II. Формирование правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях
После формирования правильного артикуляторного уклада звука в процессе выполнения артикуляторных упражнений вырабатывается автоматизм его произношения в различных фонетических условиях. Реализацию автоматизма произношения вновь сформированного звука во всех вариантах дефектного произношения рекомендуется начинать со структуры слогов ГС (гласный—согласный), а затем СГ (согласный—гласный). Такая последовательность работы обусловлена тем, что в структуре слога типа СГ составляющие его звуки по своим артикуляторно-акустическим признакам слиты между собой таким образом, что могут не содержать всех фаз артикуляции (экскурсии, выдержки, рекурсии). Коартикуляция еще более усиливается в тех случаях, когда основные признаки соседних звуков образуются действием разных органов. В структуре слогов типа ГС явление коартикуляции выражено в меньшей степени, и согласный звук в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы (Л. Р. Зиндер).
Рекомендуемая последовательность
речевого материала
для автоматизации звука [С]
1. Автоматизация звука [С] в обратных слогах в сочетании с гласным [У] ([У----С], [УС]):
— автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [УС] с ударением на нем: ус, трус, вкус, капуста, вкусный и т. д.;
— автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [УС] без ударения на нем: уснул, устал, успех, фокус, парус, автобус и т. д.;
— автоматизация звука [С] в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом [УС] с ударением и без ударения на нем: Круглый арбуз. Вкусная капуста. Усталый ребенок уснул. Белеет парус вдалеке. И т. д.
2. Автоматизация звука [С] в обратных слогах в сочетании с гласным [О] ([О---С], [ОС]):
— автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [ОС] с ударением на нем: нос, рос, мост, хвост, воск, оспа и т. д.;
— автоматизация звука [С] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ОС] с ударением на нем: Вот пес. У дятла острый нос. Береги нос в мороз. Уходи мороз — март тепло принес. И т. д.
3. Автоматизация звука [С] в обратных слогах в сочетании с гласным [А] ([А---С], [АС]):
— автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [АС] с ударением на нем: таз, нас, вас, квас, астра, каска, маска, паста, ананас и т. д.;
— автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [АС] без ударения на нем: остатки, доска, костер, голос, волос и т. д.;
— автоматизация звука [С] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [АС] с ударением и без ударения на нем: На клумбе астры. У Вани громкий голос. Остатки доски кинули в костер. И т. д.
4. Автоматизация звука [С] в слогах в сочетании с гласным [Ы] ([Ы--—С], [ЫС]):
— автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [ЫС] с ударением на нем: мыс, быстро, выступ, выставка и т. д.;
— автоматизация звука [С] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ЫС] с ударением на нем: Автомобиль едет быстро. Папа выслал ботинки. По полю рыскал волк. И т. д.
Автоматизация звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, а затем к предложению, с тем чтобы быстрее и естественнее ввести звук в данной структуре слога в различный по своей сложности контекст. После достижения автоматизма произношения звука поочередно с различными гласными в структуре слога типа ГС звук также автоматизируется в речевом материале, включающем структуру слога СГ.
III. Формирование интонационной выразительности речи
Поскольку фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов (звукопроизношения и просодики) и поскольку у детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительности речи.
Проведению этой работы предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают детей к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.
Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.
Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры: //, ///, ////, // //, // // // //, /// ///, //// ////, /. U/, //, //, /U/U и т. д., где / - громкий, а и — тихий удар.
УПРАЖНЕНИЯ для развития ритма
Восприятие ритма
1. Прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т. д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
2. Прослушать серии простых ударов (// // // //, /// ///, //// //// и т.д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
3. Прослушать серии акцентированных ударов (/UU/, / /, //UU// и т. д.). Определить, сколько и какие удары были представлены, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
Воспроизведение ритма
1. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные изолированные удары.
2. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные серии простых ударов.
3. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, серии акцентированных ударов.
4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).
5. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).
Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи строится с учетом современных лингвистических представлений об интонации. Любое высказывание, независимо от его длительности, оформлено фонетически как некое целое. Звуковым средством, помогающим оформить высказывание таким образом, является интонация, которая имеет объективное лингвистическое значение.
Интонация складывается из нескольких компонентов: частоты основного тона голоса (мелодики), интенсивности (фразового ударения), длительности (темпа), паузы и тембра. Эти акустические характеристики интонации взаимодействуют между собой, выполняя при этом различные функции.
Мелодика служит, во-первых, средством членения речевого потока и, во-вторых, средством для связывания отдельных его частей. Более чем другие компоненты интонации, мелодика определяет коммуникативный тип предложения.
Выделение какой-либо части высказывания является функцией другого компонента интонации — интенсивности. Выделить можно любую часть высказывания в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть. Такое участие интенсивности в оформлении высказывания связывают с логическим ударением.
Длительность (темп) как компонент интонации характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой и обусловлена содержанием высказывания, функцией составляющих его слов: служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные; среди знаменательных медленнее произносятся слова, несущие основную смысловую нагрузку.
В оформлении высказывания важную роль играет и пауза, употребляемая в речи, во-первых, для отделения одной синтаксической единицы от другой, во-вторых, для выражения связи между ними и, в-третьих, для передачи того или иного эмоционального оттенка.
Одним из компонентов интонации, служащих только для выражения ее эмоционального аспекта, является тембр (чистота, яркость звучания голоса) (Е. А. Брызгунова, Л. Р. Зиндер, Н. Д. Святозарова и др.).
С учетом вышесказанного логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами интонации, а формирование интонационной выразительности проводится в такой последовательности: 1)от обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур; 2) от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи; 3) от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале; 4) от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.
Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.
I ЭТАП. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи
В задачи этого этапа входит:
— показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что
интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;
— познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется в пяти направлениях.
1. Формирование общих представлений об интонационнои выразительности речи
Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз — без интонационного оформления текста, второй — выразительно, с интонационным оформлением.
Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.
2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Логопед произносит предложение с повествовательной Интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так: . Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.
Логопед говорит о том, что на письме в конце таких предложений становится точка. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это — точка, точка-одиночка». После знакомства со знаком предлагается выделить из текста повествовательные предложения, поднимая карточку с точкой. Примерный текст:
Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.
Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встретится в тексте.
3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически так: .
Два цвета
Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак ?. Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:
Это — кривоносый
Вопросительный знак,
Задает он всем вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.
Примерный текст:
Хомяк
Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит, не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.
Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.
4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:
— Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)
— Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)
— Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.
Затем детям снова последовательно показываются картинки с заданием назвать слово, соответствующее данной картинке. Логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» Логопед напоминает детям, что восклицательно можно произнести и целое предложение, при этом уточняет, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем немного понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом: .
Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицательной интонации предлагается знак !. Заучивается стихотворение про восклицательный знак:
Чудак — восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!»
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.
Примерный текст:
Самый важный
«Я самый важный! Я всех бужу», — говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу!» — говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», — говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»
Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.
5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи
Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком.
Примерный текст:
Сорока и мышь
— Мышка-трусишка, ты треска боишься?
— Ни крошечки не боюсь!
— А громкого свиста?
— Ни капельки не боюсь!
— А страшного рева?
— Нисколечки не боюсь!
— А чего же ты боишься?
— Да тихого шороха.
Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.
II ЭТАП. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
В задачи этого этапа входит:
— формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;
— дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи.
В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диапазона голоса, развития его гибкости, модуляции.
УПРАЖНЕНИЯ
для развития силы голоса
1. Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса):
У---У АУ--- АУИ---- УЗО---
О----О АИ---- ОУИ--- УЗА---
А---А ОИ--- ОУА--- АЗУ---
И--—И УА--- УЭИ--- УЗУ---
Э---Э
3---3
2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция — шепот — тихо — громко):
3. Ослабление голоса (громко — тихо — шепот — беззвучная артикуляция):
4. Ослабление голоса, но без паузы:
5. Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе:
6. Усиление голоса с увеличением длительности звучания:
7. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:
8. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:
9. Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса:
10. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:
понедельник, вторник — беззвучная артикуляция;
среда, четверг — шепот;
пятница, суббота — голос средней силы;
воскресенье — громко;
суббота, пятница — голос средней силы;
четверг, среда — шепот;
вторник, понедельник — беззвучная артикуляция.
Произнесение предложений с изменением силы голоса:
мама УШЛА домой.
МАМА ушла домой.
11. «Эхо».
Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы — тихим. Затем группы меняются ролями.
В лесу кричу: «Ау! Ау!»
А мне в ответ: «Ау! Ау!»
Горе кричу: «Ау! Ау!»
Гора в ответ: «Ау! Ау!»
12. «Игра на пианино».
Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.
Ударяй тихонечко: стук — стук — стук (тихо), И тогда услышишь ты нежный звук (тихо). Ударяй сильнее: стук — стук — стук (громко), И тогда услышишь громкий звук (громко).
13. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.
А сова — все ближе, ближе (голосом средней силы), А сова — все ниже, ниже (голосом средней силы) И кричит (громко) В тиши ночной (тихо): Поиграй, дружок, со мной! (громко)
(С. Маршак)
Была (голосом средней силы) тишина, тишина, тишина... (тихо) Вдруг (громче) грохотом (еще громче) грома (громко)
сменилась она (голосом средней силы). И вот уже дождик (голосом средней силы) тихонько (очень тихо) — ты слышал? (тихо)
Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).
(А. Барто)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок (тихо).
Но подул вдруг ветерок —
Закружился наш снежок (громче).
Пляшут все пушинки.
Белые снежинки (громко).
Сто ребят и сто девчат
Все лежат и все молчат (очень тихо).
Ты лежишь и я лежу... (тихо)
Муха села мне на палец
И спросила: «Вы проспались?» (громко)
Пальцем муху я ловлю... (громко)
Засыпаю (тише).
Сплю (тихо).
Вдруг все громче голоса:
«Ой, оса! Летит оса!
Вон у Витьки на носу!
Ну, ловите же осу!» (громче)
Все несутся за осой,
Витя прыгает босой.
Сто ребят и сто девчат
Все хохочут и кричат.
Настоящий тихий час! (громко)
Улетела прочь оса,
И замолкли голоса (тише).
Сто ребят и сто девчат
Все лежат и все молчат (тихо).
Тихо тикают часы.
Это сон насчет осы?
Я осу во сне ловлю...
Сплю... (очень тихо).
(А. Барто)
УПРАЖНЕНИЯ
Для развития высоты голоса
Развитие высоты голоса осуществляется с помощью подражания звучанию различной высоты, а также движений рук и графических изображений.
1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков.
2. Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух и трех звуков.
3. Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.
4. «Укачивание» (имитация укачивания ребенка,куклы).
5. «Ступеньки».
6. Проговаривание стихотворений с изменением высоты голоса.
(С. Маршак)
7. «Вопрос — ответ». Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.
— Ну, Весна, как дела? (высоко)
— У меня уборка. (низко)
— Для чего тебе метла? (высоко)
— Снег мести с пригорка. (низко)
(О. Высотская)
— Это кто? Это кто
По дороге скачет? (высоко)
— Это наш озорной Непоседа-мячик. (низко)
— Где купили вы, синьор, Этот красный помидор? (высоко)
— Вот невежливый вопрос:
Это собственный мой нос! (низко)
— Был сапожник? (высоко)
— Был. (низко)
— Шил сапожки? (высоко)
— Шил. (низко)
— Для кого сапожки? (высоко)
— Для пушистой кошки. (низко)
— Почему корова эта Маленького роста? (высоко)
— Это же - ребенок, Это же — теленок, (низко)
(А. Шибаев)
8. Пропевание знакомых мелодий без слов с изменением высоты голоса.
9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в такой последовательности: 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале; 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.
Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.