Реформа А.Н. Косыгина 1965 – 1970 гг. Концепция «развитого социализма» и политический консерватизм 1970 – 1980 гг.

Еще в хрущевские времена вокруг Алексей Николаевич Косыгина сложилась группа экономистов, к которой принадлежали академики Л.В. Канторович, В.С. Немчинов, профессор В.В. Новожилов. В 1964 г. экономист Василий Немчинов предложил радикально изменить порядок планирования – составлять план не сверху, а снизу, от предприятия, которое должно дать свои предложения к плану. При этом план должен был стать не столько заданием государства, сколько государственным заказом. Параллельно предстояло отрегулировать производственные и стоимостные нормативы таким образом, чтобы было выгодно выполнять директивы и цифры контрольного плана. В 1965 г. дискуссию подытожил доклад директора Новосибирского экономического института Абвела Аганбегяна об отставании экономического развития СССР и США. Причину Аганбегян видел в чрезмерной централизации в управлении экономикой (перезапланирванности) и колоссальных затратах на оборону.

Дискуссия убедила советское руководство в целесообразности расширения товарно-денежных отношений, однако часть лидеров демонстрировали свой скепсис. Например, Н.В. Подгорный еще на стадии обсуждения экономической реформы заявил о её ненужности. Значительные сомнения сохранялись у Л.И. Брежнева, который полагал, что просто следует лучше работать. На тот момент все-таки возобладала позиция А.Н. Косыгина.

Таким образом, истоки экономической реформы восходят к процессу эволюции понятия «рентабельность», а также необходимости изменения системы планирования производства и стимулирования трудовых коллективов. Идеи советских экономистов, прежде всего Либермана и Немчинова, были положены в основу экономической реформы. Её важнейшими элементами являлись:

1. ликвидация территориальных совнархозов и воссоздание отраслевых министерств;

2. совершенствование механизма планирования:

а) ограничение директивных плановых показателей, устанавливаемых сверху;

б) предприятиям предоставлялось право самостоятельно планировать производство в рамках государственных заданий;

в) снижение плановых заданий до реального уровня, чтобы срабатывала система вознаграждения;

3. повышение закупочных цен в 1,5–2 раза и льготная оплата сверхплановой продукции;

4. переход от главного показателя при определении эффективной деятельности предприятия – валовой продукции к новому – реализованная продукция.

Экономическая реформа осуществлялась в годы Восьмой пятилетки (1966-1970 гг.). С первого квартала 1965 года на новую систему работы было переведено 43 предприятия. С каждым кварталом все большее количество предприятий примыкало к эксперименту. Переводили, прежде всего, те предприятия, где был более высок уровень рентабельности, поэтому реформа начиналась с легкой и пищевой промышленности, а также со строительства, транспорта и бытового обслуживания. На втором этапе предполагалось перевести на новые условия работы остальные предприятия и отрасли. К 1972 году 90% промышленных предприятий были переведены на новые условия работы.

По своим результатам «косыгинская» пятилетка оказалась наиболее эффективной послевоенной пятилеткой. Улучшилось качество и ассортимент советской продукции. Реформа привела к заметному расширению товарно-денежных отношений, которые превратились в регулятор экономической жизни. По официальным данным валовой общественный продукт увеличился на 43%, национальный доход – на 45%, продукция промышленности на 50%. Темпы прироста национального дохода составили 7,8%. Удерживались темпы строительства жилья, достигнутые при Хрущеве. Самое главное: темпы роста товаров народного потребления наконец-то сравнялись с темпами роста средств производства. К началу 1970-х гг. внутренний валовой продукт СССР достиг 65% ВНП США, а национальный доход на душу населения – свыше 40% от соответствующего уровня США.

Некоторые исследователи скептически оценивают связь экономической реформы с итоговыми результатами. Например, экономист Григорий Ханин считает эффективность экономической реформы 1965 г. либо статистической иллюзией, либо следствием благоприятного стечения обстоятельств, включая благоприятные погодные условия. Историк Светлана Коваленко полагает, что успех 8-ой пятилетки объясняется в первую очередь экспортом нефти и газа и лишь потом – результатами реформы.

Причины выхолащивания экономической реформы: Уже в 1969 г. ряд ведущих экономистов обратились к политическому руководству с предостережением о том, что без дальнейшего углубления реформы произойдет спад в экономическом развитии. Как выяснилось, программа реформы содержала серьезные дефекты: Во-первых, более точным показателем эффективной деятельности предприятия являлась прибыль (чистый доход, как разница между оптовой ценой реализованной предприятием продукции и её полной себестоимостью), а не рентабельность (отношение прибыли к основным и оборотным фондам). Ставка на рентабельность оказалась уязвимым местом реформы, которым на своё усмотрение воспользовались советские менеджеры. Рост рентабельности происходил за счет повышения оптовых цен, в связи с чем отмечалось искусственное увеличение заработной платы, не связанное с ростом производительности труда. Наблюдалась тенденция выпуска продукции наиболее выгодной для данного предприятия, без должного учета интересов народного хозяйства. Все это приводило к отсутствию широкого ассортимента товаров на прилавках магазинов и росту дефицита, к нежеланию хозяйственников обновлять технологию производства, поскольку это требовало больших капиталовложений, из-за чего, в свою очередь, мог быть не выполнен план по приросту рентабельности. Во-вторых, реформа привела к некоторой децентрализации управления и к ослаблению контроля за деятельностью директорского корпуса. Происходит резкое сокращение капиталовложений в производство, произошедшее вследствие предоставленной тогда производителям свободы распоряжения полученной прибылью. В третьих, механизмы экономического стимулирования не были приведены в действие из-за недостаточной разработки многих теоретических вопросов. Предприятия, которые повысили свою производительность, обнаружили, что они получили повышенные плановые задания на следующий год. Так в рамках реформы известность получил опыт Щекинского химического комбината, на котором за пятилетку фонд заработной платы увеличили за счет сокращения численности рабочих рук. За два года число рабочих на комбинате сократилось на 870 человек. За 10 лет производительность труда выросла в 3,4 раза, объем продукции возрос в 2,7 раза. Сэкономленные средства поступали в распоряжение комбината.

На выхолащивание сути экономической реформы повлияли также международные события. Вскоре после ввода советских войск в Чехословакию, советским руководством были приняты решения об усилении административного контроля за народных хозяйством, которые выхолащивали планы по реформированию экономики. От ЦК КПСС поступил политический заказ подвергнуть критике представителей «рыночного социализма». Удар пришелся по Институту экономики АН СССР (директор Я.А. Кронрод), в котором работали ученые, выступавшие за углубление экономической реформы, в том числе Е.Г. Либерман.

Другим фактором оказался мировой энергетический кризис. В 1973 году из-за очередной арабо-израильской войны и произраильской позиции Запада, арабские страны, входящие в организацию ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти) повысили цены на нефть в 15 раз. Начался нефтяной и газовый бум, которым воспользовался СССР. К тому времени в СССР приступили к освоению богатейших нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Только в период 1970 по 1980 гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла с 31 млн. до 312 млн. т., а добыча газа за тот же срок – с 9,5 млрд. до 156 млрд. кубических метров.Тюменская нефть в огромном количестве по самой высокой цене перекачивается на Запад. Экспорт дает СССР миллиардные прибыли, которые позволяют перенести акцент с экономической реформы на новое строительство в оборонной промышленности и в энергетике (освоение углеводородных запасов Сибири), что ограничивало объем инвестиций в подъем технологического уровня уже существующего производства. Огромная доля валютных поступлений уходила на замену капитального оборудования. Только с 1972 по 1976 годы импорт западного оборудования возрос в 4 раза (как пример – завод «Фиат» в Тольятти). С одной стороны, импортное оборудование повысило технологический уровень многих предприятий и ряда отраслей. С другой стороны, Советский Союз попадает в технологическую зависимость от зарубежных стран, чем вскоре воспользовались его конкуренты. После ввода войск в Афганистан западные страны объявили санкции на поставку новейшего оборудования в СССР. К тому же американская администрация убедила Саудовскую Аравию резко увеличить добычу нефти, что привело к обвалу цен на энергоносители и уменьшило валютные поступления в СССР. Теперь советское руководство не могло проводить технологическое перевооружение предприятий в прежних объемах. К 1985 износ основных фондов промышленности возрос году до 41%. Таким образом, в перспективе нефтяной бум оказался антистимулом в деле реформирования советской экономики.

«Концепция развитого социализма» 1970 – 80-х гг.:После отставки Хрущева начинается постепенный отказ от лозунга «развернутого строительства коммунизма». Взамен хрущевскому обещанию коммунизма к 1981 году, брежневское руководство обращается к концепции «развитого социализма» или «зрелого социализма». Партийные идеологи выдвинули тезис о том, что между социализмом и коммунизмом пролегает этап развитого социализма. Брежнев впервые упомянул понятие развитого социалистического общества в 1967 г., после чего термин стал все шире популяризироваться в Советском Союзе в качестве компенсации за утопическое обещание коммунизма. В общепринятое употребление это понятие вошло на XXIV съезде КПСС (1971 г.).

Концепция развитого социализма подтверждала идею о поступательном развитии советского общества. Коммунизм продолжал оставаться конечной целью развития, однако, период перехода от социализма к коммунизму стал теперь рассматриваться, как отдельная историческая эпоха, способная растянуться в обозримое будущее. Именно на стадии развитого социализма наступала возможность приступить к коммунистическому строительству. На этапе развитого социализма, во-первых, должны были сблизиться все классы и социальные группы, а государственная и коллективная собственности должны были сблизиться и объединиться в коммунистическую собственность; во-вторых, жизненный уровень и социалистический образ жизни советских людей должны были достичь беспрецедентных высот; в третьих, общественное сознание и культурный уровень населения должны были вырасти настолько, чтобы обеспечить переход к подлинному самоуправлению; в четвертых, различные нации и народности, составлявшие Советский Союз, должны были образовать новую социальную и интернациональную общность людей – советский народ; в пятых, источником материального благосостояния должно было стать эффективное использование достижений научно-технической революции.

Итог: Согласно таким общепринятым критериям, какуровень урбанизации и обеспеченность жильем, продолжительность жизни и качество питания, доступность образования и здравоохранения, СССР в период «развитого социализма» вошел в первую тридцатку наиболее развитых стран мира. Внутри советского общества протекали интенсивные процессы модернизации и вестернизации, затронувшие все стороны жизнедеятельности советских граждан, включая духовную сферу. Несмотря на очевидные кризисные явления демографического и социального порядка, общество «развитого социализма» имело значительный потенциал к дальнейшему развитию, если, конечно, советское руководство смогло бы предложить перспективную социально-экономическую стратегию.

Итоги экономического развития СССР в эпоху «развитого социализма» оказались обнадеживающими на первом этапе, и помпезно-инертными к концу жизни Л.И. Брежнева. После краткосрочного подъема советская модель аграрного производства демонстрировала свою ущербность. К 1981 г. удельный вес убыточных колхозов в стране составил 47%, совхозов – 61%. Советское аграрное производство нуждалось в коренном преобразовании на принципах подлинной кооперации и дальнейшей механизации труда. Экстенсивный вариант развития аграрного сектора был проблематичным из-за отсутствия резервов рабочей силы в результате ухудшения демографической ситуации на селе. Неоднозначными оказались итоги промышленного развития. С одной стороны, был создан огромный производственный и кадровый потенциал в электроэнергетике, машиностроении, черной и цветной металлургии, топливной промышленности, которым будет пользоваться российская экономика в почти неизменном виде еще 15-20 постсоветских лет. С другой стороны, индустриальный сектор демонстрировал свою маловосприимчивость к научно-технической революции. Промышленность была рассчитана на производство либо массы стандартизированной продукции, либо уникальных образцов сложной качественной продукции. Мировые стандарты и даже опережающее развитие отмечались исключительно в космической промышленности, атомной энергетике и производстве вооружений (на предприятиях оборонной промышленности было занято 5-8 млн. рабочих и инженеров самой высокой квалификации, тогда как в США – 2,2 млн.). Именно на модернизацию военно-промышленного комплекса, занимавшего привилегированное положение в экономике, направлялись громадные средства.

В целом советская экономическая модель представляла собой максимально монополизированную индустриально-аграрную экономику, которая порождала широкую бюрократизацию управления экономическими процессами и экономику дефицита. С середины 1970-х гг. СССР вступает в полосу системного кризиса, увеличивающего отставание от передовых западных стран. Происходит падение производительности труда, снижение объема капиталовложений, затухание темпов роста в промышленности и в аграрном секторе. В результате к началу 1980-х годов СССР уступил Японии 2-е место в мире по общему объему производства.

История с последней «реформой» (1979 г.) продемонстрировала интеллектуальную и организационную беспомощность брежневского руководства, хотя сам Брежнев осознавал необходимость расширения прав, самостоятельности и ответственности трудовых коллективов в технико-экономической и коммерческой областях. В 1980 г. престарелый Н.А. Тихонов сменил больного Косыгина на посту председателя Совета министров СССР (на пенсию был также отправлен заместитель Косыгина - В.Н. Новиков). В преклонном 75-летнем возрасте у Тихонова, конечно, каких-либо прогрессивных творческих идей в области экономики не обнаружилось.

Билет 31

Наши рекомендации