Тема 34. «Развитой социализм» или складывание механизма торможения социально-экономического развития страны

1. Противоречия и трудности социально–экономического развития СССР в 1961–1985 гг.

2. Внешняя политика. Достижения и просчеты.

Современные изменения в обществе требуют с особой ответственностью подойти к изучению и освещению истории страны на этапе 60–80-х годов. Необходимо иметь в виду тот факт, что она не знала нулевого цикла, не стояла на месте. Были достигнуты значительные успехи в развитии народного хозяйства, продолжали успешно функционировать все звенья образования, медицинского обслуживания, расширялась сеть дошкольных учреждений.

Необходимо далее показать причины возникновения механизма торможения, его суть и последствия. Разобраться в этой проблеме студенту помогут произведения, указанные в списке рекомендуемой литературы, а также монография А. Бутенко Откуда и куда идем» (Л., 1991), статьи Н. Н. Разуваевой «Противоречия и трудности социально–экономического развития СССР в 1961–1985 гг.» и Ю. С. Аксенова «Механизм торможения и революционная перестройка», опубликованные в книге «Страницы истории Советского общества» (М., 1989).

В работе над вторым пунктом плана необходимо сконцентрировать внимание на миролюбивой внешней политике СССР, подчеркнуть тот факт, что в 70-е годы по инициативе нашей страны развернулась настоящая битва за мир.

Список рекомендуемой литературы:

1. Боффа, Д. История Советского Союза. В 2 т. / Д. Боффа – М.: Международные отношения, 1990. – Т. 2. – 682 с.

3. Волобуев, О. В. Очищение: история и перестройка / О. В. Волобуев, С. В. Кулешов. – М.: Изд-во Агентства печати и Новости, 1989. – 288 с.

3. Леонтьев, Г. Л. Стратегия мира и безопасности / Г. Л. Леонтьев. – М.: Международные отношения, 1987. – 126 с.

4. Механизм торможения: истоки, действие, пути преодоления. – М.: Политиздат, 1988. – 288 с.

5. Погружение в трясину (анатомия застоя). – М.: Прогресс, 1991. – 704 с.

6. Разуваева Н. Противоречия и трудности социально-экономического развития СССР в 1961–1985 гг. // Страницы истории советского общества. Факты, про­блемы, люди. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

Тема 35. «Перестройка» и распад СССР.

1. Предпосылки «перестройки» в СССР. Реформирование советского общества и его итоги к началу 90-х годов.

2. Попытка государственного переворота в 1991 г. Распад СССР.

Освещение данной темы необходимо начать с рассказа о провозглашении на апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС курса на ускорение социально-экономического развития страны и объяснить причины перехода к реформам. Преобразования, инициированные генеральным секретарем ЦК КПСС М С. Горбачевым, проводились под лозунгами: «перестройка», «ускорение», «гласность». Надо подробнее остановиться на реформах в политической и социально-экономической сферах жизни, показать, что начало реформ было конструктивным и многообещающим. Однако уже в конце 80-х – начале 90-х годов страна столкнулись с серьезными трудностями. Студенту надо попытаться разобраться в сложившихся трудностях и выработать свой взгляд на них. Подумать над выводами и уроками.

Резкий спад в экономике, ослабление роли КПСС, переход власти на местах в руки местных национальных элит, межконфессиональные и этнокультурные противоречия – все это способствовало обострению межнациональных конфликтов на территории СССР. Поиски выхода из сложившейся ситуации привели руководство страны к необходимости подписания нового союзного договора, однако противники подписания такого договора – представители старого партийного аппарата – решили воспрепятствовать его подписанию, предприняв попытку переворота. События 19–22 августа 1991 г. ускорили распад СССР. Следует объяснить, что такое Беловежские соглашения и какое они имели значение?

Список рекомендуемой литературы:

1. Безбородов, А. Б. Перестройка и крах СССР. 1985–1993 / А. Б. Безбородов, Н. В. Елисеева, В. А. Шестаков. – СПб. : Норма, 2010. – 215 с.*

2. Гайдар, Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России / Е. Т. Гайдар. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. – 448 с.*

3. Горбачев, М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира / М. С. Горбачев. – М.: Политиздат, 1988. – 270 с.

4. Дашичев, В. И. Как и почему был разрушен Советский Союз / В. И. Дашичев // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 2. – С. 206–220. *

5. Медушевский, А. Н. Перестройка и причины крушения СССР с позиций аналитической истории / А.Н. Медушевский // Российская история. – 2011. – № 6. – С. 3–26. *

5. Согрин, В. В. Политическая история современной России. 1985–1994: от Горбачева до Ельцина / В. В. Согрин. – М.: Прогресс-Академия, 1994. – 192 с.*

7. Согрин, В. В. 1985–2005: три превращения современной России / В. В. Согрин // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 3–24.*

8. Травин, Д. Я. Очерки новейшей истории России. Кн. 1 : 1985–1999 / Д. Я. Травин. – СПб. : Норма, 2010. – 365 с.*

9. Шушкевич, С. С. Моя жизнь, крушение и воскрешение СССР / С. С. Шушкевич. – М.: РОССПЭН, 2012. – 470 с.*

Тема 36. Учёные Волгоградского государственного технического университета (из истории технической интеллигенции)

1. История становления и развития вуза.

2. Научные школы университета.

В первом вопросе необходимо отразить наиболее яркие страницы истории вуза, показать, как шло его становление, какие трудности переживал коллектив института, какими достижениями и победами был отмечен его нелегкий путь. Созданный в 1930 году вуз был назван тракторостроительным институтом и первоначально был узкопрофильным учебным заведением, готовящим специалистов с высшим техническим образованием для Сталинградского тракторного завода, а также других тракторных и автомобильных заводов страны, затем переименован в механический институт; в 1963 г. стал политехническим, а в 1993 г. получил статус государственного технического университета.

При раскрытии второго вопроса следует использовать прежде всего книгу «Научные школы Волгоградского государственного технического университета: история становления и развития» (2000 г.). Важно рассказать не только о научных достижениях университетских ученых, а также и о лидерах научных школ, выдающихся ученых.

Список рекомендуемой литературы:

1. Александр Павлович Хардин: научное наследие. Воспоминания коллег, учеников / Отв. ред. Новаков И. А. – Волгоград: Политехник, 2001. – 160 с.*

2. Волгоградский государственный политехнический институт. 50 лет / отв. ред А. П. Хардин. – Волгоград: Нижн.-Волж. кн. изд-во, 1980.*

3. Григорьев, Е. А. Творцы истории вуза : [ректоры вуза в разл. истор. периоды] / Е. А. Григорьев // Политехник. – 2008. – 14 нояб. – С. 3-4.

4. Научные школы Волгоградского государственного технического университета: история становления и развития / под ред. И. А. Новакова, В. И. Лысака. – Волгоград: Издатель, 2000. – 296 с.*

5. 70 лет Волгоградскому государственному техническому университету. 1930–2000. Исторический очерк:/ под науч. ред. И. А. Новакова. – Волгоград, 2000. – 238 с. *

6. Профессора Волгоградского государственного технического университета: научно-биографическое издание / под ред. И. А. Новакова, В. И. Лысака. – Волгоград : Издатель, 2005. – 406 с.*

7. Международная деятельность Волгоградского государственного технического университета : монография / под ред. И. А. Новакова ; ВолгГТУ. – Волгоград : ВолгГТУ, 2012. – 168 с.

8. Труханов, А. Ильинский : первый директор вуза / А. Труханов // Политехник. – 1980. – 30 мая.

9. Архив музея ВолгГТУ.

Тема 37. Становление новой российской государственности (1991–2000)

1. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

2. Становление новой партийно-политической системы.

В 90-е годы Россия вступила в новую стадию реформ, которые охватывали экономику, политическую систему, общественную жизнь, идеологию и культуру. Главной особенностью социально-экономического развития страны в этот период были радикальные экономические реформы (переход от командно-административной системы к рыночной экономике). Руководство России пошло по пути либерального реформаторства, провозгласив в октябре 1991 г. переход к рыночным отношениям. Следует остановиться на основных направлениях социально-экономического реформирования и его проблемах.

Во втором вопросе следует обратить внимание на противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти, остановиться на событиях октября 1993 года, принятии новой Конституции РФ в декабре 1993года, деятельности основных политических партий и движений, парламентской борьбе в 90-е годы.

Список рекомендуемой литературы:

1. Бутенко, А. П. 15 лет перемен в России: достижения и разочарования / А. П. Бутенко // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 1. – С. 46–61.*

2. Гайдар, Е. Т. Развилки новейшей истории России / Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс. – СПб.: НОРМА, 2011. – 166 с.*

3. Ельцин, Б. Н. Исповедь на заданную тему / Б. Н. Ельцин. – М.: Человек,1990. – 191 с.

4. Коргунюк, Ю. Г. Становление партийной системы в современной России / Ю. Г. Коргунюк. – М.: ИНДЕМ, МГПУ, 2007. – 543 с.

5. Пуляев, В. Т. Россия в историческом пространстве: современный вектор ее общественного развития / В. Т. Пуляев // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 3-4.*

6. Согрин, В. В. 1985–2005: три превращения современной России / В. В. Согрин // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 3–24 . *

7. Феофанов, К. А. Современное мировое сообщество и взаимодействие цивилизаций / К. А. Феофанов // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 6. – С. 3–15.*

Наши рекомендации