Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1984 гг. (Л.И. Брежнев и его преемники).

(НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное

Первый этап: 40-е г. — телевидение, компьютеры, ракеты, атомная бомба, 50-е гг. — водородная бомба, искусственные спутники Земли60-е гг. — лазер, спутники связи, экспрессы.

Второй этап.70-е годы — микропроцессоры, промышленные роботы, биотехнология;80-е гг, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез.Пришедшая к власти «команда» Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. После критики в адрес Хрущева на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. за непродуманные реформы, нарушение коллегиально­сти руководства, частую смену кадров с трибуны был выдви­нут лозунг «стабильности». Достаточно быстро стало ясно, что в политическом плане он означал: отказ от радикальных пере­мен (прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики «культа личности» Сталина и пр.);укрепление существующей общественно-политической системы (тоталитарного режима, обязательным элементом которого является культ личности вождя – в данном случае Брежнева);«тихую реставрацию» ряда элементов сталинизма (практику пРазвивались наука, техника, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, жилищно-коммунальный сектор, школы, вузы, система здравоохранения и т. д. Леонид Брежнев - типичный представитель того слоя сталинской “кадровой рево-люции” отказ от реформ и модернизации политической системы и экономики пришел в жесточайшее противоречие с требованиями времени и создал условия ускоренного разложения общества, “отторжения” большей части населения от партии и власти. Эпоха Л.И. Брежнева стала периодом стагнации и разложения советского общества. . Страна проигрывала соревнование с Западом не только в области научно-технического прогресса, но и в деле повышения благосостояния народа, раскрытия потенциала личности, удовлетворения насущных потребностей человека. Тем самым подрывалась вера в будущее. Власть теряла авторитет в глазах миллионов простых граждан, падал престиж представляемого ею общественного строя («развитого социализма»), что вызывало социальную апатию, распространение пьянства.Попытка приостановить дальнейшее развитие негативных процессов была предпринята новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Андроповым. Как сторонник укрепления системы Андропов приступил к ее модернизации с помощью чрезвычайных административных мер;произвел серьезные кадровые перестановки; сократил личный аппарат генсека; стимулировал расследования ряда уголовных дел; начал широкомасштабную кампанию по наведению элементарного порядка и производственной дисциплины; преследование инакомыслящих. Однако заслугой Андропова как руководителя партии и государства является то, что он впервые за многие годы а) поставил под сомнение догматическое понимание марксизма-ленинизма; б) внес элемент сомнения в оценку достигнутого в) признал наличие противоречий и трудностей в социалистическом обществе. В феврале 1984 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал полностью недееспособный К.У. Черненко, на избрании которого настояло консервативное большинство Политбюро во главе с маршалом Устиновым. Избрание прошло в жесткой борьбе с Горбачевым и поддерживавшими его Громыко, Воротниковым, Алиевым и Соломенцевым. При Черненко возобновились практически все процессы, которые были характерны для периода правления Брежнева. В марте 1985 года произошла смена партийного руководства, Генеральным секретарем был избран М.С. Горбачев,самый молодой в руководстве партии. Среди всех представителей советской элиты, которые в марте 1985 г. имели реальный шанс возглавить страну, он был единственным, обладавшим способностью выдвижения и поддержки тех реформ, которые за последующие несколько лет коренным образом изменили ход отечественной истории.

48. Перестройка в СССР и кризис социалистической государственности в 1985-1991 гг. Распад СССР.

Понятие “перестройка - попытка сохранить административно - командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ полит. строя. предпосылки. миллионов осознали необходимости перемен. Др. ее предпосылкой был полит. кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Субъективной причиной перестройки является приход во втор. пол. 70-начале 80-х гг. в руководство страны молодых политиков (М. С. Горбачева, Е. К. Лигачева, Э. А. Шеварнадзе, Н. И. Рыжкова), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление гос-ва и обществава. Начало положил апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС, провозгласил курс на ускорение соц.-экономического развития страны, глубокие перемены в жизни обществава Ускорение предполагало осуществление за счет нтп, перевооружения машиностроения. Первые годы перестройки показ. Горбачеву, что радикальной перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и полит. системы. демократизация и реформы - Именно с этих мер начался второй этап перестройки. Был провозглашен переход от административных к экономическим методам руководства народным хозяйством. Важную роль в осущ. реформ, вовлечения в полит. жизнь трудящихся сыграла политика гласности. Она началась с раскрытия правды о преступлениях сталинского периода, без разоблачения кот. невозможно было сломать тоталитарный режим.В ходе партконференции в июне-июле 1988 г. б. поставлен вопрос о полит. реформе, напр. на создание правового гос-ва, развитие парламентаризма. введение нового элемента гос. структуры – Съезда народных депутатов СССР. В этот период перестройки идет формирование многопартийности. Отсутствие твердости и решительности особенно тяжело сказалось на экономике. Перемены затронули только кооперативный сектор. Начались открытые инфляционные процессы, падало производство, снижался уровень жизни. Весной 1990 г. начался посл. этап перестройки –кризис. Распад СССР.Избранный весной 1990 г. Председателем Верховного Совета Б. Н. Ельцин в конце июля предложил Горбачеву выработать совместную программу экономических реформ(радикальный переход к рынку). Но председателем правительства стал В. С. Павлов, который осуществлял повышение цен и обмен 50- и 100-рублевых банкнот. Рубль значительно обесценился. На рубеже 1990-1991 гг. Горбачев пошел на сближение с консерваторами. Осложнилось положение в союзных республиках. Однако 18 августа группа руководителей предложила Горбачеву ввести чрезвычайное положение и покончить с реформами. 19 августа вице-президент Г. И. Янаев вступил в должность президента. Был создан ГКЧП. В Москву были введены войска. Борьбу с ГКЧП возглавил Ельцин и руководство России. Переворот был объявлен антиконституционным. Произошёл путч у белого дома. Многие тысячи москвичей пришли к Белому дому. В результате путчисты не рискнули применить силу, и к 21 августа выступление было подавлено. Руководители ГКЧП были взяты под стражу. Эти события, по сути, подвели черту под существованием СССР. Победа Ельцина и демократов напугала коммунистическую номенклатуру на местах, и она бросилась в объятия националистов. Во всех республиках прокатилась волна провозглашений независимости, референдумов и выборов президента. В декабре на встрече в Беловежской пуще Ельцина, Кравчука и Шушкевича, а затем на встрече в Алма-Ате руководителей бывших союзных республик было прекращено действие союзного договора 1922 г., СССР перестал существовать, а Горбачев ушел в отставку. Одновременно на территории бывшего союза возникло СНГ. Крушение административно-командного социализма и ликвидация СССР были вызваны комплексом социально-экономических причин. Прежде всего, требовали легализации, развивавшиеся на «теневой» криминальной основе рыночные отношения. Тоталитарная политическая система не была способна обеспечить условия для прогресса экономики. Отсутствие реальных прав и полномочий у союзных республик, разрыв в уровнях их экономического развития, боязнь потери национальной самобытности, воспоминания о репрессиях создавали предпосылки подъема национальных движений.

49. Формирование новой российской государственности. Конституция 1993 года. «Ельциновское десятилетие»: содержание, хар-тер либеральных реформ и их последствия.

49. Формирование новой Российской государственности. Конституция 1993 года. «Ельцинское десятилетие»: содержание и характер либеральных реформ, их последствия. С распадом СССР началась история новой современной России. Наиболее серьезным оказался упадок в российской экономике. В конце 1991 г. было сформировано новое правительство, которое возглавлял Е. Т. Гайдар. Реформы начались с «шоковой терапии». Они включили обвальную либерализацию цен, произошел невиданный рост цен. В результате появились товары, но были потеряны сбережения миллионов граждан. Сбережения, нередко собираемые в течение всей жизни, разом были обращены в прах. снизилась зп. Одновременно началась реформа по разгосударствлению государственной собственности. Она включала план «ваучеризации», разработанный А. Б. Чубайсом, который предусматривал раздачу ваучеров, т.е. приватизационных чеков, всему населению страны. Ваучеры, клочки бумаги, розданные населению вместо денег, оказались бесполезными. Другой формой разгосударствления стало акционирование собственности. Использовалась также и продажа собственности с аукциона. Все это позволило обеспечить массовое разгосударствление собственности, но ее владельцами стал узкий слой граждан России, большинство из них - бывшие работники партийных, комсомольских, профсоюзных организаций. Начавшиеся реформы изменили и банковскую систему. Важную роль в финансовой сфере стало играть свободное хождение иностранной валюты. увеличился частный торговый сектор. Российский рынок оказался заваленным иностранными товарами. Переход к частной собственности, рыночным отношениям вызвал и частное предпринимательство. Фактически была разрушена промышленность, т.к. промышленное производство упало более чем наполовину. Падение производства повлекло за собой массовые неплатежи, сократились отчисления в госбюджет, пенсионный фонд, увеличилась задолженность по зп. Реформа стала проводиться без поддержки масс, что осложнило ее проведение. Нужны были хорошо подготовленные реформистские кадры. Отсюда частые смены руководства страны. Изменения в составе Правительства РФ иногда принимали затяжной характер и приводили к негативным экономическим последствиям. Так произошло при очередной смене правительства 23 марта 1998 г., когда впервые оно было отправлено в отставку в полном составе во главе с председателем В. С. Черномырдиным. В апреле 1998 г. новым председателем Правительства был избран молодой реформатор С. В. Кириенко. Это правительство работало недолго. 25 августа 1998г. указом президента оно было отправлено в отставку. Это было вызвано решением правительства о замораживании ГКО (одновременном дефолте) и девальвации. Это привело к катастрофическим последствиям. За месяц экономика была отброшена на уровень начала 90-х гг., некоторое время была парализована вся финансовая система России. Экономический кризис усугубился и политическим кризисом, который был связан с созданием нового правительства РФ. Премьер-министром был избран Е. М. Примаков, человек, которого в сентябре 1998 г. поддержали практически все фракции в Государственной Думе. Началось формирование нового кабинета. Но самые серьезные последствия осеннего кризиса 1998 г., заключающиеся в отторжении власти от людей, в потере руководством страны доверия народа, преодолены будут еще не скоро.

Бюджетный дефицит растет. А это означает поиск новых средств за рубежом. Усиливается зависимость России от внешних кредиторов. Россия унаследовала от СССР около 70 млрд. долл. внешнего долга, с тех пор он удвоился. Научно-техническое развитие страны стремительно идет на убыль.•К концу 20 века Россия оказалась в сложном положении. Но еще не все потеряно. У России еще есть шанс выбраться из затянувшегося кризиса. Есть три пути развития:1.Утрата интеллектуального и культурного потенциала развития страны, превращение ее в сырьевую базу и источник дешевой рабочей силы. 2.Реализация идеалов потребительского общества и формирование высокого уровня потребления. 3.Поиск движения к информационному обществу, выработка новой стратегии реформ, смену идеалов потребительского общества на систему ценностей, утверждающую престиж духовной и интеллектуальной сферы, развитие культуры, науки, технологическую революцию и т. д. В стране продолжается реформирование политической системы. Дальнейшие изменения в политической жизни идут в направлении утверждения государственности. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция. Она закрепила перемены, произошедшие в стране. В ней указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Россия – федеративное, демократическое, социальное, светское государство; признаётся идеологическое разнообразие. Перед законом защищаются и признаются общественные объединения и все виды собственности (частная, государственная, муниципальная и др.). Во главе государства стоит Президент, который определяет направления внутренней и внешней политики. Он – главнокомандующий, назначает выборы в Думу, референдум, роспуск Думы. Он может ввести чрезвычайное положение в стране. Президент предлагает Госдуме на утверждение главу правительства. Федеральное Собрание (парламент) состоит из двух палат: Совет Федерации (верхняя) и Государственная Дума (нижняя). Совет Федерации утверждает границы субъектов федерации, назначает выборы Президента, назначает на должность генерального прокурора и председателя Счётной палаты, назначает на должность судей Конституционного, Высшего Арбитражного, Верховного судов. Государственная Дума рассматривает вопрос о назначении председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, назначает на должность Председателя ЦБ, объявляет амнистию заключённым. Правительство РФ (исполнительная власть) разрабатывает и представляет в Думу федеральный бюджет, обеспечивает в стране единую финансовую и денежную политику, единую политику во всех сферах, меры по обеспечению законности. Конституционный Суд решает дела о соответствии Конституции различных законов, законодательных актов, международных договоров. Верховный Суд – высшая судебная инстанция по гражданским и административным делам. Новая Конституция ограничила полномочия парламента, но усилил власть президента. Президент осуществляет право управления и законотворчества посредством указов. Президентские выборы 1996 г. утвердили Ельцина еще на 4 года. Выборы в стране стали постоянным явлением. Правительством Ельцина-Гайдара были проведены либерализация розничных цен, либерализация внешней торговли, реорганизация налоговой системы и другие преобразования, радикально изменившие экономическую ситуацию в стране. Либерализация цен была осуществлена 2 января 1992 года. При этом предприятия и учреждения розничной торговли получали право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, отменялись ограничения на импорт. Вместе с вышедшим вскоре указом о свободе торговли и ускорением приватизации государственных предприятий это означало конец советской командно-административной экономической системы и переход к рыночной экономике. С целью преодоления угрозы голода и тотального дефицита товаров: либерализация цен; разрешение свободы торговли; либерализация внешнеэкономических связей, урегулирование внешнего долга и открытие западных кредитных линий; переход к адресной социальной поддержке малоимущих, сокращение бюджетных расходов, в первую очередь, несвязанных с социальными задачами: государственных инвестиций – в 1,7 раза, закупок вооружений – в 5 раз, сокращение армии, резкое сокращение дефицита бюджета и его финансирования за счет кредитов Госбанка, налоговая реформа, включая введение НДС и налогов на добычу нефти, введение российской валюты, отказ от разделения бюджета на валютную и рублевую составляющие, упорядочение финансовых взаимоотношений центра с автономными республиками и областями. Структурная перестройка экономики: переход от плана к госзаказу, поэтапный переход на рыночные принципы и мировые цены в торговле с бывшими союзными республиками; создание основ частно-государственного партнерства в инвестиционном процессе. переход от «бесплатных» государственных инвестиций к инвестиционным кредитам. Преодоление товарного дефицита и восстановление потребительского рынка в первой половине 1992 года.

Реорганизация налоговой системы. Начало процесса приватизации. Либерализация внешней торговли. Легализация владения и свободного обмена иностранной валюты (введение внутренней конвертируемости рубля).

Начало аграрной реформы — реорганизация колхозов и совхозов. Последствия либерализации экономики. Одной стороны к концу 1992 года был преодолен товарный дефицит[были запущены рыночные механизмы в российской экономике. С другой стороны, либерализация привела к резкому росту цен,росту неплатежей, к обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы и усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков, рост преступности, продолжение падения уровня жизни.

Наши рекомендации