Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

Предпочтение я отдаю этому определению: гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.

Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством и правом. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством по средствам права, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству независимо от права..

Основными признаками гражданского общества являются:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

- жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения “младших старшим”.

Можно дополнить к вышеуказанным признакам гражданского общества следующее:

- возникновение гражданского общества на определенных основаниях, не исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом и государственной рационализации;

- недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества.

5. Государство, право, экономика: соотношение и взаимосвязь.

Как объект гос-пр воздействия, эко­номика представляет собой сложное и развивающееся явле­ние.

Экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреб­лением. Отношения, связанные с распределением и обменом произведенной продукции, носят промежуточный характер. Становление эконом отношений породило новые институционные формы их закрепления, стабилизации, раз­вития. Гос-во и право — это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностя­ми ее развития и регулирования.

Более тесные связи экономика имеет с правом. Необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма эконом отношений. Право — это не нечто внешнее для экономики. Право — естественная форма эконом отношений.

Эконом отношения, как и любые иные соци­альные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая, в наи­большей степени отвечает сущности эконом отноше­ний, их рыночной природе.

Единой юр основой всех отношений эконом цикла является право собственности.

Право - способ саморегулированияэкономики. Эко­номика как производство товаров и услуг имеет объектив­ное содержание. Это содержание определено, с одной сто­роны, характером потребностей населения, а с другой — уровнем развития техники, производительности труда, при­родными условиями.

Воздействие гос-ва на экономику имеет иной ха­рактер. Если право воздействует на экономику изнутри, являясь оптимальной формой экономики и един­ственно возможной формой рыночной экономики, то гос-во обеспечивает внешние условияее функциониро­вания.

1)Гос-во выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет эконом пространство внутри страны.

2)Гос-во обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, распада на классы и соц слои с различными, интересами. Внутреннее единство и стабильность общества — также необходимая предпосыл­ка нормального функционирования и развития экономики.

3)Гос-во выступает и субъектом эконо­м отношений, взяв на себя некоторые эконом функции, обеспечивающие целостность эконом системы страны.

4)С усложнением в ходе исторического раз­вития эконом связей гос-во все более активно вмешивается в хоз жизнь с целью воспрепятство­вать негативным тенденциям, возникающим в рыночной эко­номике.

Право- это система особых социальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязатель­ны для всех членов общества.

Политика — это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом — с другой. (Определение права давалось выше.)

Существует два основных подхода к соотношению данных по­нятий.

Согласно первому подходу, среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функцио­нирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определен­ных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принима­лись законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения).

Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом. По­литика же выступает посредником между данными явлениями и соот­ветственно понятиями. Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право. Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль про­является лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимули­руя либо сдерживая развитие производственных отношений. Политика здесь тоже выступает в виде посредника между эконо­микой и правом. Соотношение же между политикой и правом проявляется двояко:

1) когда определяющим фактором выступает политика;

2) когда определяющим фактором выступает право.

6. Государство и церковь: взаимосвязь и соотношение.

Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви, и государства становится их автономность Друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.

Я живу в стране, где преобладающей является христианская религиозная традиция.

7. Гражданское общество и правовое государство: понятие и соотношение.

Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.

По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед.

В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено по-разному. Гражданское общество - это:

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

Предпочтение я отдаю этому определению: гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.

Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством и правом. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством по средствам права, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству независимо от права..

Основными признаками гражданского общества являются:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

- жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения “младших старшим”.

Можно дополнить к вышеуказанным признакам гражданского общества следующее:

- возникновение гражданского общества на определенных основаниях, не исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом и государственной рационализации;

- недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества.

Правовое государство - форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

Основные черты:

1)верховенство з-на (никто не освоб-ся от подчин-я з-ну); 2)полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод граждан, 3)устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть перед гр-ном. Главные пр-к прав. гос-ва – 1)идея народного суверенитета, 2)принцип раздел. властей 3) наличие развитого гражд. общества; 4)созд-е институтов полит. демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или органа; 5)верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на деле суверен-ти гос. власти; 6)возвышение суда как одного из ср-в обесп-я правовой гос-венности; 7)соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.

Принципы правового государства:

- господство закона во всех сферах жизни

- связанность законом государства и его органов

- незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность

- взаимная ответственность государства и личности

- наличие эффективных форм контроля за реализацией законов

- разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов

- верховенство и прямое действие конституционного закона

- правовая организация системы органов государственной власти

- единство прав и обязанностей гражданина

- наличие развитого гражданского общества

- соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

Наши рекомендации