авторы Василий Белов ранний. Повесть «Привычное делу», цикл рассказов «Плотницкие рассказы». Творчество Валентина Распутина (в координатах 60-80-х годов:«Деньги для Марии» до повести «Пожар»).

[Прочитать 2 произв-я ДЛ (одно произв. Белова и одна повесть Распутина).Вспомнить «Уроки французского»].

Наши рекомендации