Глава 7. 1964-1974. Брежнев. Развитой социализм
Гаже пидаров, чем «шестидесятники», трудно себе представить. Притом, что сами шестидесятые были невероятно веселым и оптимистическим временем, пожалуй единственное светлое пятно в мрачном и трагичном 20 веке. Но именно шестидесятники его и просрали, дальше уже пошло поколение моей матери с их тотальным цинизмом и скептицизмом. Такое крайне мрачное видение действительности, которое характерно для людей семидесятых, вообще редко в истории встречается, и как раз шестидесятники их до этого и довели. На самом деле разная говенная интернетовская левота современности по типу вербяшки и так далее - это рецедив именно шестидесятников, они на них и дрочат периодически - "ах, Окуджава, ах, Галич", и прочие пидары. Поэтому самое ценное в культуре шестидесятых - это именно сатира, комедии, Никулин и компания. Потому что они ржали над этим сраным пафосом и над этими сраными людьми. Это же дети дебила Хрущева и братья вора Брежнева, именно они были в конце совка начальниками и все проебали.
После 1964 года впервые в СССР у власти более-менее адекватные люди. Косыгин это вообще-то успешный нэповский предприниматель, который при Сталине был на хозяйственной работе, то есть строил электростанции, вывозил людей из Ленинграда и так далее. Брежнев выходец из сельской интеллигенции, реально под пули ходил на Малой Земле, вообще был известен как добрый и терпимый человек, любил приглашать друзей к себе в гости и так далее. И эти два добрых, умных, практичных человека ничего больше не придумали, как нефть продавать, что позволило режиму лишних 20 лет продержаться. Косыгин в течение пяти лет пытался сделать что-то вроде нэпа, что привело к тому, что всех накормили и пошел сильный экономический рост, но к середине семидесятых все заглохло, и тупо нефть продавали. Потом уже в начале восьмидесятых Суслов с Андроповым пытались вернуться к экономике хрущевского типа, то есть опять рынок извести, на улице ловили, кто на работу опоздал.
С суда над Синявским начинается диссидентское движение, я к нему в целом отношусь иронически. По социальному составу это городские из ближайших к советской власти прихлебателей, городская богема, которая не сеяла, не пахала, и хотела и дальше паразитировать, но вводили хозрасчет и не хотели их кормить на халяву, как при Хруще. По национальному составу это евреи и близкие к ним лица. Ничего против евреев не имею, но это явно не большинство населения СССР, и не могут отражать интересы большинства населения.
Программа у них совершенно идиотская, "соблюдайте советские законы". Любой мужик знает, что "закон" - это приедут из города и заберут последнее, в этом городской закон и заключается. А настоящий закон - это жить по совести, а совести у диссидентов с самого начала и не было, раз заведомо тролль-лозунги выдвигали.
Тактика была истеричная, написание писем, разброс листовок и организация демонстраций. То есть по тактике они попросту постоянно нарывались на конфронтацию с властями, чтобы их заметили и власти и Запад.
В то же время параллельно шла более полезная деятельность, продолжался расцвет деревенской прозы. В отличие от диссидентов, деревенщики выражали интересы работающей части населения, и работали более глубоко, напоминая народу о моральных ценностях. Понятно, что моральные ценности неизбежно войдут в противоречие с преступным по природе государством, поэтому деревенская проза и кинематограф на самом деле подрывали государство гораздо глубже, чем диссиденты, про которых никто и знать не знал, дураки московские какие-то, а вот романы про деревню шли в каждую библиотеку.
Особенно хорошо шла сибирская деревенская проза, Сибирь была начиная с пятидесятым более модерновым даже местом, чем европейская Россия, как я уже писал. Поэтому Шукшин и прочие сибирские деревенщики во многом охватывали и интересы городского рабочего человека, у них описана развернутая реакция на модернизацию, по сути требования вести модернизацию, но по совести. Шукшин также первый из них освоил хорошо кинематограф, и в кино деревенское направление в основном представлено именно его работами, хотя были уже в шестидесятые и другие глубокие фильмы на эту тему.
В конце июля 1966 было известное заявление товарища Леннона:
Christianity will go. It will vanish and shrink. I needn’t argue about that; I’m right and I will be proved right. We’re more popular than Jesus now; I don’t know which will go first — rock ’n’ roll or Christianity. Jesus was all right but his disciples were thick and ordinary. It’s them twisting it that ruins it for me.
Понятно, что как и все у битлов, это работало исключительно на популярность, в данном случае в качестве таргет-группы определенно выбраны только что появившиеся хиппи с их сочетанием рок+молодежный бунт + неопределенная "восточная" религиозность, тут совершенно четко заявлена основная дилемма "rock ’n’ roll or Christianity". Вне сомнения, отдавался отчет, что христианские фундаменталисты по всему миру будут бузить и пластинки жечь, но это как бы "взрослые" с их взрослой религией, подобные акции могли только привлечь молодежь.
Вообще хиппи, как и советские шестидесятники, как-то появились внезапно и со всем готовым: готовой идеологией, готовыми брендами, готовыми лидерами по типу давно прикормленных "Биттлз", что, по всей видимости, свидетельствует о том, что движуха создавалась сверху. Уж Битлы-то на тот момент 100% эстеблешмент, у королевы играют и из телека не вылазят, ни о какой "альтернативности" битлов говорить не приходится, самая что ни на есть официальная культура англосаксонского мира, и так открыто заигрывают с хиппанами. Именно в 66 году в текстах Битлов начинается "протест" и "духовность" ранее им совершенно незнакомые, музыку им начинают писать на максимуме, подозреваю, что там бригада композиторов и поэтов вообще работала.
О холодной войне в 1967 писать особенно нечего, на фронтах затишье. После присоединения Кубы к советскому блоку никаких крупных событий не произошло. Основные точки, на которые пытаются распространить коммунизм/социализм - это Южный Вьетнам и Израиль, но на тот момент обе точки с американской помощью успешно отбиваются. Заняли Баб-эль-Мабденский пролив (Йеменская революция), но зато утратили контроль над Суэцким каналом, а чтобы коммунисты контроллировали весь этот путь, им надо и канал, и пролив одновременно (см. карту). Развели агрессивную левоту в США и ЕЭС, но она получилась какая-то наркоманская и на серьезный переворот, такой чтобы матросы и пулеметы, явно неспособная. Она там на "Западе" устои покусывает, конечно, это объективно на руку Брежневу, но глобально их не рушит. О планах сторон на таком расстоянии уже ничего неизвестно, документы вроде не опубликованы, но видимо, те же, что и при Хрущеве, то есть обе стороны пытаются измотать друг друга в локальных войнах и наращивают немерянно ядерный потенциал на случай, если все пойдет по варианту ядерного блицкрига. Но на ядерный блицкриг реально уже никто не готов, ни США, и СССР. В общем, холодная война носит окопный характер, сидят в окопах и переругиваются.
После беглого ознакомления с событиями 68 года складывается впечатление, что была таки попытка одним ударом захватить Западную Европу, причем три ключевых события года - молодежные бунты, пражская весна и выход сахаровского трактата - тесно связаны.
Дело в том, что коммунистические лидеры СССР прекрасно понимали, что в той же форме, что и среди русских холопов, советский строй в Европе они точно не установят: там слишком сильны традиции индивидуализма, права человека там не пустой звук, еще интеллигентов можно будет купить/запугать, но каждого швейцарского крестьянина точно не переделаешь и в колхоз не загонишь. Поэтому еще И.В.Сталин при вступлении советских войск в Европу выдвинул по сути концепцию конвергенции, которая у него называлась "народная демократия" - а именно, что европейские коммунистические режимы должны быть чем-то промежуточным между сталинизмом и демократическими ценностями Европы. Но, конечно, союзными СССР, предоставляющими в общий котел ресурсы и солдат. Реально в Восточной Европе что-то такое и реализовывалось, но в силу общей нестабильности советских режимов в разных странах был крен в разные стороны, иногда склонялись к сталинизму; в некоторых странах, например в Польше, длительное время была как раз "конвергенция", из-за чего Польша и Чехия и были для советских интеллигентов определенным окном в Европу и в европейские ценности.
В 1968 году они сочли, что Запад уже существенно инфильтрован агентами влияния (накачка Европы советской сознательной и бессознательной агентурой шла уже 23 года с начала холодной войны) и можно попытаться осуществить прокоммунистические революции мирным или сравнительно мирным способом. Чтобы повысить привлекательность для западного человека, экстренно разрабатывается еврокоммунизм, а из Чехии, которая всегда была советской витриной, пытаются сделать показательный регион, где идеалы "коммунизма с человеческим лицом" будут практически реализованы, и Европа будет знать, что у них будут вводить именно "с человеческим лицом". Именно этим объясняется т.н. пражская весна - понятно, что компартия Чехии была 100% марионетночной, никаких самостоятельных решений не принимала и принимать не могла, во всем соцлагере иногда брыкались только поляки и румыны, и то не по принципиальным вопросам. То есть вся "пражская весна" была 100% инспирирована Москвой, и хронологически полностью совпадает с инспирированными той же Москвой массовыми левацкими выступлениями и забастовками в ЕЭС и США.
Далее, писать идеологию под будущую конвергенцию (которая должна была состояться примерно осенью 1968 года) посадили как раз Сахарова, который той же весной 1968 пишет свой трактат "Размышления о прогрессе", который системно пропагандирует и обосновывает конвергенцию (объясняет фактически для Европы эту концепцию Сталина).
Сахаров всю весну ее пишет, а в июне, когда, как и планировалось, он работу сдает, внезапно Европа отбивает красную атаку, молодняк загнали обратно в общаги, с рабочими договорились, агентов похватали - и внезапно ни Сахаров, ни опереточные чехи оказываются ненужными. В результате Сахарова посылают в "диссиденты", тоже дело для СССР нужное: навязывать оппозиции идиотские идеи и проекты, а на особенно активных, вероятно, стучать и закладывать (в какой степени Сахаров понимал, что работает на КГБ, я не знаю, и степень его личной вины соответственно определять не берусь, должен нормальный суд судить всех совков). А Прагу, естественно, только танками давить, там слишком много уже людей поверило, что все реально, неудавшийся проект пришлось ликвидировать армии.
В случае удачи выступлений в Европе, очевидно, Чехия вместе с левацкой Францией, коммунистической Италией и так далее образовали бы пояс еврокоммунизма с человеческим лицом. То есть не было бы на деле никакого человеческого лица, попросту все бы это входило в советский блок, советскому народу объясняли бы, что присоединились к мировому коммунизму. Но в самих европейских странах какие-то мелкие уступки традиционному там либерализму делались бы: в основном в сфере мелкого бизнеса, культуры и религии, в общем, смотрим на Польшу шестидесятых и представляем то же самое во Франции. Советская оккупация 100% к той "конвергенции" прилагается, является собственно смыслом "конвергенции" и никак от нее неотделима.
Можно в принципе рассмотреть вариант "что было бы, если бы Пражскую весну не подавили". Такой вариант, кстати, рассматривался, и многие социалистические страны были против оккупации, даже когда она состоялась.
Кстати, ничего бы не было, ЧССР перешла бы в "промежуточные" страны типа Югославии. С Югославией в шестидесятые отношения были прекрасные, Тито в Москву только и шастал. Кстати, юги потому их и поддержали на международном уровне, что надеялись, что Чехословакия пойдет в "югославский блок" стран с умеренным социализмом. Такой режим в Югославии существовал стабильно и ни к каким международным проблемам не приводил. Учитывая, что в обоих случаях ментальность маленького славянского народа, который привык веками жить где-то между больших хищников и между ними все время лавировать, такое положение устраивало больше бы и чехов, они к нему давно привыкли.
В связи с этим решение таки вводить войска, когда ситуация ничего опасного для СССР не представляла, и устраивать там непременно шоу с танками, скорей всего, вызвано не необходимостью, а какими-то внутренними терками в СССР между ястребами и либералами. Кто там на чехов клепал и вообще какие были расклады, я не знаю, много доносов на чехов писал Андропов, но ему просто было положено по должности, а вот где там шла реальная пружина интриги, непонятно. Представления о "либеральном" Косыгине и "злом" Брежневе все же полумифические и больше относятся к семидесятым, в описываемый период Брежнев был довольно либерален.
Схема "боевых действий" глазами советских военных: http://www.dunay1968.ru/img/map_b.jpg
Какие-то "фронты" у них были, походу заигрались во вторую мировую. Наступление на карте вижу, а вот противника не вижу, хоть убей.
Фильмы
Фантомас (1964)
Про Фантомаса был еще немой сериал 1913 года (кстати, один из первых мне известных сериалов, там было аж пять часовых серий в условиях, когда большинство фильмов было по 30 минут). В фильме шестидесятых действие перенесено в современность, оригинальные романы были про эпоху модерна. По жанру комедия, о чем недвусмысленно сигнализируют актеры типа Луи де Фенеса, но комедийность там тонкая, непосредственно смешных сцен немного, господствует тонкая ирония. В связи с этим наши малолетки не воспринимали как комедию, а смотрели как авантюрный фильм, ходило в лидерах кинопроката СССР и порождало субкультурные явления в молодежной среде (простебано в "Анискин и Фантомас").
Сам по себе фильм на самом деле умный и представляет собой тонкую сатиру на капиталистическое общество, как оно в шестидесятые в Европе функционировало: реальная власть тайная и по сути полукриминальная (фантомная, "Фантомас"); то, что на поверхности это идиотская культура (тут в образе журналиста) и пародийное безвластное буржуазное государство (в образе инспектора Жюва). При необходимости реальность выходит наружу, причем может напяливать на себя лица журналиста или инспектора, и кого угодно. Ситуация тотальной фантомности всех социальных и культурных институтов на самом деле в шестидесятые чувствовалась очень остро, порождала массовый протест в молодежной среде, а европейская философия в лице постструктурализма очень скоро ей вплотную займется и поставит всеобщую фантомность вообще во главу угла любого гуманитарного дискурса. Так что на самом деле фильм и социальный, и философский; в то же время и просто как детектив или как комедия тоже прекрасно смотрится. и смешно, и интересно: один из первых постмодернистских фильмов с двойным и тройным дном.
Застава Ильича (1963)
Оно же "мне 20 лет". Почему-то вызывает много восторгов, меня не впечатлило. По сути является псевдодокументальным фильмом, сюжет слабовыражен, преобладают съемки Москвы в разные сезоны года, советских людей в разные моменты их жизни и т.п. Быт показан довольно энциклопедично, и будни, и праздники. Довольно слабо есть социальная проблема, что в советском обществе нехилое расслоение, и многие считают, что это не соответствует идеалам революции, но эта тема есть и в фильмах пятидесятых, и особенно в "Фитиле", так что не новая. Возможно, этот фильм и "Я шагаю по Москве" вызывает какие-то чувства у москвичей, так как там реально много Москвы того времени. Художественность она вообще-то не в том, чтобы жизнь передавать примерно в том же темпе, как она идет, но в художественном произведении жизнь должна быть в сжатом виде, чего тут не наблюдается, и поэтому воспринимается уныло. А если уже давать документалку про советский период, то там диктор должен нести хуйню про высокие урожаи, как и полагалось в советских новостях. Тут и этого нет, просто ходят, просто разговаривают, и чё. Отсылки к революционным матросам и Маяковскому вообще непонятны, ничего же особенного не делают, ну типа совки тупые, чё такого, войны нет, в космос летят тоже не они.
Что такое теория относительности (1964) и прочий центрнаучфильм
Прекрасные совершенно фильмы Центрнаучфильма (у меня четыре есть), лучшие актеры того времени, такие как Вицин, Каневский и так далее, играют сцены, в которых иллюстрируются базовые понятия современной физики. Обычно там режим диалога физика и лирика, обаятельная девушка-физик доступно рассказывает мужчинам-актерам. Жалко, что не продолжается эта традиция, фильмы реально интересные, про науку, а не унылое говно про бандитов и проституток, где все заранее ясно. Ни одного современного художественного научно-популярного фильма такого уровня мне неизвестно, а фантастика она все-таки фантастика, не обязана соответствовать науке.
Carry on Cleo (1964)
Пеплум на тот момент не менее заезженный жанр, чем вестерн, причем Клеопатра - самый заезженный сюжет в пеплуме. На него и снята эта английская пародия, мне нравится. На самом деле над "античной пьесой про Клеопатру" стебался еще Шоу, то есть этим заебали еще и в его время, а уж с пришествием цветного звукового кино все европейские кинотеатры были забиты историями про Цезаря и Антония, причем эти фильмы становились все пышней и дороже. Так что юмор там вполне в тему, к тому же и стеб над политиками, хотя бы и римскими.
Вызываем огонь на себя (1964)
Первый советский телесериал, вполне качественный. На Западе уже 15 лет были телесериалы, так что можно было брать готовые решения и использовать. Получилось очень хорошо, и по форме, и по содержанию. Все-таки основное направление советского кинематографа было хорошее, говенные фильмы "шестидесятников" погоды не делали.
Прекрасно выбрана тематика, подпольная деятельность на оккупированной территории, интернациональные партизанские отряды и так далее, она позволяет многое показать и поддерживать динамичный сюжет одновременно. Война показана вполне реалистично, большинство населения выживает. Партизанские отряды организует элита свергнутой власти: советские офицеры или их жены. Тут все понятно, люди борются за власть, а что жизни не жалеют, ну их так воспитали, они военные, считают нормальным рисковать жизнью ради славы. В интернациональных частях там тоже самое, руководитель поляков так и объясняет: я был польский офицер, а теперь меня послали канавы копать, так у меня есть все причины партизанить. По поводу алкашей типа полицая Тереха тоже все понятно: служат всякому, кто сто грамм нальет, тоже ничего необычного, алкаши.
Убийства евреев и коммунистов при наступлении немецкой армии, кстати, вызваны не какой-то патологической жестокостью, а простой рациональностью: это представители привилегированных групп, потенциальные организаторы сопротивления. Выселять их в Сибирь, как Сталин делал с немцами и прочими народами, Гитлер не мог, у него Сибири не было.
То есть никаких лживых религиозных мотивов, типа невероятной привлекательности коммунистической идеи и невероятного сатанизма "фашистов", конечно, не было, они в фильме и не отражаются.
В первой серии от лица немцев есть информация, что дома и заводы взорвали сталинисты при отступлении, насколько я понимаю, неудобная для большевиков, во время войны это не скрывалось, а в данный период я вижу постоянные попытки обвинить в этом немцев, хотя я понятия не имею, зачем им взрывать дома и заводы, которые вот-вот им достанутся:-)
Робин и 7 гангстеров (1964)
Гангстерский фильм, но много наворотов, которые делают интересным, Синатра продюсировал:
1) 1930-ые, к тому же иронично поданные;
2) мюзикл, постоянно поют и танцуют;
3) история бандита, который раздавал деньги на благотворительность, соответственно много реминисценций на Робина Гуда и на бандитские фильмы тридцатых, большей частью стебных.
В тридцатых было много подобных мюзиклов, но там всегда либо в начале либо в конце что-то вставляли, что они не пропагандируют преступность и так далее, в данном же случае совершенно очевидно пропагандируют преступность. Гангстеры там умные, веселые, поют, а менты тупые, унылые и сволочи. Есть даже пародия на баптистское собрание (притом что там большая часть США протестанты): когда менты пришли брать игорный дом, бандиты сделали вид, что тут молебное собрание, и такое типа богослужение отчебучили, что полиция свалила (понятно, что совершенно пародийное и смешное). Это в РФ бы соответствовало, если бы братки служили литургию, чего-то там блатное распевали, то есть в современных условиях точно бы у нас запретили как экстремистский фильм, а там Оскара дали.
Свет далекой звезды (1964)
Лол, сталинский певец Иван Пырьев, который "Трактористы", "Свинарка и пастух" и прочий эпос, успел еще при Хрущеве перестроиться и снял типичную слезливую мелодраму того времени, про несчастных репрессированных и культ личности. Пырьев с его мюзиклами был одним из главных знамен того культа, конечно. Под стилистику того времени подстраивается идеально, именно так и выглядел "военный фильм" позднехрущевского периода. Прорывов поэтому особых нет, даже не узнал бы что Пырьев, настолько походит на "Живые и мертвые" или "Вызываю огонь на себя". Про "культ" там половина фильма, вплоть до "мрачный период нашей истории", "время беззакония" и так далее.
Черный бизнес (1965)
Кинодетектив, жанр был до того довольно редким в СССР, детективы пятидесятых можно сосчитать по пальцам. Одна из первых ласточек расцвета этого жанра в семидесятых, по стилистике явно предшествует эпопее "Следствие ведут знатоки". Понятно, что расхитители там действуют в союзе с иностранными разведками, а менты ангелы без крыльев. Ну, это, в общем, начало, потом будут писать и экранизировать довольно сложные психологически и сюжетно детективы, перед падением совка был один из самых популярных жанров.
Только я не понял, зачем там мисс Ластер в конце везет через границу много деревянных рублей контрабандой, кому они в США нахуй нужны, и разве государство само с удовольствием их не меняло на доллары по грабительскому курсу.
Сунь Укун, Бунт в небесных чертогах (1965)
Китайский мультфильм по средневековой классике. Понятно, что "обезьяны" - это буддийские монахи, у которых бритые черепа и потому походят на обезьян, а царь обезьян - это Будда. Повесть свидетельствует о сильных гностических наклонностях у ряда буддистов. Суть сюжета в борьбе Сунь Укуна (имя переводится как "постигший Пустоту", то есть в принципе то же, что и "гностик", обладающий знанием) против конфуцианского демиурга Небесного Императора. Демиург и вся его иерархия жестко высмеиваются, царь обезьян постоянно наебывает богов, ворует, издевается над небесными генералами, при попытке его подчинить вместе с армиями обезьян побеждает различных монстров, насылаемых демиургом. В общем, вполне такой добрый религиозный гностический мультфильм.
Я так полагаю, что в РФ скоро запретят, как экстремистский, чтобы не допустить оскорбления чувств верующих конфуцианцев, так как совершенно очевидно, что китайские буддисты эту повесть и писали с целью оскорбления всяческих божеств, вплоть до Бога-Отца, которому и соответствует Небесный Император. Так что православные тоже могут в принципе оскорбляться, там знание противопоставляется власти как таковой, причем власть представлена конечной фигурой Небесного Владыки, наезд идет на сам принцип абсолютной власти.
Имеется также стеб над даосизмом, основатель которого Лао Цзы подрядился там делать Небесному Императору всякие шарлатанские даосские таблетки, так Сунь Укун у него там погром устраивает в лаборатории и возвращается домой к добрым обезьянам. Позднее Лао Цзы пытается сжечь Сунь Укуна в печи даосского безумия, но тот вырывается и пиздит Лао Цзы большой палкой разума. Практика даосизма представляет собой практически одно шарлатанство, а теория - говенный мутный иррационализм, основная цель которого - оправдание зла и убийства рассуждениями о том, что между добром и злом нет никакой разницы. Причем как практика, так и наркоманская теория вызывали издевательства уже в средние века, что мы наблюдаем уже и в этом произведении.
Я так понимаю, что добрые хунвейбины смотрели это в кинотеатрах, и в жизни своей подражали прекрасному Сунь Укуну, по сути первому китайскому хунвейбину и цзаофаню.
Иностранка (1965)
Классная одесская комедия про подростков, типа в Одессу приехали француженка лет 14 и такой же арабский принц, у них вполне такие добрые приключения с советскими детьми безо всякой борьбы миров, холодной войны не нагнетается. Мадлен - дочь мелкого предпринимателя со всеми необходимыми торгашескими наклонностями, но демократичная и общительная, принц - надменный сын короля с кучей сословных предрассудков, в общем два мира, капиталистический и феодальный, приехали в социалистический. Короче, классическая такая советская комедия, которые мы все любим.
Дорога к морю (1965)
Идут косяком хорошие подростковые и юношеские фильмы, про "Иностранку" уже писал, "Звонят откройте дверь" пропускаю, так как в ЖЖ цензура запрещает обсуждать, "Дорога к морю" в принципе не уступает качеством двум вышеупомянутым.
Сюжет основан на том, что две девочки раннего юношеского возраста (17 лет) хотят поступить в морское училище, их не берут, потому что профессия не женская, потом шестидесятник-сибиряк их устраивает в Сибирь в зверосовхоз, одна там влюбляется и так далее. Скачут шаманы, летят поезда и все такое прочее. Панорамно показан СССР: провинциальная скука в родном городе девочек; жлобская воровская Москва, где у них украли последние деньги и не допустили до экзаменов по бюрократическим причинам; героическая Сибирь с ее просторами, уже тогда начавшая одна все это кормить. Все это в традиционном для того времени оптимистическом ключе, в общем, есть что посмотреть.
Город мастеров (1965)
Белорусский фильм в популярном в шестидесятые жанре сатирической сказки. Что интересно, русские сказки такого рода в основном антисоветские, как я уже писал, а вот белорусская воспроизводит чисто советский "белорусский миф", Галковский уже описывал: есть какие-то оккупанты ("фашисты"), есть народ, который "партизанит" и делает им всяческую падлу. Белорусскую нацию создавали в основном при совке, и национальный миф так и получился советский, до сих пор у них там самое советское государство в СНГ. Попытки местных националистов создать альтернативный "литвинский" миф пока никаким успехом не увенчались и остаются игрушками маргиналов. Поэтому не всякая советская сказка - сатира на правительство, эту схему не надо жестко проводить вопреки фактам. В данном случае совершенно искренне воспроизводится сталинская антифа-мифология, безо всякой иронии и цинизма.
Отдельно нужно отметить, что тут впервые два крупных актера семидесятых - Каневский и Гафт, причем Каневский уже в амплуа сыщика, а Гафт - в амплуа злодея, на чем они потом и будут специализироваться.
Тридцать три (1965)
Данелия, в главной роли Леонов, своего рода протоКиндзадза. Более реалистично выполнено, чем "Кин-дза-дза", и потому было запрещено, было очевидно, что сатира именно на советский строй.
Как мне представляется, оба фильма берут довольно глубоко. Советская культура - это порождение биологизма и примитивного материализма 19 века, откуда и марксизм и прочая архаика. 19 век был антропоцентричен, ничего лучше человека они не знали и не могли себе представить. Псевдохристианство с антопоморфным Богом это подтверждало и господствовало. Соответственно те, кто пришли в СССР к власти, всегда считали, что главное - человек, "кадры решают все", основной является всякое человеческое говно типа "личности", надо раздувать в человеке страсти, тогда он будет якобы эффективнее работать и прогресс попрет. Отсюда постоянный культ в СССР всяких выдающихся людей, который конкретно в фильме и простебывается. В брежневский период это себя уже изжило, последние, кому поклонялись, это были космонавты, поэтому если совсем близко к фильму, то тут пародия на культ космонавтов. Однако он отражение культа человека вообще в сталинском-хрущевском СССР.
Культ личности, он вообще оборачивается тем, что личности все можно, старые пердуны, которые пришли в 64 году, это уже понимали (на своей шкуре), и пошел новый, более современный тип совковой культуры, с культом безличности. Он простебывается уже в "Кин-дза-дза", где вообще показана суть всей этой человеческой "мотивации на успех", "если в обществе нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели". Тут пародия на весь 20 век в целом, потому что то же самое было и на западе, все эти Карнеги, Наполеоны Хиллы, весь этот кал, все они думали, что главное - это мотивировать человека, а человек мотивируется через раздувание говна в его башке. На западе тоже был культ кинозвезд и поп-идолов, то есть тут пародия не узко на совок, а на идеологию прошлого века вообще.
Вторая половина 20 века четко показала, что главное - не человек, а знание, собственно постиндустриальная позиция в "Кин-дза-дзе" тоже простебывается, но на планете Альфа, когда успешному человеку Уэфу максимум, что можем предложить, это превратить его в кактус, чтобы воздух пердежом не портил. Ну там она с мягкой иронией уже идет, так как это как раз позиция здравая и гностическая.
Собственно именно в конце шестидесятых философия начала отражать про "смерть субъекта" и прочую более трезвую ситуацию, которая наступила после краха антропоцентризма, так что оба фильма Данелии на самом деле это вполне на темы современной философии, можно сказать начало российского постмодернизма. "Тридцать три" и зрелые фильмы Гайдая - это на самом деле вполне себе постмодернизм, и по коллажной форме, и по идеологии.
Операция Ы (1965)
Мыслей много, даже и после десятков просмотров, поскольку оно потому и одна из лучших советских комедий, что ключевые моменты простебываются: как в России выглядит в принципе социум ("Напарник"), образование ("Наваждение"), экономическая система ("Операция Ы"). Собственно, с 65 года ничего особенно и не поменялось. Но поскольку я и постоянно об этом пишу, просто не хочу повторяться, вроде про все это уже писал раз сто на примерах других фильмов, тут как бы классика, которая все суммирует.
Строится мост (1965)
Высокая концентрация хороших актеров в одном фильме: Даль, Ефремов, Козаков, Гурченко, Заманский, Табаков, Евстигнеев, Кваша. Снимался "Современник" в полном составе, а там были лучшие актеры эпохи, и мы их теперь можем видеть в одном сюжете, просто замечательно. По тематике проблемный, как и спектакли "Современника": сталинизм, показуха, пьянство, нищета, в общем реальная такая жизнь СССР показана, про которую в "Огоньке" не писали.
Идет как раз нэп косыгинский, и фильм, похоже, подпирает своей социальной критикой именно эти реформы, так что там критика режима "справа", а не "слева": люди не видят реального эффекта от проектов и так далее.
Сердце матери (1965)
Религиозный советский фильм про коммунистическую богородицу (Марию Ульянову), фрагменты широко использовались также в учебных фильмах для школьников (кстати, в СССР был отдельный телеканал с образовательными фильмами, довольно хороший, многие передачи доступны на торрентах, до сих пор дофига познавательного можно оттуда почерпнуть).
В принципе интересно именно как документ советской религии, она как раз к 65 году окончательно сформировалась и в таком виде просуществовала до конца совка. Попытки Горбачева реформировать учение ни к чему не привели, ортодоксы их верно распознали как ересь, а реальные еретики использовали для свержения красной теократии как таковой. То есть медийный такой документ, как они в СССР себе видели идеального человека, ясно, что людоед Ульянов никак не связан с рисуемым тут образом, это 100% мечты шестидесятников об идеальном человеке.
Ну, и конечно, про царизм там вполне верно, не было никакого "русского национального государства" даже и в прошлом. Вышел немец со своей женой, между собой по-французски, с народом на ломаном "русском", а интеллигенция там в говне в Симбирске, с чувашами, бурлаками и полудурками, пытается хоть какие-то школы сделать, чтобы, блядь, хоть читать могли. Конечно, разночинцы вполне себя считали и лучше и национальнее "русского царя"
Страх и отчаяние в Третьей империи, 1965
Советский телеспектакль по Брехту. Брехт писал этот кал чисто в пропагандистских целях, сидя в эмиграции и не представляя, как жизнь в Германии выглядит реально, просто переделывая в пьесу разное вранье из коммунистических газет. В принципе Бог с ним, Брехт в других вещах талантлив, это у него не лучшее и явно сделано по заказ, ну ладно, 1938 год, уже было не до искусства.
Но совки-то как кривляются, ояебу. Брехт хоть критиковал из Дании, а тут фактически Гитлера критикует за авторитаризм общество в разы более авторитарное. Фашисты хоть в религиозные убеждения не лезли, а в СССР именно в середине шестидесятых всеми возможными средствами систематически преследуются люди просто за веру в Бога. Воют, что "был запрещен марксизм", притом судя по фильму, с обнаруженными марксистами там по крайней мере разговаривают. Если бы в СССР того времени кто-то открыто объявил, что он фашист, думаю, что просто немедленно начали бы избивать, и никаких иронических бесед никто не вел бы. Фильмы шестидесятников предписывают хамить и бить людей по гораздо более мелкому поводу, фактически за любое несогласие с человеком пропагандируется бить его в морду.
При этом действительно несколько более демократичные, чем Гитлер, англосаксонские страны к тому времени практически забыли вторую мировую, процент фильмов про фашистов на западе незначителен и в десятки раз уступает вестернам или фантастике. Только совки походу так пересрались от Гитлера, что пятьдесят лет потом старательно мазали его говном, вот уж баттхерт так баттхерт, это смешно просто. Брехт был эмигрант, ему простительно пасквиль на собственную страну рисовать, а эти-то тут при чем. Все многочисленные навороченные модернистские эффекты в постановке смотрятся именно как кривляние советских обезьян, хотя люди вроде нормальные подтянуты, типа Басилашвили
Проверено - мин нет (1965)
Советско-югославский фильм, на стыке двух кинематографических традиций, вполне хороший получился. 20 октября 1944, югославские и советские части совместно заняли Белград, после чего интернациональные бригады из сербов, хорватов, русских, украинцев и казахов ищут мины по всему городу. Параллельно много психологической, межкультурной, этической, социальной и прочей проблематики, экстремальная ситуация поднимает целый пласт тем, весьма интересно смотреть, не сводится к узкой пропаганде.
Мы тут в Интернете тоже на минах постоянно, так что смотрится как фильм про нашу жизнь, я тоже в принципе с какими-то международными бригадами мины в говне ищу, так что вполне интересно.
Кстати, последняя фраза фильма "седьмой, седьмой, почему молчишь", это потом пошло в Аукцыон, своеобразный гимн девяностых.
Под каштанами Праги (1965)
Опять советский телеспектакль, на сей раз гораздо лучше, чем спектакль по Брехту. Вообще на западном телевидении как-то сразу пошли телесериалы, а на советском - телеспектакли, почему так получилось, непонятно. Первым советским успешным и большим сериалом был про Штирлица, это уже конец шестидесятых, то есть очень поздно, на ББС уже шли "Доктор Ху", "Мстители", "Очарованный" и так далее, то есть телесериалы на Западе были уже в зрелой форме лет 20 во времена Штирлица.
За телеспектакли они взялись сразу после появления массового телевидения - в середине пятидесятых перевели в этот жанр всего Горького и Островского, которые и составляли большую часть театральных репертуаров, в шестидесятые продолжает процветать.